Автор: Скок Валентина Михайловна
Должность: Учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Мглинская СОШ №1"
Населённый пункт: Брянская область
Наименование материала: технологическая карта урока
Тема: Пирамида
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока геометрии
Класс: 10
Учитель: Скок Валентина Михайловна, МБОУ «Мглинская СОШ №1»
Тип урока: формирование новых знаний и умений;
Тема урока: Пирамида.
Базовый учебник: Л.С.Атанасян.
Цели урока: Познакомить учащихся с понятием «пирамида» и ее основными
элементами.
Рассмотреть основные виды пирамид.
Научить учащихся применять формулы для вычисления площадей
поверхностей пирамид при решении задач.
Задачи:
Обучающие:
- ввести понятие – пирамида;
- рассмотреть основные элементы пирамиды;
- вывести формулу для нахождения боковой и полной поверхности пирамиды.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес учащихся через творческую активность, иссле-
довательскую деятельность; логическое, образно-пространственное мышления уча-
щихся.
Воспитательные:
- развивать эмоционально-положительное отношение к изучению геометрии;
- воспитывать культуру графического труда.
Планируемые результаты обучения:
Предметные результаты:
Знать:
- какой многогранник называется пирамидой;
- основные элементы пирамиды;
-основные виды пирамид;
-формулу площади боковой поверхности пирамиды и площади полной поверхности.
Уметь:
- применять, полученные знания при решении задач;
Личностные результаты:
- ответственное отношение к учению;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, пони-
мать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений,
рассуждений;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность и готовность вести диалог с другими людьми в процессе совместной дея-
тельности.
Метапредметные результаты:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации;
- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий
с учётом конечного результата;
- использовать общие приёмы решения задач;
- использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для
иллюстрации, интерпретации, аргументации.
Используемые элементы образовательныхтехнологий: проблемного обучения, ИКТ,
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая;
Структура и ход урока
Этап урока
Действия учителя
Действия учащегося
Используе-
мый ресурс
Формируе-
мые УУД
1.Органи-
зационный
(1 мин).
Приветствует учени-
ков, предлагает приго-
товиться к уроку.
Приветствуют учите-
ля, готовятся к уроку.
Планирова-
ние учеб-
ного со-
трудниче-
ства с учи-
телем и
сверстни-
ками
2. Актуали-
зация зна-
ний
(4 мин)
Перед вами на слайде
представлены изобра-
жения, распределите
их на две группы.
Какие изображения
вы отнесли к первой
группе?
Какие вы отнесли ко
второй группе?
Как называются
объекты первой груп-
пы?
Учитель просит сфор-
мулировать тему и
цели урока.
I группа: 1,5,6,7,9
II группа:2,3,4,8,10
Пирамиды
Формулируют тему и
цели занятия.
слайд 1
Подведе-
ние под по-
нятие, ана-
лиз, синтез,
обобщение.
Прогнози-
рование
своей дея-
тельности.
Умение
слушать и
вступать в
диалог.
3.Изучение
нового
материала
(18 мин)
Учитель просит уча-
щихся попробовать са-
мим сформулировать
определение пирами-
ды.
Учащиеся самостоя-
тельно формулируют
определение пирами-
ды.
Презентация
«Пирамиды»
(слайды 1-7)
Поиск и
выделение
необходи-
мой инфор-
Что это за многогран-
ник?
У кого-то это слово
ассоциируется с Еги-
петскими пирамидами,
но монументальные
сооружения созданные
человеком встречают-
ся и в Центральной
Америке, на фоне ги-
малайского хребта вы-
деляется пирамидаль-
ное образование, со-
зданное природой, пи-
рамидальная форма
широко используется
в архитектуре, напри-
мер во Франции, в
Германии.
Мы с вами рассмот-
рим пирамиду с мате-
матической точки зре-
ния.
Работа с карточками.
Перед вами на
карточках, изображе-
ны три произвольные
пирамиды (треуголь-
ная, шестиугольная,
четырехугольная), за-
полните таблицу.
В процессе заполне-
ния у учащихся долж-
на возникнуть
проблемная ситуация
(что такое высота и
апофема). Учитель
вводит понятие высо-
ты и апофемы.
Продолжите предло-
жения
1)
Площадью
полной поверхности
Учащиеся заполняют
таблицу (приложе-
ние1).
Учащиеся выполняют
задание 2 из приложе-
ния 1
Презента-
ция, слайды
8-9.
Карточки с
изображени-
ем пирамид
Презента-
ция, слайды
10-12.
Презента-
ция, слайд
13.
мации.
Постановка
цели учеб-
ной задачи.
Поиск и
выделение
необходи-
мой инфор-
мации.
Структури-
рование
знаний.
Анализ
объектов.
пирамиды называет-
ся…
2)
Площадью
боковой поверхности
пирамиды называет-
ся…
Учитель проверяет
ответы учащихся, зна-
комит с формулами
площадей боковой и
полной поверхности
пирамиды.
Учитель обращает
учеников к слайду 4.
Какова особенность
пирамиды?
Вводится понятие
усеченной пирамиды.
Учащиеся записывают
формулы площадей в
тетради
S полной поверхности
= Sбок + Sосн
Правильная пирами-
да: Sбок пов = 1/2 P
h
Р – периметр основа-
ния,
h - апофема
Ученики замечают то,
что она усеченная.
Презента-
ция, слайды
4 и 14.
4.
Закреплен
ие
изученного
(18 мин)
Решение задач
В основании пирами-
ды Хеопса – квадрат
со стороной 230 м,
тангенс угла наклона
боковой грани к осно-
ванию равен 1,2.
Найти высоту самой
высокой египетской
пирамиды, если осно-
вание ее лежит в цен-
тре квадрата. (отв:
138)
Сторона основания
правильной четырех-
Учащиеся решают за-
дачи .
Планирова-
ние своей
деятельно-
сти для ре-
шения по-
ставленной
задачи,
контроль
полученно-
го ре-
зультата,
коррекция
полученно-
го ре-
зультата,
угольной пирамиды
равна 16, боковые ре-
бра равны 10. Найдите
площадь боковой по-
верхности этой пира-
миды. ( отв: 192)
Найти площадь по-
верхности правильной
четырехугольной пи-
рамиды, стороны
основания которой
равны 24 и высота
равна 5. (Отв 1200)
Устная работа – зада-
ние на внимательность
Сколько граней, бо-
ковых ребер у n-уголь-
ной пирамиды?
Какое наименьшее
число граней может
иметь пирамида?
Высота пирамиды рав-
на 3 см. Чему равно
расстояние от верши-
ны пирамиды до плос-
кости основания?
Боковые ребра тре-
угольной пирамиды
равны 7 см, 12 см, 5
см. Одно из них пер-
пендикулярно к плос-
кости основания. Чему
равна высота пирами-
ды?
Учащиеся отвечают
на вопросы.
саморегу-
ляция.
Коллектив-
ное обсу-
ждение
проблем
(при необ-
ходимости)
.
5. Подведе-
ние итогов
урока
(3 мин)
Учитель предлагает
учащимся продолжить
следующие предложе-
ния
Рефлексия: продолжи-
те предложения.
Сегодня я узнал но-
вое…
На уроке мне приго-
дились знания…
Для меня было слож-
но…
Построе-
ние речево-
го выска-
зывания в
устной
форме, ре-
флексия
На уроке мне понра-
вилось…
способов и
условий
действия.
Адекватное
понимание
причин
успеха
(неуспеха)
в учебной
деятельно-
сти.
Контроль и
оценка сво-
ей деятель-
ности.
6.Домашне
е задание.
(1 мин)
С – 62, п28, п29,
№239, №241, №243
Приложение 1
1.
Заполните таблицу
основание:
основание:
основание:
боковые грани:
боковые грани:
боковые грани:
вершина:
вершина:
вершина:
боковые ребра:
боковые ребра:
боковые ребра:
высота:
высота:
высота:
апофема:
апофема:
апофема:
2. Продолжите предложения
1.
Площадью полной поверхности пирамиды называется…
2.
Площадью боковой поверхности пирамиды называется…