Напоминание

Особенности речевого развития дошкольников 3-4 лет.


Автор: Халдеева Надежда Игорьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ- детский сад № 40 "Березка"
Населённый пункт: г. Серпухов Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Особенности речевого развития дошкольников 3-4 лет.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Особенности речевого развития дошкольников 3-4

лет.

Наиболее благоприятным периодом для усвоения речи является младший

дошкольный возраст. В этот период повышается речевая активность,

удлиняются и усложняются речевые высказывания, превращаясь в рассказы,

накапливается словарь, совершенствуется их грамматическое оформление,

возрастает роль речи как средства регулирования поведения.

Так же в этом возрасте детская речь продолжает активно развиваться. Дети

четвёртого года жизни начинают делать умозаключения, могут рассуждать о

предметах и окружающих их явлениях, интересуется миром людей и вещей,

им интересно общаться с близкими и с посторонними людьми. Наступает

пора вопросов, ответы на которые, малыш в силу своего возраста, иногда не в

состоянии дослушать до конца.

Ребята хорошо знают и правильно называют предметы ближайшего

окружения: игрушки, посуду, одежду, мебель, предметы быта. Начинают

использовать прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки

монологической речи. Дети могут с небольшой помощью взрослых передать

содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшой стих.

Развитие речи у детей 3-4 лет происходит особенно быстро. Как правило,

ребёнок к 3-м годам почти усваивает свой родной язык. Активный словарь

малышей от3-х до 4-х лет растёт буквально не по дням, а по часам, примерно

до 100 новых слов за месяц. Если в три года ребёнку для общения достаточно

нескольких сотен слов, в четыре года эта цифра достигает 1,5-2 тысячи слов.

Так же надо помнить, что в семье для повседневного общения взрослыми

используются в среднем от3-х до 5-ти тысяч слов.

Быстро улучшается звуковое оформление слов, более развёрнутыми

становятся фразы. Но не все дети имеют одинаковый уровень речевого

развития: некоторые к трём годам правильно и чисто произносят слова;

другие говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят слова;

третьи говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят отдельные

звуки. Наиболее явными ошибками являются пропуск и замена звуков,

перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры.

Многие специалисты в шутку говорят, что дети в этом возрасте молчат,

только когда спят. То есть в речевом плане они безумно активны. Но не

всегда родители могут определить, нормально ли развивается речь их крохи.

Вдруг он говорит мало? Вдруг он слишком нечетко произносит звуки? Для

ориентира,

кроме

вышеперечисленных

умений,

можно

обратиться

к

примерным возрастным речевым нормам. Дети к 3–4 годам уже накопили

некоторый жизненный опыт и багаж знаний о предметах и явлениях, поэтому

могут рассуждать и делать простые выводы. Ребенок уже знает и называет

свою фамилию, имя и отчество, имена родителей, друзей. Может так же

называть и обобщать в группы все известные ему предметы С удовольствием

повторяет за взрослыми слова и предложения. Может представлять простые

образы. Если малыш пока может не все из перечисленного, возможно, ему

просто не хватает родительского внимания, которое стоит направить на

коррекцию конкретных показателей речи.

Речь детей трех лет однотипна. Все глаголы они произносят в настоящем

времени. Понятие ребенка о прошлом или будущем ещё ограничено.

Предложения похожи друг на друга: на первом месте подлежащее, потом

сказуемое¸ затем дополнение. Малыши легко воспринимают простые

предложения. В этом возрасте у детей появляется особый интерес к словам.

Малыши пытаются установить значение слов, их происхождение, создают

свои слова (кружинка вместо пружинка). Ребенка привлекают звуковое

оформление слов, и он даже пытается исправлять плохо говорящих

сверстников, хотя ещё не может определить, какой звук или часто в слове

произнесено неправильно.

Проблема развития речи детей младшего дошкольного возраста приобретает

свою актуальность в связи с психофизиологическими особенностями

развития ребенка в этот период, в виду сензитивности речевого развития.

Именно в этом возрасте ребенок наиболее чувствителен к восприятию речи

окружающих, а также к влиянию разных факторов со стороны внешней и

внутренней среды, следовательно, данный возраст является особенно

продуктивным для речевого развития ребенка.

Образовательная

программа

дошкольного

учреждения

строится

в

соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом.

Одним из направлений ФГОС ДО в дошкольном учреждении является

речевое развитие, включающее в себя ориентированность на овладение

детьми речью, как средством культуры и общения, развитие грамматической

стороны,

обогащение

словарного

запаса,

развитие монологической

и

диалогической речи, ее связности.

В дошкольном возрасте речь играет основную роль в развитии высших

психических функций ребенка, она напрямую связана с развитием и

формированием таких процессов как мышление, память, восприятие,

внимание,

воображение.

Речь

тесно

связана

с

развитием

мыслительных процессов: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения,

умозаключения, т. е. чем выше будет уровень развития речи, тем качественно

выше будет интеллект ребенка. В возрасте 3-4 лет у детей наблюдается

переход от чувственного опыта к обобщенному познанию, это происходит в

результате перестройки восприятия, которое качественно меняется под

влиянием

речевого

развития.

Внимание

становится

произвольным,

прекращая подчиняться законам ориентировочного рефлекса. Таким образом,

речь и ее развитие находится в тесной взаимосвязи со всеми психическими

процессами ребенка, и потому очень важно способствовать ее развитию

именно в период 3-4 лет, наиболее благоприятный и пластичный для ребенка.

Нормы речевого развития в 3-4 года :

• Активный словарь составляет 1500-2000 слов.

• Проблемы с произношением свистящих и шипящих звуков .

• Персеверации в слогах слов (невеста – венеста, тюльпаны-пальтюны,

математика – темаматика и т. д., также путаница в звуках (самолет –

фамает)

• Путаница с местоимениями, окончаниями слов (мой мама, моя папа, Эля

принес игрушку, хочу выпить вода и т. д.)

• Неумение создавать полные, логически завершенные рассказы.

• Активный интерес к заучиванию, слов, стихотворений, к рифмованию слов.

Таким образом, в 3-4 года с нормальным речевым развитием ребенок должен

уметь:

• Называть свое имя, фамилию, отчество.

• Называть имена родственников, друзей и знакомых.

• Описывать увиденную ситуацию.

• Пересказывать сюжеты сказок и мультфильмов.

• Называть признаки и свойства предметов.

• Называть действия .

• Обобщать предметы .

• Изменять громкость голоса, голоса, говоря тихо и громко.

• Говорить простыми предложениями, переходя к сложным.

Основные направления работы по развитию речи во второй младшей группе

следующие:

Развитие образной речи

Расширение словарного запаса детей

Развитие звуковой культуры речи

Развитие грамматического строя речи

Развитие связной речи (монологической и диалогической)

Основные формы работы – это организация образовательных ситуаций и

ситуаций общения. Воспитатели организуют образовательные ситуации

– рассматривание картин, игрушек, чтение сказок и рассказов, разучивание

стихотворений.

Целью

является обучение

детей

умению

составлять

рассказы, рассказывать и обыгрывать сказки, умение задавать вопросы и

пересказывать услышанное содержание, составлять собственный рассказ на

основе прослушанного содержания. Данную образовательную ситуацию

организуем в любой режимный момент – утром, вечером, во время прогулки

с одним или несколькими детьми. Одну ситуацию повторяем несколько раз

с разными детьми. Ситуации общения чаще возникают спонтанно, при этом

воспитатели видят и поддерживают такие ситуации. Стараются уловить

смысл высказывания ребенка, состоящего часто из одной или двух

коротеньких фраз, и своими вопросами побудить малыша к диалогу или

более полному высказыванию.

Воспитание звуковой культуры речи.

Работа

по

воспитанию

звуковой

культуры

речи

включает

развитие

артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового

восприятия. Для развития артикуляционного аппарата можно использовать

артикуляционную

гимнастику,

звукоподражательные

слова,

голоса

животных. (например, дать ребёнку музыкальные инструменты-дудочка и

колокольчик, дудочка дудит «ду-ду», колокольчик звенит «динь-динь»;

корова мычит и т.д.). Для развития силы голоса можно попросить ребёнка

громко помяукать (мама кошка) и тихо (котятки).

Развитие словарного запаса.

Огромное

внимание в словарной работе уделяется обогащению

активного

словаря

на

основе

знаний

и

представлений

ребёнка

об

окружающей жизни. Таким образом, ребёнку необходимо показать, что

каждый предмет, его свойства и действия имеют названия.

Далее от называния видимых и ярких признаков ( формы, цвета,

величины) можно переходить к перечислению свойств, внутренних качеств

предмета, характеристике .

У детей 3-4 лет формируются понимание и употребление обобщающих

понятий, развивается умение сравнивать предметы, соотносить целое и его

части .

При

рассматривании

предметов

ребёнка

можно

познакомить

с

многозначными словами.

В целом словарная работа направлена на то, чтобы подвести ребёнка к

пониманию значения слова, обогатить его речь смысловым содержанием.

Формирование грамматического строя речи.

В развитии грамматического строя речи занимает развитие понимания и

использования в речи грамматических средств и активный поиск ребёнком

правильной формы слова.

Использование пространственных предлогов подводит ребёнка к

употреблению падежных форм (в шкафу, на стуле, за диваном, под столом,

около кровати).

Играя

с

ребёнком

в

игру

«Чей

голос?»

(воробей чик-чирик-

чирикает, утка кря-кря-крякает,

лягушка ква-ква-квакает) знакомим

со

способами

образования

глаголов.

На

материале

названий

игры

на

музыкальных инструментах ребёнку показывается способ образования

глаголов с помощью суффиксов (на барабане-барабанят, на дудочке-дудят, на

трубе- трубят, а на гитаре и гармошке играют). «Что будет делать зайчик,

если возьмёт в руки барабан? Дудочку? Трубу?» -такие вопросы подводят

малыша к пониманию, что игра на музыкальных инструментах – это

действие, имеющее своё название.

Различные способы образования глаголов можно закрепить в играх «Кто

больше

назовёт

действий?»

«Кто

что

делает»,

«Что

делают

на

музыкальных инструментах?», «Какие профессии ты знаешь? Что делает

учитель? Строитель?». Такие игры можно проводить и на улице, спрашивая

ребенка о временах года, о знакомом ребёнку окружении.

В работе над синтаксисом речи, необходимо развивать умение строить

разные типы предложений – простые и сложные. Использование игровых

моментов помогает ребёнку заканчивать предложение, начатое взрослым.

Также можно предложить ребенку картинки, а он будет называть действия

персонажей, видимые и воображаемые.

Таким

образом,

взаимосвязь

всех

сторон

речи

является

предпосылкой развития связной речи.

Развивать связную речь ребёнка можно при пересказывании литературных

произведений, рассказыванию по картине, игрушке.

Поэтому, побуждая ребенка к постоянным словесным высказываниям,

создавая специальные условия для организованного развития, можно достичь

высоких результатов в речевом развитии дошкольника, что существенно

повлияет на развитие всех психических процессов и облегчит процесс

социализации ребенка.



В раздел образования