Напоминание

"Родная сторонка"


Авторы: Бутенко Татьяна Степановна, Творческий Коллектив Педагогов
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 93 общеразвивающего вида"
Населённый пункт: город Сыктывкар, Республика Коми
Наименование материала: Проект
Тема: "Родная сторонка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 93 общеразвивающего вида»

г. Сыктывкар, Республика Коми

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияние, нет

способности, которая находилась бы в прямой зависимости от непосредственно

окружающего ребенка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени.

Среди нее ребенок будет жить - развиваться собственно самодовлеющей жизнью, его

духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…

Е. И. Тихеева

Основание для разработки. Проблема.

Современный детский сад - это место, где ребёнок получает первоначальный опыт

коммуникативных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее

важных для его развития сферах жизни, а его развивающая среда призвана обеспечивать

реализацию

образовательной

программы,

учитывать

национально-культурные,

экологические,

климатические

условия,

в

которых

осуществляется

образовательный

процесс и должна соответствовать возрастным возможностям детей.

Для нашей многонациональной Республики Коми, государства и общества важно,

чтобы юные граждане России выросли уважающими культуру, природу и язык своего

народа. Каждому этносу необходимо передать своё многовековое наследие молодому

поколению.

В

настоящее

время

в

дошкольной

педагогике

уделяется

огромное

внимание

этнокультурному образованию и экологическому воспитанию детей. Одно из важнейших

условий для их формирования – это непосредственное наблюдение детей за объектами и

явлениями в природе. Поэтому необходимо предоставить детям возможность общаться с

живой природой и наблюдать за растениями и животными, при этом по возможности

сделав так, чтобы среда соответствовала и стилю. Растения, которые будут произрастать

на участках, и этнические персонажи которые будут их окружать, могут предоставить

детям богатейший познавательный материал, а педагогу возможности для реализации

полноценного экологического и этнокультурного воспитания.

В этом особое место и большое подспорье занимает дизайн развивающей предметной

среды. Именно он оказывает значительное воздействие на формирование этнокультурной

и экологической идентичности и т.д.

МБДОУ

«Детский

сад

93

общеразвивающего

вида»

начал

функционировать

в

далёком

1973

году,

поэтому

нам

пришлось

убрать

с

участков

всё

устаревшее

оборудование.

В

нём

по

возможности

созданы

все

необходимые

условия

для

гармоничного развития детей. Это большой островок зелени среди асфальта и бетона

близлежащих Сыктывкарских улиц и современных многоэтажек.

До недавнего времени на оформление участков ДОУ не обращали должного внимания.

Обычно приходилось наблюдать типичный комплект оборудования игровых площадок.

Но

в

условиях

введения

Федеральных

государственных

образовательных

стандартов

дошкольного

образования

вопрос

создания

предметно-развивающей

среды

ДОУ

на

сегодняшний

день

стоит

особо

актуально.

Для

решения

поставленной

проблемы

педагоги, воспитанники совместно с родителями разработали проект «Родная сторонка».

Мы решили вплотную заняться благоустройством территории группы и прилегающей в

ней экологической территории.

Цель.

благоустройство и озеленение территории, создание комфортной ландшафтной зоны для

осуществления

экологического

и

этнокультурного

воспитания

дошкольников,

рациональное

ее

использования

в

соответствии

с

воспитательно-образовательными

задачами, повышение ее привлекательности.

Задачи.

- создание экологически благоприятной среды с использованием этнокультурного

компонента на территории прогулочной площадки и прилегающей к ней экологической

площадкой «В гости к лесу»;

- формирование условий для эффективного экологического образования и

этнокультурного воспитания дошкольников;

- содействие сотрудничеству детей и взрослых, привлечение родителей для создания

комфортной ландшафтной зоны;

- осуществление экологического, этнокультурного и трудового воспитания детей в

процессе ухода за растениями;

Тип проекта: внутренний , педагогический

По доминирующему методу: творческий, практико-ориентируемый;

По характеру участия детей в проекте: участники от зарождения до получения

результата

По количеству участников: фронтальный (администрация, педагоги, родители,

дети,

Предмет

проекта:

совместная

деятельность

педагогов

с

родителями

по

организации

предметно-пространственной

среды

в

ДОО

с

учётом

этнокультурного компонента

Конечный результат.

Преобразование территории прогулочной площадки группы и экологической площадки

«В

гости

к

лесу»

в

пространство

в

этнокультурном

стиле

с

наличием

новых

зон,

привлекательных для детей, предоставляющих детям возможность выбора деятельности,

реализации своих возможностей.

Сроки выполнения проекта.

Апрель 2020 года по Август 2021 года

Составители:

воспитатели

Романчук Ольга Александровна

Бутенко Татьяна Степановна

Безгачева Ирина Александровна

Тьютер/старший воспитатель:

Самарина Ольга Анатольевна

План реализации проекта «Родная сторонка»

1. Организационный этап

1.1

Изучение и анализ материала по истории и стилям ландшафтного дизайна

1.2

Общее собрание коллектива

*определение цели и задач проекта;

*создание творческой группы

1.3

Общее родительское собрание

* информирование родителей об участии в проекте по ландшафтному дизайну;

* привлечение к благоустройству и озеленению территории

1.4

Изучение особенностей территорий прогулочной и экологической площадок

*опрос детей

1.5

Разработка плана озеленения (создание эскиза):

* территории участка группы

* экологический уголок « В гости к лесу»

подбор растений для огорода, цветников.

2. Практический этап

2.1

Приобретение

2.1.1

Приобретение пиломатериалов

2.1.2

Приобретение лакокрасочных изделий

2.1.3

Приобретение и завоз плодородной земли, мелкой щебенки, декоративного

камня,

2.1.4

Приобретение речного песка

2.1.5

Закупка саженцев, рассады

2.2

Изготовление и установка

2.2.1

Разбивка участков, цветников, подготовка почвы.

2.2.2

Изготовление малых форм в этнокультурном стиле на прогулочной площадке

(оборудование на прогулочной площадке мест для спокойных игр, игр с водой и

песком, спортивных и подвижных игр, оборудование для сюжетно – ролевых

игр)

2.2.3

Изготовление учебной зоны со столом и скамейками для проведения занятий на

прогулочной и экологической площадках

2.2.4

Формирование композиции «У пруда» на экологическом участке

2.2.5

Формирование композиции «Лесная полянка» на прогулочной площадке

2.2.6

Формирование композиции «Уральская горка» на экологическом участке

2.2.7

Формирование композиции «Аптека лешего Вöрса»

2.2.8

Покраска игрового оборудования

2.2.9

Высаживание рассады однолетних и многолетних цветов, саженцев

3

Заключительный этап

3.1

Экологические праздники и развлечения

3.2

Детская организованная непосредственно образовательная деятельность

3.3

Акции:

* «Очаровательный сорняк»

* «Трудовой десант»

3.4

Слайд-шоу на родительском собрании: «Итоги реализации проекта»

Критериями положительных результатов выполнения проекта станут:

1. Анализ выполнения поставленной цели и уровня реализации поставленных задач

анализ

2. Готовый продукт.

Алгоритм практического преобразования

развивающей предметно-пространственной среды

в группе, на прогулочной площадке, а также на прилегающей к ней территории.

Шаг 1.Провести оценку прогулочной площадки, определив наиболее проблемные зоны.

Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа

необходимости и материальных возможностей.

Шаг 2. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей в группе.

Шаг 3. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной

среды в течение года.

Составить план - схемы, определив пространственное размещение оборудования в группе

и малых форм на площадке, опираясь на принцип нежёсткого зонирования.

Составить примерную смету расходов на реализацию проекта.

Работа по созданию развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с

разработанными проектами.

ШАГ 4. Итоги работы в рамках проекта. Предварительные результаты.

Шаг 1-й – проведение оценки и анализа существующей РППС прогулочной площадки и

прилегающей к ней территории

Развивающая

предметно-пространственная

среда

прогулочной

площадки

одно

из

условий формирования личности ребёнка.

Она служит для организации различных видов деятельности дошкольников на свежем

воздухе, для их физического развития и укрепления здоровья.

На её территории создана комфортная обстановка с самодельным оборудованием и

оформленная

в

соответствии

с

этнокультурным

компонентом.

Разбит

цветник.

Появившиеся на прогулочной площадке избушка лодка и сани с северным оленем внесли

особый дух.

На

прилегающей

рядом

территории

есть

свободное

пространство

для

организации

экологической тропы.

ПРОБЛЕМА:

- устаревание и недостаточное количество представленных построек;

-отсутствие спортивных снарядов;

- отсутствие объектов для исследования;

- отсутствие места для центра уединения.

Шаг 2. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей в группе. В

группе 25 детей (32 родителя).

Опрос с детьми и родителями:

Вопрос:

«Что

нужно

сделать

для

того,

чтобы

нам

нравилась

наша

прогулочная

площадка?»

Ответы:

Родители – «территория нуждается в дополнительном оформлении цветочных клумб и

построек,

Дети – «хотим спортивные горки и лестницы, чтобы побольше висеть и лазить, скамейки

расставить – можно посидеть и отдохнуть, построить горку и качели-карусели, домик и

песочницу сделать разноцветными».

Шаг 3. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной

среды в течение года.

Составить

план

-

схемы,

определив

пространственное

размещение

малых

форм

на

площадке, опираясь на принцип нежёсткого зонирования.

Составить примерную смету расходов на реализацию проекта.

Работа по созданию развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с

разработанными проектами.

В

соответствии

с

обозначенными

направлениями

на

территории

ДОУ

мы

выделили

несколько зон:

Прогулочная площадка предполагает наличие нескольких зон, привлекательных для

детей и стимулирующих их любознательность.

- игровая;

- спортивная;

- цветник;

- птичья столовая;

- театральная «Поляна сказок»;

*Игровая и спортивная зоны - станет не только развлечением для детей, но и толчком к

развитию

двигательных

навыков

и

умений.

Зоны

игр

с

песком

станет

не

только

развлечением, но и толчком к развитию творческих игр

Свободное рациональное расположение специального оборудования в доступном месте

на игровой площадке даст возможность детям организовать деятельность по интересам.

*Поляна сказок - мы решили организовать поляну сказок, с героями коми эпоса, которая

удовлетворит потребности детей в творчестве.

На небольшой поляне между участками будет установлен деревянный домик, колодец,

скамейка, плетень. Играя на поляне, дети будут рассказывать, и инсценировать сказки,

организовывать игры на разные темы.

*На

веранде

участка,

мы

планируем

хранить

и

устанавливать

при

необходимости

переносную

ширму,

и

будем

использовать

ее

для

организации

театрализованной

деятельности, для этой же цели будут установлены деревянные скамейки

*Птичья столовая - разместим ее в спокойном месте в стороне от игровой и спортивной

зон. Установим домики для птиц и кормушки.

Таким образом, дети будут иметь возможность наблюдать за прилетающими птицами и

заботиться о них.

*Цветники являются источником не только эстетических переживаний для детей, но

также содержат в себе познавательный аспект.

На участке будет располагаться: приподнятая клумба и рабатки вдоль заборчика.

На экологической площадке «В гости к лесу»

- зона травянистых растений «Уральская горка» (цветник)

- зона вода «У пруда»

- зона леса «На лесной опушке»

- зона «Аптека лешего Вöрса»

- зона релаксации;

Для того чтобы наши дети научились разбираться в лекарственных растениях, мы

планируем создать аптекарский уголок растений произрастающих в Республике Коми.

Подбирая растения для «аптеки», мы решали задачи: познакомить детей с

многообразием влияния растений на организм человека, создать оздоровительную зону,

благоприятно влияющую на настроение детей.

*«У пруда» - мы хотим чтобы декоративный пруд, обложенный камнем, «сухой ручей»,

через который можно перебраться по добротному мостику, растения произрастающие

около пруда стали наиболее посещаемым местом на территории нашего сада. Вокруг

расположили сказочных коми персонажей и лягушат.

* Цветники и зона релаксации являются источником не только эстетических

переживаний для детей, но также содержат в себе познавательный аспект.

На участке есть горка, которую мы планируем переделать в композицию «Уральская

горка», с многолетними цветами и травянистыми растениями, которая будет радовать не

только детей, но и взрослых.

*На

«Лесной

полянке»

произрастают

саженцы

деревьев

и

кустарников

которые

произрастают в Республике Коми, работу по дополнению экспозиции мы планируем

продолжать.

ШАГ 4. Итоги работы в рамках проекта. Предварительные результаты.

За первый год реализации проекта творческий коллектив педагогов, детей и родителей

сумел сделать так, что прогулочная площадка и территория, к ней прилегающая, стали

разительно отличаться от других. К работе над проектом по организации РППС были

привлечены более 50 % родителей, что помогло налаживанию взаимодействия с ними.

Даже дети активно включились в работу по изменению группы (приложение

Показатель эффективности проекта

Показатели

эффективности

проекта

мы

будем

определять

в

ходе

наблюдений

за

поведением и деятельностью детей в новых зонах.

Наблюдение за детьми.

Цель: определение степени эффективности использования новых зон и оборудования на

территории ДОУ.

Критерии определения степени эффективности.

1.

Предпочитаемая зона, частота ее использования.

2.

Частота и время использования оборудования.

Таблица выявления степени эффективности на 1 день.

Имя ребенка

Зона

Частота и время

использования

оборудования

Предпочитаемая

Частота

использования

Экспериментатор

будет

наблюдать

за

10

детьми

одного

возраста

в

течение

года

(поквартально): 5 дней в сентябре, 5 дней в январе, 5 дней в апреле и 5 дней в июле.

Данные будут заноситься в вышеуказанную таблицу.

Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей

к

активной

самостоятельной

деятельности.

Каждый

ребенок

выбирает

занятие

по

интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания,

доступностью

и

удобством

размещения

материалов.

Отмечается,

что

воспитанники

меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или

материалов,

поскольку

увлечены

интересной

деятельностью.

Положительный

эмоциональный

настрой

дошкольников

свидетельствует

об

их

жизнерадостности,

открытости,

желании

посещать

группу

детского

сада.

Значительно

возросла

продуктивность самостоятельной деятельности: в течение дня дети создают и выполняют

много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и т. д.

Литература

Зайцева Н. Ф. Рабочая учебная программа по разделу «Краеведение» для детей

старшего дошкольного возраста к программе «Парма». Сыктывкар, 2010.

Любарская А.И. Лесной человек Яг-морт и другие сказки.- Сыктывкар: Коми кн.

изд-во, 2007.

Николаева С.Н. Юный эколог, Мозайка – Синтез,2010г.

О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич

«Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с

Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного

образования». Методические рекомендации для педагогических работников

дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного

возраста – М.: Федеральный институт развития образования, 2014.-96с.

Рыжова Н.А. « Экологическое развитие детей в детском саду»

Рыжова Н.А. «Наш дом - природа», «Волшебница вода». М., 1997 г.

Рыжова Н.А. «Наш дом - природа», «Я и Природа», М., 1996 г.

Рыжова Н.А. «Не просто сказки». – М.: Линка-ПРЕСС, 2002 г.

Рыжова Н.А. «Экологическая тропинка в детском саду» – М.: Линка-ПРЕСС, 2009

г.

Рыжова Н.А. «Экологический паспорт детского сада. Среда, здоровье,

безопасность» – М.: Линка-ПРЕСС, 2009 г.



В раздел образования