Авторы: Павлова Елена Михайловна, Елена Михайловна Павлова
Должность: Инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 3 "Солнышко"
Населённый пункт: город Андреаполь, Тверская область
Наименование материала: Доклад на семинаре
Тема: « Математика в движении. Прогулка с математикой»
Раздел: дошкольное образование
Семинар
ТЕМА: « Математика в движении. Прогулка с
математикой»
Математика в движении
Математическое
развитие
дошкольников
связано
со
многими
факторами.
В
частности,
с
интеграцией,
которая
обеспечивает
возможность представить изучаемый материал в многообразии различных
связей и отношений, способствует «погружению» ребенка в познаваемую
действительность,
активизирует
у
детей
интерес
к
познанию
и
самостоятельность; способствует формированию системности мышления,
умений
комплексного
решения
проблем;
обеспечивает
перенос
освоенного в новые условия.
Заниматься математикой можно даже во время подвижных игр.
Любые знания усваиваются лучше и легче, если во время занятий
задействуется
крупная
и
мелкая
моторика
крошечного
«ученика».
Например, промаршируйте с крохой по комнате сначала на счет «раз-два»,
затем на счет «раз-два-три», а после и «раз-два-три-четыре». Попросите
малыша поднимать ручки на «один», а на «два» - опускать или разводить в
стороны. На счет можно прыгать на двух ножках, приседать, наклоняться
вперед или в стороны. Во время игры с мячиком бросайте или катите его
по полу друг другу, называя числа. То есть вы бросаете и говорите:
«Один!» Малыш бросает мячик обратно и называет: «Два!» Если кроха
уже неплохо считает, попробуйте начинать счет не с единицы, а с любого
произвольного числа. Быстро сообразить, что следует, скажем, за
семеркой - это уже не так просто. А можно точно так же тренироваться в
обратном счете. А вот вам еще одна веселая подвижная забава. Вырежьте
из бумаги разноцветные круги и разложите их на полу. Пусть это будут
цветы, а малыш - маленькая пчелка, собирающая нектар. Теперь бросаем
кубик с точками. Сколько на нем выпало, столько шагов или прыжков
должен сделать малыш по «цветочкам». Если мама или кто-то из
ребятишек присоединится к игре и дорожка будет подлиннее, то можно
даже устроить соревнование. Бросаем кубик и прыгаем по очереди.
Побеждает тот, кто первым доберется до финиша - «улья». Поиграйте с
крохой в «математический» вариант игры «Холодно - горячо». Спрячьте в
комнате игрушку, и пусть малыш" попробует ее отыскать, выполняя ваши
словесные инструкции: «Два шага вперед, один шаг влево, правее, левее,
ниже, выше».
Прогулка с математикой
Заниматься математикой можно даже во время прогулки. Самое
простое, что можно придумать, - это считать определенные встреченные
предметы. Например, легковые машины или грузовые, или все машины
белого цвета, или всех встреченных девочек, или мальчиков. Можно
пересчитать этажи домов, а заодно и определить, что выше - девятиэтажка
или дом в 16 этажей. Почаще проговаривайте, например, такие фразы:
«Посмотри, здесь стоят две красные машины и две синие. Всего - четыре.
В песочнице играют два мальчика и три девочки. Всего пять детей». Так
постепенно освоите и состав числа.
Предложите малышу на прогулке отыскивать «все, чего по два». Это
непросто, но интересно. Скорее всего, сначала вы будете делать это сами,
но постепенно и ребенок поймет смысл игры, будет вам помогать. У
людей по две ноги, вот две синие скамейки у подъезда, а на этой клумбе
растет две розы. В следующий раз ищите предметы, которых по три,
четыре, пять и т. д. Если малыш уже знает цифры и их порядок, вам
подойдет
игра
с
номерными
знаками
автомобилей.
Внимательно
разглядывая номера встреченных по пути машин, нужно отыскать сначала
цифру 1, потом 2, 3 ит. д. Для ребятишек постарше, умеющих или
учащихся считать, хорошим тренажером станет игра «Сколько ног?».
Можно считать ноги у всех встречных людей, животных и птиц: мама с
дочкой -2 + 2 = 4, кошка - 4 + 4 = 8, голубь - 8 + 2 = 10. Интересно, сколько
же ног вам встретится за время прогулки? А свои посчитать не забыли?
Во время прогулки очень удобно знакомиться с понятиями «толстый
— тонкий». Предложите малышу сравнить толщину деревьев во дворе:
если ствол дерева легко обхватить руками, он тонкий; а если обхватить его
не получается, значит, дерево толстое. Везде, где это возможно,
сравнивайте высоту деревьев, кустов, травы, домов, ширину проезжей
части и тротуара, широкого моста и узенького мостика через речушку,
длину скамеек и т. п. Постепенно, через игру, малыш усвоит все эти
понятия.