Автор: Ягупова Светлана Фёдоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ - детский сад № 40 "Берёзка"
Населённый пункт: Московская область, г. Серпухов
Наименование материала: Статья
Тема: "Современные проблемы развития речи дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Современные проблемы развития речи дошкольников
.
Ягупова С.Ф., воспитатель МБДОУ – детского сада № 40 «Берёзка», г.
Серпухов Московская область.
«Прекрасная сама по себе детская речь имеет, кроме того, научную
ценность, так как, исследуя ее, мы тем самым открываем причудливые
закономерности детского мышления».
К. И. Чуковский.
Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают
широкие возможности общения друг с другом. Сначала дадим определение,
что такое слово, речь, язык, общение и культурные нормы. Слово – это
средство общения между людьми, способ обмена информацией. Речь –
средство передачи мыслей и чувств. Общение – это способ жизни человека.
Культура нормы – это привычки, обычаи, традиции, нравы, законы, табу.
Задумывались вы над тем, что означает слово «язык»?
Один человек говорит, другой слушает и понимает его. Вы читаете
книгу, газету, журнал и вы понимаете, что написано. С помощью слов, устно
или письменно, человек выражает свои мысли, передает другим. И это
происходит благодаря языку. Однако на появление и становление речи
природа отводит человеку очень мало времени – ранний и дошкольный
возраст. В этот период создаются благоприятные условия для развития речи,
закладывается фундамент для письменных форм речи – чтения и письма, и
последующего речевого и языкового развития ребенка.
Роль
развития
речи
ребенка
в
дошкольном
возрасте
трудно
переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти,
мышления,
совершенствует
все
виды
детской
деятельности
и
«социализацию»
ребенка.
В
психологических,
лингвистических,
психолингвистических исследованиях детской речи таких ученых как
Выготский Л.С., Запорожец А.В., Лисина М.И., Шахнарович А.М., Жукова
Н.С., Филичева Т.Б., было доказано, что любое нарушение в ходе развития
речи отражается на деятельности и поведении детей.
В современном дошкольном образовательном учреждении уделяется
немало внимания развитию речи детей. Для речевого развития старших
дошкольников характерен довольно большой и разнообразный словарный
запас, который продолжает расширяться, завершается в основном этап
усвоения
грамматической
системы
языка.
Задачами
развития
речи
продолжают являться обогащение словаря, формирование грамматически
правильной речи, воспитание звуковой культуры речи, развитие связной
1
речи. Все эти задачи достаточно успешно реализуются в ДОУ. Однако в
развитии
речи
детей
дошкольного
возраста
наблюдаются
типичные
проблемы:
Односложная, состоящая лишь из простых предложений
речь
(так
называемая
"ситуативная"
речь).
Неспособность
грамматически правильно построить распространенное предложение.
Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
Замусоривание
речи
сленговыми
словами
(результат
просмотров телевизионных передач), употребление нелитературных
слов и выражений.
Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и
доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый
ответ, если это необходимо и уместно.
Неспособность построить монолог: например, сюжетный
или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста
своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто
необходимо!)
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и
выводов.
Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать
интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
Плохая дикция.
Все эти проблемы и трудности речевого развития могут быть успешно
устранены вследствие организации эффективных форм, методов и приемов,
вследствие использования наиболее рациональных средств обучения. Для
построения правильной и эффективной работы, прежде всего, необходимо
выявить нарушения и недостатки в речевом развитии ребенка, что
проводится в процессе диагностического исследования. Коррекционно-
профилактическую работу необходимо начинать с диагностики, которая
является начальным этапом работы. Исходя из результатов обследования,
педагог планирует индивидуальную работу с детьми. Конечная цель - это
овладение речью как средством общения по данным исследований дети
старшего дошкольного возраста достигают сравнительно высокого уровня
развития связной речи. Формирование связной речи позволяет дошкольникам
успешно вступать в разные формы общения (деловое, познавательное,
личностное).
Традиционно в работе по развитию связной речи в дошкольных
учреждениях используются следующие приемы: речевой образец, вопросы,
2
объяснения, мотивированная оценка действий и ответов детей, игры-
инсценировки и т.д. Характер связной речи во многом зависит от задач и
условий общения. Важно отобрать такие ситуации, при которых в большей
мере
обеспечиваются
развернутость,
связность,
композиционная
завершенность детских высказываний.
Программа детского сада ставит перед воспитателем задачу научить
каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и
последовательно излагать свои мысли. Речь ребенка должна быть живой,
эмоционально
выразительной. Главным
проявлением
речи
выступает
попытка ребенка выразить мысль, добиться понимания и адекватной реакции
со стороны окружающих.
Если учесть, что сегодняшние дошкольники обладают слабым умением
в области связной речи, то эта проблема является актуальной.
Е.И. Тихеева говорила: «… В связной речи отражается логика
мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в
правильной, четкой, логичной речи. По тому, как ребенок умеет строить свое
высказывание, можно судить об уровне его речевого развития».
Мы педагоги обязаны создать максимально благоприятные для этого
условия, т. е. речевую развивающую среду. Это не только предметное
окружение, но и роль взрослого в организации воздействия на становление
различной стороны речи дошкольника.
1. Важнейшим средством развития речи является общение.
Общение – это взаимодействие двух и более людей, направленное на
согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и
достижения общего результата.
Речевое общение в дошкольном возрасте осуществляется в разных
видах деятельности: в игре, труде, бытовой, учебной деятельности и
выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь
использовать для развития речи любую деятельность.
Рекомендуется как можно больше и чаще разговаривать с детьми.
Педагоги должны побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами,
суждениями, высказываниями; побуждать детей к речевому общению между
собой, давать указания, поручения.
Практиковать диалог с ребенком, задавать
простые вопросы и просить
показать и назвать предметы, их свойства.
Анализ
практики
показывает,
что
не
все
воспитатели
умеют
организовать и использовать общение в интересах развития речи детей.
Широко
распространен
авторитарный
стиль
общения,
в
котором
преобладают указания, распоряжения педагога. Такое общение носит
формальный характер, лишено личностного смысла. Воспитатель должен
3
овладеть
культурой
демократического
стиля
общения,
при
котором
собеседники взаимодействуют как равноправные партнеры. Ему важно
организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребёнка
на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы
для общения. Для успешного развития речи необходимо.
интересно организовать жизнь ребёнка;
постоянно побуждать ребёнка говорить;
создавать соответствующую обстановку;
не забывать про одарённых детей.
Речью мы определяем судьбу ребёнка.
2. Речь взрослого – пример для подражания.
Речь ребенка развивается во многом в результате подражания речи
окружающих. Подражая взрослым, дети перенимают не только достоинства,
но и
недостатки. Отсюда сложились требования к речи взрослого:
речь должна быть содержательной, логичной и точной;
должна быть
доступной ребенку (по возрасту)
;
должна быть лексически, фонетически и
грамматически правильной; в речи должно использоваться художественное
слово; речь должна быть выразительной, эмоционально насыщенной.
Взрослый,
разговаривая
с
ребенком,
не
должен
торопиться.
Слова
произносятся достаточно громко, чтобы ребенок смог расслышать все звуки.
Взрослый должен знать и соблюдать речевой этикет.
В речи взрослый
должен использовать вербальные и невербальные средства
общения.
Слова
взрослого должны соответствовать его делам.
3. Важнейшей формой организации обучения речи и языку в методике
считаются специальные занятия, на которых ставят и целенаправленно
решают определенные задачи речевого развития детей. Без специальных
обучающих занятий невозможно обеспечить на должном уровне речевое
развитие детей.
Педагог целенаправленно отбирает тот материал, в усвоении
которого дети испытывают затруднения, развивает те навыки и умения,
которые трудно сформировать в других видах деятельности.
4. Художественная литература является важнейшим источником и
средством развития всех
сторон
речи детей и уникальным средством
воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает
образность речи.
Детская книга рассматривается как средство умственного,
нравственного,
эстетического
воспитания.
По
сути,
литературное
произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики
образа, определения, которыми оперирует ребенок.
Таким образом, у детей формируется умение слышать, понимать речь,
обогащаться
словарный
запас, развиваться монологическая
речь
и
4
интонационная
её
сторона,
выразительность.
Чтение
художественной
литературы проводится ежедневно в совместной деятельности с детьми.
5.Для
того
чтобы
обеспечить развитие личности
воспитанников,
необходимо в каждой возрастной группе создать развивающую предметно–
пространственную среду. Развивающая предметно-пространственная среда
должна
быть
содержательной,
насыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность
среды
должна
соответствовать
возрастным
возможностям
детей
и
содержанию Программы.
6. Работа с родителями.
Работа по развитию речи и речевого общения
детей
дошкольного возраста
должна
проводиться
не
только
в
условиях дошкольных образовательных
учреждений,
но
и
в
семье. Эффективное развитие связной речи в семье возможно при умении
родителей
строить
общение
со
своим
ребенком,
учитывая
его индивидуальность,
соотнося
свои
требования
с
его
реальными
возможностями.
И наша с вами задача их научить, показать, помочь. Потому
что на деле мы видим повышенную занятость родителей на работе и
большинство из них вообще плохо представляют, чем можно и нужно
заниматься со своим ребёнком, в какие игры играют их дети, о чём они
думают, как воспринимают окружающий мир.
Только при тесном взаимодействии детского сада и семьи можно
решить проблему развития речи детей.
1. Алексеева М.М. Яшина В.И.
Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2000. - 159 с.
Список литературы
1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для
воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2000. - 272 с.
2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров,
примеч. С. С. Аверинцев и С. Г. Бочаров. М.: Искусство, 2003. - 423 с.
3. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-
игровой деятельности // Дошкольное воспитание. - 2009. - №7. - С. 66-70.
4. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. - М.:
Просвещение, 2002.
5. Ветчинкина Т. Игровая деятельность как средство коррекции
речевых нарушений у дошкольника // Учитель. - 2009. - №3. - С. 14-15.
6. Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под
ред. Б.Ф. Сергеева. - 2-е изд. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 160 с.
5
7. Леонтьев А.Н. Психология общения / А.Н. Леонтьев. - М.: Тарту,
2002.
6