Автор: Филатова Ольга Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Аргашская нш
Населённый пункт: село Аргаш, Ульяновская область
Наименование материала: Адаптационная рабочая программа программа
Тема: "Мир природы и человека"
Раздел: начальное образование
Адаптированная рабочая программа предназначена для учащегося 4 класса с легкой степенью умственной отсталостью и расстройством
аутического спектра..
Рабочая программа по предмету «Мир природы и человека» составлена на основании:
1.Федерального закона от 29. 12. 2012 №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с приказом от19.12.2014 № 1599 об
утверждении Федерального образовательного стандарта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), на
основе программы «Математика» для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: 0 – 4 классы/ под редакцией И.М. Бгажноковой,
филиал издательства «Просвещение», Санкт- Петербург, 2013г.
2. Основной образовательной программы начального общего образования ( вариант 8.3) Муниципального казённого общеобразовательного
учреждения Аргашская начальная школа;
3. Мир природы и человека. Рабочие программы 1-4 классы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Мир природы и человека»
Личностные результаты
1) Осознание себя как ученика, как члена семьи, как друга и одноклассника;
2) Адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
3) Способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам сопровождения учебного процесса и создания специальных условий
для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
4) Способность вступать в коммуникацию со сверстниками по вопросам помощи, при взаимодействии в совместной деятельности;
5) владение социально-бытовыми умениями в учебной деятельности и повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным
рисунком);
7) Осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации через содержание курса «Мир природы и
человека»;
8) Осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
9) Владение самостоятельным выполнением заданий, поручений, инструкций.
Предметные результаты по уровням усвоения учебного материала
4
класс
- правильно называть изученные объекты и явления;
- различать растения сада, огорода, леса, поля, знать их названия, различать
культурные и дикорастущие цветковые растения;
- правильно ухаживать за растениями сада, различать плоды и семена растений,
используемых в быту;
-различать диких и домашних животных, птиц, описывать их повадки, образ
жизни, определять их значение в жизни человека;
- соотносить сезонные изменения в неживой природе с изменениями,
происходящими в живой природе;
- определять время года, описывать его основные признаки; признаки месяцев,
составляющих его;
- особенности жизни растений, животных, человека.
4 класс
Сезонные изменения в неживой природе
Обобщение полученных знаний о влиянии солнца на изменения в природе (температура воздуха, воды, количество тепла), на смену времен
года. Чередование времен года, закрепление знаний о названиях месяцев. Формирование представлений о явлениях в неживой природе:
замерзание рек (ледостав), иней, изморозь, моросящий дождь, ледоход, проталина, разлив, ливень, град, роса, туман. Растения и животные в
разное время года. Сад, огород, поле, лес в разное время года. Дикие и домашние животные в разное время года. Труд людей города и села в
разное время года.
Неживая природа
Почва. Состав почвы: песок, глина, камни. Простейшие свойства почвы, их значение для растений. Способы обработки почвы: рыхление,
полив и т. д. Формы поверхности Земли: равнины, низменности, холмы, горы.
Живая природа. Растения
Растения сада, огорода, леса, их сравнение. Растения культурные и дикорастущие (по 2 – 3 наиболее распространенных). Уход за цветами в
саду. Лекарственные растения: календула, зверобой. Редкие растения и их охрана. Парк (сквер). Создание человеком парков. Растения поля.
Рожь, пшеница, овес и др. Уход человека за полевыми растениями, их значение в жизни человека. Строение полевых растений: корень,
стебель-соломина, лист, колос, метелка. Влияние сезонных изменений на жизнь полевых растений.
Животные
Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних животных, уход за ними. Ферма. Разнообразие пород
домашних животных. Птицы. Разнообразие птиц. Птицы – друзья сада; охрана птиц. Домашние птицы: курица, гусь, утка. Внешний вид,
повадки, забота о потомстве. Уход за ними. Дикие птицы: утка, гусь, лебедь. Внешний вид, образ жизни. Сравнение с домашними уткой и
гусем. Насекомые. Внешний вид, образ жизни, питание. Полезные насекомые. Разведение и использование человеком пчел. Пасека.
Насекомые-вредители.
Человек
Голова и мозг человека. Профилактика травматизма головного мозга. Режим дня. Предупреждение перегрузок, правильное чередование
труда и отдыха. Состояние природы и ее влияние на здоровье человека. Забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле. Охрана
редких растений и исчезающих животных. Зоопарк. Заповедник. Лесничество.
Безопасное поведение
Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте. Правила поведения на улице. Движения по улице группой. Изучение ПДД:
сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход
улицы по пешеходному переходу). Правила безопасного поведения в общественном транспорте. Правила безопасного использование
учебных принадлежностей, Правила обращения с электричеством, газом (на кухне). Телефоны первой помощи. Звонок по телефону
экстренных служб.
Тематическое планирование 4 класс
№ п/п
Раздел
Количество часов
1
Сезонные изменения в природе
9
2
Неживая природа
4
3
Растения
6
4
Животные
5
5
Человек
6
6
Безопасное поведение
4
Итого
34
Календарное планирование
№
п/п
Тема урока
Дата
По плану фактич.
Сезонные изменения в природе 9 ч
1.
Влияние Солнца на смену времен года Признаки осени.
2.
Растения и животные осенью.
3.
Признаки зимы.
4.
Растения и животные зимой.
5.
Труд людей зимой.
6.
Растения и животные весной.
7.
Труд людей осенью и весной.
8.
Растения и животные летом.
9.
Труд людей летом.
Неживая природа 4 ч
10.
Почва. Состав почвы.
11.
Обработка почвы. Правила обращения с садовым инструментом.
12.
Песок и глина.
13.
Рельеф. Горы, холмы, равнины, овраги.
Живая природа 21 ч
Растения 6 ч
14.
Растения. Огород.
15.
Лес. Ориентировка в лесу.
16.
Сад. Растения культурные и дикорастущие.
17.
Лекарственные растения Красная книга.
18.
Растения полей. Поле в разное время года
19.
Парки.
Животные 5 ч
20.
Домашние животные: лошадь, корова.
21.
Свинья, овца Правила ухода за домашними животными.
22.
Птицы. Польза и вред птиц. Водоплавающие птицы.
23.
Дикие и домашние птицы.
24.
Насекомые. Пчела. Насекомые вредители.
Человек 6 ч
25.
Человек. Мозг человека.
26.
Профилактика травм головного мозга.
27.
Режим дня. Часы.
28.
Профилактика переутомления.
29.
Загрязнение воздуха, воды, почвы.
30.
Заповедники. Зоопарк (по выбору).
Безопасное поведение 4 ч
31.
Правила поведения в быту, в школе.
32.
Правила поведения в быту, в школе.
33.
ПДД. Дорога. Пешеходный переход.
34.
Транспорт. Мы – пассажиры.