Напоминание

«ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР НА СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНУЮ АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ»


Автор: Елисеева Ольга Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ - детский сад №40 "Березка"
Населённый пункт: г. Серпухов, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: «ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР НА СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНУЮ АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




СТАТЬЯ

«ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР НА СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНУЮ

АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ»

Ольга Ивановна Елисеева,

воспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида №40 «Березка»,

г. Серпухов

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного

развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта

Федерального

Государственного

Образовательного

Стандарта

по

дошкольному

образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением

социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью

в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения,

доброты и внимания друг к другу, особое внимание следует уделить поиску новых форм

воспитания и развития дошкольников. Одной из таких новых форм стало интегрированное

обучение или, другими словами, совместное воспитание и обучение детей с нарушенным

и нормальным развитием.

Таким образом, в работе ставится задача поиска резервов воспитания

доброжелательных отношений к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья.

Проблема приобщения к социальному миру детей с отклонениями в развитии является

одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ

убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном

процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие

умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать

ценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в

соответствии с культурными традициями общества. По мнению современных ученых,

исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств

личности

и

самореализации

ее

творческого

потенциала

в

наибольшей

степени

способствует синтез искусств.

Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств,

переживаний, эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству,

является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для

организации совместной деятельности детей. В основе эмпатии лежит умение распознать

эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить

себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы воздействия.

Б.М. Теплов писал: «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому

горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека,

мысленно стать на его место.

Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная (театрально-игровая)

деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную

и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной

сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует

формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации. В

игре формируется личность ребенка, реализуются ее потенциальные возможности и

первые творческие проявления.

В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие

познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Психотерапевтический

механизм сценических игр состоит в определении ролей для участников. Роль может

раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс.

Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно

способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет

педагогам через театрализованные игры оказывать позитивное влияние на детей с

отклонениями в развитии, на их социально-личностную адаптацию.

Мы выделили три вида театрализованных игр.

Игры с элементами театрализации. Учат замечать в окружающем мире

интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа.

Развивают творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное

в обыденном. Снять эмоциональное напряжение у детей с отклонениями в развитии

помогают театральные куклы, от лица которых может проходить игра, занятие и т.д. в

старшем дошкольном возрасте кукла для детей с нарушениями речи является

дополнительным способом выражения мыслей и чувств, а также обладает возможностями

коррекционно-компенсаторного воздействия. Игрушки и куклы развивают сохранные

органы чувств, моторику, предметную и коммуникативную деятельность, мышление;

способствуют

формированию

представлений

об

окружающем

мире,

пониманию

межличностных отношений, адекватному общению со сверстниками и взрослыми.

Игры-драматизации. Являются разновидностью театрализованной сюжетно-

ролевой игры. В ее основе лежат элементы ролевой, режиссерской игры, а также

терапевтической игры, облегчающие для детей с нарушениями речи проведение

направленного воздействия и создание большего креативного эффекта.

Предоставляют каждому ребёнку возможность участвовать в ситуациях, связанных с

драматизацией, способствуют выразительному исполнению передачи образа, развивают

артистические способности, творческую самостоятельность.

Участвуя в играх-драматизациях, ребёнок как бы входит в образ, перевоплощается в

него, живёт его жизнью. Например,

ролевой диалог героев сказок ("Рукавичка",

"Заюшкина избушка", "Три медведя"); инсценирование фрагментов сказок о животных

("Теремок", "Кот, петух и лиса"); однотемная игра-драматизация с несколькими

персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка") и авторским текстам (В. Сутеев

"Под грибом", К. Чуковский "Цыпленок".)

Для дошкольников с дефектами речи сценарий традиционной игры следует

усовершенствовать. В него включается предварительный этап, на котором проводится

ознакомление

детей

с

специфическим

видом

кукол

и

апробация

небольших

индивидуальных и групповых этюдов. Направленных на овладение механизмом

кукловождения и синхронного эмоционального голосового оформления действий куклы.

Специальное обучение связано с низкими подражательными возможностями детей с

нарушением речи, которым требуется больше времени и усилий для воспроизведения

полученных знаний, чем их нормально видящим сверстникам.

Режиссёрские игры.

Они являются вершиной развития игр дошкольника,

стимулируют объективную оценку своих и чужих поступков. Именно в режиссёрской

игре проявляются все особенности воображения ребёнка. С возрастом сюжеты игры

становятся все сложнее, и игра может перейти к собственному литературному творчеству

ребёнка.

Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского

творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое

отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из

окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в

образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и, что его

заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия сжатости,

обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру,

фантазирование, сочинительство.

Театрализованные игры помогают развить интересы и способности ребенка;

способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремлению к познанию

нового,

усвоению

новой

информации

и

новых

способов

действия,

развитию

ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего

интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Театрализованные игры и частые выступления на сцене перед зрителями

способствуют

реализации

творческих

сил

и

духовных

потребностей

ребенка,

раскрепощению и повышению самооценки.

Поскольку дети с нарушением речи получают значительную часть информации по

каналу зрительного анализатора, то использование в театрализованной деятельности

подвижных игрушек, ширмы и произвольных способов передвижения и общения служит

хорошим способом развития и тренировки иных каналов связи (тактильного, слухового и

др.).

Применение в процессе театрализованных игр различных приемов: игр и

упражнений на развитие коммуникативных навыков, этюдов и упражнений на развитие

эмоций, на выявление актерских умений, стихотворений на развитие согласованных

эмоций и движений, пальчиковых игр со словами, дыхательной и артикуляционной

гимнастики предполагают создание наибольшей открытости детей продуманному

воздействию педагога. Театрализованная деятельность представляет симбиоз имеющихся

у детей коммуникативных и предметно-практических навыков. Перед взрослыми стоит

важнейшая задача – научить детей с нарушением речи адаптивному поведению в

современном мире.

С этой целью с детьми с речевыми патологиями рекомендуется проводить

следующие театральные игры: «Прогулка-событие», «Цветок. Этюд», «Игра с платком».

Умело организованные театрализованные игры, постоянное усложнение сюжета, игровых

способов

и

действий,

правильное

распределение

ролей,

создание

психолого-

педагогических ситуаций, в которых ребенок с нарушением речи сможет проявлять и

тренировать

определенные

личные

качества,

умения

и

навыки,

способствуют

эффективности

коррекционно-воспитательной

работы,

формированию

полноценной

творческой личности.

Таким образом, в каждой конкретной театрализованной игре ребенок с нарушенным

речи в доступной и свободной форме приобретает навыки обращения со специфическим

видом кукол, развивает собственные выразительные возможности, приобретает опыт

коллективного творчества, коммуникативного общения.



В раздел образования