Автор: Елисеева Ольга Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ - детский сад №40 "Березка"
Населённый пункт: г. Серпухов, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: «ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР НА СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНУЮ АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ»
Раздел: дошкольное образование
СТАТЬЯ
«ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР НА СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНУЮ
АДАПТАЦИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ»
Ольга Ивановна Елисеева,
воспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида №40 «Березка»,
г. Серпухов
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного
развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов проекта
Федерального
Государственного
Образовательного
Стандарта
по
дошкольному
образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением
социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью
в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения,
доброты и внимания друг к другу, особое внимание следует уделить поиску новых форм
воспитания и развития дошкольников. Одной из таких новых форм стало интегрированное
обучение или, другими словами, совместное воспитание и обучение детей с нарушенным
и нормальным развитием.
Таким образом, в работе ставится задача поиска резервов воспитания
доброжелательных отношений к сверстникам с ограниченными возможностями здоровья.
Проблема приобщения к социальному миру детей с отклонениями в развитии является
одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ
убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицированную помощь в сложном
процессе вхождения в мир людей. Социализация дошкольника предполагает развитие
умения адекватно ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать
ценность собственной личности и других людей, выражать чувства и отношения к миру в
соответствии с культурными традициями общества. По мнению современных ученых,
исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств
личности
и
самореализации
ее
творческого
потенциала
в
наибольшей
степени
способствует синтез искусств.
Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств,
переживаний, эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству,
является важнейшим средством развития эмпатии – условия, необходимого для
организации совместной деятельности детей. В основе эмпатии лежит умение распознать
эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движениям и речи, ставить
себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы воздействия.
Б.М. Теплов писал: «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому
горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека,
мысленно стать на его место.
Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная (театрально-игровая)
деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную
и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной
сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует
формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации. В
игре формируется личность ребенка, реализуются ее потенциальные возможности и
первые творческие проявления.
В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие
познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Психотерапевтический
механизм сценических игр состоит в определении ролей для участников. Роль может
раскрыть в ребенке потенциальный коммуникативный ресурс.
Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно
способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет
педагогам через театрализованные игры оказывать позитивное влияние на детей с
отклонениями в развитии, на их социально-личностную адаптацию.
Мы выделили три вида театрализованных игр.
Игры с элементами театрализации. Учат замечать в окружающем мире
интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа.
Развивают творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычное
в обыденном. Снять эмоциональное напряжение у детей с отклонениями в развитии
помогают театральные куклы, от лица которых может проходить игра, занятие и т.д. в
старшем дошкольном возрасте кукла для детей с нарушениями речи является
дополнительным способом выражения мыслей и чувств, а также обладает возможностями
коррекционно-компенсаторного воздействия. Игрушки и куклы развивают сохранные
органы чувств, моторику, предметную и коммуникативную деятельность, мышление;
способствуют
формированию
представлений
об
окружающем
мире,
пониманию
межличностных отношений, адекватному общению со сверстниками и взрослыми.
Игры-драматизации. Являются разновидностью театрализованной сюжетно-
ролевой игры. В ее основе лежат элементы ролевой, режиссерской игры, а также
терапевтической игры, облегчающие для детей с нарушениями речи проведение
направленного воздействия и создание большего креативного эффекта.
Предоставляют каждому ребёнку возможность участвовать в ситуациях, связанных с
драматизацией, способствуют выразительному исполнению передачи образа, развивают
артистические способности, творческую самостоятельность.
Участвуя в играх-драматизациях, ребёнок как бы входит в образ, перевоплощается в
него, живёт его жизнью. Например,
ролевой диалог героев сказок ("Рукавичка",
"Заюшкина избушка", "Три медведя"); инсценирование фрагментов сказок о животных
("Теремок", "Кот, петух и лиса"); однотемная игра-драматизация с несколькими
персонажами по народным сказкам ("Колобок", "Репка") и авторским текстам (В. Сутеев
"Под грибом", К. Чуковский "Цыпленок".)
Для дошкольников с дефектами речи сценарий традиционной игры следует
усовершенствовать. В него включается предварительный этап, на котором проводится
ознакомление
детей
с
специфическим
видом
кукол
и
апробация
небольших
индивидуальных и групповых этюдов. Направленных на овладение механизмом
кукловождения и синхронного эмоционального голосового оформления действий куклы.
Специальное обучение связано с низкими подражательными возможностями детей с
нарушением речи, которым требуется больше времени и усилий для воспроизведения
полученных знаний, чем их нормально видящим сверстникам.
Режиссёрские игры.
Они являются вершиной развития игр дошкольника,
стимулируют объективную оценку своих и чужих поступков. Именно в режиссёрской
игре проявляются все особенности воображения ребёнка. С возрастом сюжеты игры
становятся все сложнее, и игра может перейти к собственному литературному творчеству
ребёнка.
Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского
творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое
отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из
окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в
образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и, что его
заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия сжатости,
обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру,
фантазирование, сочинительство.
Театрализованные игры помогают развить интересы и способности ребенка;
способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремлению к познанию
нового,
усвоению
новой
информации
и
новых
способов
действия,
развитию
ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего
интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.
Театрализованные игры и частые выступления на сцене перед зрителями
способствуют
реализации
творческих
сил
и
духовных
потребностей
ребенка,
раскрепощению и повышению самооценки.
Поскольку дети с нарушением речи получают значительную часть информации по
каналу зрительного анализатора, то использование в театрализованной деятельности
подвижных игрушек, ширмы и произвольных способов передвижения и общения служит
хорошим способом развития и тренировки иных каналов связи (тактильного, слухового и
др.).
Применение в процессе театрализованных игр различных приемов: игр и
упражнений на развитие коммуникативных навыков, этюдов и упражнений на развитие
эмоций, на выявление актерских умений, стихотворений на развитие согласованных
эмоций и движений, пальчиковых игр со словами, дыхательной и артикуляционной
гимнастики предполагают создание наибольшей открытости детей продуманному
воздействию педагога. Театрализованная деятельность представляет симбиоз имеющихся
у детей коммуникативных и предметно-практических навыков. Перед взрослыми стоит
важнейшая задача – научить детей с нарушением речи адаптивному поведению в
современном мире.
С этой целью с детьми с речевыми патологиями рекомендуется проводить
следующие театральные игры: «Прогулка-событие», «Цветок. Этюд», «Игра с платком».
Умело организованные театрализованные игры, постоянное усложнение сюжета, игровых
способов
и
действий,
правильное
распределение
ролей,
создание
психолого-
педагогических ситуаций, в которых ребенок с нарушением речи сможет проявлять и
тренировать
определенные
личные
качества,
умения
и
навыки,
способствуют
эффективности
коррекционно-воспитательной
работы,
формированию
полноценной
творческой личности.
Таким образом, в каждой конкретной театрализованной игре ребенок с нарушенным
речи в доступной и свободной форме приобретает навыки обращения со специфическим
видом кукол, развивает собственные выразительные возможности, приобретает опыт
коллективного творчества, коммуникативного общения.