Автор: Саранина Наталья Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУЗ "ВОКПД"
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Нетрадиционные техники рисования на занятиях.
Раздел: дошкольное образование
Нетрадиционные техники рисования на занятиях.
У детей 4–5 лет часто наблюдается неуверенность, иногда даже страх перед
занятиями по рисованию. Навык владения карандашом и кистью пока
развивается, формообразующие движения редко получаются точными. На
основных занятиях по рисованию воспитанники средней группы учатся
проводить вертикальные и горизонтальные линии карандашом, непрерывную
полосу кистью, рисуют простые фигуры и отрабатывают навык
закрашивания в пределах контура. Внимание детей неустойчиво, они быстро
устают, однообразная деятельность снижает интерес к выполняемой работе.
Рисование нетрадиционными способами удивляет детей, активизирует их
внимание на создание изображений на бумаге при помощи непривычных
предметов и инструментов. Наблюдая, как педагог рисует вилкой или зубной
щёткой, ребята испытывают восторг и желание нарисовать также.
На занятиях рисованием в нетрадиционных техниках должны выполняться
развивающие и воспитательные задачи, соответствующие возрастным
особенностям детей:
Развитие мелкой моторики рук. Выполнение действий различными
инструментами разрабатывает кисть ребёнка, на кончиках пальцев и
поверхности ладоней возбуждаются нервные окончания, которые посылают
импульс в кору головного мозга — активируются мыслительные и речевой
центры.
Развитие пространственного мышления и зрительного восприятия предметов.
Ребёнок учится находить в изображении предмета отдельные детали и
формы, которые он сможет передать в процессе рисования на бумаге. Ставя
кляксы, рисуя воском, делая отпечатки, ребята закрепляют умение
определять центр листа, развивают чувство композиции и ритма.
Обучение работы с разнообразным материалом. На занятиях ребята узнают,
что изображения можно создать не только привычными красками и
карандашами на белом листе бумаги. В творческую работу привлекаются
бытовые предметы, природный и бросовый материал, в качестве основы
используются картон и цветная бумага.
Активизация фантазии и формирование интереса к самостоятельному
продумыванию замысла. Если занятия рисованием нетрадиционными
способами проводятся в рамках функционирования кружка дополнительного
образования, рекомендуется в помещении, где занимаются воспитанники,
оформить стеллаж с подписанными коробками. По мере освоения навыков
различных техник ребята получают доступ к разнообразным материалам.
Воспитанником средней группы можно предоставить выбор инструментов,
которыми они хотят нарисовать картинку по теме занятия. Можно разрешить
детям поочерёдно выбирать предмет, ранее не изученный в рамках
нетрадиционного рисования: в начале занятия воспитанник выбирает
предмет, педагог рассказывает, как создать с его помощью изображение.
Создание хорошего настроения, развитие уверенности в собственных силах,
снятие напряжения и страхов. Рисование нетрадиционными способами с
детьми средней группы содержит в своей основе игровые элементы: действия
сопровождаются приговорками («Дождик-дождик, кап-кап-кап!» — ставятся
точки ватной палочкой. «Раз — яблочко, два — яблочко, то-то будет
компот!» — делаются отпечатки яблочной долькой и т. д.), создание
рисунков является решением проблемной ситуации (на плакате с
изображением лужайки не цветут одуванчики, и дети тычком рисуют на нём
цветы) и др.
Формирование интереса к коллективной деятельности. Дети 4–5 лет ещё не
умеют слаженно работать в паре или группе. В средней группе ребята учатся
продумывать индивидуальный замысел. Но простые задания воспитанники с
удовольствие выполняются совместно. Педагог озвучивает задание, дети
будут выполнять одинаковые действия на общем листе бумаги (ватмане или
полуватмане). Например, на занятии «Осенний лес» даётся задание
нарисовать кроны деревьев кусочком поролона. Ребята садятся за общий
стол, на котором лежит ватман с изображением голых стволов и ветвей
деревьев. Каждый выбирает дерево, берёт по кусочку поролона и рисует
листья жёлтой, оранжевой, коричневой и красной красками. В конце таких
занятиях воспитатель обязательно должен обратить внимание ребят на то,
что такая полная и красивая картина получилась благодаря тому, что каждый
хорошо поработал.
Развитие эстетического вкуса. Техника нетрадиционного рисования учит
детей создаваться фактурность предмета, имитацию шерсти животного или
оперения птицы с помощью неклассических приёмов. Ребята формируют
умение видеть красивое в необычном. Бесформенные отпечатки поролоновой
губки или тычки жёсткой кистью в готовой работе смотрятся органично. В
процессе рисования ребята развивают способность сочетать цвета в
элементах узора, начинают подбирать решения для создания изображения на
цветном фоне.
На занятиях по рисованию в нетрадиционных техниках необходимо
соблюдение принципа преемственности знаний. Создавая изображения
необычными предметами или неклассическими приёмами, ребята в своих
работах закрепляют и совершенствуют умения, приобретённые на обычных
занятиях: намечают контур предмета кистью или карандашом для
дальнейшей прорисовки нетрадиционным способом; украшают картинку
элементами аппликации (бумажной или пластилиновой); дорисовывают
элементы предмета, как обычно; учатся закрашивать фон.
Пальцевая живопись (пальцеграфия)
Для дошкольного возраста ведущими процессами, при помощи которых
ребёнок изучает предметы и явления окружающего мира, остаются
зрительные и тактильные ощущения. В младших группах рисование
пальчиками было и игрой, и переходным этапам к классической технике
рисования, ребята по большей части заполняли разноцветными точками
распечатанных картинок. Воспитанники формируют и развивают навык
рисования пальцами различных элементов: точки, пятна, мазка, линии.
Намеренно испачкаться в краске весело, размазывать краску пальцами —
особые ощущения, создать изображение мазками, а не просто раскрасить —
удовлетворение результатом. На занятиях могут использоваться специальные
пальчиковые краски: они гипоаллергенны и безопасны при попадании в рот,
по консистенции лёгкие. Традиционно в средней группе рисуют гуашью, но
возможно рисование пальчиками при помощи акварельных красок: они не
такие густые, как гуашь, но необходимо опускать пальчик в стакан с водой,
прежде чем набирать краску, или предварительно капнуть чистой водой с
кисточкой в ячейки с акварелью.
Рисование «Осеннее дерево»
Р
Рисование ладошками
Рисование ладонями, как и кончиками пальцев, предполагает отпечатывание
и размазывание краски. Варианты рисования в этой технике для
воспитанников средней группы: «Сделай отпечаток ладони и дорисуй, чтобы
получилась птичка, осьминог, рыбка и др.» (рисовать дополнительные
элементы ребята могут кисточкой или пальчиком), «Дополни картинку
отпечатками ладоней, чтобы получилось…» (отпечатки ладоней становятся
листьями на ветвях дерева, цветами в вазе, иголками ёжика).
Техника рисования ладонями:
1.Ребёнок опускает ладонь в блюдце с краской. В средней группе ребята
должны учиться наносить краску на ладонь при помощи кисточки, которую
держат другой рукой, это умение отрабатывается на занятиях по темам
«Снегирь», «Синичка», «Бабочка», когда отпечаток ладони должен быть
разноцветным.
2.Ладонь и пальцы плотно прижимаются к листу бумаги для получения
отпечатка. Можно совершать кругообразные, вертикальное или
горизонтальное движения ладонью по замыслу.
3.По окончании работы руки моют с мылом.
Коллективное рисование ладошками.
Коллективная работа «Сказочное дерево»
Монотипия
Монотипия — это техника рисования при помощи отпечатывания части
изображения. Этот способ рисования считается простым, но подходит для
занятий в каждой группе, старшие дошкольники рисуют пейзажные
монотипии с использованием различных цветов и оттенков в одной работе.
Рисование монотипией совершенствует умение находить середину предмета,
развивает чувство симметрии.
Техника монотипии:
1.Лист бумаги складывается посередине.
2.На одной части бумаги рисуются пятна красками разных цветов.
3.Лист складывается и проглаживается ладонью.
4.Лист раскрывается, полученное изображение можно оформить при помощи
кисти и красок
«Бабочка»
Рисование губкой или кусочком поролона
В основе техники рисования губкой или поролоном лежит формирование
навыка печатания краской. Поролоновые отпечатки создают фактурность
предмета, ими рисуется мех животного, пушистые грозди цветов, облака,
кроны деревьев и т. д. Для занятий могут быть закуплены спонжики для
рисования в этой техники, а можно вместе с детьми сделать простой и
удобный для печатания инструмент: кусочек поролона захватывается
бельевой прищепкой, которая будет выполнять роль ручки.
Рисование ватными палочками
В младших группах ребята пробовали рисовать ватными палочками:
набирали краску и украшали точками бумажные заготовки или изображение
на листе бумаги (ёлочку, сарафан, чайник). Для воспитанников средней
группы задание усложняется: они формируют умение создавать изображение
ватной палочкой на чистом листе бумаги. Рисуют ребята точками, пятнами,
мазками, разнообразными линиями и простыми геометрическими фигурами
(колечки, круги).
Рисование ватными дисками
Ватные диски на занятиях по нетрадиционному рисованию могут быть
использованы в качестве инструмента для работы с гуашью, а могут быть
использованы в качестве необычного материала для основы рисунка. Рисуют
ватными дисками, прикладывая их к листу бумаги всей поверхностью,
сложив пополам или в четверть.
«Воздушные шары»
Рисование мятой бумагой
Делать отпечатки краской можно при помощи смятого кусочка бумаги.
Задания по рисованию в этой технике усложняются для воспитанников
средней группы при помощи сочетания в работе элементов классического
рисования или аппликации.
Кляксография
Кляксография — это способ создания изображения при помощи пятен и
клякс. Для занятия в этой технике потребуется акварель, стакан с водой,
кисточка и пластиковая трубочка. Кляксы можно дополнять рисунком
классическим способом, можно изначально создать на бумаге рисунок,
который украсят кляксы по замыслу.
Нетрадиционная техника рисования "кляксография" (выдувание
трубочкой) - это очередное волшебство творческих занятий. Такое
занятие для детей очень увлекательно, интересно и очень полезное.
Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и
дыхательную систему ребёнка в целом.
Для создания волшебной картинки потребуется большая клякса, на
которую нужно дуть, дуть, дуть… до тех пор, пока на листе бумаги не
появится замысловатый рисунок. Когда странный рисунок готов, ему
можно подрисовать детали: листики, если получилось дерево; глазки,
если получилось волшебное существо.
Техника рисования кляксами:
1.Хорошо смоченной в воде кисточкой набирается акварельная краска.
2.На листе бумаги делается пятно или ставится капля.
3.Выдувая из трубочки воздух рисуем краской кляксу.
«Вишня в цвету»
Рисование мыльными пузырями.
Рисовать можно и мыльными пузырями. Для этого в стакан с водой
надо добавить любой мыльный раствор и краску. С помощью трубочки
набулькать много пены. На пузыри прислонить бумагу. Когда станут
проявляться первые узоры, можно поднимать бумагу. Пузырчатые
узоры готовы.
Материалы: 1.Стакан с водой 2.Краска 3.Мыльный раствор 4.Трубочка
5.Бумага
Занятия по нетрадиционному рисованию предоставляют широкий простор
для детской фантазии. Каждый раз — это радость, игра и возможность
поверить в собственные силы. Страх рисовать кистью и карандашом
постепенно уходит, потому что, рисуя воском, печатая поролоновой губкой и
листьями, делая тычки ватными палочками и брызгая зубной щёткой,
ребёнок открывает в себе творческие способности. Яркий и необычный
результат приятен маленьким художникам, им хочется продолжать рисовать
и совершенствовать умения работать с различными материалами и
инструментами.