Авторы: Зарипова Наргиза Нашатовна, Газизова Айгуль Алмасовна
Должность: учитель-логопед, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №2 "Теремок"
Населённый пункт: г.Азнакаево
Наименование материала: Статья
Тема: Использование «Логопедического планшета» в работе по развитию речи с детьми
Раздел: дошкольное образование
Использование «Логопедического планшета» в работе по развитию речи с детьми
Зариповой Наргизы Нашатовны, учителя-логопеда , Газизовой Айгуль Алмасовны
МБДОУ №2«Теремок» г.Азнакаево,
Основная цель работы учителя – логопеда на логопедическом пункте – формирование
чёткой, грамматически правильной связной речи детей дошкольного возраста.
Проблема развития речи является одной из актуальных. Говорить о начале развития
личности
ребенка
дошкольного
возраста
без
оценки
его
речевого
развития
невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение.
Поэтому определение направлений и условий развития речи у детей относятся к числу
важнейших педагогических задач.
В последние годы значительно увеличился процент детей со сложной речевой
патологией, которая подвергается коррекции с большим трудом, и зачастую
коррекционный процесс имеет длительную и сложную динамику. Несмотря на
использование различных форм в работе и игровых приемов в обучении, дети считают
коррекционные занятия наиболее трудными. Актуальной задачей является поиск
новых технологий обучения, позволяющих осуществлять логопедическое воздействие
наиболее
эффективно.
Это
заставляет
постоянно
саморазвиваться
и
самосовершенствоваться, открывать новые направления и искать более интересные
пути в обучении и развитии детей дошкольного возраста.
Мной был разработан «Логопедический планшет», помогающих в решении многих
задач при развитии языковых процессов у детей старшего и подготовительного к
школе возраста, при подготовке их к обучению грамоте и подготовке к школе.
Пособия имет многофункциональный, универсальный характер, компактный, может
быть использован в различных ситуациях коррекционно-образовательного процесса,
на разных этапах занятия, для индивидуальной и подгрупповой работы.
Игровое практическое пособие ориентирован, в основном, для детей с нарушенным
речевым развитием, вместе с тем, могут быть использованы в работе с нормально
развивающимися детьми. Данные пособия могут использовать как педагоги, так и
родители.
Основная цель данного пособия: развитие фонематических процессов
(фонематического слуха, совершенствование фонематического восприятия и навыков
звукового анализа и синтеза), мышления, развития движений мелкой моторики руки,
совершенствование зрительного восприятия и зрительной памяти. Отличительной
чертой этого планшета является комплексный характер подачи материала,
нацеленного на обеспечение развития фонематических процессов, закреплению
звукопроизношения и эффективной подготовки детей к школьному обучению.
Актуальность пособия заключаются в системе подачи логопедического материала,
который представляет собой обучение от простого к сложному. Обучение строится на
основе личностно ориентированного, системного и комплексного подходов, что
позволяет педагогу выстраивать как групповую, так и индивидуальную работу с
дошкольниками.
По своей структуре учебно-методическое пособие представляет собой двухсторонний
планшет форматом 15 на 15 (что означает понятие «букв»; три ряда - это гласные,
согласные звуки),а также раздаточный материал на каждого ребёнка: резинки и
фигуры трёх цветов с различными отличительными чертами (заменяющие гласные
звуки речи - красные; синие - твёрдые согласные; зелёные - мягкие согласные).
Формирует набор задач, решаемых учебно-игровым пособием, которые адекватны
поставленной цели. Материал подобран в соответствии не только с возрастными
особенностями, но и с интересами детей. Во время игры повышается интерес ребенка
к занятию, развиваются творческие навыки, формируется познавательный интерес,
повышается мотивация к обучению, развиваются творческие способности личности
ребёнка, что стимулирует его познавательную деятельность.
Помимо этого консультативная помощь оказывается родителям, помогающим своим
детям заниматься в домашних условиях, при повторении и закреплении полученных
детьми знаний.