Автор: Нельсон Кристина Эрвиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ СОШ № 27
Населённый пункт: г. Люберцы, Московская область
Наименование материала: опыт работы
Тема: Использование элементарного программирования при формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Использование элементарного программирования при
формировании познавательных способностей детей дошкольного
возраста.
В последнее время происходят глобальные изменения , связанные с
информационными технологиями. Так идет снижение возраста
подрастающего поколения, в котором начинают знакомить с
основными понятиями ИКТ. Информатика приблизилась к детям
дошкольного возраста еще быстрее. Современные дети живут в
эпоху активной информатизации, компьютеризации и
роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают
во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес
детей к современной технике. Поэтому дошкольный возраст
является фундаментом знаний для успешного обучения детей в
школе.
Основа программирования — алгоритмика. Алгоритмика — это
наука, которая способствует развитию у детей алгоритмического
мышления, что позволяет строить свои и понимать чужие
алгоритмы. Алгоритм- это набор действий, который нужно
выполнить для достижения какого-либо результата. Первое
знакомство детей дошкольного возраста с основами
программирования у нас в детском саду происходит благодаря Вее
Bot». Данный набор входит в основу STEM-образования, которое
активно набирает популярность.
Цель: формирование познавательных интересов и познавательных
действий ребенка в различных видах деятельности с
использованием развивающей интерактивной среды “Умная
пчелка”
Задачи:
- способствовать формированию умений и навыков работать с
интерактивным оборудованием;
- создавать условия для получения первого опыта
программирования;
- способствовать познанию основ механики и базовых электронных
компонентов через алгоритм движения роботов;
- формированию понятия «алгоритм»; р
азвитие умения составлять
алгоритмы;
- создавать положительную мотивации к самостоятельному поиску
нужной информации;
- стимулировать и поощрять любознательность, наблюдательность;
- развивать пространственное и критическое мышление,
воображение, память;
- развивать связную речь через проговаривание алгоритма
действий, отстаивания своей точки зрения;
- формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в
команде, малой группе (в паре).
Если говорить о дошкольниках, то лучшее средство познания и
обучения для них является игра. Именно она способна превратить
этот рутинный и не всегда лёгкий процесс обучения детей в
динамичное, увлекательное действо.
В 2018 году наш детский сад приобрел программно-аппаратный
комплекс «Bee-bot» “Умная пчела” .Прежде чем использовать его в
работе с детьми, мы изучили опыт работы Скотникова О.А. «Мини-
робот "Умная пчела": Развитие пространственных представлений и
алгоритмического мышления у детей 5 лет».
Мини-робот Bee-bot достаточно прост в использовании и выполнен
из прочных материалов. Маленькая и прочная конструкция делает
игрушку удобной для детской руки.На спинке и брюшке «пчелы»
расположены элементы управления роботом. Если Вы нажимаете
кнопку «Вперед», то робот продвигается вперед на один шаг (15
см). При включении кнопки «Назад», «пчела» отодвигается на один
шаг (15 см) назад. При использовании «Поворот налево на 90°» и
«Поворот направо на 90°» «Умная пчела» не продвигается на
плоскости, а только разворачивается в ту или иную сторону на 90°.
Это обстоятельство следует учитывать при составлении программы
действий для робота. Игрушка обладает памятью на 40 шагов, что
позволяет создавать сложные алгоритмы. Когда программа
действий задана, нажмите кнопку «Запустить программу». После
того, как робот выполнит поставленные ему задачи, нажмите
кнопку «Очистить память», в противном случае игрушка будет
повторять ранее заданную программу. Робот издает звуковые и
световые сигналы, тем самым привлекая внимание ребенка и делая
игу ярче.
Работа с этим оборудованием при обучении детей расширяет
возможности
предъявления
учебной
информации,
позволяют
усилить
мотивацию
ребёнка,
способствует
обучению
детей
новейшим
образовательным
технологиям,
знакомит
их
с
возможностями и навыками компьютерных технологий через игру.
«Умную пчелу» мы используем как в индивидуальной, так и
групповой деятельности, как часть занятия, и как самостоятельную
игру, учитывая при этом индивидуальное развитие ребенка. При
организации образовательной деятельности с мини-роботом важно
правильно организовать рабочее место. Качество использования
мини-робота
«Умная
пчела»
должно
быть
уместным
и
целесообразным,
чтобы
воздействие
технологии
имело
не
развлекательный, а развивающий эффект. Поэтому мини-роботов
мы используем в комплексе с традиционными формами обучения,
стандартным
наглядным
материалом,
реальными
объектами,
которые стимулируют полноценное развитие дошкольников. В
подготовительной группе у нас занятия с “Умной пчелкой” носит
закрепляющий характер и в основном во второй половине дня.
Даже непродолжительное их применение позволяет мотивировать
детей.
Начинали работу с роботом с составления простейших алгоритмов
на базовом коврике -это поле на нём нет изображений, но оно
разделено на секторы – шестнадцать клеток. Размер одной клетки
пятнадцать на пятнадцать сантиметров. Дети знакомились с тем,
что робот передвигается вперед, назад, вправо, влево. Начинали с
одного-двух ходов. Усложнение игровых задач шло за счет
постепенного увеличения количества ходов «пчелы» по игровому
полю и подключения поворотов. Дети очень быстро научились
составлять простые алгоритмы, постепенно интерес к игрушке стал
спадать. И мы стали усложнять задания, используя при этом
игровые коврики самой разной тематики.
Например, для формирования элементарных математических
представлений составила коврик “Цифры”, “ Для изучения
природы - «Животные», “Птицы”, “Деревья” и т.д , для
составления слогов и слов -“Буквы”, «Слоги», так же используем
коврики: «Правила безопасности», «Мои любимые сказки»,
“Праздники”, Времена года”. Например, в этом учебном году у нас
был проект по финансовой грамотности “Мы юные финансисты”
мы создали коврик с заданием на тему: “Что нельзя купить за
деньги” . Возможности тематических ковриков безграничны, они
позволяют решать образовательные задачи по любой тематике из
любой образовательной области. Использование игровых полей
превращает работу с мини-роботом в увлекательное путешествие.
Используя робота, мы повышаем интерес к занятиям. Каждому
ребенку хочется запрограммировать умную пчелу, поэтому он уже
с большим старанием выполняет предложенные задания. Дети в
свободной деятельности придумывают друг другу задания и
создают маршруты для робота.
Для работы в группе, каждому ребенку необходимо не только
создать свой маршрут, но еще и мысленно пройти маршрут
товарища, для того, чтобы знать откуда начинать свой. Конечно, не
всегда все получается с первого раза, но мы всегда даем
возможность детям исправить ошибку, пройти маршрут снова.
Еще один из вариантов программирования - это написание
маршрутов. То есть дети пишут самостоятельно маршрут для пчелы
с помощью символов – стрелочек – шаг вперед, - поворот
направо, - поворот налево. Написав маршрут, меняются друг с
другом и программируют робота.
В процессе игры с “Умной пчелой”, у детей происходит развитие
логического
мышления,
мелкой
моторики,
коммуникативных
навыков, умения работать в группе, умения составлять алгоритмы,
пространственной ориентации, словарного запаса, умения считать и
читать
Так же хочу отметить , что в результате образовательной
деятельности с использованием интерактивной игрушки могу
отметить, что мини-робот «Умная пчела» действительно стал
нашим групповым другом, для детей все игровые ситуации очень
интересны, увлекательны, познавательны и очень разнообразны.
Ребенок постепенно приобретает чувство независимости и
уверенности, у него развивается интерес к получению новой
информации в том объеме, котором он готов усвоить. Благодаря
внедрению в деятельность данного оборудования дети активно
работают на занятии, у них повышается концентрация внимания,
улучшается понимание и запоминание материала. Обучение детей
дошкольного возраста становится более привлекательным и
захватывающим.
Таким образом, практика применения интерактивного набора «BEE
Bot» в работе с детьми дошкольного возраста способствовала
формированию и развитию технической любознательности,
мышлению, аналитического ума, формированию качеств личности.
Дети учатся логически мыслить, понимать причинно-следственные
связи, находить множество решений одной задачи, планировать
свои действия. И как итог — происходит овладение детьми
знаниями основы программирования алгоритмов в познавательно-
игровой форме. Алгоритмика и программирование выступают как
эффективные средства развития предпосылок к учебной
деятельности у детей в процессе обучения в ДОУ.