Автор: Юлия Алексеевна Старикова
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР Д/С №30
Населённый пункт: г. Снежинск, Челябинской обл.
Наименование материала: Конспект занятия образовательная область «Речевое развитие»
Тема: Составление описательного рассказа о домашнем животном по плану-схеме Подготовительная к школе группа
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Снежинского городского округа
«Центр развития ребенка – детский сад № 30»
Конспект занятия
по образовательной области
«Речевое развитие»
Составление описательного рассказа о домашнем
животном по плану-схеме
Подготовительная к школе группа
Составитель:
Учитель-логопед
Старикова Ю.А.
Снежинск, 2023
Программное содержание
Познавательное развитие
1.
Актуализировать знания детей о домашних животных.
2.
Расширить знания детей о пользе, которую они приносят
людям, о питании в разное время года.
3.
Обратить
внимание
на
содержание
труда
людей,
ухаживающих за домашними животными.
4.
Закрепить знания детей о том, что продукция животноводства
важна не только как продукты питания, но и как средства для
изготовления теплой одежды и обуви для жителей России, их
пользе для здоровья людей.
Социально-коммуникативное развитие
1. Воспитывать умение слушать воспитателя, друг друга.
2. Воспитывать в детях чувство уважения к труду людей и к
продукции животноводства.
3. Развивать внимание, память.
4. Формировать умение дослушивать друг друга до конца и не
перебивать.
Речевое развитие
1.
Обогащать и активизировать словарь по теме «Домашние
животные».
2.
Совершенствовать монологическую и диалогическую речь.
3.
Продолжать
учить
использовать
в
речи
развернутые
предложения сложной структуры.
4.
Продолжать упражнять в умении грамматически правильно
строить предложения.
5.
Развивать умение участвовать в коллективной беседе:
самостоятельно аргументировано отвечать на вопросы, в
случае затруднения прибегать к помощи товарищей.
Физическое развитие
1.
Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье
детей посредством использования речи с движением.
2.
Развивать слуховое, зрительное внимание, мыслительные
операции.
Здоровьесберегающие технологии:
- Смена видов деятельности.
- Смена статических и динамических поз.
Индивидуальная
работа:
Продолжать
учить
использовать
сложносочиненные и сложноподчиненные предложения Вику,
Максима, Сашу Т..
Образовательная деятельность в семье: Предложить найти в
ближайшем
окружении
теплые
вещи
и
определить
их
происхождение. Совместно с родителями рассмотреть продукцию
мясного и молочного отделов магазина, приобрести полезные для
здоровья продукты.
Предварительная работа: расширение и активизация знаний по
теме «Домашние животные» в разных видах НОД и в совместной
деятельности, С/р игра «В деревне», «Магазин».
Методы и приемы: беседа, рассматривание иллюстраций, игра «4
лишний», игра « Узнай животное по частям тела», «Узнай
животное по пользе», «Накорми животных».
Форма организации детей: подгрупповая, индивидуальная.
Словарная работа: боров, овчарня, овчар, стадо, отара,
канистерапия, иппотерапия.
Материал и оборудование:
Картинки, план-схема, светофор.
Ход занятия
Организационный момент:
Логопед:
Поиграем в игру на внимание «Нос-пол-потолок»
Установка на занятие.
Актуализация знаний:
Логопед: Поиграем в игру «4 лишний»
- Скажите, кто лишний и почему?
Выставляю картинки, дети выделяют лишнюю, объясняя свой
выбор:
Индюк, гусь, утка, овца
Кролик, лиса, заяц, волк
Журавль, кошка, лебедь, ласточка
Олень, лось, коза, косуля
Лишние картинки выставляются в ряд.
Логопед: Итак, что вы заметили?
Дети: У нас остались домашние животные.
Логопед: Правильно, о них сегодня мы и будем говорить.
Логопед: Каких еще домашних животных вы знаете?
Дети дополняют, выставляю картинки по ходу их ответов.
Логопед: Почему их называют ЖИВОТНЫМИ?
Дети: Потому, что у них есть 4 ноги или 4 лапы и тело покрыто
шерстью (длинной, короткой или щетиной)
Логопед: А почему их называют ДОМАШНИМИ животными?
Дети: Потому, что они живут рядом с человеком и приносят ему
пользу.
Логопед: Как человек заботится о домашних животных?
Дети: Строит им жилище, кормит, поит, ухаживает за ними.
Логопед: Поиграем в игру «Узнай животное по частям тела».
Копыта, длинный тонкий хвост, рога (корова, бык)
Грива, копыта, длинношерстный хвост (лошадь, конь)
Щетина, хвост крючком, пятачок (свинья)
Лапы, пасть, шерсть, морда (собака)
Мягкие лапки, усики, острые коготки (кот, кошка)
Логопед: Прогуляемся по скотному двору.
На столах, стоящих по кругу, разложены картинки с изображением
взрослых животных, детенышей и их жилищ.
Логопед: Почему я назвала этот двор СКОТНЫЙ?
Дети: Потому, что домашних животных можно называть
ДОМАШНИЙ СКОТ.
Логопед: Как называется человек, который разводит домашний
скот и ухаживает за ним.
Дети: Скотовод или животновод.
Логопед: Игра «Назови профессию»
Показываю картинки , дети называют их. (свиновод, доярка,
овцевод, конюх, пастух)
Логопед: Итак, подойдем к конюшне. Почему она так называется?
Дети: Потому, что в ней живут кони.
Логопед: Какие еще жилища домашних животных вы видите перед
собой?
Дети: Коровник, козлятник, овчарня, свинарник, будка, дом.
Логопед: Встала рано утром доярка. Пошла в коровник, а там –
такие звуки. Закройте глаза и слушайте.
Включаю аудиозапись голоса коровы.
Логопед: Что делала корова?
Дети: Корова МЫЧАЛА.
Логопед: Другие хозяева тоже услышали голоса своих животных.
Логопед: Что делают другие животные, когда голос подают?
Дети: Лошадь и конь ржут, овца, баран и коза блеют, кошка
мяукает, собака лает или гавкает.
Логопед: Как вы думаете, почему все животные рано утром стали
кричать, подавать голос?
Дети: Они голодные. Их надо накормить и напоить.
Дети садятся на стульчики
Раздаю картинки с кормом для домашних животных. Проблемная
ситуация.
Логопед: Ребята, как вы думаете, кого можно этим накормить?
Ответы детей. Относят корм к животным, поясняют:
Дети: Корова летом питается зеленой травой на пастбище, а в
зимнее время кровы едят сено, пьют воду.
Аналогично про других животных.
Логопед: Как вы видите, все домашние животные живут семьями.
Их названия в семье могут быть разными. Давайте их назовем.
Дети: На конюшне живут конь, лошадь и их детеныши – жеребята.
В свинарнике живут боров, свинья, поросята. В козлятнике живут
коза, козел, козлята. В овчарне живут баран, овца, ягнята. В
коровнике живут бык, корова, телята. В клетке живут крол,
крольчиха и крольчата. В будке/конуре живут пёс, собака, щенята.
В доме живут кот, кошка, котята.
Логопед: В начале занятия вы сказали, что домашние животные
приносят людям пользу. Игра «Узнай животное по пользе, которую
он приносит».
Раздаю картинки пользой, которую приносят домашние животные.
Проблемная ситуация. Дети поясняют свой выбор.
Дети: Такую пользу приносит корова. Она дает молоко, а люди
делают из него разные молочные продукты, которые можно купить
в магазине. Еще корова дает мясо, шкуры, из которых шьют обувь,
сумки, одежду.
Аналогично - про пользу других домашних
животных.
Физминутка
Вот
окошко
распахнулось
(руки
в
стороны)
Вышла кошка на карниз. (имитация мягкой, грациозной походки
кошки)
Посмотрела кошка вверх,
(запрокинуть голову, посмотреть
вверх)
Посмотрела кошка вниз. (опустить голову, посмотреть вниз)
Вот налево повернулась,
(повернуть голову налево)
Проводила взглядом мух.
(повернуть голову направо)
Потянулась, улыбнулась
(соответствующие движения и
мимика)
И уселась на карниз.
Дети садятся на стульчики
Логопед: Сейчас вы будете составлять рассказ о домашнем
животном. Поможет вам эта схема-план.
Давайте проговорим, о чем надо будет рассказать:
1.
Кто это и какой группе относится?
2.
Какого цвета?
3.
Чем покрыто тело?
4.
Какие характерные части тела есть у животного?
5.
Как подает голос?
6.
Чем питается?
7.
Как называется жилище?
8.
Как называются члены семьи этого животного?
9.
Как человек ухаживает за животными и какую пользу
приносят животные человеку?
Дети выбирают картинку с изображением животного и
составляют рассказы.
Итог занятия.
Логопед: Чем вы сегодня занимались на занятии?
Узнали ли вы что-то новое?
Анализ рассказов детей.
Логопед: Выберите себе тот сигнал светофора, который
соответствует вашей работе и вашему состоянию на занятии.
Красный цвет – мне было трудно!
Желтый цвет – Мне было многое понятно, но иногда я
затруднялся!
Зеленый цвет – Мне было легко, у меня все получилось!