Автор: Артемьева Людмила Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Сырковская СОШ"
Населённый пункт: Новгородская область Новгородский район д.Сырково
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Расширение сведений об именах собственных. 1 класс
Раздел: начальное образование
Приложение №1
Урок русского языкав 1 классе
Тема «Расширение сведений об именах собственных»
Артемьева Людмила Николаевна,
учитель начальных классов
МАОУ
«Сырковская Средняя
общеобразовательная школа»
Цели (результаты): обучающийся умеет находить имена собственные.
Метапредметные: Регулятивные: участвовать в постановке учебной задачи.
Содержание урока: отличие имён собственных от других.
Технология: деятельностный метод «Школа 2000…»
Оборудование: учебник, карточки, листочки в линию, проектор, компьютер,
белая магнитная доска, маркеры, тетради.
Демонстрационный материал:
Д 1.
Д 2.
Д 3. Слайд 1.
Дарина-Олеся
Александр-Иван
Дмитрий-Сергей
Софья-Ксения
Евгений-Артём
Дмитрий-Никита
Екатерина-Александра
Д 4. Слайд 2.
Д 5.
Имена собственные пишутся с
большой буквы
ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ
Меня зовут … . Я учусь в (Д,д)еревне (С,с)ырково.
Уметь находить имена собственные
Д 6. Слайд 3.
Д 7.
Д 8.
Д 9. Слайд 4.
Д 10. Слайд 5.
Раздаточный материал:
Р 1.
Листочки в линию.
Р 2. Карточки с заданием №36 /учебника/
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности.
(На партах лежат листочки)
- На ваших партах лежат листочки. Как думаете, зачем они нужны на уроке?
(Чтобы выполнить задание. Чтобы что-то написать на них.)
- Да, вы правы, чтобы выполнить задание. Но это будет необычное задание.
Вы хотели бы сделать друг другу что-то приятное? (да)
имена, фамилии, отчества, клички
Названия стран, городов, деревень, улиц, рек
(г,Г)ород (м,М)осква (г,Г)ород (в,В)олгоград
(р,Р)ека (м,М)осква (р,Р)ека (в,В)олга
(г,Г)ород … стоит на …. … , а (г,Г)ород … - на … … .
(г,Г)ород (м,М)осква (г,Г)ород (в,В)олгоград
(р,Р)ека (м,М)осква (р,Р)ека (в,В)олга
(г,Г)ород (м,М)осква (г,Г)ород (в,В)олгоград
(р,Р)ека (м,М)осква (р,Р)ека (в,В)олга
(г,Г)ород (м,М)осква (г,Г)ород (в,В)олгоград
(р,Р)ека (м,М)осква (р,Р)ека (в,В)олга
(г,Г)ород (м,М)осква (г,Г)ород (в,В)олгоград
(р,Р)ека (м,М)осква (р,Р)ека (в,В)олга
(г,Г)ород (м,М)осква (г,Г)ород (в,В)олгоград
(р,Р)ека (м,М)осква (р,Р)ека (в,В)олга
(г,Г)ород (м,М)осква (г,Г)ород (в,В)олгоград
(р,Р)ека (м,М)осква (р,Р)ека (в,В)олга
- Тогда положите перед собой листок, возьмите ручку и приготовьтесь очень
старательно написать имя своего соседа или соседки по парте.
2. Актуализация знаний.
- Чтобы всем было приятно читать свои имена, как напишите буквы?
(Красиво, аккуратно, правильно, с большой буквы)
-Правильно, а почему имена нужно писать с большой буквы? (Потому что
это имена собственные. А все имена собственные всегда пишутся с большой
буквы). После этого ответа учитель вешает на доску лист-напоминание (Д 1).
- Если вы сомневаетесь в правильности написания имён, то можете
использовать мою подсказку (Д 3. СЛАЙД 1)
- Займите позицию «Готов к работе», приступайте к выполнению задания.
- Теперь сделайте приятное друг другу – поменяйтесь листочками и
прочитайте ваше имя.
-Что записали? (Своё имя. Наши имена. Имена собственные).
-О чём будем сегодня говорить на уроке? (Будем говорить на уроке об
именах собственных). Появляется лист на доске (Д 2).
-Оставьте листочки на краю парты. Они понадобятся в конце урока. А
теперь напишите краткую информацию о себе в тетради. Откройте тетради,
отступите 2 строки от последней записи, запишите число. Выполнять задание
вы будете по образцу. (Д. 4. СЛАЙД 2.)
-Прочитайте предложения «про себя».
-Что нужно сделать в этом задании?
(
Вставить своё имя и раскрыть скобки,
списать).
-А теперь вспомним правила списывания (Памятка №1: прочитать так, как
написано; так же повторить, не глядя на запись; писать по памяти, диктуя
себе, как было написано; проверить себя, читая по слогам).
- Итак, приступаем к выполнению задания: спишите предложения, вставляя
своё имя и раскрывая скобки.
Дети сталкиваются с проблемой: А как правильно раскрыть скобки? А слово
«деревня» пишется с большой буквы?
-Получается выполнить?
(
Нет)
- Обсудите в парах – в чём затруднение? (Мы это ещё не умеем. Я не знаю,
как правильно написать.)
-Продолжите обсуждение в парах – какая тема урока? (Имена собственные)
- Сформулируйте цель нашего урока. (Уметь находить имена собственные.)
Учитель прикрепляет файл на доску (Д. 5)
3. Проблемное объяснение нового знания.
-Какое задание вы должны были выполнить? (списать, вставляя слова и
раскрывая скобки).
-Что
помешало
выполнить?
(неумение
находить
имена
собственные,
недостаточные знания по теме).
-Что нужно сделать, чтобы выполнить это задание? (Вспомнить, что мы
знаем об именах собственных. Найти ответ в учебнике, прочитать правило).
- Давайте
вспомним
Что умею? Знаю?
Что не умею? Не знаю?
Дети приходят к выводам: знаем: 1. Отвечает на вопросы кто? 2. Называет
имена, отчества, фамилии людей, клички животных. 3. Пишется с большой
буквы. Не знаем: 1. Как находить имена собственные в предложениях. 2.
Может, называют что-то ещё?
- Давайте дальше следовать вашему плану. Откроем учебник на стр.21 и
прочитаем правило. (Ученик читает: «Названия стран, городов, деревень,
улиц, рек…- всё это имена собственные. Поэтому они пишутся с большой
буквы».)
-А теперь посмотрим на доску. СЛАЙД 3.
- Назовите имена собственные: (Великий Новгород, Сырково, Трубичино,
Стрелка и т.д.)
-Есть повторяющиеся названия?
(нет)
-Скажите, деревень много? (да)
-Тогда ответьте, является ли само слово «деревня» именем собственным?
(нет)
- Что уже знали про имена собственные? (имена, фамилии, отчества, клички)
Рядом с карточкой «ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ» добавляется карточка на
доске (Д 7)
- Что нового узнали? (Названия стран, городов, деревень, улиц, рек…- всё
это имена собственные)
Добавляется карточка
(Д. 8)
− Где пригодятся вам новые знания? (Для написания писем, рассказов о
путешествиях и т.д.)
4. Первичное закрепление его во внешней речи.
- Возвращаемся к невыполненному заданию. Как же правильно раскрыть
скобки? (деревня Сырково. Деревень много. Значит, слово «деревня» не
является именем собственным и пишется с маленькой буквы. Сырково –
название деревни, имя собственное. Имена собственные пишутся с большой
буквы.). Фронтальная работа. Один ученик у доски, остальные – в тетради.
Приступайте к списыванию. Будьте внимательны. Отметьте опасное место в
написании имени собственного.
Ученики оценивают работу: если выполнено верно - хлопают в ладоши, если
неверно - топают ногами.
Учитель проводит рефлексию выполнения задания:
− У кого были ошибки? В чем ваша ошибка? Проговорите правило.
− Кто выполнил задание правильно?
− Вы учились применять новое знание. Подумайте, как дальше предстоит
работать? (Самостоятельная работа.)
− С какой целью? (Выяснить, понял ли я, как находить имена собственные.)
5. Самостоятельная работа с самопроверкой.
-Напомните цель урока. (уметь находить имена собственные).
Выполнение упр.36 из учебника. Задание: «Прочитай и догадайся с
помощью рисунка, почему города так назвали.
Какие слова – имена
собственные?».
Рисунок и слова выводятся на доску. (Р. 2. СЛАЙД 4.)
Беседа о названии городов от названия рек, на берегах которых они
находятся.
Данное задание учащиеся выполняют на карточках , зачёркивая неверные
варианты. Далее проходит взаимопроверка, когда ученики обмениваются
карточками и проверяют друг друга, сверяясь с эталоном на доске. На доске
также появляется правильный ответ и объясняется выбор по алгоритму.
-Какие слова разбирали на карточках? (город Москва, река Москва, город
Волгоград, река Волга)
-Назовите имена собственные.
8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- В упражнении 36 для вас ещё одно задание: «Включи эти слова в
предложение и запиши его». (Д. 10)
- Прочитайте получившиеся предложение. (Затем спрашиваю 1 ученика:
Город Москва стоит на реке Москве, а город Волгоград – на реке Волге).
- Обратите внимание на правильное употребление слов: на реке Москве, на
реке Волге.
- Назовите имена собственные (Москва, Волга, Волгоград)
-Как правильно их запишите? (С большой буквы).
-Приступайте к выполнению задания./1 ученик у доски, остальные – в
тетради/
-А теперь внимательно выполните проверку. Напомните действие проверки:
Читай по слогам и слушай себя – все ли звуки верно обозначены; сверяй
опасные места – все ли отмечены, правильны ли буквы.
-Что мы не сделали во время проверки? (Не отметили опасные места.)
- В чём заключается опасность? (Имена собственные пишутся с большой
буквы).
Отметьте опасные места.
− У кого есть ошибки?
− В чем причина ошибок? (Не смогли найти все имена собственные.)
-Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок? / потренироваться/
− Не беда, что у вас не все сразу получилось, – вы еще не раз встретитесь с
заданиями этого вида, так что у вас будет возможность потренироваться.
− У кого все верно? Молодцы! Я рада, что у вас все так хорошо получается!
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Учитель возвращается к карточкам на доске.
− Над какой темой вы работали? (Имена собственные.)
- Что знали об именах собственных? (Это имена, фамилии, отчества и
клички. Пишутся с большой буквы).
− Какую цель поставили? Какой получили результат?
Давайте выполним небольшое задание на карточке, а потом оценим свою
работу. /Зачеркни неправильный ответ: Река волхов, город Омск, Деревня
Сосновка, деревня Носово, река Лена./ Правильный ответ на доске.
-Выполните самопроверку.
− Оцените правильность выполнения самостоятельной работы. Для этого
возьмите маленькие листочки, на которых вы старательно писали имена в
начале урока. Нарисуйте круг и закрасьте его в подходящий цвет: зелёный –
нет ошибок, я знаю, как избежать ошибок; жёлтый – 1 ошибка, но я понял,
как избежать ошибок я разобрался с ними; красный – 2 ошибки, и я не знаю,
как избежать ошибок.
-Поднимите руки, у кого красные круги. Давайте поможем этим ученикам.
Что подскажем? /ответы детей/
Обращаюсь к тем, у кого ошибки: А теперь из вариантов выбери для себя
цель, которую ты поставишь, чтобы избежать ошибок.
− Я оцениваю работу класса на уроке хорошо: вы смогли открыть новое
знание, работали дружно, помогали друг другу в парах, сообща делали
выводы и т.п.