Автор: Турапина Анастасия Валерьевна
Должность: студентка 6 курса Филиала СГПИ в г. Ессентуки
Учебное заведение: Филиал СГПИ в г. Ессентуки
Населённый пункт: город Ессентуки
Наименование материала: статья
Тема: Значение формирования коммуникативных универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте
Раздел: начальное образование
Значение формирования коммуникативных универсальных
учебных действий в младшем школьном возрасте
К моменту поступления в школу ребенок обычно уже обладает целым
рядом коммуникативных и речевых компетенций, обладает навыками
общения со сверстниками и взрослыми. Несмотря на наличие различий в
уровнях коммуникативной компетентности детей, у большинства он далек от
желаемого.
Противоречие
между
значимостью
коммуникативной
компетентности для успешной социализации и обучения школьников и
недостаточно высоким уровнем данной компетентности у современных детей
заставляет разработчиков нового проекта Государственных стандартов
общего образования считать коммуникативное развитие школьников одной
из приоритетных задач школьного образования.
Младший
школьный
возраст
является
оптимальным
периодом
активного
обучения
социальному
поведению,
искусству
общения
со
сверстниками и взрослыми, усвоению коммуникативных и речевых умений,
способам различения социальных ситуаций. Обучающиеся, поступающие в
школу,
должны обладать основными
компонентами коммуникативной
компетентности: потребностью в общении, владением навыками общения,
ориентацией на партнера по общению, так как впоследствии на основе
данной
компетентности
происходит
формирование
и
развитие
коммуникативных УУД. У обучающихся в начальной школе формируются
следующие коммуникативные УУД: умение слышать, слушать и вести спор;
умение вставать на точку зрения другого; умение вести диалог; умение
работать в группе для достижения общей цели.
Выделяют
три
группы
коммуникативных
УУД:
действия,
направленные на позиции партнера по общению; действия, направленные на
сотрудничество и направленные нам передачу информации.
Под
универсальными
учебными
действиями
подразумевается
способность ученика к обучению, присвоению новых знаний и опыта за счет
активной познавательной деятельности. Выделяют четыре вида УУД:
личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные.
В целом, под коммуникативными УУД понимают умение вступать в
диалог с различными группами людей. Коммуникативные универсальные
учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции
других людей, умение выслушивать и начинать диалог, принимать участие в
коллективном
обсуждении
проблем,
осуществлять
продуктивное
сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Самыми
большими
возможностями
для
формирования
коммуникативных
УУД
младших
школьников
обладает
классный
руководитель, он же основной учитель. В своей работе ему нужно стараться
создать условия для продуктивной коммуникации между учащимися, и
между учащимися и учителем.
Предполагается, что в процессе учения
обучающиеся будут контролировать действия партнёра, использовать речь
для регуляции своего действия, договариваться, приходить к общему
решению,
учитывать
разные
мнения,
стремиться
к
координации,
формулировать собственное мнение и позицию и т.п. а это означает, что
будут развиваться и коммуникативные УУД.
Можно
выделить
основные
способы
формирования
и
развития
коммуникативных
УУД
у
младших
школьников:
формирование
коммуникативной
компетентности
посредством
игры;
развитие
регулирующей речи через организацию дискуссий, бесед; развитие навыков
сотрудничества через организацию коллективных творческих дел. Принимая
участие в коллективном творческом деле, ребенок учится договариваться,
сотрудничать, высказывать свою точку зрения и совершенствует навыки
совместной деятельности.