Напоминание

"Методическая служба: новый взгляд на непрерывность образования педагогов"


Автор: Аднакулова Наталья Миргалимовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 72
Населённый пункт: город Ижевск, Удмуртская Республика
Наименование материала: Презентация
Тема: "Методическая служба: новый взгляд на непрерывность образования педагогов"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Методическая служба:

новый взгляд на

непрерывность

образования педагогов.

Старший воспитатель

Аднакулова Н.М.

г. Ижевск

2021 г.

С вступлением в силу

ФЗ от 29.12.2012г.

№ 273-ФЗ «Об

образовании в

Российской

Федерации»

дошкольное

образование

получило статус

первого

самостоятельного

уровня общего

образования.

В связи с этим стандартизация дошкольного образования

приобретает особую актуальность.

Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования (далее – ФГОС) представляет

собой совокупность обязательных требований к дошкольному

образованию.

Современное образование развивается в режиме

инновационного поиска, вызывающего изменения различных

компонентов деятельности специалистов.

В этой связи особое значение приобретает усиление

непрерывного характера обучения и профессионального

совершенствования педагога как условия его активной

адаптации к новым моделям деятельности, повышения

уровня подготовленности к решению

профессиональных задач и повышения качества

результатов образовательного процесса в целом.

Основная задача

дошкольных

учреждений:

– создавать условия, при которых дети

полноценно развиваются, а в итоге

полноценно проживают дошкольный возраст,

и переходят на следующий уровень

мотивированными к получению образования в

школе.

Создание условий для успешной социализации детей

на различных этапах их возрастного развития,

определенных ФГОС, отслеживание личностного

прогресса обучающихся, выявление проблем

преемственности между дошкольным и начальным

уровнями образования являются важными задачами

современной образовательной политики.

Ведущими

критериями

оценки

педагогического

процесса

- является готовность каждого специалиста к

созданию следующих условий:

для становления личности ребёнка

как субъекта социальной жизни и

создания педагогически

целесообразной среды;

для реализации целей

образовательного процесса;

для соблюдения прав и обязанностей

ребёнка в социуме.

Методическая

служба ДОУ

Методическая

работа

- работает над повышением компетентности

педагогов, которая позволит им организовать

образовательную деятельность в соответствии с

требованиями ФГОС.

Возможности и компетенции педагога – это одна из

ключевых точек стандарта.

– это основанная на науке и прогрессивном

педагогическом и управленческом опыте целостная

система взаимосвязанных мер, нацеленная на

повышение качества и эффективности

образовательного процесса через обеспечение

профессионального роста педагогических

работников и развитие их творческого потенциала.

Показатель качества

образовательного

процесса

- это рост педагогического мастерства

воспитателя и специалиста ДОУ .

Образовательный процесс изменяет в наибольшей мере

самого педагога, если он оказывает положительное

воздействие на формирование и развитие личности каждого

ребенка – дошкольника, обеспечивает единство образования,

воспитания и развития.

Отсюда следует, что субъектом методической работы в

современных условиях в первую очередь является сам

педагог, выступающий как самостоятельный творец своей

профессиональной деятельности.

Особое значение, поэтому, приобретает формирование у

педагогов умения самостоятельно, проблемно подойти

как к собственной деятельности, так и к деятельности

коллег, всего педагогического коллектива.

Для профессиональной деятельности воспитателя просто

работать в детском саду недостаточно. Важно постоянно

повышать и обогащать свой профессиональный уровень.

Образование не может зависеть от возраста, ранее

приобретенной профессии или специальности, места

жительства, но обязательно учитывает индивидуальные

способности человека, мотивы, интересы, установки.

По моему, образование может и должно продолжаться на

протяжении всей сознательной жизни человека. Как говорил

Сенека: «Учиться ни в каком возрасте не поздно».

Чтобы не отставать от времени, воспитатель должен

постоянно совершенствовать свои знания, овладевать

прогрессивными педагогическими технологиями воспитания

и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего

развития. Поэтому так и важен принцип непрерывности

образования, постоянная мобильность педагога, готовность

быстро изучить и научиться новому.

Непрерывное

образование

Современная

концепция

непрерывного

образования как

системы

это постоянное совершенствование знаний, умений

и навыков человека, вызванное стремлением быть

актуальным в существующей профессиональной и

социальной среде.

- это новый взгляд на образовательную практику,

которая провозглашает учебную, а в некоторых

случаях и научную деятельность человека как

неотъемлемую и естественную составляющую

часть его образа жизни во всяком возрасте.

Основная цель

непрерывного

образования

Задачи

системы

непрерывного

образования

-

это пожизненное обогащение творческого и

профессионально значимого потенциала личности.

подготовка человека для включения

его в систему современных общественных,

профессиональных

отношений,

своевременная

адаптации человека к постоянно меняющимся

условиям жизни и труда,

разностороннее развитие личности,

формирование ее мировоззрения.

В современном

контексте

понимание

сущности

непрерывного

образования

позволяет

выделить

несколько его

основных

функции:

Профессиональная функция - обеспечивает развитие у

взрослого человека необходимых профессиональных

компетенций и квалификаций, а так же, формирование

взрослым человеком новых профессиональных возможностей,

увеличение его трудовой динамики.

Социальная функция помогает дополнить и обогатить

процесс взаимодействия взрослого человека с обществом,

экономической сферой, государством в целом за счет

ознакомления с языком, культурой, новыми видами

деятельности, общечеловеческими ценностями,

современными технологиями социального взаимодействия, в

том числе информационными, формируя грамотность

взрослого человека в различных сферах.

Третья функция обеспечивает удовлетворение

индивидуальных познавательных потребностей взрослого

человека, интересов, увлечений и, как правило, сопровождает

повседневную жизнь.

Выделяются три

основных вида

непрерывного

образования.

1

. Формальное образование.

2. Неформальное образование.

3. Информальное образование

Эти три вида непрерывного образования могут

осуществляться в течение жизни интегрировано,

взаимодополняя друг друга, обеспечивая

действительную непрерывность.

Структура непрерывного образования в дошкольной

организации предполагает все три основных вида.

В настоящее время продолжается поиск и разработка

наиболее эффективных путей обеспечения

непрерывности образования педагогов, в частности

педагогов дошкольного образования.

Формальное

образование

образование, получаемое в учебных

заведениях, осуществляющих

образовательную деятельность в

соответствии с образовательными

программами, с последующим

предоставлением документа (свидетельство,

аттестат, диплом, удостоверение)

государственного образца.

Информальное

образование

самообразование, т.е. целенаправленная работа

педагога по расширению и углублению своих

теоретических знаний, совершенствованию

имеющихся и приобретению новых

профессиональных навыков и умений в свете

современных требований педагогической и

психологической науки.

Педагог должен в течение учебного года или другого

периода времени углубленно заниматься проблемой, решение

которой вызывает определенные затруднения или которая

является предметом его особого интереса.

Осуществляется в течение жизни: в ходе общения, под

влиянием средств массовой информации, просветительских

акций, при чтении книг, при осмыслении собственного опыта и

опыта других.

Педагогическое

самообразование

тоже может выступать формой повышения квалификации

педагога. Условием продуктивной работы является

деятельность педагога по личному плану самообразования,

составленному на год и включающему следующие разделы:

–цели и задачи работы по самообразованию;

–участие в методической работе образовательного учреждения;

–посещение курсов повышения квалификации и проблемных

семинаров, прохождение аттестации;

–изучение методической, психолого-педагогической и

предметной литературы, нормативных документов;

–повышение общекультурного уровня (чтение художественной

литературы, публицистики, посещения музея, театра, просмотр

телепередач и др.);

–итоги работы по самообразованию.

Получив базовое образование педагог должен быть готов

постоянно продолжать свое обучение, т.е. заниматься

самообразованием и так же получать помощь от специалистов

институтов усовершенствования учителей, которые

разрабатывают различные курсы подготовки и

переподготовки. Проводят практические занятия, читают

лекции, помогают развитию и обогащению профессиональных

знаний, умений и навыков.

Хотя курсы повышения квалификации очень помогают, но

не всегда могут решить многие проблемы педагога, которые

возникают в процессе работы в образовательном

учреждении. И здесь на помощь приходит методическая

служба, которая есть в каждом образовательном учреждении.

Помощь методических объединений, отдельным педагогам

в организации деятельности, с учетом педагогического стажа,

уровня профессионализма и индивидуальных запросов

личности педагога.

Методическая работа способствует совершенствованию

квалификации педагога, повышению компетентности.

Неформальное

образование

Основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

обучающие семинары, мастер-классы, педсоветы, тематическое и событийное информирование

работа в методических объединениях, творческих или проблемных группах (городского и

муниципального уровня)

инновационная деятельность педагога, конкурсы профессионального мастерства

обобщение и распространение собственного педагогического опыта

дистанционное обучение (вебинары, конференции и семинары в режиме онлайн)

аттестация педагогов (представление опыта и результатов работы, методических материалов и

разработок)

публикации в СМИ, участие в конкурсах и фестивалях.

повышение квалификации.

Говоря о различных формах образования педагогов, невозможно не коснуться потенциала Интернет-

ресурсов, которые представляют всевозможные варианты повышения уровня педагогической

компетентности.

Повышение

квалификации

осуществляется

также в процессе

участия педагогов в

разнообразной

методической

работе.

Здесь решаются такие задачи, например:

изучение, обобщение и распространение передового

педагогического опыта,

внедрение в практику достижений педагогической науки;

повышение уровня предметной и психолого-педагогической

подготовки педагогических работников;

консультативная помощь в организации педагогического

самообразования и др.

Такая методическая работа может быть в виде:

–изучения и обсуждения нормативных документов, ФГОС,

различных программ;

–обмена опытом между коллегами;

–представление и обсуждение собственных разработок,

педагогических инноваций идр.

Главное условие профессионального

развития педагога

– осознание необходимости

повышения собственной компетентности. Это

подразумевает обновление теоретических и

практических знаний, совершенствование

навыков специалистов в связи с постоянно

повышающимися требованиями к их

компетентности.

Формы пополнения

багажа знаний

педагога в ДОО:

профессиональная переподготовка;

курсы повышения квалификации;

городские методические объединения педагогов по

направлениям;

методические мероприятия ДОО (педсоветы, малые педсоветы,

семинары-практикумы, конкурсы, мастер-классы, авторские

дни);

участие в профессиональных конкурсах различного уровня;

заочное обучение в вузе;

участие в образовательных форумах;

участие в научно-практических конференциях;

аттестация педагогов;

публикации в СМИ;

участие в вебинарах, онлайн семинарах, конференциях.

Современные курсы повышения квалификации и

профессиональная переподготовка расширяют круг

деятельности педагога, позволяя в рамках дошкольной

организации вести дополнительные образовательные услуги,

выполняя социальный запрос общества.

Вывод:

Таким образом, профессиональное развитие

педагога в рамках непрерывного образования

осуществляется как самим педагогом, так и

обществом, которое диктует условия и

предоставляет возможности для этого. Регуляция

этого процесса происходит через нормативные

документы, такие как ФГОСы, закон «Об

образовании» и др.

Непрерывное образование помогает педагогу

поддерживать и повышать свой профессиональный

уровень, овладевать различными компетенциями на

протяжении всей педагогической деятельности.

« Никогда не прекращайте вашей

самообразовательной работы и

не забывайте, что, сколько бы вы ни

учились, сколько бы вы ни знали, знанию и

образованию нет ни границ, ни пределов.»

Русский книговед и

писатель

Рубакин Н. А.



В раздел образования