Автор: Аднакулова Наталья Миргалимовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 72
Населённый пункт: город Ижевск, Удмуртская Республика
Наименование материала: Презентация
Тема: "Методическая служба: новый взгляд на непрерывность образования педагогов"
Раздел: дошкольное образование
«Методическая служба:
новый взгляд на
непрерывность
образования педагогов.
Старший воспитатель
Аднакулова Н.М.
г. Ижевск
2021 г.
С вступлением в силу
ФЗ от 29.12.2012г.
№ 273-ФЗ «Об
образовании в
Российской
Федерации»
дошкольное
образование
получило статус
первого
самостоятельного
уровня общего
образования.
В связи с этим стандартизация дошкольного образования
приобретает особую актуальность.
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (далее – ФГОС) представляет
собой совокупность обязательных требований к дошкольному
образованию.
Современное образование развивается в режиме
инновационного поиска, вызывающего изменения различных
компонентов деятельности специалистов.
В этой связи особое значение приобретает усиление
непрерывного характера обучения и профессионального
совершенствования педагога как условия его активной
адаптации к новым моделям деятельности, повышения
уровня подготовленности к решению
профессиональных задач и повышения качества
результатов образовательного процесса в целом.
Основная задача
дошкольных
учреждений:
– создавать условия, при которых дети
полноценно развиваются, а в итоге
полноценно проживают дошкольный возраст,
и переходят на следующий уровень
мотивированными к получению образования в
школе.
Создание условий для успешной социализации детей
на различных этапах их возрастного развития,
определенных ФГОС, отслеживание личностного
прогресса обучающихся, выявление проблем
преемственности между дошкольным и начальным
уровнями образования являются важными задачами
современной образовательной политики.
Ведущими
критериями
оценки
педагогического
процесса
- является готовность каждого специалиста к
созданию следующих условий:
для становления личности ребёнка
как субъекта социальной жизни и
создания педагогически
целесообразной среды;
для реализации целей
образовательного процесса;
для соблюдения прав и обязанностей
ребёнка в социуме.
Методическая
служба ДОУ
Методическая
работа
- работает над повышением компетентности
педагогов, которая позволит им организовать
образовательную деятельность в соответствии с
требованиями ФГОС.
Возможности и компетенции педагога – это одна из
ключевых точек стандарта.
– это основанная на науке и прогрессивном
педагогическом и управленческом опыте целостная
система взаимосвязанных мер, нацеленная на
повышение качества и эффективности
образовательного процесса через обеспечение
профессионального роста педагогических
работников и развитие их творческого потенциала.
Показатель качества
образовательного
процесса
- это рост педагогического мастерства
воспитателя и специалиста ДОУ .
Образовательный процесс изменяет в наибольшей мере
самого педагога, если он оказывает положительное
воздействие на формирование и развитие личности каждого
ребенка – дошкольника, обеспечивает единство образования,
воспитания и развития.
Отсюда следует, что субъектом методической работы в
современных условиях в первую очередь является сам
педагог, выступающий как самостоятельный творец своей
профессиональной деятельности.
Особое значение, поэтому, приобретает формирование у
педагогов умения самостоятельно, проблемно подойти
как к собственной деятельности, так и к деятельности
коллег, всего педагогического коллектива.
Для профессиональной деятельности воспитателя просто
работать в детском саду недостаточно. Важно постоянно
повышать и обогащать свой профессиональный уровень.
Образование не может зависеть от возраста, ранее
приобретенной профессии или специальности, места
жительства, но обязательно учитывает индивидуальные
способности человека, мотивы, интересы, установки.
По моему, образование может и должно продолжаться на
протяжении всей сознательной жизни человека. Как говорил
Сенека: «Учиться ни в каком возрасте не поздно».
Чтобы не отставать от времени, воспитатель должен
постоянно совершенствовать свои знания, овладевать
прогрессивными педагогическими технологиями воспитания
и обучения и тем самым обеспечить возможность для своего
развития. Поэтому так и важен принцип непрерывности
образования, постоянная мобильность педагога, готовность
быстро изучить и научиться новому.
Непрерывное
образование
Современная
концепция
непрерывного
образования как
системы
–
это постоянное совершенствование знаний, умений
и навыков человека, вызванное стремлением быть
актуальным в существующей профессиональной и
социальной среде.
- это новый взгляд на образовательную практику,
которая провозглашает учебную, а в некоторых
случаях и научную деятельность человека как
неотъемлемую и естественную составляющую
часть его образа жизни во всяком возрасте.
Основная цель
непрерывного
образования
Задачи
системы
непрерывного
образования
-
это пожизненное обогащение творческого и
профессионально значимого потенциала личности.
подготовка человека для включения
его в систему современных общественных,
профессиональных
отношений,
своевременная
адаптации человека к постоянно меняющимся
условиям жизни и труда,
разностороннее развитие личности,
формирование ее мировоззрения.
В современном
контексте
понимание
сущности
непрерывного
образования
позволяет
выделить
несколько его
основных
функции:
Профессиональная функция - обеспечивает развитие у
взрослого человека необходимых профессиональных
компетенций и квалификаций, а так же, формирование
взрослым человеком новых профессиональных возможностей,
увеличение его трудовой динамики.
Социальная функция помогает дополнить и обогатить
процесс взаимодействия взрослого человека с обществом,
экономической сферой, государством в целом за счет
ознакомления с языком, культурой, новыми видами
деятельности, общечеловеческими ценностями,
современными технологиями социального взаимодействия, в
том числе информационными, формируя грамотность
взрослого человека в различных сферах.
Третья функция обеспечивает удовлетворение
индивидуальных познавательных потребностей взрослого
человека, интересов, увлечений и, как правило, сопровождает
повседневную жизнь.
Выделяются три
основных вида
непрерывного
образования.
1
. Формальное образование.
2. Неформальное образование.
3. Информальное образование
Эти три вида непрерывного образования могут
осуществляться в течение жизни интегрировано,
взаимодополняя друг друга, обеспечивая
действительную непрерывность.
Структура непрерывного образования в дошкольной
организации предполагает все три основных вида.
В настоящее время продолжается поиск и разработка
наиболее эффективных путей обеспечения
непрерывности образования педагогов, в частности
педагогов дошкольного образования.
Формальное
образование
–
образование, получаемое в учебных
заведениях, осуществляющих
образовательную деятельность в
соответствии с образовательными
программами, с последующим
предоставлением документа (свидетельство,
аттестат, диплом, удостоверение)
государственного образца.
Информальное
образование
–
самообразование, т.е. целенаправленная работа
педагога по расширению и углублению своих
теоретических знаний, совершенствованию
имеющихся и приобретению новых
профессиональных навыков и умений в свете
современных требований педагогической и
психологической науки.
Педагог должен в течение учебного года или другого
периода времени углубленно заниматься проблемой, решение
которой вызывает определенные затруднения или которая
является предметом его особого интереса.
Осуществляется в течение жизни: в ходе общения, под
влиянием средств массовой информации, просветительских
акций, при чтении книг, при осмыслении собственного опыта и
опыта других.
Педагогическое
самообразование
тоже может выступать формой повышения квалификации
педагога. Условием продуктивной работы является
деятельность педагога по личному плану самообразования,
составленному на год и включающему следующие разделы:
–цели и задачи работы по самообразованию;
–участие в методической работе образовательного учреждения;
–посещение курсов повышения квалификации и проблемных
семинаров, прохождение аттестации;
–изучение методической, психолого-педагогической и
предметной литературы, нормативных документов;
–повышение общекультурного уровня (чтение художественной
литературы, публицистики, посещения музея, театра, просмотр
телепередач и др.);
–итоги работы по самообразованию.
Получив базовое образование педагог должен быть готов
постоянно продолжать свое обучение, т.е. заниматься
самообразованием и так же получать помощь от специалистов
институтов усовершенствования учителей, которые
разрабатывают различные курсы подготовки и
переподготовки. Проводят практические занятия, читают
лекции, помогают развитию и обогащению профессиональных
знаний, умений и навыков.
Хотя курсы повышения квалификации очень помогают, но
не всегда могут решить многие проблемы педагога, которые
возникают в процессе работы в образовательном
учреждении. И здесь на помощь приходит методическая
служба, которая есть в каждом образовательном учреждении.
Помощь методических объединений, отдельным педагогам
в организации деятельности, с учетом педагогического стажа,
уровня профессионализма и индивидуальных запросов
личности педагога.
Методическая работа способствует совершенствованию
квалификации педагога, повышению компетентности.
Неформальное
образование
Основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
обучающие семинары, мастер-классы, педсоветы, тематическое и событийное информирование
работа в методических объединениях, творческих или проблемных группах (городского и
муниципального уровня)
инновационная деятельность педагога, конкурсы профессионального мастерства
обобщение и распространение собственного педагогического опыта
дистанционное обучение (вебинары, конференции и семинары в режиме онлайн)
аттестация педагогов (представление опыта и результатов работы, методических материалов и
разработок)
публикации в СМИ, участие в конкурсах и фестивалях.
повышение квалификации.
Говоря о различных формах образования педагогов, невозможно не коснуться потенциала Интернет-
ресурсов, которые представляют всевозможные варианты повышения уровня педагогической
компетентности.
Повышение
квалификации
осуществляется
также в процессе
участия педагогов в
разнообразной
методической
работе.
Здесь решаются такие задачи, например:
изучение, обобщение и распространение передового
педагогического опыта,
внедрение в практику достижений педагогической науки;
повышение уровня предметной и психолого-педагогической
подготовки педагогических работников;
консультативная помощь в организации педагогического
самообразования и др.
Такая методическая работа может быть в виде:
–изучения и обсуждения нормативных документов, ФГОС,
различных программ;
–обмена опытом между коллегами;
–представление и обсуждение собственных разработок,
педагогических инноваций идр.
Главное условие профессионального
развития педагога
– осознание необходимости
повышения собственной компетентности. Это
подразумевает обновление теоретических и
практических знаний, совершенствование
навыков специалистов в связи с постоянно
повышающимися требованиями к их
компетентности.
Формы пополнения
багажа знаний
педагога в ДОО:
профессиональная переподготовка;
курсы повышения квалификации;
городские методические объединения педагогов по
направлениям;
методические мероприятия ДОО (педсоветы, малые педсоветы,
семинары-практикумы, конкурсы, мастер-классы, авторские
дни);
участие в профессиональных конкурсах различного уровня;
заочное обучение в вузе;
участие в образовательных форумах;
участие в научно-практических конференциях;
аттестация педагогов;
публикации в СМИ;
участие в вебинарах, онлайн семинарах, конференциях.
Современные курсы повышения квалификации и
профессиональная переподготовка расширяют круг
деятельности педагога, позволяя в рамках дошкольной
организации вести дополнительные образовательные услуги,
выполняя социальный запрос общества.
Вывод:
Таким образом, профессиональное развитие
педагога в рамках непрерывного образования
осуществляется как самим педагогом, так и
обществом, которое диктует условия и
предоставляет возможности для этого. Регуляция
этого процесса происходит через нормативные
документы, такие как ФГОСы, закон «Об
образовании» и др.
Непрерывное образование помогает педагогу
поддерживать и повышать свой профессиональный
уровень, овладевать различными компетенциями на
протяжении всей педагогической деятельности.
« Никогда не прекращайте вашей
самообразовательной работы и
не забывайте, что, сколько бы вы ни
учились, сколько бы вы ни знали, знанию и
образованию нет ни границ, ни пределов.»
Русский книговед и
писатель
Рубакин Н. А.