Авторы: Жерихова Лариса Семеновна, Петрова Елена Анатольевна
Должность: Учителя начальных классов
Учебное заведение: МБОУ АСОШ номер 50 г. Абаза, Республика Хакасия
Населённый пункт: г. Абаза, Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: Истоки духовно- нравственной культуры педагогов.
Раздел: начальное образование
Истоки духовно- нравственной культуры педагогов.
Рубеж веков как в отечественной научно - педагогической литературе, так и в
общественном сознании отмечается повышением интереса к проблеме формирования
духовности и духовной личности. Прежде всего, духовная личность-результат долгого,
упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного
воспитания и просвещения. Это человек, устремленный к социально-позитивным,
гуманистическим ценностям добра, истины и красоты, занимающей активную жизненную
позицию, интеллектуально развитый, умеющий трудиться и адаптироваться к
меняющимся социальным условиям, ведущий здоровый образ жизни, нравственно
состоятельный, эстетически просвещенный. Этот человек со здоровым чувством
национальной гордости и развитым национальным сознанием.
Гипертрофия эгоизма, культа индивидуализма становятся более привычными в сфере
межличностного общения, ценности прошлых лет сменились иными духовными
ориентирами. Добро, Истина и Красота постепенно отодвигаются на периферию жизни.
Идет фактическая девальвация таких смысложизненных ценностей, как
гражданственность и патриотизм, любовь, семья, дружба, целомудрие, растаптываются
на корню нравственные ценности, возвышенные человеческие чувства.
Не малую долю ответственности за это положение несет система образования.
Образование-это неразрывное единство обучения и воспитания. Задача систем
образования сегодня не только формирование индивида с широким мировоззренческим
кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и духовной
личности, от интеллектуального, политического культурного уровня которой во многом
будет зависеть будущее нашего общества.
Чтобы реализовать задачи, духовно - нравственным воспитанием должна жить вся школа.
Духовно - нравственном воспитании нет мелочей. Все воспитывает ребенка и духовно и
нравственно. Это и интерьер, и режим, и организация досуга, и правильный подбор
учебной литературы, и традиции, и праздники, и духовно - нравственные просвещения
педагогов и родителей.
Задача школы XXI века - есть восхождение, возвышение души ученика, то главное, на чем
должны быть сосредоточенны усилия школы – это воспитание, питание духовной оси
ребенка. ТО есть, не формирование его отдельных внешних качеств, не передача ему
набора конкретных знаний, а помощь ребенку в становлении его личности-души,
духовности.
Самой главной чертой педагогической культуры должно быть чувствование духовного
мира каждого ребенка, способность уделить каждому столько внимания и духовных сил,
сколько необходимо для того, чтобы ребенок почувствовал, что о нем не забывают, его
горе, его обиды и страдания разделяют. Педагогический процесс только тогда хорош,
когда в нем воспитание идет впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные
силы будут впитывать знания как пищу, необходимую для дальнейшего роста и
становления личности школьника. Знания - сила, но эта сила может быть Доброй, а может
быть Злой.
Учитель не может передать ученикам свой духовный мир-это не арифметика! Но учитель
обязан показать детям, и не только детям, но всем, кого он так или иначе учит, такие
грани бытия, о существовании которых они даже не догадываются. Только искреннее,
серьезное уважение к личности, как учителя, так и ученика, которое вбирает в себя
гуманная педагогика, раскрывает красоту учителя как уникальное национальное
достояние, вселяющее добрую уверенность в то, что гуманность мышления учителя,
уровень осознания и новых горизонтов педагогической реальности, его любовь и веера,
развитие интеллекта и духовной культуры помогут всем нам в столь сложное время
происходящих в мире глобальных перемен не только передать детям все богатство
мировой и отечественной культуры, но и научить беречь это богатство, развивать
духовные традиции гуманной педагогики, любить свое отечество.
Жерихова Л.С.
Петрова Е.А.
,
Учителя начальных классов МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа номер 50» город Абаза