Напоминание

Истоки духовно- нравственной культуры педагогов.


Авторы: Жерихова Лариса Семеновна, Петрова Елена Анатольевна
Должность: Учителя начальных классов
Учебное заведение: МБОУ АСОШ номер 50 г. Абаза, Республика Хакасия
Населённый пункт: г. Абаза, Республика Хакасия
Наименование материала: статья
Тема: Истоки духовно- нравственной культуры педагогов.
Раздел: начальное образование





Назад




Истоки духовно- нравственной культуры педагогов.

Рубеж веков как в отечественной научно - педагогической литературе, так и в

общественном сознании отмечается повышением интереса к проблеме формирования

духовности и духовной личности. Прежде всего, духовная личность-результат долгого,

упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного

воспитания и просвещения. Это человек, устремленный к социально-позитивным,

гуманистическим ценностям добра, истины и красоты, занимающей активную жизненную

позицию, интеллектуально развитый, умеющий трудиться и адаптироваться к

меняющимся социальным условиям, ведущий здоровый образ жизни, нравственно

состоятельный, эстетически просвещенный. Этот человек со здоровым чувством

национальной гордости и развитым национальным сознанием.

Гипертрофия эгоизма, культа индивидуализма становятся более привычными в сфере

межличностного общения, ценности прошлых лет сменились иными духовными

ориентирами. Добро, Истина и Красота постепенно отодвигаются на периферию жизни.

Идет фактическая девальвация таких смысложизненных ценностей, как

гражданственность и патриотизм, любовь, семья, дружба, целомудрие, растаптываются

на корню нравственные ценности, возвышенные человеческие чувства.

Не малую долю ответственности за это положение несет система образования.

Образование-это неразрывное единство обучения и воспитания. Задача систем

образования сегодня не только формирование индивида с широким мировоззренческим

кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и духовной

личности, от интеллектуального, политического культурного уровня которой во многом

будет зависеть будущее нашего общества.

Чтобы реализовать задачи, духовно - нравственным воспитанием должна жить вся школа.

Духовно - нравственном воспитании нет мелочей. Все воспитывает ребенка и духовно и

нравственно. Это и интерьер, и режим, и организация досуга, и правильный подбор

учебной литературы, и традиции, и праздники, и духовно - нравственные просвещения

педагогов и родителей.

Задача школы XXI века - есть восхождение, возвышение души ученика, то главное, на чем

должны быть сосредоточенны усилия школы – это воспитание, питание духовной оси

ребенка. ТО есть, не формирование его отдельных внешних качеств, не передача ему

набора конкретных знаний, а помощь ребенку в становлении его личности-души,

духовности.

Самой главной чертой педагогической культуры должно быть чувствование духовного

мира каждого ребенка, способность уделить каждому столько внимания и духовных сил,

сколько необходимо для того, чтобы ребенок почувствовал, что о нем не забывают, его

горе, его обиды и страдания разделяют. Педагогический процесс только тогда хорош,

когда в нем воспитание идет впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные

силы будут впитывать знания как пищу, необходимую для дальнейшего роста и

становления личности школьника. Знания - сила, но эта сила может быть Доброй, а может

быть Злой.

Учитель не может передать ученикам свой духовный мир-это не арифметика! Но учитель

обязан показать детям, и не только детям, но всем, кого он так или иначе учит, такие

грани бытия, о существовании которых они даже не догадываются. Только искреннее,

серьезное уважение к личности, как учителя, так и ученика, которое вбирает в себя

гуманная педагогика, раскрывает красоту учителя как уникальное национальное

достояние, вселяющее добрую уверенность в то, что гуманность мышления учителя,

уровень осознания и новых горизонтов педагогической реальности, его любовь и веера,

развитие интеллекта и духовной культуры помогут всем нам в столь сложное время

происходящих в мире глобальных перемен не только передать детям все богатство

мировой и отечественной культуры, но и научить беречь это богатство, развивать

духовные традиции гуманной педагогики, любить свое отечество.

Жерихова Л.С.

Петрова Е.А.

,

Учителя начальных классов МБОУ «Средняя

общеобразовательная школа номер 50» город Абаза



В раздел образования