Автор: Куштанова Лейсан Вакилевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 30"
Населённый пункт: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Степана Халтурина, 47/1
Наименование материала: Презентация
Тема: Психолого-педагогическая диагностика развития детей младенческого и раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
Тема: Психолого-педагогическая диагностика
развития детей младенческого и раннего
возраста
Диагностика эмоциональных реакций ребенка
на окружающих, их потребности в общении.
Выполнила:
воспитатель
Куштанова Л. В.
Психодиагностика
–
это
область
психологической
науки,
разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения
идивидуально-психологических
особенностей
личности,
а
также
переменных
социального
окружения,
в
котором
осуществляется
жизнедеятельность личности.
Диагностика
эмоциональных
нарушений
у
детей
с
ОВЗ
обеспечивает своевременное выявление у детей с ограниченными
возможностями здоровья эмоциональных нарушений, проведение
их
комплексного
изучения
и
подготовку
рекомендаций
по
оказанию психолого-медико-педагогической помощи.
Определение особенностей
организации образовательного
процесса для рассматриваемой
категории детей в соответствии
с индивидуальными
особенностями каждого ребёнка,
структурой нарушения развития
и степенью его выраженности.
Определение особых
образовательных потребностей
детей с ограниченными
возможностями здоровья, детей-
инвалидов;
Своевременное выявление
эмоциональных нарушений у
детей с ограниченными
возможностями здоровья, детей-
инвалидов;
Основными задачами диагностики
являются:
Содержанием диагностической работы является:
Своевременное выявление детей
группы риска по
эмоциональным нарушениям и
нуждающимся в
специализированной помощи;
Ранняя диагностика отклонений
в эмоциональном развитии и
анализ причин трудностей
адаптации;
Комплексный сбор сведений о
ребёнке на основании
диагностической информации от
специалистов разного профиля;
Определение уровня
актуального и зоны ближайшего
развития обучающегося с
ограниченными возможностями
здоровья, выявление его
резервных возможностей;
Дифференцированное изучение
развития эмоционально-волевой
сферы и личностных
особенностей ребёнка;
Изучение социальной
ситуации развития и
условий семейного
воспитания ребёнка с
целью определения их
влияния на эмоциональное
развитие ребёнка;
Изучение адаптивных
возможностей и уровня
социализации ребёнка с
ограниченными
возможностями здоровья;
Системный разносторонний
контроль специалистов за
уровнем и динамикой
эмоционального развития
ребёнка;
Анализ успешности
коррекционно-
развивающей работы по
преодолению
эмоциональных нарушений
у детей.
Особенности эмоциональных нарушений у разных категорий детей
с ограниченными возможностями здоровья
На
развитие
эмоциональной
сферы
глухих
и
слабослышащих
детей
оказывают
неблагоприятное воздействие ряд факторов.
В
связи
с
отсутствием
или
снижением
воздействия речи взрослого, ее эмоционального
тона,
эмоциональное
обобщение
ребёнка
имеет
ряд
специфических
особенностей,
начиная
с
ранних этапов онтогенеза.
У
детей
может
отсутствовать
комплекс
оживления.
В более старшем возрасте появляется дефект
ориентировки
-
плохо
воспринимаемый
эмоциональный тон.
Неслышащим
детям
не
доступно
восприятие
выразительной стороны речи и музыки.
Обеднённость
эмоциональных
проявлений
в
значительной мере может возникать в результате
недостатков
воспитания,
частой
оторванностью
ребёнка от семьи.
Вследствие ограниченности эмоционального и
речевого
взаимодействия
с
миром
глухим
и
слабослышащим
детям
сложно
понимать
эмоциональные состояния других людей и свои
собственные,
их
вербальное
выражение
и
установление
причин
эмоциональных
переживаний.
Слепые и слабовидящие дети имеют те же эмоции
и чувства, что и зрячие, но степень и уровень их
развития могут отличаются.
Отмечается
большое
неблагополучие
слепых
и
слабовидящих
детей
в
эмоциональном
отражении
своих
отношений
с
миром
вещей,
людей
и
обществом.
Первые
более
ранимы
особенно
по
шкале
самооценки,
при
этом
слабовидящие
дети
демонстрируют
большую
эмоциональность
и
тревожность
по
сравнению
с
тотально
слепыми
детьми.
Для слепых свойственны страх перед неизвестным.
Особое
место
в
возникновении
тяжелых
эмоциональных
состояний
занимает
понимание
своего отличия от нормально видящих сверстников,
возникающее в возрасте 4 - 5 лет; особенно острое
понимание
и
переживание
своего
дефекта
в
подростковом возрасте; осознание в ограничении в
выборе профессии, партнера для семейной жизни в
юношеском возрасте.
Таким образом, очевидно, что в развитии эмоций и
чувств у детей с нарушением зрения большую роль
играет социальное окружение и адекватные условия
развития.
Тенденции развития эмоциональной
сферы детей с нарушениями слуха
Тенденции развития эмоциональной
сферы детей с нарушениями зрения.
Формирование личности ребёнка с ДЦП сопровождается незрелостью эмоционально-волевой
сферы. Чаще всего ребёнок руководствуется простыми эмоциями, дети достаточно эгоцентричны
даже в старшем дошкольном возрасте, внушаемы, как правило, не способны к волевым усилиям
над
собой.
Все
это
сопровождается
двигательной
расторможенностью,
эмоциональной
нестабильностью, высокой степенью утомляемости.
Следует также отметить, что любые эмоционально-волевые нарушения могут проявлять себя по-
разному.
Дети
могут
быть
как
легко
возбудимыми,
так
и
пассивными.
ДЦП
нередко
сопровождается
расстройством
сна,
повышенной
впечатлительностью
с
преобладанием
негативных
эмоций,
повышенной
утомляемостью,
слабой
волевой
активностью.
При
этом
слабость волевой активности связана с особенностями воспитания ребёнка. Вместе с повышенной
чувствительностью, возникающей в результате наблюдения тревожности и уныния родителей, это
приводит к отсутствию инициативы, робости, неуверенности в своих силах. На фоне таких
эмоциональных
проявлений
могут
наблюдаться
эгоцентрические
тенденции,
стремление
манипулировать окружающими посредством своей болезни.
Тенденции развития эмоциональной
сферы детей с ДЦП
В зависимости от отклонений и особенностей эмоциональной сферы детей
можно объединить в следующие группы:
Дети с невротическими
тенденциями
Общей
характеристикой
таких
детей является высокая тревожность,
возбудимость в сочетании с быстрой
истощаемостью,
повышенная
чувствительность
к
раздражителям,
которая
вызывает
неадекватные
аффективные
вспышки,
проявляющиеся
в
реакциях
возбуждения,
раздражения
и
гнева,
направленных
против
кого-либо
из
ближайшего окружения.
Дети с психотическими
тенденциями
Отличительной особенностью этих
детей
являются
психическая
неадекватность личности. Общим для
них
является
повышенная
напряженность
и
возбудимость,
болезненная
реакция
на
критику
и
замечание,
эгоистичность.
Они
характеризуются
аутичностью,
обособленностью, отгороженностью от
событий
окружающего
мира.
Все
их
поступки,
чувства,
переживания
в
большей
степени
подчинены
внутренним, эндогенным законам, чем
влияниям
со
стороны
окружающих.
Вследствие этого их мысли, чувства и
поступки
часто
возникают
немотивированно
и
поэтому
кажутся
странными и парадоксальными.
Дети с депрессивными
тенденциями
Отличительной
особенностью
таких
детей
является
тоскливое
настроение,
угнетенное
состояние,
подавленность,
сниженная психическая и двигательная
активность, склонность к соматическим
нарушениям. Для них свойственна более
слабая
адаптация
к
ситуационным
событиям,
всевозможным
психотравмирующим
переживаниям.
Любая
сколько-нибудь
напряженная
деятельность
для
них
трудна,
нежелательна,
протекает
с
чувством
чрезмерного психического дискомфорта,
быстро
утомляет,
вызывает
ощущение
полного бессилия и истощения.
Дети с психотическими и
невротическими тенденциями
Ведущей
особенностью
этих
детей
является
болезненная
ранимость
и
впечатлительность.
Робкие,
стеснительные
и
боязливые,
они
постоянно
испытывают
страхи
и
беспокойство, не верят в свои силы, не
умеют
налаживать
контакты
с
окружающими,
отстаивать
свои
интересы
и
добиваться
поставленных
целей.
Спасаясь
от
ранящей
действительности,
они
полностью
уходят в мир вымыслов и фантазий, тем
самым стремясь компенсировать себя за
неудачи в реальной жизни.
Дети с психотическими и
депрессивными тенденциями
Наряду
с
постоянной
внутриличностной
конфликтностью,
напряженностью и возбужденностью
у
этих
детей
наблюдается
общая
психомоторная
заторможенность,
сопровождающаяся
снижением
настроения,
медлительностью,
отсутствием
настойчивости
и
решительности.
В
ситуации
фрустрации
они
не
способны
к
длительному волевому усилию, и при
невозможности преодолеть трудности
часто впадают в отчаяние.
Дети с невротическими и
депрессивными тенденциями
Основными характеристиками таких детей
являются
тревожная
мнительность,
нерешительность,
боязливость,
склонность
к
бесконечным
сомнениям
и
самоанализу,
а
также
чувствительность,
робость,
застенчивость,
неудовлетворенность
собой
и
своими возможностями. Их отличают чувство
тревоги,
наклонность
к
страхам,
пессимизм,
неспособность к вытеснению травмирующих
переживаний.
Эти
дети
не
способны
к
длительному
волевому
усилению,
поэтому
даже
краткосрочная депривация плохо переносится
и
является
поводом
для
новых
тревог
и
волнений.
Она
еще
больше
усиливает
неуверенность в себе, различного рода страхи
и
опасения.
Из-за
этого
они
постоянно
мрачны,
угрюмы,
погружены
в
собственные
переживания
и
очень
редко
испытывают
чувство
радости.
Низкая
фрустрационная
толерантность
приводит
к
тому,
что
в
критической ситуации у них может возникать
реакция гнева, раздражения.
Дети с психотическими тенденциями и низким уровнем
невротизма
Общими
отличительными
особенностями
этих
детей
является
крайний
субъективизм
и
эгоизм,
которые
делают
их
недоступными
чувствам симпатии и сочувствия. Конфликтность с окружающими —
одна
из
главных
черт
их
характера.
Они
могут
быть
агрессивны,
злопамятны, мстительны.
МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ДОШКОЛЬНИКА
Тест тревожности (В.Амен)
Направлен
на
определение
уровня
тревожности
ребенка.
Экспериментальный
материал
методики
состоит
из
14
рисунков
(8,5x11 см) выполнен в двух вариантах: для
девочки (на рисунке изображена девочка) и
для мальчика (на рисунке изображен мальчик).
Каждый
рисунок
представляет
собой
некоторую
типичную
для
жизни
ребенка
ситуацию.
Лицо
ребенка
на
рисунке
не
прорисовано,
дан
лишь
контур
головы.
Каждый
рисунок
снабжен
двумя
дополнительными рисунками детской головы,
по
размерам
точно
соответствующими
контуру
лица
на
рисунке.
На
одном
из
дополнительных
рисунков
изображено
улыбающееся
лицо
ребенка,
на
другом
-
печальное.
Методика выявления детских
страхов “Страхи в домиках”
Авторы
методики:
А.И.
Захаров
и
М.Панфилова
Цель:
выявление
и
уточнение
преобладающих видов страхов (страх темноты,
одиночества, смерти, медицинские страхи и т.
д.) у детей старше 3-х лет. Прежде чем помочь
детям
в
преодолении
страхов,
необходимо
выяснить,
весь
спектр
страхов
и
каким
конкретно страхам они подвержены.
Методика «Кактус»
Предназначена для работы с детьми старше 3 лет.
Цель: исследование эмоционально-личностной сферы ребенка. При проведении
диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш.
Возможен вариант с использованием цветных карандашей восьми «люшеровских»
цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста
Люшера.
Инструкция:
«На
листе
бумаги
нарисуй
кактус
-
таким,
каким
ты
его
себе
представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.