Авторы: Альфия Ишмухаметовна Самигуллина, Бадретдинова Флюза Нурисламовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "ДЕТСКИЙ САД №4"
Населённый пункт: Башкортостан СТЕРЛИТАМАК
Наименование материала: Зимующие птицы
Тема: Проектная деятельность
Раздел: дошкольное образование
Краткосрочный проект «Зимующие птицы»
в ясельной группе №1
Самигуллина Альфия Ишмухаметовна
Бадретдинова Ф.Н.
Краткосрочный проект «Зимующие птицы» в ясельной группе №1
Тип проекта: познавательно-творческий.
Срок реализации: (3 недели) 09.12.2019 - 27.12.2019.
Возраст детей- 2-3 года.
Участники проекта- воспитанники группы, воспитатели, родители
воспитанников.
Вид проекта - творческий.
Форма организации - групповой.
Актуальность выбранной темы:
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная
проблема современности. Веками человек был потребителем по
отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о
последствиях.
Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по
планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о
них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти
птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем
кормить птиц зимой.
В совместной работе с родителями мы должны создать условия для
общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим
пернатым друзьям.
Цель
:
- сформировать общее представление дошкольников о зимующих
птицах, их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей
средой, роли человека в жизни птиц.
Задачи:
-сформировать представления о зимующих птицах;
- формировать желание помогать птицам в трудных зимних условиях;
- сформировать навыки у детей правильно подкармливать птиц;
- способствовать развитию познавательной и творческой активности,
любознательности;
- расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать
связную речь;
- привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной
деятельности;
- создать условия для расширения представлений о птицах
(пополнить развивающую предметно-пространственную среду по теме
проекта).
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- усвоение знаний детьми о зимующих птицах;
- определение среды обитания;
- установление причинно-следственных связей между образом жизни
и средой обитания;
- заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о
птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление
кормушек, подкормка птиц зимой);
- развитие у детей любознательности, творческих способностей,
познавательной активности, коммуникативных навыков.
1 ЭТАП -- подготовительный :
- определение темы проекта;
- - создание необходимых условий для реализации проекта;
- разработка методических материалов, рекомендаций по теме
(подборка консультаций для родителей и т. д.);
- подготовка атрибутов для проведения мероприятий (иллюстрации,
маски для игр, художественная литература, создание картотеки
пальчиковых игр по теме «Зимующие птицы»)
2 ЭТАП-- основной (практический):
Представляет собой внедрение в воспитательно- образовательный
процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний
дошкольников о зимующих птицах, их повадках, особенностях жизни в
зимний период.
Выполнение проекта проводилось в 3 направлениях:
1. Работа воспитателей с детьми;
2. Работа воспитателей с родителями;
3. Совместная деятельность родителей и детей.
Работа с воспитанниками
Образовательные области проекта: социально-коммуникативное
развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-
эстетическое развитие, физическое развитие.
Формы работы
: организованная деятельность, беседы,
наблюдения, дидактические и подвижные игры, чтение художественной
литературы, прослушивание аудиозаписей, продуктивные виды
деятельности.
Познавательное развитие:
Беседы: «Что ты знаешь о зимующих птицах?», «Чем птицы
отличаются от животных?; «Где живут птицы?», «Какие птицы
прилетают на участок детского сада?»; «Нужно ли заботиться о
птицах?»; «Какую пользу приносят птицы?»: «Меню птиц»; «Найди
домик для птички».
Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и
журналах.
Рассматривание картин: «Птицы на кормушке»; «Дети кормят
птиц».
Дидактические игры: «Один - много»; «Угадай по описанию»; «Что за
птица?»; «Угадай, кого не стало»; «Большие и маленькие птицы на
кормушке»; «Накорми птиц»; «Найди маме птенца»; «Каких птиц
много на дереве?»; «Назови и покажи зимующих птиц».
Разгадывание загадок о зимующих птицах.
Социально- коммуникативное развитие:
Подкормка птиц во время прогулок; вывешивание кормушек,
сделанных руками родителей.
Сюжетно- ролевые игры: «Больница птиц»; «Пригласи синичку в
гости»; «Птичкина столовая».
Ситуативный разговор: «Можно ли подбирать птичьи перышки?»,
«Как птицы защищаются?»; «Что значит заботиться о зимующих
птицах?»; «Пернатые друзья».
Художественно- эстетическое развитие:
Рисование: «Приглашаем снегирей съесть рябинку поскорей».
Раскрашивание раскрасок: «Воробей», «Снегири на ветке», «Синичка
и рябина» и т. д.
Лепка: «Птички в кормушках».
Прослушивание аудиозаписи: «Голоса птиц».
Речевое развитие:
Беседы: «Каких птиц я видел, гуляя с родителями?»; «Что кушает
воробей?», «Кормушки бывают разные»; «Почему нужно зимой
кормить птиц».
Разучивание стихотворения А. Игнатовой «Алой кисточкой заря…».
Чтение: С. Маршак «Где обедал воробей?»; З. Александрова «Гули-
гули»;
Н. Хилтон «Скворечник»; В. Звягина «Воробей»; Т. Евдошенко
«Берегите птиц»; В. Берестов «Воробушки»; А. Барто «Воробей».
Словесные игры: «Назови ласково»; «Кто кем будет?».
Физическое развитие:
Подвижные игры: «Птички летают»; «Вороны и собачка»; «Птички
в гнездышках»; «Воробушки и автомобиль»; «Кот и воробьи».
Пальчиковые игры: «Воробьи – воробышки»; «Птичья кормушка»;
«Сел на ветку снегирек»; «Сорока»; «Птичка крылышками машет».
2. Работа воспитателей с родителями.
Консультации: «Как помочь птицам пережить зиму»; «Как и из чего
можно сделать кормушку для птиц».
Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему
недели?».
Памятка для родителей: «Покормите птиц».
В ходе данного проекта
была реализована акция:
«Покормите
птиц».
3. Работа родителей и воспитанников.
Участие в конкурсе «Птичкина столовая» (изготовление кормушек
для птиц); а также подкормка птиц во время прогулок.
Сбор корма для птиц.
Наблюдение за птицами вне детского сада.
3ЭТАП заключительный. Подведение итогов
.
В результате проведения данного проекта «Зимующие птицы» у
родителей и
детей
появилась
заинтересованность в совместной
деятельности;
также
были
созданы
благоприятные
условия
для
формирования у младших дошкольников целостного представления о
жизни зимующих птиц, для воспитания у детей бережного отношения к
природе; были сформированы для развития у детей любознательности,
творческих способностей.
В групповом помещении улучшилась предметно-развивающая среда.
Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании
помощи птицам в трудных зимних условиях.
Продукт проекта: изготовление кормушек. Сбор семян. Подкормка
птиц семенами растений, несоленым салом, семечками подсолнуха.
Коллективная творческая работа детей «Угощение для наших
пернатых друзей»
Творческая выставка работ «Птичья столовая»