Напоминание

"Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ"


Автор: Пощеленко Олеся Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №7
Населённый пункт: г. Стрежевой, Томская обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ"
Раздел: начальное образование





Назад




Адаптированная образовательная программа

I. Общие данные:

1)

Фамилия, имя, отчество: Иванов Сергей Васильевич

2)

Класс: 1 «В»

3)

Дата рождения: 25.08.2007 г.

4)

Адрес:

5)

Телефон:

6)

ФИО родителей (законных представителей)

7)

Мать:

8)

Отец: -

9)

Опекун:

10)

Классный руководитель: Пощеленко Олеся Николаевна

11)

Учителя- предметники: музыка –

Английский язык –

Физкультура -

ИЗО/труд -

12)

ФИО специалистов сопровождения:

учителя-логопеда:

педагога-психолога: Пощеленко Олеся Николаевна

Рекомендации ПМПК:

1.

Образовательная программа: адаптированная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями

речи.

2.

Коррекционно-развивающая работа:

- занятие с логопедом: формирование фонематических процессов, формирование представлений о звуко-буквенном

составе слова, формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова, уточнение лексических

значений слов и дальнейшее обогащение словарного запаса, уточнение значений используемых синтаксических

конструкций, развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи.

- занятие с психологом и логопедом (совместная работа): формирование психологической базы речи (памяти, вни-

мания, мышления, восприятия), формирование зрительного восприятия и узнавания формы, величины и цвета, раз-

витие зрительной памяти, формирование пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.

3. Специальные мероприятия или средовые условия: охранительно-педагогический режим

Основная цель программы на текущий период (учебный год)

Освоение ребёнком общеобразовательной программы за 1 класс начальной ступени на доступном ему уровне. Адапта-

ция в классном коллективе.

Общие задачи программы на период реализации ( полугодие, четверть, триместр и т.п.)

- Овладение учебными навыками на доступном уровне

- Формирование коммуникативных навыков

- Развитие пространственных представлений, схемы тела, мелкой моторики.

Режим пребывания ребёнка в ОУ

Количество дней в неделю – 5,

Количество уроков в день – 4 урока,

Начало и завершение учебного дня – 8.20- 11.50

Количество часов индивидуальных – фронтальных занятий - 21

Итого учебных часов в неделю (с учётом требований СанПин и актуального состояния ребёнка) – 21 час

II. Создание «безбарьерной» среды

Потребности ребёнка:

Направления деятельности

Задачи на период

Ресурсы для решения

и ответственный

Сроки вы-

полнения

Построение комфортной среды:

- изменение в помещениях (классная комната; ре-

креация и т.д.)

- материалы для нормализации тонуса

- визуальная поддержка

-выделение индивидуального рабочего ме-

ста, оборудование его учебной мебелью в

соответствии с ростом ребёнка.

- зонирование помещения: выделение зоны

для творчества, оборудование игровой

зоны.

- оборудование места для подвижных игр и

т.д.

- визуализация предметного материала и

алгоритмов действий (таблицы, схемы)

Парта, кл.руководитель,

завхоз.

Используются материа-

лы имеющикся в шко-

ле, изготавливаются

учителем, родителями.

Отв. Кл.руководитель

Обеспечение специализированным оборудованием

Мультимедийная техника

Учебные пособия и дидактический материал

УМК по общеобразовательной программе

«Перспектива»

Г.В.Дорофеев, Т.Н. Миракова 1 класс. Ма-

тематика. Учебник. В 2-х частях.(Просве-

щение).

Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова, Т.Б.Бука 1

класс. Математика. Рабочая тетрадь. В 2-х

частях.

Л.Ф.Климанова, С.Г. Макеева 1 класс. Аз-

бука. Учебник в 2-х частях.

Л.Ф.Климанова, А.В.Абрамов, Л.Н. Бо-

рейко 1 класс. Рабочая тетрадь «Рисуй, ду-

май, рассказывай».

Л.Ф.Климанова, А.В.Абрамов, Н.А.Пуди-

кова. 1 класс. Прописи. «Мой алфавит».В

2-х частях.

Л.ф.Климанова, С.Г.Макеева.1 класс. Рус-

ский язык.

Л.Ф.Климанова, А.Г.Горецкий, Л.А.Вино-

градская, 1 класс. Литературное чтение.У-

чебник. В 2-х частях.

А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая., 1 класс.

Окружающий мир. Учебник. В 2-х частях

А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, 1 класс.

Окружающий мир. Рабочая тетрадь.В 2-х

частях.

О.А.Холодова, 1 класс, Информатика, ло-

гика, математика. Рабочая тетрадь.

Л.В.Назарова, С.Г. Комагина, Л.А..Ласица,

1 класс. Мир моих интересов. Учебник-

тетрадь.

III. Психолого- педагогическое сопровождение.

Необходимый специалист

Основное направление

деятельности

Конкретные задачи

на период

Режим и формы

работы

Показатели

достижений

Формы оценки ре-

зультатов работы

(динамика развития

ребёнка, самоанализ

деятельности специ-

алиста)

Педагог- психолог

Психолого –педагогиче-

ское сопровождение по

развивающей программе

внеурочной деятельно-

сти «Развитие познава-

тельных способностей»

-коррекция и развитие

внимания, усидчивости,

зрительного восприятия;

-коррекция и развитие

мышления, памяти

-коррекция и развитие

Групповые психо-

коррекционные заня-

тия

-комплекс упражне-

ний и заданий на раз-

витие внимания,

усидчивости, зри-

тельного восприятия;

-комплекс упражне-

ний и заданий на раз-

витие мышления, па-

мяти;

Внеурочная рабо-

та (занятия)-1 час

в неделю. Инди-

видуальные

консультации и

просвещение ро-

дителей в тече-

нии года. Инди-

видуальные

консультации

классного руково-

дителя- в течении

Раздаточный мате-

риал (ксерокопии за-

даний из рабочих

тетрадей или из ин-

тернет-ресурсов):

-дорисовать недо-

стающий элемент,

найти спрятанное

слово, найти от-

личия, пройти по ла-

биринту, найти и вы-

черкнуть буквы,

Результаты самостоя-

тельного выполнения

графических упраж-

нений в тетрадях (или

их ксерокопиях).

Результаты плановой

итоговой психодиа-

гностики в мае (по

ФГОС), аналитиче-

ский отчет.

зрительно-моторной

координации;

-коррекция психоэмоци-

онального нарушений

(тревожности, агрессии);

-развитие воображения;

-развитие речи.

-комплекс упражне-

ний и заданий на раз-

витие зрительно-

моторной координа-

ции;

-упражнения на кор-

рекцию психоэмоци-

ональных наруше-

ний;

-комплекс упражне-

ний и заданий на раз-

витие воображения;

-комплекс упражне-

ний и заданий на раз-

витие речи.

года. Групповая и

индивидуальная

психодиагностика

консультации –в

течении года.

цифры, фигурки,

значки, расставить

цифры в соответ-

ствии с образцами,

сосчитать в таблице

количество цифр,

фигурок, букв, знач-

ков; расставить кар-

тинку в соответ-

ствии со значками,

цифрами.

-продолжить и на-

рисовать закономер-

ность, найти анало-

гию, расположить

рисунки в новой по-

следовательности,

подобрать заплатку

к коврику, найти и

зачеркнуть лишнюю

фигуру;

-запомнить и на-

рисовать картинки,

запомнить и нарисо-

вать пары фигурок и

др.;

-выполнить штри-

ховку, срисовать по

образцу, нарисовать

по точкам фигуру,

раскрасить картинку

не выходя за грани-

цы рисунка и т.д.

-релаксационные

игры с визуализаци-

ей, изотерапия, му-

зыкотерапия,

мандала-терапия;

-дописать по смыслу

подходящее слово,

работа с пословица-

ми и др.

Учитель- логопед

Учитель- дефектолог

Психоневролог

IV. Особенности образовательной программы.

Предмет (образовательная

область)

Требования стандарта: планируемые пред-

метные результаты на текущий период обу-

чения

Форма организации

учебной деятельности

(фронтальные, группо-

вые, индивидуальные)

Показатели достижений

Формы оценки индивиду-

альных результатов учеб-

ной деятельности (динами-

ка развития ребёнка, само-

анализ деятельности специ-

алиста)

Математика (в соответствии

с календарно- тематическим

планом)

Обучащиеся должны уметь использовать

при выполнении заданий:

знание названий и последовательно-

сти чисел от 1 до 20; разрядный состав чи-

сел от 11 до 20;

знание названий и обозначений опе-

раций сложения и вычитания;

использовать знание таблицы сложе-

ния однозначных чисел и соответствующих

Индивидуальные занятия

с учителем, работа в паре

с успешным учеником на

уроке.

Устный ответ.

Самостоятельная работа, со-

ответствующая уровню зна-

ний ученика.

Контрольная работа, соответ-

ствующая уровню знаний

ученика.

случаев вычитания в пределах 10 (на уров-

не навыка);

сравнивать группы предметов с помо-

щью составления пар;

читать, записывать и сравнивать чис-

ла в пределах 20;

находить значения выражений, содер-

жащих одно действие (сложение или вычи-

тание);

решать простые задачи:

раскрывающие смысл действий

сложения и вычитания;

задачи, при решении которых ис-

пользуются понятия «увеличить на …»,

«уменьшить на …»;

задачи на разностное сравнение;

распознавать геометрические фигу-

ры: точку, прямую, луч, кривую незамкну-

тую, кривую замкнутую, круг, овал, отре-

зок, ломаную, угол, многоугольник, прямо-

угольник, квадрат.

Русский язык(в соответ-

ствии с календарно- темати-

ческим планом)

Обучающие должны знать и уметь:

отличать текст от набора предложений,

записанных как текст;

правильно читать целыми словами;

отвечать

на

вопросы

учителя

по

содержанию прочитанного, пользуясь текстом;

Индивидуальные занятия

с учителем, работа в паре

с успешным учеником на

уроке.

Устный ответ.

Самостоятельная работа, со-

ответствующая уровню зна-

ний ученика.

Контрольная работа, соответ-

ствующая уровню знаний

пересказывать текст;

составлять устный рассказ по картинке;

называть

звуки,

из

которых

состоит

слово

(гласные

ударный,

безударные;

согласные

звонкие,

глухие,

парные

и

непарные,

твёрдые,

мягкие,

парные

и

непарные); не смешивать понятия «звук» и

«буква»;

делить

слово

на

слоги,

ставить

ударение;

определять роль гласных букв, стоящих

после букв, обозначающих согласные звуки,

парные по мягкости (обозначение гласного

звука и указание на твёрдость или мягкость

согласного звука);

обозначать мягкость согласных звуков на

письме;

определять количество букв и звуков в

слове;

писать

большую

букву

в

н ач а ле

предложения, в именах и фамилиях;

ставить

пунктуационные

знаки

конца

предложения;

списывать с печатного образца и писать

под диктовку слова и небольшие предложения,

используя правильные начертания букв, соеди-

нения.

ученика.

Диктант.

Литературное чтение(в со-

ответствии с календарно-

тематическим планом)

Обучающие должны знать и уметь:

различать элементы книги: обложка,

оглавление, титульный лист, иллюстрации;

читать осознанно текст художественного

произведения; определять тему и основную

мысль произведения; читать стихотворные

произведения наизусть (по выбору); делить

текст на части; составлять план; различать

Индивидуальные занятия

с учителем,

Устный ответ.

Контрольная работа, соответ-

ствующая уровню знаний

ученика.

жанры художественных произведений

(рассказ, стихотворение);

читать и комментировать прочитанное,

уметь отвечать на вопросы по прочитанному

тексту;

строить рассказ по опорным картинкам,

уметь отвечать на вопросы по прочитанному

тексту;

читать текст про себя и анализировать

прочитанное;

прогнозировать содержание текста по

иллюстрациям;

участвовать в диалоге: слушать, выска-

зывать своё мнение, доказывать его;

составлять характеристику героя;

выразительно читать стихотворный

текст;

находить ключевые слова в тексте, оза-

главливать части текста;

определять темп, тон, громкость речи,

читая текст;

пересказывать рассказ с использованием

иллюстраций.

Окружающий мир(в соот-

ветствии с календарно- те-

матическим планом)

Обучающие должны знать и уметь:

Рассматривать рисунки, отвечать на во-

просы, составлять рассказ по серии картинок,

обращаться к учителю, одноклассникам;

Называть школьные предметы, называть

права и обязанности школьника;

Показывать и называть предметы, нахо-

дящиеся в классе;

Пользоваться словами в общении друг с

другом, составлять рассказ, объяснять смысл

пословиц;

Устный ответ.

Самостоятельная работа, со-

ответствующая уровню зна-

ний ученика.

Контрольная работа, соответ-

ствующая уровню знаний

ученика.

Тестовая работа, соответству-

ющая уровню знаний учени-

ка.

Рассказывать о том, что не умели делать

люди в далёком прошлом, перечислять прави-

ла разумного поведения и пользоваться ими;

Ориентироваться в пространстве

(справа-слева, вперёд-назад);

Определять время года по серии карти-

нок, называть признаки времён года;

Узнавать предметы с помощью органов

чувств;

Выполнять задания самостоятельной ра-

боты, делать выводы, рассказывать о семейных

традициях;

Придумывать рассказы по рисункам,

рассказывать о правилах безопасности поведе-

ния дома;

Рассказывать о своём друге, выбирать

советы для себя и своего друга, называть пра-

вила дружбы;

Формулировать и выполнять правила до-

рожного движения;

Рассказывать о труде своих родителей,

называть профессии людей, соотносить пред-

меты и инструменты с названиями профессий;

Называть твёрдые, жидкие и газооб-

разные тела;

Находить общее у животных и растений,

их отличия;

Называть домашних животных и комнат-

ные растения;

Различать живые и неживые предметы

окружающего мира, проводить несложные

опыты и наблюдения.

V. Формирование социальной компетентности

Направления деятельно-

сти

Конкретные задачи на период

Ответственные

Формы дея-

тельности

Показатели достижений

Формы оценки достижений

Помощь ребёнку в усвоении

и соблюдении школьных

правил

Освоить правила поведения в школе,

осознать обязанности ученика. Разви-

тие произвольной саморегуляции учеб-

ной деятельности. Научить составлять

расписание уроков, режима дня, умения

вести дневник, регулярно записывать

домашние задания.

Учитель, психолог

Учебная, кор-

рекционно-раз-

вивающая, тру-

довая

Выучен заданный учителем

учебный материал полностью

или частично, выполнены за-

дания учителя, других специ-

алистов: психолога, логопеда

полностью или частично.

Формирование адекватного

поведения в учебной ситуа-

ции (на уроках, во внеуроч-

ное время)

Умение конструктивно общаться с учи-

телем, сверстниками. Умение вести и

вовремя заполнять дневник (записывать

домашние задания), удерживаться в

пространстве класса весь урок, уметь

ждать и слушать, когда отвечает другой

ученик.

Учитель, психолог

Учебная, кор-

рекционно-раз-

вивающая, тру-

довая

Положительные оценки.

Формирование социально

приемлемого поведения в

группе сверстников

Умение начинать и оканчивать разго-

вор, слушать, ждать, вести диалог, иг-

рать в коллективной игре с разв. сюже-

том. Умение контролировать свои эмо-

ции и распознавать эмоции других.

Учитель, психолог

Групповые игро-

вые, групповые

учебные, работа

в паре на уро-

ках.

Формирование самостоя-

тельности

Формирование умственного плана дей-

ствий, как основа любой сознательной

и самостоятельной деятельности. Уме-

ние брать инструкцию и следовать

установленным правилам самостоя-

тельно при выполнении простых зада-

ний; уменьшение помощи взрослого

при выполнении более сложных зада-

ний. Умение планирования, контроли-

рования, оценки результатов учебной

деятельности (самостоятельно при вы-

полнении простых заданий, с помощью

взрослого при выполнении более слож-

ных). Умение самому видеть свои

ошибки и их исправлять, проверять

Учитель, психолог

Учебная, кор-

рекционно-раз-

вивающая, тру-

довая

Оценка учебных, текстовых

заданий. Метод структуриро-

ванного наблюдения за

ребёнком во время учебной,

игровой деятельности.

учебные задания, дежурить в классе.

Формирование умения пла-

нировать и контролировать

свою деятельность

Формирование умственного плана дея-

тельности. Умение понимать инструк-

цию, выделять и удерживать до конца

цель деятельности, составлять про-

грамму действий с использованием на-

глядных алгоритмов деятельности, пла-

нов, умение проверять полученный ре-

зультат (с поддержкой взрослого и

самостоятельно)

Учитель, психолог

Учебная, кор-

рекционно-раз-

вивающая, тру-

довая

Положительные оценки; те-

стовые задания, структуриро-

ванное наблюдение за дея-

тельностью ребёнка.

IV. Работа с родителями

Направления деятельности

Задачи

Формы работы

Изучение семейной атмосферы,

окружающей ученика, его взаи-

моотношений с членами семьи.

1.

Организовать психолого-педагогиче-

ское просвещение родителей;

2.

Создать условия для благополучного

взаимодействия всех участников учебно-

воспитательного процесса – педагогов, де-

тей и родителей;

3.

Привить культуру быть родителями,

владеть приёмами воспитания и взаимодей-

ствия с детьми.

Социально-демографический портрет семьи.

Состав семьи.

Фамилия, имена и отчества отца и матери, их возраст.

Род занятий родителей и других членов семьи (трудо-

вая занятость родителей: сфера профессиональной дея-

тельности и уровень квалификации).

Материальная обеспеченность семьи.

Культурный потенциал семьи: наличие библиотеки,

предметов культурного досуга; отношение к искусству,

литературе; основные духовные потребности членов се-

мьи.

Круг интересов, хобби семьи.

Образ жизни семьи.

Организация и принципы семейного воспитания.

Внутрисемейные отношения: доминирующий стиль

отношений (демократический, авторитарный, сме-

шанный), микроклимат семьи, обычаи и традиции,

лидерство в семье, авторитет взрослых.

Воспитательная позиция. Преобладающие методы и

формы воспитания. Уровень педагогической культу-

ры и самообразования родителей.

Взаимоотношения родителей с классом

Участие членов семьи в жизни класса.

Характер взаимодействия с педагогами, с классным ру-

ководителем.

Психолого-педагогическое про-

свещение родителей

Родительские собрания;

Индивидуальные консультации;

Круглые столы;

Беседы;

Обучающие тренинги;

Родительско-ученические капустники;

Конференции;

Обмен мнениями;

Обучающие семинары;

Устные журналы;

Семинары – практикумы;

Оформление памяток для родителей.

Привлечение родителей в учебно-

воспитательный процесс

Дни творчества детей и родителей

Открытые уроки и внеклассные мероприятия

Помощь в организации и проведении внеклассных дел и

укрепление материальной базы класса

Совместные праздники

Творческие лаборатории родителей

Походы, экскурсии в природу

Игры-соревнования.



В раздел образования