Автор: Пощеленко Олеся Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СОШ №7
Населённый пункт: г. Стрежевой, Томская обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ"
Раздел: начальное образование
Адаптированная образовательная программа
I. Общие данные:
1)
Фамилия, имя, отчество: Иванов Сергей Васильевич
2)
Класс: 1 «В»
3)
Дата рождения: 25.08.2007 г.
4)
Адрес:
5)
Телефон:
6)
ФИО родителей (законных представителей)
7)
Мать:
8)
Отец: -
9)
Опекун:
10)
Классный руководитель: Пощеленко Олеся Николаевна
11)
Учителя- предметники: музыка –
Английский язык –
Физкультура -
ИЗО/труд -
12)
ФИО специалистов сопровождения:
учителя-логопеда:
педагога-психолога: Пощеленко Олеся Николаевна
Рекомендации ПМПК:
1.
Образовательная программа: адаптированная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями
речи.
2.
Коррекционно-развивающая работа:
- занятие с логопедом: формирование фонематических процессов, формирование представлений о звуко-буквенном
составе слова, формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова, уточнение лексических
значений слов и дальнейшее обогащение словарного запаса, уточнение значений используемых синтаксических
конструкций, развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи.
- занятие с психологом и логопедом (совместная работа): формирование психологической базы речи (памяти, вни-
мания, мышления, восприятия), формирование зрительного восприятия и узнавания формы, величины и цвета, раз-
витие зрительной памяти, формирование пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.
3. Специальные мероприятия или средовые условия: охранительно-педагогический режим
Основная цель программы на текущий период (учебный год)
Освоение ребёнком общеобразовательной программы за 1 класс начальной ступени на доступном ему уровне. Адапта-
ция в классном коллективе.
Общие задачи программы на период реализации ( полугодие, четверть, триместр и т.п.)
- Овладение учебными навыками на доступном уровне
- Формирование коммуникативных навыков
- Развитие пространственных представлений, схемы тела, мелкой моторики.
Режим пребывания ребёнка в ОУ
Количество дней в неделю – 5,
Количество уроков в день – 4 урока,
Начало и завершение учебного дня – 8.20- 11.50
Количество часов индивидуальных – фронтальных занятий - 21
Итого учебных часов в неделю (с учётом требований СанПин и актуального состояния ребёнка) – 21 час
II. Создание «безбарьерной» среды
Потребности ребёнка:
Направления деятельности
Задачи на период
Ресурсы для решения
и ответственный
Сроки вы-
полнения
Построение комфортной среды:
- изменение в помещениях (классная комната; ре-
креация и т.д.)
- материалы для нормализации тонуса
- визуальная поддержка
-выделение индивидуального рабочего ме-
ста, оборудование его учебной мебелью в
соответствии с ростом ребёнка.
- зонирование помещения: выделение зоны
для творчества, оборудование игровой
зоны.
- оборудование места для подвижных игр и
т.д.
- визуализация предметного материала и
алгоритмов действий (таблицы, схемы)
Парта, кл.руководитель,
завхоз.
Используются материа-
лы имеющикся в шко-
ле, изготавливаются
учителем, родителями.
Отв. Кл.руководитель
Обеспечение специализированным оборудованием
Мультимедийная техника
Учебные пособия и дидактический материал
УМК по общеобразовательной программе
«Перспектива»
Г.В.Дорофеев, Т.Н. Миракова 1 класс. Ма-
тематика. Учебник. В 2-х частях.(Просве-
щение).
Г.В.Дорофеев, Т.Н.Миракова, Т.Б.Бука 1
класс. Математика. Рабочая тетрадь. В 2-х
частях.
Л.Ф.Климанова, С.Г. Макеева 1 класс. Аз-
бука. Учебник в 2-х частях.
Л.Ф.Климанова, А.В.Абрамов, Л.Н. Бо-
рейко 1 класс. Рабочая тетрадь «Рисуй, ду-
май, рассказывай».
Л.Ф.Климанова, А.В.Абрамов, Н.А.Пуди-
кова. 1 класс. Прописи. «Мой алфавит».В
2-х частях.
Л.ф.Климанова, С.Г.Макеева.1 класс. Рус-
ский язык.
Л.Ф.Климанова, А.Г.Горецкий, Л.А.Вино-
градская, 1 класс. Литературное чтение.У-
чебник. В 2-х частях.
А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая., 1 класс.
Окружающий мир. Учебник. В 2-х частях
А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, 1 класс.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь.В 2-х
частях.
О.А.Холодова, 1 класс, Информатика, ло-
гика, математика. Рабочая тетрадь.
Л.В.Назарова, С.Г. Комагина, Л.А..Ласица,
1 класс. Мир моих интересов. Учебник-
тетрадь.
III. Психолого- педагогическое сопровождение.
Необходимый специалист
Основное направление
деятельности
Конкретные задачи
на период
Режим и формы
работы
Показатели
достижений
Формы оценки ре-
зультатов работы
(динамика развития
ребёнка, самоанализ
деятельности специ-
алиста)
Педагог- психолог
Психолого –педагогиче-
ское сопровождение по
развивающей программе
внеурочной деятельно-
сти «Развитие познава-
тельных способностей»
-коррекция и развитие
внимания, усидчивости,
зрительного восприятия;
-коррекция и развитие
мышления, памяти
-коррекция и развитие
Групповые психо-
коррекционные заня-
тия
-комплекс упражне-
ний и заданий на раз-
витие внимания,
усидчивости, зри-
тельного восприятия;
-комплекс упражне-
ний и заданий на раз-
витие мышления, па-
мяти;
Внеурочная рабо-
та (занятия)-1 час
в неделю. Инди-
видуальные
консультации и
просвещение ро-
дителей в тече-
нии года. Инди-
видуальные
консультации
классного руково-
дителя- в течении
Раздаточный мате-
риал (ксерокопии за-
даний из рабочих
тетрадей или из ин-
тернет-ресурсов):
-дорисовать недо-
стающий элемент,
найти спрятанное
слово, найти от-
личия, пройти по ла-
биринту, найти и вы-
черкнуть буквы,
Результаты самостоя-
тельного выполнения
графических упраж-
нений в тетрадях (или
их ксерокопиях).
Результаты плановой
итоговой психодиа-
гностики в мае (по
ФГОС), аналитиче-
ский отчет.
зрительно-моторной
координации;
-коррекция психоэмоци-
онального нарушений
(тревожности, агрессии);
-развитие воображения;
-развитие речи.
-комплекс упражне-
ний и заданий на раз-
витие зрительно-
моторной координа-
ции;
-упражнения на кор-
рекцию психоэмоци-
ональных наруше-
ний;
-комплекс упражне-
ний и заданий на раз-
витие воображения;
-комплекс упражне-
ний и заданий на раз-
витие речи.
года. Групповая и
индивидуальная
психодиагностика
консультации –в
течении года.
цифры, фигурки,
значки, расставить
цифры в соответ-
ствии с образцами,
сосчитать в таблице
количество цифр,
фигурок, букв, знач-
ков; расставить кар-
тинку в соответ-
ствии со значками,
цифрами.
-продолжить и на-
рисовать закономер-
ность, найти анало-
гию, расположить
рисунки в новой по-
следовательности,
подобрать заплатку
к коврику, найти и
зачеркнуть лишнюю
фигуру;
-запомнить и на-
рисовать картинки,
запомнить и нарисо-
вать пары фигурок и
др.;
-выполнить штри-
ховку, срисовать по
образцу, нарисовать
по точкам фигуру,
раскрасить картинку
не выходя за грани-
цы рисунка и т.д.
-релаксационные
игры с визуализаци-
ей, изотерапия, му-
зыкотерапия,
мандала-терапия;
-дописать по смыслу
подходящее слово,
работа с пословица-
ми и др.
Учитель- логопед
Учитель- дефектолог
Психоневролог
IV. Особенности образовательной программы.
Предмет (образовательная
область)
Требования стандарта: планируемые пред-
метные результаты на текущий период обу-
чения
Форма организации
учебной деятельности
(фронтальные, группо-
вые, индивидуальные)
Показатели достижений
Формы оценки индивиду-
альных результатов учеб-
ной деятельности (динами-
ка развития ребёнка, само-
анализ деятельности специ-
алиста)
Математика (в соответствии
с календарно- тематическим
планом)
Обучащиеся должны уметь использовать
при выполнении заданий:
знание названий и последовательно-
сти чисел от 1 до 20; разрядный состав чи-
сел от 11 до 20;
знание названий и обозначений опе-
раций сложения и вычитания;
использовать знание таблицы сложе-
ния однозначных чисел и соответствующих
Индивидуальные занятия
с учителем, работа в паре
с успешным учеником на
уроке.
Устный ответ.
Самостоятельная работа, со-
ответствующая уровню зна-
ний ученика.
Контрольная работа, соответ-
ствующая уровню знаний
ученика.
случаев вычитания в пределах 10 (на уров-
не навыка);
сравнивать группы предметов с помо-
щью составления пар;
читать, записывать и сравнивать чис-
ла в пределах 20;
находить значения выражений, содер-
жащих одно действие (сложение или вычи-
тание);
решать простые задачи:
раскрывающие смысл действий
сложения и вычитания;
задачи, при решении которых ис-
пользуются понятия «увеличить на …»,
«уменьшить на …»;
задачи на разностное сравнение;
распознавать геометрические фигу-
ры: точку, прямую, луч, кривую незамкну-
тую, кривую замкнутую, круг, овал, отре-
зок, ломаную, угол, многоугольник, прямо-
угольник, квадрат.
Русский язык(в соответ-
ствии с календарно- темати-
ческим планом)
Обучающие должны знать и уметь:
отличать текст от набора предложений,
записанных как текст;
правильно читать целыми словами;
отвечать
на
вопросы
учителя
по
содержанию прочитанного, пользуясь текстом;
Индивидуальные занятия
с учителем, работа в паре
с успешным учеником на
уроке.
Устный ответ.
Самостоятельная работа, со-
ответствующая уровню зна-
ний ученика.
Контрольная работа, соответ-
ствующая уровню знаний
пересказывать текст;
составлять устный рассказ по картинке;
называть
звуки,
из
которых
состоит
слово
(гласные
–
ударный,
безударные;
согласные
–
звонкие,
глухие,
парные
и
непарные,
твёрдые,
мягкие,
парные
и
непарные); не смешивать понятия «звук» и
«буква»;
делить
слово
на
слоги,
ставить
ударение;
определять роль гласных букв, стоящих
после букв, обозначающих согласные звуки,
парные по мягкости (обозначение гласного
звука и указание на твёрдость или мягкость
согласного звука);
обозначать мягкость согласных звуков на
письме;
определять количество букв и звуков в
слове;
писать
большую
букву
в
н ач а ле
предложения, в именах и фамилиях;
ставить
пунктуационные
знаки
конца
предложения;
списывать с печатного образца и писать
под диктовку слова и небольшие предложения,
используя правильные начертания букв, соеди-
нения.
ученика.
Диктант.
Литературное чтение(в со-
ответствии с календарно-
тематическим планом)
Обучающие должны знать и уметь:
различать элементы книги: обложка,
оглавление, титульный лист, иллюстрации;
читать осознанно текст художественного
произведения; определять тему и основную
мысль произведения; читать стихотворные
произведения наизусть (по выбору); делить
текст на части; составлять план; различать
Индивидуальные занятия
с учителем,
Устный ответ.
Контрольная работа, соответ-
ствующая уровню знаний
ученика.
жанры художественных произведений
(рассказ, стихотворение);
читать и комментировать прочитанное,
уметь отвечать на вопросы по прочитанному
тексту;
строить рассказ по опорным картинкам,
уметь отвечать на вопросы по прочитанному
тексту;
читать текст про себя и анализировать
прочитанное;
прогнозировать содержание текста по
иллюстрациям;
участвовать в диалоге: слушать, выска-
зывать своё мнение, доказывать его;
составлять характеристику героя;
выразительно читать стихотворный
текст;
находить ключевые слова в тексте, оза-
главливать части текста;
определять темп, тон, громкость речи,
читая текст;
пересказывать рассказ с использованием
иллюстраций.
Окружающий мир(в соот-
ветствии с календарно- те-
матическим планом)
Обучающие должны знать и уметь:
Рассматривать рисунки, отвечать на во-
просы, составлять рассказ по серии картинок,
обращаться к учителю, одноклассникам;
Называть школьные предметы, называть
права и обязанности школьника;
Показывать и называть предметы, нахо-
дящиеся в классе;
Пользоваться словами в общении друг с
другом, составлять рассказ, объяснять смысл
пословиц;
Устный ответ.
Самостоятельная работа, со-
ответствующая уровню зна-
ний ученика.
Контрольная работа, соответ-
ствующая уровню знаний
ученика.
Тестовая работа, соответству-
ющая уровню знаний учени-
ка.
Рассказывать о том, что не умели делать
люди в далёком прошлом, перечислять прави-
ла разумного поведения и пользоваться ими;
Ориентироваться в пространстве
(справа-слева, вперёд-назад);
Определять время года по серии карти-
нок, называть признаки времён года;
Узнавать предметы с помощью органов
чувств;
Выполнять задания самостоятельной ра-
боты, делать выводы, рассказывать о семейных
традициях;
Придумывать рассказы по рисункам,
рассказывать о правилах безопасности поведе-
ния дома;
Рассказывать о своём друге, выбирать
советы для себя и своего друга, называть пра-
вила дружбы;
Формулировать и выполнять правила до-
рожного движения;
Рассказывать о труде своих родителей,
называть профессии людей, соотносить пред-
меты и инструменты с названиями профессий;
Называть твёрдые, жидкие и газооб-
разные тела;
Находить общее у животных и растений,
их отличия;
Называть домашних животных и комнат-
ные растения;
Различать живые и неживые предметы
окружающего мира, проводить несложные
опыты и наблюдения.
V. Формирование социальной компетентности
Направления деятельно-
сти
Конкретные задачи на период
Ответственные
Формы дея-
тельности
Показатели достижений
Формы оценки достижений
Помощь ребёнку в усвоении
и соблюдении школьных
правил
Освоить правила поведения в школе,
осознать обязанности ученика. Разви-
тие произвольной саморегуляции учеб-
ной деятельности. Научить составлять
расписание уроков, режима дня, умения
вести дневник, регулярно записывать
домашние задания.
Учитель, психолог
Учебная, кор-
рекционно-раз-
вивающая, тру-
довая
Выучен заданный учителем
учебный материал полностью
или частично, выполнены за-
дания учителя, других специ-
алистов: психолога, логопеда
полностью или частично.
Формирование адекватного
поведения в учебной ситуа-
ции (на уроках, во внеуроч-
ное время)
Умение конструктивно общаться с учи-
телем, сверстниками. Умение вести и
вовремя заполнять дневник (записывать
домашние задания), удерживаться в
пространстве класса весь урок, уметь
ждать и слушать, когда отвечает другой
ученик.
Учитель, психолог
Учебная, кор-
рекционно-раз-
вивающая, тру-
довая
Положительные оценки.
Формирование социально
приемлемого поведения в
группе сверстников
Умение начинать и оканчивать разго-
вор, слушать, ждать, вести диалог, иг-
рать в коллективной игре с разв. сюже-
том. Умение контролировать свои эмо-
ции и распознавать эмоции других.
Учитель, психолог
Групповые игро-
вые, групповые
учебные, работа
в паре на уро-
ках.
Формирование самостоя-
тельности
Формирование умственного плана дей-
ствий, как основа любой сознательной
и самостоятельной деятельности. Уме-
ние брать инструкцию и следовать
установленным правилам самостоя-
тельно при выполнении простых зада-
ний; уменьшение помощи взрослого
при выполнении более сложных зада-
ний. Умение планирования, контроли-
рования, оценки результатов учебной
деятельности (самостоятельно при вы-
полнении простых заданий, с помощью
взрослого при выполнении более слож-
ных). Умение самому видеть свои
ошибки и их исправлять, проверять
Учитель, психолог
Учебная, кор-
рекционно-раз-
вивающая, тру-
довая
Оценка учебных, текстовых
заданий. Метод структуриро-
ванного наблюдения за
ребёнком во время учебной,
игровой деятельности.
учебные задания, дежурить в классе.
Формирование умения пла-
нировать и контролировать
свою деятельность
Формирование умственного плана дея-
тельности. Умение понимать инструк-
цию, выделять и удерживать до конца
цель деятельности, составлять про-
грамму действий с использованием на-
глядных алгоритмов деятельности, пла-
нов, умение проверять полученный ре-
зультат (с поддержкой взрослого и
самостоятельно)
Учитель, психолог
Учебная, кор-
рекционно-раз-
вивающая, тру-
довая
Положительные оценки; те-
стовые задания, структуриро-
ванное наблюдение за дея-
тельностью ребёнка.
IV. Работа с родителями
Направления деятельности
Задачи
Формы работы
Изучение семейной атмосферы,
окружающей ученика, его взаи-
моотношений с членами семьи.
1.
Организовать психолого-педагогиче-
ское просвещение родителей;
2.
Создать условия для благополучного
взаимодействия всех участников учебно-
воспитательного процесса – педагогов, де-
тей и родителей;
3.
Привить культуру быть родителями,
владеть приёмами воспитания и взаимодей-
ствия с детьми.
Социально-демографический портрет семьи.
Состав семьи.
Фамилия, имена и отчества отца и матери, их возраст.
Род занятий родителей и других членов семьи (трудо-
вая занятость родителей: сфера профессиональной дея-
тельности и уровень квалификации).
Материальная обеспеченность семьи.
Культурный потенциал семьи: наличие библиотеки,
предметов культурного досуга; отношение к искусству,
литературе; основные духовные потребности членов се-
мьи.
Круг интересов, хобби семьи.
Образ жизни семьи.
Организация и принципы семейного воспитания.
Внутрисемейные отношения: доминирующий стиль
отношений (демократический, авторитарный, сме-
шанный), микроклимат семьи, обычаи и традиции,
лидерство в семье, авторитет взрослых.
Воспитательная позиция. Преобладающие методы и
формы воспитания. Уровень педагогической культу-
ры и самообразования родителей.
Взаимоотношения родителей с классом
Участие членов семьи в жизни класса.
Характер взаимодействия с педагогами, с классным ру-
ководителем.
Психолого-педагогическое про-
свещение родителей
Родительские собрания;
Индивидуальные консультации;
Круглые столы;
Беседы;
Обучающие тренинги;
Родительско-ученические капустники;
Конференции;
Обмен мнениями;
Обучающие семинары;
Устные журналы;
Семинары – практикумы;
Оформление памяток для родителей.
Привлечение родителей в учебно-
воспитательный процесс
Дни творчества детей и родителей
Открытые уроки и внеклассные мероприятия
Помощь в организации и проведении внеклассных дел и
укрепление материальной базы класса
Совместные праздники
Творческие лаборатории родителей
Походы, экскурсии в природу
Игры-соревнования.