Напоминание

Как повысить познавательную активность на уроках математики?


Автор: Куксенко Марина Анатольевна
Должность: учитель математики и информатики
Учебное заведение: МАОУ "СШ № 40" им. Г. К. Жукова
Населённый пункт: город Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: Как повысить познавательную активность на уроках математики?
Раздел: полное образование





Назад




Как повысить познавательную активность учащихся на уроках математики?

Мы часто ведем разговор о том, что дети не хотят учиться, особенно

старшеклассники. Когда разговариваешь с учениками, то видишь, что у нас мало

таких ребят, которых побуждает учиться внутренняя потребность в знаниях или

интерес к ним, и много тех, кто не прилагает должных усилий и не обладает

необходимыми волевыми качествами для успешного учения. Невольно возникает

вопрос: «А так ли мы их учим?» Если присмотреться на уроке к тому, не чем занят

учитель, а чем и как занимаются ученики, то видишь, что на некоторых уроках

десятки минут тратятся попусту. Например, часто проверка домашнего задания

ведется так, что требует только механического воспроизведения того, что делали

дома. Разве нельзя в это время мысленно «отсутствовать» на уроке? И во время

объяснения нового материала многие учащиеся легко отвлекаются от урока.

Это происходит на таких уроках, когда учитель применяет приёмы, не

побуждающие учеников к активной умственной деятельности, где мы слабо

работаем над развитием логического мышления учащихся и слабо вовлекаем их в

активную работу по добыванию знаний. Значит, нужны более активные и

эффективные методы и приёмы обучения:

Проблема

активизации

познавательной

деятельности

учащихся

непосредственно связана с мастерством учителя, у которого должен быть высокий

научный уровень уроков; связь обучения с жизнью; умение стимулировать

познавательную активность учащегося, развивать их творческие способности,

вооружать их методами самостоятельного применения новых знаний.

Сегодня на первый план в обучении выдвигается умственное развитие

ученика. Учитель не только передаёт учащимся факты и законы, но и стремится

ввести их в логику самой науки и её методов, разбудить смекалку и

наблюдательность у учащегося, научить их самостоятельно овладевать новым.

Теперь учитель ориентируется не только на память, но, первым делом, на его живое

мышление. Чтобы закрепить учебный материал в памяти школьника, можно

воспользоваться частыми упражнениями, обычным повторением пройденного,

просто заучиванием текста. Но живую пытливость, интерес, наблюдательность,

потребность размышлять таким образом не разбудишь. Этого можно достичь лишь

чем достигается «воспитательный эффект» - надо «задеть» ученика, иначе говоря,

столкнуть его с противоречием, вызвать в нём удивление, затронуть его

воображение, чувства, желание испробовать свои силы.

Мысль будет только такое обучение, которое адресуется к самой личности

ученика и воспитывает его. Обучающий характер должны носить все этапы урока.

1.

Проверка домашнего задания. Разнообразие методов:

а) Самостоятельная работа по проверке домашнего задания.

б) Диктант.

в) Индивидуальная работа с учащимися (по карточкам, с учащимися, которые

любят списывать).

г) Коллективная работа, где нужно повторить теорию

После этого проверка домашнего задания: причём не просто говорят ответы,

а

и то: какими свойствами и определениями пользовались при выполнении

домашнего задания.

д) Наиболее трудные задания вызываю учащегося перед уроком записывать

на доске, иногда вижу, что неправильно, но не исправляю, а затем «учимся на

ошибках», разбираем, в чём заключена ошибка, как нужно сделать правильно.

е) Воспроизвести решение на закрытой доске и комментировать решение.

Особенно внимательно следят.

При

проверке

домашнего

задания

больше

внимания

нужно

уделять

закреплению теории, особенно решения, обязательно ссылаться на теоремы,

законы, определения. Можно и на этом этапе урока оценивать ответы учащихся,

что мы не часто, к сожалению, делаем.

Преподавание нового материала должно быть разнообразным. Одна и та же

форма изложения надоедает учащимся.

Новая программа по математике рекомендует использовать при изучении

ряда теоретических вопросов индуктивные, в частности, опытные, методы

установления фактов, в том числе использование непосредственного практического

опыта учащихся. Использование опыта, наблюдений, индукции в качестве

полноправного компонента познавательной деятельности важно во всех планах,

например, для активизации самостоятельной учебно-познавательной деятельности

школьников. И я, и остальные наши учителя изучение теоремы начинаем часто, где

это возможно, с проведения практической деятельности учащегося.

Например, тема «Вписанный угол».

Свойство её устанавливается измерением, затем уже формулируется и

доказывается теорема. При изучении нового материала важно больше перед

учащимися ставить вопросов, привлекать к организации учебной работы самих

учащихся, побуждать их ставить учебные проблемы, определять возможные пути

их решения. К сожалению, хоть этому вопросу в последние годы уделяется

большое внимание, но у наших учащихся нет «Вкуса» к работе с учебником, так

как нет с нашей стороны должной работы по воспитанию у учащихся умения и

навыков самостоятельной работы с учебником. Необходимо нам улучшить эту

работу. Чтобы она была достаточно эффективной, необходимо проводить

предварительную работу:

а) Повторить материал, на который опирается изучение нового.

б) Выполнить серию подготовительных упражнений на устный счет.

Самостоятельные работы по усвоению новых знаний может осуществляться

при различных условиях:

а) учитель указывает тему и цель урока и предлагает самостоятельно изучить

новый материал;

б) объявляет тему и цель урока и выписывает основные вопросы и предлагает

найти ответ на них, используя учебное пособие;

в) объясняет наиболее трудное учитель, а остальное предлагает разобрать;

г) в качестве домашнего задания.

При закреплении пройденного материала мы часто применяем (и я тоже)

один и тот же приём организации фронтальной работы: очередное задание даётся

всему классу, фаза индивидуальной работы практически отсутствует, т.к. искомое

решение тотчас же рассматривается у доски одним или несколькими учащимися. В

этом случае обычно самостоятельно работают лишь опрашиваемые и самые

сильные. А ведь и эта работа по закреплению может быть индивидуализирована:

чтобы индивидуальная работа всех учащихся была успешной, целесообразно, во-

первых, предварять её коллективным обсуждением сущности задания, возможных

путей решения и изучением возможности его применения.

Очень хорошо: переносные доски, самостоятельные работы по вариантам.

Например, при изучении теоремы косинусов в 9 классе учащиеся могут

вычислить длину стороны треугольника по данным двух других сторон и величины

угла,

лежащего

против

неизвестной

стороны.

Предлагаемое

на

уроке

индивидуальное задание должно быть доступным и интересным большинству

учащихся класса, иначе его нет смысла делать предметом общей самостоятельной

работы. Кроме того, по содержанию и форме решения оно должно быть удобным

для быстрого перехода от коллективной работы к индивидуальной и наоборот. В

тех случаях, когда часть урока систематически отводится на индивидуальную

работу учащихся, необходимо обратить особое внимание на рациональность

использования

времени.

Например,

целесообразны

в

этом

отношении

математические диктанты, или устное решение задач и упражнений (с записью

одних ответов, вычерчиванием геометрических фигур и т.д.) Лаконичность ответов

при выполнении таких заданий, использование специальных карточек «обратной

связи», графических средств, перфокарт – всё это многократно увеличивает

интенсивность работы учащихся.

Отвечает

требованию

рационального

сочетания

коллективной

и

индивидуальной работы учащихся так же использование упражнений с набором

готовых возможных ответов. Ученикам достаточно указать соответствующий код

ответа, который он считает правильным.

Весьма «экономичным» оказывается выполнение учебных заданий на

материале иллюстраций и записей учебника, демонстрационных обучающих

средств (таблицы, диафильмы и т.д.)

Большое значение для активизации обучения имеет тот факт, что учитель

может использовать коллективные и индивидуальные работы учащихся во время

объяснения нового материала. Это особенно необходимо в тех случаях, когда

требуется тут же на уроке узнать, насколько успешным оказалось первичное

осмысливание и закрепление новых знаний, как формируются умения по

применению этих знаний к решению задач.

Важным моментом в развитии познавательных сил учащихся (их интереса к

предмету и самостоятельности) является внимание учителей к инициативе детей.

Хоть и нет времени, а нужно проверить правильность решение другим и

оценить рациональность этого метода.

Таких примеров, когда учитель проходит мимо тех ответов, которые не

входят в его планы, немало. Это свидетельствует о догматизме методики, что

тормозит развитие детей, снижает познавательный интерес к предмету.

Класс не представляет собой однородную массу. Безусловно, имеется часть

учащихся, у которых интерес к математике зародился еще до её изучения. Таким

учащимся нужны более сложные задания, однообразные задания их утомляют. Во

время выполнения упражнений тренировочного характера для них всегда нужно

иметь более сложные задания. Включение в домашнее задание необязательных

упражнений тоже в основном рассчитано на них. В качестве необязательных задач

удобно предлагать задания со звездочкой из учебника, чтобы не тратить время на

записи условий. Учителя г. Москвы, как правило, дают такие задания для

желающих и оценивают правильное их выполнение. Но дело не только в этом

стимуле. Важно привлечь к решению этих задач как можно больше учащихся.

Даже среди желающих решить такую задачу не все часто могут это сделать. К тому

же из-за недостатка времени организовать проверку её решения на уроке

невозможно. Поэтому в классе делается стенд, где вывешивается сначала

необязательные, а затем его решение. Бывает очень интересно, когда учащиеся

представляют различные решения. Иногда на стенде помещаются рисунки, по

которым можно «додумать» решение. Говоря о развитии интереса у всех учащихся

класса, прежде всего надо сказать, чем он вызывается у среднего ученика и когда

может теряться. Основным фактором развития интереса к предмету является

понимание учащимися излагаемого материала и успешное выполнение ими

предлагаемых упражнений. Выполняя задание, ученик никогда не исходит из его

полезности. Если он справляется с предлагаемым материалом, он любит это дело.

Таким образом, непонимание материала и отсюда неумение справиться с

какими-то заданиями, которые им предлагаются – основная причина потери

интереса к предмету.

Чтобы предупредить непонимание изучаемого материала, учителю важно не

только подобрать этот материал и продумать методику его изложения, но и всё

время быть в курсе, насколько он усвоен каждым учеником. Этого можно достичь

лишь при условии, «дробного» контроля за работой ученика (предупреждая, таким

образом, пробелы в его знаниях) и оказания ему своевременной помощи.

Улучшая качество урока, нельзя забывать и о том, что умения и навыки

учебного труда совершенствуются и закрепляются при выполнении домашнего

задания. Следовательно, при подготовке к уроку необходимо продумывать и

характер домашнего задания, его посильность для учащегося, закрепление навыков

самостоятельной работы, а, когда необходимо, вводить и дифференцированность

задания.

Воспитывая интерес к знаниям, потребность в них на уроке, нужно научить

учащихся рациональным приёмам учебного домашнего труда и выработать

привычку самостоятельно трудиться. От того, насколько прочны будут эти навыки

учащихся, зависит их дальнейшая трудовая жизнь.

Невозможно сказать обо всём, что помогает решить проблему развития

познавательной активности ученика. Однако нужно помнить, что, каковы бы ни

были возможности, большое значение имеет личное творчество учителя с учётом

конкретного количества учащихся, его сильных и слабых сторон.

Наша задача – работать творчески, искать пути и методы лучшего

использования времени на уроке, развития интереса учащихся к предмету.



В раздел образования