Напоминание

"Использование в соответствии с ФГОС"


Автор: Придверева Галина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 16 ст. Ильинская
Населённый пункт: Новопокровский район
Наименование материала: рабочая программа по кружку "Занимательная математика.3-4 классы"
Тема: "Использование в соответствии с ФГОС"
Раздел: начальное образование





Назад




МО НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН СТАНИЦА ИЛЬИНСКАЯ

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16

(полное наименование образовательного учреждения)

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №__

от ______2017 года

Председатель педсовета

_____________ ______

Подпись, печать ОУ Ф.И.О.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по конкретным видам деятельности

(тип программы:ориентированные на достижение результатов определённого уровня/

по конкретным видам внеурочной деятельности)

кружок

(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)

«Занимательная математика»

(наименование)

____________________

3-4 годы обучения

_(3-4 классы)____________________

(срок реализации программы)

__

9- 10 лет

_______

(возраст обучающихся)

ПРИДВЕРЕВА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА

(Ф.И.О. учителя, составителя)

ПРОГРАММА КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

1.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

ЛИЧНОСТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОГО КУРСА

ЯВЛЯЮТСЯ:

- развитие любознательности, сообразительности при выполнении

разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

-развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения

преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности

любого человека;

-воспитание чувства справедливости, ответственности;

- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности

мышления.

ПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОГО КУРСА

ЯВЛЯЮТСЯ:

-

делать

умозаключения

из

двух

суждений,

сравнивать,

устанавливать

закономерности, называть последовательность простых действий;

-

находить

однокоренные

слова,

решать

задачи,

раскодировать

слова;

отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков;

- находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков,

решать задачи на логику;

- называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, решать задачи на

смекалку;

- работать с толковым словарём;

- уметь измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;

- узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;

- узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник,

четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; читать

информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;

- решать ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия

(сложение и/или вычитание).

2

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДСТАВЛЕНЫ В

СОДЕРЖАНИИ ПРОГРАММЫ

2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Числа. Арифметические действия. Величины.

Числа от 1 до 100.

Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100.

Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе

получилось заданное число, и др.

Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая

скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание

задуманных чисел.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, магический квадрат и др.).

Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.

Числовой

палиндром:

число,

которое

читается

одинаково

слева

направо

и

справа налево.

Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного

коня и др.).

Занимательные задания с римскими цифрами.

Время. Единицы времени.

Масса. Единицы массы. Литр.

Форма организации обучения - математические игры: - «Весёлый счёт» - игра-

соревнование; игры с игральными кубиками.

Игры:

«Чья

сумма

больше?»,

«Лучший

лодочник»,

«Русское

лото»,

«Математическое

домино»,

«Не

собьюсь!»,

«Задумай

число»,

«Отгадай

задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»; «Волшебная палочка»,

«Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай»,

«Сбор плодов», «Магазин», «Какой ряд дружнее?».

Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».

3

Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в

пределах

10;

20;

100»,

«Умножение»,

«Деление»;

«Крестики-нолики»,

«Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и другие.

Универсальные учебные действия:

-

сравнивать

разные

приёмы

действий,

выбирать

удобные

способы

для

выполнения конкретного задания;

-

моделировать

в

процессе

совместного

обсуждения

алгоритм

решения

числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для

работы с числовыми головоломками;

-

анализировать

правила

игры,

действовать

в

соответствии

с

заданными

правилами;

-

включаться

в

групповую

работу,

участвовать

в

обсуждении

проблемных

вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

-

выполнять

пробное

учебное

действие,

фиксировать

индивидуальное

затруднение в пробном действии;

- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,

использовать критерии для обоснования своего суждения;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным

условием;

- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Мир занимательных задач

Задачи,

допускающие

несколько

способов

решения.

Задачи

с

недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.

Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.

Задачи,

имеющие

несколько

решений.

Обратные

задачи

и

задания.

Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых

чисел

(величин).

Выбор

необходимой

информации,

содержащейся

в

тексте

задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление

аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для

моделирования ситуаций, описанных в задачах.

4

Задачи, решаемые способом перебора. «Задачи и задания по проверке готовых

решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи,

выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в

условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и

выполненных действий.

Решение

олимпиадных

задач

международного

конкурса

«Кенгуру».

Воспроизведение

способа

решения

задачи.

Выбор

наиболее

эффективных

способов решения.

Универсальные учебные действия:

- анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и

вопрос, данные и искомые числа (величины);

- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи,

на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

-

моделировать

ситуацию,

описанную

в

тексте

задачи,

использовать

соответствующие

знаково-символические

средства

для

моделирования

ситуации;

- конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

- воспроизводить способ решения задачи;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным

условием;

-

анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них

верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

- оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

-

участвовать

в

учебном

диалоге,

оценивать

процесс

поиска

и

результат

решения задачи;

- конструировать несложные задачи.

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх»,

«вниз».

Маршрут

передвижения.

Геометрические

узоры.

Составление

танграмов. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и

несколько осей симметрии.

5

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны,

уголки,

спички).

Части

фигуры.

Место

заданной

фигуры

в

конструкции.

Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром

конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и

зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по

площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Универсальные учебные действия:

- ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

- проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

-анализировать

расположение

деталей

(треугольников,

уголков,

спичек)

в

исходной конструкции;

-

составлять

фигуры

из

частей,

определять

место

заданной

детали

в

конструкции;

-

выявлять

закономерности

в

расположении

деталей;

составлять

детали

в

соответствии с заданным контуром конструкции;

- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным

условием;

- объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном

условии;

- анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

-

моделировать

объёмные

фигуры

из

различных

материалов

(проволока,

пластилин и др.) и из развёрток;

-

осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать

построенную конструкцию с образцом

3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ занятия

Тема

Характеристика

деятельности

учащихся

Дата

6

1-2

Математика - царица

наук.

Знакомство с

курсом

«Занимательная

математика».

Беседа

«Математика -

царица наук».

3-4

Интеллектуальная

разминка

Решение

олимпиадных

задач

международного

конкурса

«Кенгуру».

5-6

«Числовой» конструктор

Числа от 1 до

1000. Составление

трёхзначных чисел

с помощью

комплектов

карточек с

числами: 1) 0, 1, 2,

3, 4, … , 9 (10); 2)

10, 20, 30, 40, … ,

90; 3) 100, 200,

300, 400, … , 900.

7-8

Геометрия вокруг нас

Конструирование

многоугольников

из одинаковых

треугольников.

9-10

Танграм: древняя

китайская головоломка.

Конструирование

многоугольников из

деталей танграма.

Составление

многоугольников,

представленных в

уменьшенном

масштабе.

Проверка

выполненной

работы.

11-12

Волшебные переливания

Задачи на

переливание.

13-14

В царстве смекалки

Решение

7

нестандартных

задач (на

«отношения»).

Сбор информации

и выпуск

математической

газеты (работа в

группах).

15-16

«Шаг в будущее»

Игры: «Крестики-

нолики на

бесконечной

доске», «Морской

бой» и др.,

конструкторы

«Монтажник»,

«Строитель»,

«Полимино»,

«Паркеты и

мозаики» и др. из

электронного

учебного пособия

«Математика и

конструирование».

17-18

«Спичечный»

конструктор

Построение

конструкции по

заданному

образцу.

Перекладывание

нескольких спичек

в соответствии с

условием.

Проверка

выполненной

работы.

19-20

Числовые головоломки

Решение и

составление

ребусов,

содержащих

числа. Заполнение

числового

кроссворда

8

(судоку).

21-22

Интеллектуальная

разминка

Работа в

«центрах»

деятельности:

конструкторы,

электронные

математические

игры (работа на

компьютере),

математические

головоломки,

занимательные

задачи.

23-24

Математические фокусы

Порядок

выполнения

действий в

числовых

выражениях (без

скобок, со

скобками).

Соедините числа 1

1 1 1 1 1 знаками

действий так,

чтобы в ответе

получилось 1, 2, 3,

4, … , 15.

25-26

Математические игры

Построение

математических

пирамид:

«Сложение в

пределах 1000»,

«Вычитание в

пределах 1000»,

«Умножение»,

«Деление». Игры:

«Волшебная

палочка»,

«Лучший

лодочник», «Чья

сумма больше?»,

«Гонки с

9

зонтиками» (по

выбору учащихся).

27-28

Секреты чисел

Числовой

палиндром —

число, которое

читается

одинаково слева

направо и справа

налево. Числовые

головоломки:

запись числа 24

(30) тремя

одинаковыми

цифрами.

29

Математическая копилка

Составление

сборника

числового

материала, взятого

из жизни (газеты,

детские журналы),

для составления

задач.

30

Математическое

путешествие

Вычисления в

группах: первый

ученик из числа

вычитает 140;

второй -

прибавляет 180,

третий —

вычитает 160, а

четвёртый -

прибавляет 150.

Решения и ответы

к пяти раундам

записываются.

Взаимный

контроль. 1-й

раунд: 640 – 140 =

500 500 + 180 =

680 680 – 160 =

520 520 +

10

+ 150= 670

31

Выбери маршрут

Единица длины

километр.

Составление

карты

путешествия: на

определённом

транспорте по

выбранному

маршруту,

например

«Золотое кольцо»

России, города-

герои и др.

32

Числовые головоломки,

ребусы.

Решение и

составление

ребусов,

содержащих

числа. Заполнение

числового

кроссворда

(судоку).

33

В царстве смекалки

Сбор информации

и выпуск

математической

газеты (работа в

группах).

34

Мир занимательных задач

Задачи со

многими

возможными

решениями.

Задачи с

недостающими

данными, с

избыточным

составом условия.

Задачи на

доказательство:

найти цифровое

значение букв в

условной записи:

11

СМЕХ + ГРОМ =

ГРЕМИ и др.

4 класс

1-2

Геометрический

калейдоскоп

Конструирование

многоугольников

из заданных

элементов.

Конструирование

из деталей

танграма: без

разбиения

изображения на

части; заданного в

уменьшенном

масштабе.

Геометрические

узоры.

Закономерности в

узорах.

Симметрия.

Фигуры, имеющие

одну и несколько

осей симметрии.

3-4

Интеллектуальная

разминка

Работа в

«центрах»

деятельности:

конструкторы,

электронные

математические

игры (работа на

компьютере),

математические

головоломки,

занимательные

задачи.

5-6

Разверни листок

Задачи и задания

на развитие

пространственных

12

представлений.

7-8

От секунды до столетия

Время и его

единицы: час,

минута, секунда;

сутки, неделя, год,

век. Одна секунда

в жизни класса.

Цена одной

минуты. Что

происходит за

одну минуту в

городе (стране,

мире). Сбор

информации. Что

успевает сделать

ученик за одну

минуту, один час,

за день, за сутки?

Составление

различных задач,

используя данные

о возрасте своих

родственников.

9-10

Проект «Календари и их

виды».

Работа со

словарями,

энциклопедиями.

Составление

буклетов о

календарях.

11-13

Числовые головоломки,

загадки.

Решение и

составление

ребусов, загадок,

содержащих

числа. Заполнение

числового

кроссворда.

14-15

Конкурс смекалки

Задачи в стихах.

Задачи-шутки.

Задачи-смекалки.

16-18

Это было в старину

Старинные

13

русские меры

длины и массы:

пядь, аршин,

вершок, верста,

пуд, фунт и др.

Решение

старинных задач.

Работа с таблицей

«Старинные

русские меры

длины».

19-20

Старинные русские меры

длины.

Формирование

представлений о

малых старинных

мерах длины:

«пядь», «локоть»,

измерять

различные

предметы,

используя эти

меры длины».

21-22

Математические фокусы

Алгоритм

умножения

(деления)

трёхзначного

числа на

однозначное

число. Поиск

«спрятанных»

цифр в записи

решения.

23-24

Энциклопедия

математических

развлечений

Составление

сборника

занимательных

заданий.

Использование

разных

источников

информации

(детские

познавательные

журналы, книги и

14

др.).

25-26

Решаем задачи на

клетчатой бумаге.

Решение

нестандартных

задач, развитие

пространственных

представлений.

27-28

Проект «Любимый город

в задачах».

Работа с

энциклопедией,

художественной

литературой.

Наблюдение,

анализ и развитие

умения составлять

текстовые задачи.

29-30

Математический

лабиринт

Итоговое занятие

-открытый

интеллектуальный

марафон.

31-32

Числовые головоломки,

ребусы.

Решение и

составление

ребусов,

содержащих

числа. Заполнение

числового

кроссворда

(судоку).

33

В царстве смекалки

Сбор информации

и выпуск

математической

газеты (работа в

группах).

34

Мир занимательных задач

Задачи со

многими

возможными

решениями.

Задачи с

недостающими

данными, с

избыточным

составом условия.

15

Задачи на

доказательство:

найти цифровое

значение букв в

условной записи:

СМЕХ + ГРОМ =

ГРЕМИ и др.

Рассмотрено СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания заместитель директора

методического объединения по ВР

учителей_________________

__________И.Н. Осипова

№__ от ________,

«___»___________2017г.

Руководитель ШМО:

_________/ /

16



В раздел образования