Автор: Придверева Галина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 16 ст. Ильинская
Населённый пункт: Новопокровский район
Наименование материала: рабочая программа по кружку "Занимательная математика.3-4 классы"
Тема: "Использование в соответствии с ФГОС"
Раздел: начальное образование
МО НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН СТАНИЦА ИЛЬИНСКАЯ
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16
(полное наименование образовательного учреждения)
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №__
от ______2017 года
Председатель педсовета
_____________ ______
Подпись, печать ОУ Ф.И.О.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
по конкретным видам деятельности
(тип программы:ориентированные на достижение результатов определённого уровня/
по конкретным видам внеурочной деятельности)
кружок
(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)
«Занимательная математика»
(наименование)
____________________
3-4 годы обучения
_(3-4 классы)____________________
(срок реализации программы)
__
9- 10 лет
_______
(возраст обучающихся)
ПРИДВЕРЕВА ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА
(Ф.И.О. учителя, составителя)
ПРОГРАММА КУРСА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»
1.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
ЛИЧНОСТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОГО КУРСА
ЯВЛЯЮТСЯ:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
-развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения
преодолевать трудности - качеств весьма важных в практической деятельности
любого человека;
-воспитание чувства справедливости, ответственности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности
мышления.
ПРЕДМЕТНЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОГО КУРСА
ЯВЛЯЮТСЯ:
-
делать
умозаключения
из
двух
суждений,
сравнивать,
устанавливать
закономерности, называть последовательность простых действий;
-
находить
однокоренные
слова,
решать
задачи,
раскодировать
слова;
отгадывать и составлять ребусы, по значениям разных признаков;
- находить закономерности в расположении фигур по значению двух признаков,
решать задачи на логику;
- называть противоположные по смыслу слова; решать задачи, решать задачи на
смекалку;
- работать с толковым словарём;
- уметь измерять длину данного отрезка, чертить отрезок данной длины;
- узнавать и называть плоские углы: прямой, тупой и острый;
- узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник,
четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник; читать
информацию, заданную с помощью линейных диаграмм;
- решать ребусы и числовые головоломки, содержащие два действия
(сложение и/или вычитание).
2
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДСТАВЛЕНЫ В
СОДЕРЖАНИИ ПРОГРАММЫ
2.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Числа. Арифметические действия. Величины.
Числа от 1 до 100.
Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100.
Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.
Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе
получилось заданное число, и др.
Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая
скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание
задуманных чисел.
Заполнение числовых кроссвордов (судоку, магический квадрат и др.).
Числа от 1 до 1000. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Числовой
палиндром:
число,
которое
читается
одинаково
слева
направо
и
справа налево.
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного
коня и др.).
Занимательные задания с римскими цифрами.
Время. Единицы времени.
Масса. Единицы массы. Литр.
Форма организации обучения - математические игры: - «Весёлый счёт» - игра-
соревнование; игры с игральными кубиками.
Игры:
«Чья
сумма
больше?»,
«Лучший
лодочник»,
«Русское
лото»,
«Математическое
домино»,
«Не
собьюсь!»,
«Задумай
число»,
«Отгадай
задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»; «Волшебная палочка»,
«Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай»,
«Сбор плодов», «Магазин», «Какой ряд дружнее?».
Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч».
3
Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в
пределах
10;
20;
100»,
«Умножение»,
«Деление»;
«Крестики-нолики»,
«Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и другие.
Универсальные учебные действия:
-
сравнивать
разные
приёмы
действий,
выбирать
удобные
способы
для
выполнения конкретного задания;
-
моделировать
в
процессе
совместного
обсуждения
алгоритм
решения
числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
- применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для
работы с числовыми головоломками;
-
анализировать
правила
игры,
действовать
в
соответствии
с
заданными
правилами;
-
включаться
в
групповую
работу,
участвовать
в
обсуждении
проблемных
вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
-
выполнять
пробное
учебное
действие,
фиксировать
индивидуальное
затруднение в пробном действии;
- аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач
Задачи,
допускающие
несколько
способов
решения.
Задачи
с
недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.
Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи,
имеющие
несколько
решений.
Обратные
задачи
и
задания.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых
чисел
(величин).
Выбор
необходимой
информации,
содержащейся
в
тексте
задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление
аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для
моделирования ситуаций, описанных в задачах.
4
Задачи, решаемые способом перебора. «Задачи и задания по проверке готовых
решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи,
выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например найти цифровое значение букв в
условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и
выполненных действий.
Решение
олимпиадных
задач
международного
конкурса
«Кенгуру».
Воспроизведение
способа
решения
задачи.
Выбор
наиболее
эффективных
способов решения.
Универсальные учебные действия:
- анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и
вопрос, данные и искомые числа (величины);
- искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи,
на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
-
моделировать
ситуацию,
описанную
в
тексте
задачи,
использовать
соответствующие
знаково-символические
средства
для
моделирования
ситуации;
- конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
- объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
- воспроизводить способ решения задачи;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием;
-
анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них
верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
- оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
-
участвовать
в
учебном
диалоге,
оценивать
процесс
поиска
и
результат
решения задачи;
- конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх»,
«вниз».
Маршрут
передвижения.
Геометрические
узоры.
Составление
танграмов. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и
несколько осей симметрии.
5
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны,
уголки,
спички).
Части
фигуры.
Место
заданной
фигуры
в
конструкции.
Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром
конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и
зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по
площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Универсальные учебные действия:
- ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
- проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
- выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
-анализировать
расположение
деталей
(треугольников,
уголков,
спичек)
в
исходной конструкции;
-
составлять
фигуры
из
частей,
определять
место
заданной
детали
в
конструкции;
-
выявлять
закономерности
в
расположении
деталей;
составлять
детали
в
соответствии с заданным контуром конструкции;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным
условием;
- объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном
условии;
- анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
-
моделировать
объёмные
фигуры
из
различных
материалов
(проволока,
пластилин и др.) и из развёрток;
-
осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать
построенную конструкцию с образцом
3.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия
Тема
Характеристика
деятельности
учащихся
Дата
6
1-2
Математика - царица
наук.
Знакомство с
курсом
«Занимательная
математика».
Беседа
«Математика -
царица наук».
3-4
Интеллектуальная
разминка
Решение
олимпиадных
задач
международного
конкурса
«Кенгуру».
5-6
«Числовой» конструктор
Числа от 1 до
1000. Составление
трёхзначных чисел
с помощью
комплектов
карточек с
числами: 1) 0, 1, 2,
3, 4, … , 9 (10); 2)
10, 20, 30, 40, … ,
90; 3) 100, 200,
300, 400, … , 900.
7-8
Геометрия вокруг нас
Конструирование
многоугольников
из одинаковых
треугольников.
9-10
Танграм: древняя
китайская головоломка.
Конструирование
многоугольников из
деталей танграма.
Составление
многоугольников,
представленных в
уменьшенном
масштабе.
Проверка
выполненной
работы.
11-12
Волшебные переливания
Задачи на
переливание.
13-14
В царстве смекалки
Решение
7
нестандартных
задач (на
«отношения»).
Сбор информации
и выпуск
математической
газеты (работа в
группах).
15-16
«Шаг в будущее»
Игры: «Крестики-
нолики на
бесконечной
доске», «Морской
бой» и др.,
конструкторы
«Монтажник»,
«Строитель»,
«Полимино»,
«Паркеты и
мозаики» и др. из
электронного
учебного пособия
«Математика и
конструирование».
17-18
«Спичечный»
конструктор
Построение
конструкции по
заданному
образцу.
Перекладывание
нескольких спичек
в соответствии с
условием.
Проверка
выполненной
работы.
19-20
Числовые головоломки
Решение и
составление
ребусов,
содержащих
числа. Заполнение
числового
кроссворда
8
(судоку).
21-22
Интеллектуальная
разминка
Работа в
«центрах»
деятельности:
конструкторы,
электронные
математические
игры (работа на
компьютере),
математические
головоломки,
занимательные
задачи.
23-24
Математические фокусы
Порядок
выполнения
действий в
числовых
выражениях (без
скобок, со
скобками).
Соедините числа 1
1 1 1 1 1 знаками
действий так,
чтобы в ответе
получилось 1, 2, 3,
4, … , 15.
25-26
Математические игры
Построение
математических
пирамид:
«Сложение в
пределах 1000»,
«Вычитание в
пределах 1000»,
«Умножение»,
«Деление». Игры:
«Волшебная
палочка»,
«Лучший
лодочник», «Чья
сумма больше?»,
«Гонки с
9
зонтиками» (по
выбору учащихся).
27-28
Секреты чисел
Числовой
палиндром —
число, которое
читается
одинаково слева
направо и справа
налево. Числовые
головоломки:
запись числа 24
(30) тремя
одинаковыми
цифрами.
29
Математическая копилка
Составление
сборника
числового
материала, взятого
из жизни (газеты,
детские журналы),
для составления
задач.
30
Математическое
путешествие
Вычисления в
группах: первый
ученик из числа
вычитает 140;
второй -
прибавляет 180,
третий —
вычитает 160, а
четвёртый -
прибавляет 150.
Решения и ответы
к пяти раундам
записываются.
Взаимный
контроль. 1-й
раунд: 640 – 140 =
500 500 + 180 =
680 680 – 160 =
520 520 +
10
+ 150= 670
31
Выбери маршрут
Единица длины
километр.
Составление
карты
путешествия: на
определённом
транспорте по
выбранному
маршруту,
например
«Золотое кольцо»
России, города-
герои и др.
32
Числовые головоломки,
ребусы.
Решение и
составление
ребусов,
содержащих
числа. Заполнение
числового
кроссворда
(судоку).
33
В царстве смекалки
Сбор информации
и выпуск
математической
газеты (работа в
группах).
34
Мир занимательных задач
Задачи со
многими
возможными
решениями.
Задачи с
недостающими
данными, с
избыточным
составом условия.
Задачи на
доказательство:
найти цифровое
значение букв в
условной записи:
11
СМЕХ + ГРОМ =
ГРЕМИ и др.
4 класс
1-2
Геометрический
калейдоскоп
Конструирование
многоугольников
из заданных
элементов.
Конструирование
из деталей
танграма: без
разбиения
изображения на
части; заданного в
уменьшенном
масштабе.
Геометрические
узоры.
Закономерности в
узорах.
Симметрия.
Фигуры, имеющие
одну и несколько
осей симметрии.
3-4
Интеллектуальная
разминка
Работа в
«центрах»
деятельности:
конструкторы,
электронные
математические
игры (работа на
компьютере),
математические
головоломки,
занимательные
задачи.
5-6
Разверни листок
Задачи и задания
на развитие
пространственных
12
представлений.
7-8
От секунды до столетия
Время и его
единицы: час,
минута, секунда;
сутки, неделя, год,
век. Одна секунда
в жизни класса.
Цена одной
минуты. Что
происходит за
одну минуту в
городе (стране,
мире). Сбор
информации. Что
успевает сделать
ученик за одну
минуту, один час,
за день, за сутки?
Составление
различных задач,
используя данные
о возрасте своих
родственников.
9-10
Проект «Календари и их
виды».
Работа со
словарями,
энциклопедиями.
Составление
буклетов о
календарях.
11-13
Числовые головоломки,
загадки.
Решение и
составление
ребусов, загадок,
содержащих
числа. Заполнение
числового
кроссворда.
14-15
Конкурс смекалки
Задачи в стихах.
Задачи-шутки.
Задачи-смекалки.
16-18
Это было в старину
Старинные
13
русские меры
длины и массы:
пядь, аршин,
вершок, верста,
пуд, фунт и др.
Решение
старинных задач.
Работа с таблицей
«Старинные
русские меры
длины».
19-20
Старинные русские меры
длины.
Формирование
представлений о
малых старинных
мерах длины:
«пядь», «локоть»,
измерять
различные
предметы,
используя эти
меры длины».
21-22
Математические фокусы
Алгоритм
умножения
(деления)
трёхзначного
числа на
однозначное
число. Поиск
«спрятанных»
цифр в записи
решения.
23-24
Энциклопедия
математических
развлечений
Составление
сборника
занимательных
заданий.
Использование
разных
источников
информации
(детские
познавательные
журналы, книги и
14
др.).
25-26
Решаем задачи на
клетчатой бумаге.
Решение
нестандартных
задач, развитие
пространственных
представлений.
27-28
Проект «Любимый город
в задачах».
Работа с
энциклопедией,
художественной
литературой.
Наблюдение,
анализ и развитие
умения составлять
текстовые задачи.
29-30
Математический
лабиринт
Итоговое занятие
-открытый
интеллектуальный
марафон.
31-32
Числовые головоломки,
ребусы.
Решение и
составление
ребусов,
содержащих
числа. Заполнение
числового
кроссворда
(судоку).
33
В царстве смекалки
Сбор информации
и выпуск
математической
газеты (работа в
группах).
34
Мир занимательных задач
Задачи со
многими
возможными
решениями.
Задачи с
недостающими
данными, с
избыточным
составом условия.
15
Задачи на
доказательство:
найти цифровое
значение букв в
условной записи:
СМЕХ + ГРОМ =
ГРЕМИ и др.
Рассмотрено СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания заместитель директора
методического объединения по ВР
учителей_________________
__________И.Н. Осипова
№__ от ________,
«___»___________2017г.
Руководитель ШМО:
_________/ /
16