Автор: Фирсенкова Ирина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУШкола №1678 "Восточное Дегунино"
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: статья
Тема: "Художественно-эстетическое воспитание ребенка в семье"
Раздел: дошкольное образование
Из каракули в шедевр!
Изобразительное
искусство
-
мощный
источник
художественно-
эстетического воспитания и развития ребенка в семье. Рисование часто
является для ребенка самым первым средством выражения на бумаге его
замыслов, переживаний. Но представляют ли детские рисунки интерес для нас,
взрослых? Может быть, «каракули» маленьких детей служат лишь прелюдией
к зрелому мастерству и не заслуживают особого внимания? Если это так, то
почему же тогда, вот уже многие десятки лет, мы так часто видим детские
рисунки на выставках, в книгах, альбомах, журналах? Не только потому, что
мы, взрослые, обнаруживаем в них много свежести и неожиданной смелости,
экспрессии, забавной прямоты и наивной убежденности. Не только потому, что
в них в полной мере проявляются те качества, которые иногда с годами
утрачивают взрослые: способность от всей души радоваться, изумляться,
огорчаться, мечтать. Но и потому, что в детских рисунках порой проявляется
острая наблюдательность, умение во всем найти важное и интересное,
искренняя увлеченность, взволнованность.
Если ребенок тянется к карандашу и краскам, необходимо учить его
пользоваться ими. Если он изобразит человека с тремя ногами или небо
отделит от земли полосой нетронутой бумаги, то надо подсказать ребенку путь
к исправлению ошибки. Даже если родитель не умеет рисовать, то все равно он
может содействовать развитию художественных способностей ребенка -
создать условия, поддержать, воспитать у него любовь к рисованию,
наблюдательность, стремление к прекрасному. Главное - не мешать ребенку
творить, не убивать в нем интерес к изобразительной деятельности.
Как родители могут руководить детским творчеством?
Необходимо создать благоприятную обстановку, убрать из дома все
антихудожественное,
аляповатое,
купить
ребенку
удобный
столик
для
рисования, хорошую бумагу разного формата, художественные материалы. Не
стоит надоедать вопросами «А что ты рисуешь?», «Что это за фигурки?»
Ребенок сам расскажет о своем рисунке, когда его закончит. Однако если он
задает вам вопросы, на них нужно отвечать серьезно, без иронии и сюсюканья.
Взрослые
должны
четко
улавливать
интересы
детей,
развивать
их
творческое воображение, детскую фантазию. Ребенка не следует ограничивать
стандартными
форматами
листов
бумаги,
маленькими
альбомчиками.
Огромное удовольствие доставляет ребенку занятие аппликацией. Это не
сложный вид изобразительной деятельности, доступный и родителям, а ребенок
только будет благодарен за совместное творчество. Из цветных кусочков
бумаги они с увлечением создают узоры или сюжетные композиции.
Не надо навязывать ребенку собственных тем. Пусть рисует все, что
захочет. Ребенку еще трудно рисовать с натуры, однако нужно знакомить его с
природой, расширять его кругозор, поддерживать ростки творчества. Чуткое и
повседневное руководство взрослого помогает проявлять инициативу с самых
первых шагов и направлять на правильный путь художественное мышление
ребенка.
Ирина ФИРСЕНКОВА,
воспитатель ГБОУ Школа№1678 «Восточное Дегунино»