Напоминание

"Все о соли знать хотим"


Автор: Артамонова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ № 109
Населённый пункт: Оренбург
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Все о соли знать хотим"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №109»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по познавательному развитию

для детей группы общеразвивающей

направленности от 5 до 6 лет

тема: «Все о соли знать хотим»

Подготовила:

Артамонова Наталья Владимировна,

воспитатель высшей

квалификационной категории

Цель: Создание условий для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую

деятельность.

Задачи:

Образовательные:

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах соли, области применения и

назначении.

Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей.

Развивающие:

Развивать познавательные потребности, интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом.

Развивать творческие способности, воображение, любознательность; монологическую и диалогическую речь,

навыки учебной и экспериментальной деятельности.

Воспитательные:

Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.

Воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе.

Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от

экспериментирования, открывая новое в знакомом.

Методы и приемы:

- практические: опыты с солью, декорирование баночек цветной солью;

- наглядные: презентации, наблюдение;

- словесные: беседы, рассказ воспитателя, загадки, объяснение, обсуждение, анализ работы.

Формы работы: индивидуальная, совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность.

Виды детской деятельности: Игровая. Коммуникативная. Двигательная. Познавательно-исследовательская.

Предварительная работа:

Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»

Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка

«Соль».

Наблюдение «Как мама использует соль?».

Оборудование: Энциклопедия от А до Я, видео «Где и как добывают соль», сундучок, кристаллы соли, соль,

стаканчики пластиковые, подносы, стаканы с кипяченой водой и чайные ложки (по количеству детей), стакан с

насыщенным раствором соли, 2 сырых яйца, салфетки, лупы, фартуки, шапочки, перчатки.

Предполагаемый результат:

- самостоятельно исследуют свойства объектов живой и неживой природы,

- активно исследуют окружающий мир,

- самостоятельно анализируют, обобщают, классифицируют полученные знания, что стимулирует продуктивное

мышление и познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста.

Ход занятия

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, какой сегодня чудесный день. Мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли

сегодня в д/с?

- Кто пришел с хорошим настроением – улыбнитесь.

- Если вам нравится общаться с ребятами – поднимите руки!

- Кто не любит ссориться, хлопните в ладоши!

1.Вводная часть

Воспитатель:

Дети, ой, что утром было,

Я же вам сказать забыла —

Только в группу я вошла,

Здесь шкатулочку нашла (показывает шкатулочку).

На ней надпись: «Открыть любознательным детям старшей группы. Лунтик».

Дети открывают шкатулку, достают мешочек, щупают его, мнут в руках.

Воспитатель: Как вы думаете, что в нем может находится?

Дети высказывают свои предположения

Воспитатель: Посмотрите, в шкатулке есть еще конверт, а в нём письмо. Может быть прочитаем письмо и тогда

узнаем что в посылке?

Воспитатель читает письмо: «Отгадайте загадку, и вы узнаете, что находится в этом мешочке».

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль).

Воспитатель продолжает читать письмо от Лунтика:

«Когда у меня заболело горло, баба Капа давала мне соленую воду, что бы я полоскал его. Я удивился, зачем

полоскать солью горло? Ведь соль добавляют в пищу. Ребята помогите мне разобраться, что такое соль, для чего нужна

и откуда она берется?»

Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь Лунтику?

Дети: Да

Воспитатель: Как вы можете ему помочь?

Ответы детей.

2. Основная часть.

Воспитатель: А вы ребята хотите узнать все о соли?

Ответы детей.

Воспитатель: Тогда я предлагаю вам сегодня побыть исследователями, чтобы многое узнать о соли. Хотите?

Дети: Да

Воспитатель предлагает детям надеть шапочки исследователей.

Воспитатель: - Итак, мои юные исследователи, где и как мы можем получить необходимые, новые знания о соли?

Дети: - Спросить у другого человека, подумать самостоятельно, прочитать в книге, спросить у взрослого,

посмотреть в телевизоре и в компьютере, и т.д.

Воспитатель: - Верно, существует много способов получения новых знаний. Но мы начнем с более простого: это

прочитать в книге.

Воспитатель показывает карточку-схему «Прочитать в книге»

Воспитатель: В какой книге мы можем узнать о соли?

Дети: В словаре, энциклопедии.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, как в словаре располагаются слова. На какую букву мы будем искать слово

«соль».?

Дети: На букву «с».

Зачитывают из энциклопедии «Что такое «соль?». Соль – природное вещество белого цвета, представляет

собой кристаллы с острым характерным вкусом.

Воспитатель: - Вам интересно узнать, откуда берётся соль?

Дети: Ла

Воспитатель: Тогда садитесь на стульчики, слушайте внимательно и смотрите

Дети садятся на стульчики перед экраном

Просмотр отрывка из телепередачи «Галилео», о том, где и как добывают соль?

Воспитатель: Итак, соль встречается не только в воде озёр, но и в земле. Добывают её в специальных шахтах при

помощи комбайнов. В соляных шахтах туннели и коридоры сверкают, как будто они сделаны изо льда.

Воспитатель: - Продолжим наше исследование. Что же мы сейчас сделаем?

Показывает карточку-схему «Подумать самостоятельно»

Дети: Подумаем самостоятельно.

Игра: «Соленый - несоленый»

Дети хлопают в ладоши, услышав продукт, который можно солить (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина,

помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо.)

Воспитатель: А теперь, мои юные исследователи, я приглашаю вас лабораторию. Как вы думаете, что мы там

будем делать?

Показывает карточку-схему «Провести эксперимент»

Дети: Будем проводить опыты с солью.

Воспитатель: В нашей лаборатории нужно соблюдать правила:

- на столах ничего не трогать без разрешения

- соблюдать тишину, не мешать другим

- бережно обращаться с оборудованием.

При работе с солью надо соблюдать правила безопасности:

- не трогать руками глаза;

- если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.

Воспитатель: Итак, прошу вас пройти за столы., но сначала обязательно оденем фартуки и шапочки.

ОПЫТЫ

1 опыт: «Имеет ли соль запах?».

Воспитатель: Перед вами тарелочки с солью. Давайте ее рассмотрим. Какого цвета соль?

Дети: Белого

Воспитатель: Давайте определим, есть ли у соли запах? Наберите на ложечку немного соли. Понюхайте её.

Ответы детей

Вывод: соль не имеет запаха

2 опыт: «Какое это вещество: жидкое, твердое, сыпучее?»

Воспитатель: Пододвинет к себе тарелки, наберите полную ложку соли и переверните ложку. Что произошло?

Ответы детей

Воспитатель: Значит соль какая?

Вывод: Соль сыпучая, рассыпчатая

Мы с вами определили еще одно качество соли, соль сыпучее вещество.

3 опыт: «Из чего состоит соль?».

Воспитатель: Рассмотрите соль через увеличительное стекло. Что вы видите? Из чего состоит соль?

Ответы детей

Вывод: Соль имеет форму кристаллов, крупинки

Воспитатель: - А сейчас я предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка.

Я прошу в круг всех встать,

И задания выполнять.

Все дышите! Не дышите!

Всё в порядке? Отдохните!

Вместе руки поднимите!

Превосходно, опустите!

Наклонитесь, разогнитесь,

На носочки поднимитесь!

Приседайте, выпрямляйтесь,

Встаньте прямо – улыбайтесь!

Каждый весел и здоров.

И к исследованиям готов!

4 опыт: «Растворяется ли соль в воде?».

Воспитатель: Предлагаю вам насыпать в баночку с водой ложечку соли. Размешайте, что произошло с солью?

Дети: Соль растворилась

Воспитатель: Поэтому и в пословице говорится, что СОЛЬ-воды боится. А как вы думаете, какой стал вкус у

воды?

Дети: Солёная

Вывод: Соль растворяется в воде.

5 опыт: «Плавающее яйцо».

Воспитатель: Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода солёная?

Дети: Нет, в речке вода пресная

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать? Хотите это проверить?

Дети: Да

Воспитатель: Опускаю яйцо в стакан с пресной водой, что вы видите?

Дети: Яйцо утонуло.

Воспитатель: Опускаю яйцо в стакан с соленой водой, что сейчас видите?

Дети: Яйцо не тонет.

Воспитатель: Что мы определили?

Дети: Соленая вода выталкивает предметы. В море вода соленая, поэтому там легко плавать.

Вывод: соленая вода выталкивает предметы.

Воспитатель: Уважаемые исследователи, мы так много провели несколько опытов с солью, предлагаю повторить,

что мы узнали о соли.

Дети: Она белая, сыпучая, состоит из кристаллов, без запаха, солёная, растворяется в воде и меняет вкус воды

На экране появляются карточки -схемы «Свойства соли»

Воспитатель: - Продолжим исследовать соль? Как, где же еще мы можем узнать нового о соли. Воспитатель

показывает карточку-схему «Получить информацию у компьютера»

Дети: Посмотреть в компьютере.

Просмотр презентации «Где используют соль»

Воспитатель: Скажите мне исследователи, у кого мы можем узнать еще что-нибудь о соли?

Воспитатель показывает карточку-схему «Спросить у взрослого»

Дети: Спросить у взрослых.

Воспитатель: Верно, и я предлагаю вам, сегодня придя домой спросить у своих родителей про озеро Развал,

которое находится в городе Соль-Илецк. Что же это за озеро такое удивительное? А завтра вы расскажите уже мне,

договорились?

Дети: Да

Воспитатель: А сейчас давайте повторим еще раз свойства соли.

Дети выставляют на доску карточки-схемы «Свойства соли»

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались?

Воспитатель: Ребята, вы сегодня все старались, сделали много новых открытий. Что же мы напишем Лунтику?

Воспитатель кладет карточки-схемы «Свойства соли» в конверт.

Воспитатель: когда я пойду домой, я кину письмо в почтовый ящик.

Дети пытаются сформулировать итоговые выводы, делятся впечатлениями, эмоциями.

- Узнали ли вы что-нибудь о соли, чего не знали раньше?

- Вам понравилось быть исследователями? Что было особенно интересным?

- А трудно было проводить самостоятельно опыты?

-Кому и что вы расскажете о нашей лаборатории?

-Вы хотели бы ещё раз стать исследователями и вернуться в лабораторию, чтобы сделать новые открытия?

Рефлексия

Если занятие понравилось веселое солнышко, если нет – грустное.

Воспитатель: Ребята, за то, что вы были замечательными исследователями, за вашу любознательность я дарю вот

такие медали. Молодцы.



В раздел образования