Автор: Артамонова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ № 109
Населённый пункт: Оренбург
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Все о соли знать хотим"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад №109»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
по познавательному развитию
для детей группы общеразвивающей
направленности от 5 до 6 лет
тема: «Все о соли знать хотим»
Подготовила:
Артамонова Наталья Владимировна,
воспитатель высшей
квалификационной категории
Цель: Создание условий для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую
деятельность.
Задачи:
Образовательные:
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах соли, области применения и
назначении.
Стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей.
Развивающие:
Развивать познавательные потребности, интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом.
Развивать творческие способности, воображение, любознательность; монологическую и диалогическую речь,
навыки учебной и экспериментальной деятельности.
Воспитательные:
Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи.
Воспитывать у детей правильное, осознанное отношение к природе.
Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от
экспериментирования, открывая новое в знакомом.
Методы и приемы:
- практические: опыты с солью, декорирование баночек цветной солью;
- наглядные: презентации, наблюдение;
- словесные: беседы, рассказ воспитателя, загадки, объяснение, обсуждение, анализ работы.
Формы работы: индивидуальная, совместная деятельность воспитателя с детьми, самостоятельная деятельность.
Виды детской деятельности: Игровая. Коммуникативная. Двигательная. Познавательно-исследовательская.
Предварительная работа:
Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»
Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка
«Соль».
Наблюдение «Как мама использует соль?».
Оборудование: Энциклопедия от А до Я, видео «Где и как добывают соль», сундучок, кристаллы соли, соль,
стаканчики пластиковые, подносы, стаканы с кипяченой водой и чайные ложки (по количеству детей), стакан с
насыщенным раствором соли, 2 сырых яйца, салфетки, лупы, фартуки, шапочки, перчатки.
Предполагаемый результат:
- самостоятельно исследуют свойства объектов живой и неживой природы,
- активно исследуют окружающий мир,
- самостоятельно анализируют, обобщают, классифицируют полученные знания, что стимулирует продуктивное
мышление и познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста.
Ход занятия
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, какой сегодня чудесный день. Мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли
сегодня в д/с?
- Кто пришел с хорошим настроением – улыбнитесь.
- Если вам нравится общаться с ребятами – поднимите руки!
- Кто не любит ссориться, хлопните в ладоши!
1.Вводная часть
Воспитатель:
Дети, ой, что утром было,
Я же вам сказать забыла —
Только в группу я вошла,
Здесь шкатулочку нашла (показывает шкатулочку).
На ней надпись: «Открыть любознательным детям старшей группы. Лунтик».
Дети открывают шкатулку, достают мешочек, щупают его, мнут в руках.
Воспитатель: Как вы думаете, что в нем может находится?
Дети высказывают свои предположения
Воспитатель: Посмотрите, в шкатулке есть еще конверт, а в нём письмо. Может быть прочитаем письмо и тогда
узнаем что в посылке?
Воспитатель читает письмо: «Отгадайте загадку, и вы узнаете, что находится в этом мешочке».
Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль).
Воспитатель продолжает читать письмо от Лунтика:
«Когда у меня заболело горло, баба Капа давала мне соленую воду, что бы я полоскал его. Я удивился, зачем
полоскать солью горло? Ведь соль добавляют в пищу. Ребята помогите мне разобраться, что такое соль, для чего нужна
и откуда она берется?»
Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь Лунтику?
Дети: Да
Воспитатель: Как вы можете ему помочь?
Ответы детей.
2. Основная часть.
Воспитатель: А вы ребята хотите узнать все о соли?
Ответы детей.
Воспитатель: Тогда я предлагаю вам сегодня побыть исследователями, чтобы многое узнать о соли. Хотите?
Дети: Да
Воспитатель предлагает детям надеть шапочки исследователей.
Воспитатель: - Итак, мои юные исследователи, где и как мы можем получить необходимые, новые знания о соли?
Дети: - Спросить у другого человека, подумать самостоятельно, прочитать в книге, спросить у взрослого,
посмотреть в телевизоре и в компьютере, и т.д.
Воспитатель: - Верно, существует много способов получения новых знаний. Но мы начнем с более простого: это
прочитать в книге.
Воспитатель показывает карточку-схему «Прочитать в книге»
Воспитатель: В какой книге мы можем узнать о соли?
Дети: В словаре, энциклопедии.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, как в словаре располагаются слова. На какую букву мы будем искать слово
«соль».?
Дети: На букву «с».
Зачитывают из энциклопедии «Что такое «соль?». Соль – природное вещество белого цвета, представляет
собой кристаллы с острым характерным вкусом.
Воспитатель: - Вам интересно узнать, откуда берётся соль?
Дети: Ла
Воспитатель: Тогда садитесь на стульчики, слушайте внимательно и смотрите
Дети садятся на стульчики перед экраном
Просмотр отрывка из телепередачи «Галилео», о том, где и как добывают соль?
Воспитатель: Итак, соль встречается не только в воде озёр, но и в земле. Добывают её в специальных шахтах при
помощи комбайнов. В соляных шахтах туннели и коридоры сверкают, как будто они сделаны изо льда.
Воспитатель: - Продолжим наше исследование. Что же мы сейчас сделаем?
Показывает карточку-схему «Подумать самостоятельно»
Дети: Подумаем самостоятельно.
Игра: «Соленый - несоленый»
Дети хлопают в ладоши, услышав продукт, который можно солить (банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина,
помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо.)
Воспитатель: А теперь, мои юные исследователи, я приглашаю вас лабораторию. Как вы думаете, что мы там
будем делать?
Показывает карточку-схему «Провести эксперимент»
Дети: Будем проводить опыты с солью.
Воспитатель: В нашей лаборатории нужно соблюдать правила:
- на столах ничего не трогать без разрешения
- соблюдать тишину, не мешать другим
- бережно обращаться с оборудованием.
При работе с солью надо соблюдать правила безопасности:
- не трогать руками глаза;
- если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.
Воспитатель: Итак, прошу вас пройти за столы., но сначала обязательно оденем фартуки и шапочки.
ОПЫТЫ
1 опыт: «Имеет ли соль запах?».
Воспитатель: Перед вами тарелочки с солью. Давайте ее рассмотрим. Какого цвета соль?
Дети: Белого
Воспитатель: Давайте определим, есть ли у соли запах? Наберите на ложечку немного соли. Понюхайте её.
Ответы детей
Вывод: соль не имеет запаха
2 опыт: «Какое это вещество: жидкое, твердое, сыпучее?»
Воспитатель: Пододвинет к себе тарелки, наберите полную ложку соли и переверните ложку. Что произошло?
Ответы детей
Воспитатель: Значит соль какая?
Вывод: Соль сыпучая, рассыпчатая
Мы с вами определили еще одно качество соли, соль сыпучее вещество.
3 опыт: «Из чего состоит соль?».
Воспитатель: Рассмотрите соль через увеличительное стекло. Что вы видите? Из чего состоит соль?
Ответы детей
Вывод: Соль имеет форму кристаллов, крупинки
Воспитатель: - А сейчас я предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка.
Я прошу в круг всех встать,
И задания выполнять.
Все дышите! Не дышите!
Всё в порядке? Отдохните!
Вместе руки поднимите!
Превосходно, опустите!
Наклонитесь, разогнитесь,
На носочки поднимитесь!
Приседайте, выпрямляйтесь,
Встаньте прямо – улыбайтесь!
Каждый весел и здоров.
И к исследованиям готов!
4 опыт: «Растворяется ли соль в воде?».
Воспитатель: Предлагаю вам насыпать в баночку с водой ложечку соли. Размешайте, что произошло с солью?
Дети: Соль растворилась
Воспитатель: Поэтому и в пословице говорится, что СОЛЬ-воды боится. А как вы думаете, какой стал вкус у
воды?
Дети: Солёная
Вывод: Соль растворяется в воде.
5 опыт: «Плавающее яйцо».
Воспитатель: Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода солёная?
Дети: Нет, в речке вода пресная
Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать? Хотите это проверить?
Дети: Да
Воспитатель: Опускаю яйцо в стакан с пресной водой, что вы видите?
Дети: Яйцо утонуло.
Воспитатель: Опускаю яйцо в стакан с соленой водой, что сейчас видите?
Дети: Яйцо не тонет.
Воспитатель: Что мы определили?
Дети: Соленая вода выталкивает предметы. В море вода соленая, поэтому там легко плавать.
Вывод: соленая вода выталкивает предметы.
Воспитатель: Уважаемые исследователи, мы так много провели несколько опытов с солью, предлагаю повторить,
что мы узнали о соли.
Дети: Она белая, сыпучая, состоит из кристаллов, без запаха, солёная, растворяется в воде и меняет вкус воды
На экране появляются карточки -схемы «Свойства соли»
Воспитатель: - Продолжим исследовать соль? Как, где же еще мы можем узнать нового о соли. Воспитатель
показывает карточку-схему «Получить информацию у компьютера»
Дети: Посмотреть в компьютере.
Просмотр презентации «Где используют соль»
Воспитатель: Скажите мне исследователи, у кого мы можем узнать еще что-нибудь о соли?
Воспитатель показывает карточку-схему «Спросить у взрослого»
Дети: Спросить у взрослых.
Воспитатель: Верно, и я предлагаю вам, сегодня придя домой спросить у своих родителей про озеро Развал,
которое находится в городе Соль-Илецк. Что же это за озеро такое удивительное? А завтра вы расскажите уже мне,
договорились?
Дети: Да
Воспитатель: А сейчас давайте повторим еще раз свойства соли.
Дети выставляют на доску карточки-схемы «Свойства соли»
3. Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались?
Воспитатель: Ребята, вы сегодня все старались, сделали много новых открытий. Что же мы напишем Лунтику?
Воспитатель кладет карточки-схемы «Свойства соли» в конверт.
Воспитатель: когда я пойду домой, я кину письмо в почтовый ящик.
Дети пытаются сформулировать итоговые выводы, делятся впечатлениями, эмоциями.
- Узнали ли вы что-нибудь о соли, чего не знали раньше?
- Вам понравилось быть исследователями? Что было особенно интересным?
- А трудно было проводить самостоятельно опыты?
-Кому и что вы расскажете о нашей лаборатории?
-Вы хотели бы ещё раз стать исследователями и вернуться в лабораторию, чтобы сделать новые открытия?
Рефлексия
Если занятие понравилось веселое солнышко, если нет – грустное.
Воспитатель: Ребята, за то, что вы были замечательными исследователями, за вашу любознательность я дарю вот
такие медали. Молодцы.