Автор: Антохина-Тимофеева Елена Ансаровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС № 434
Населённый пункт: Челябинская область, город Челбинск
Наименование материала: Игровая деятельность в первой младшей группе
Тема: "Кукла Катя"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
№ 434 г. Челябинска»
Проект
« Инновационные подходы в организации предметно-
пространственной среды для развития игровой деятельности
дошкольника»
Тема: «Игра с куклой Катей».
г. Челябинск, 2016 г.
Значение игр с куклой
По моему мнению, самая главная игрушка для детей всех возрастов - это кукла. В
куклы дети играли всегда, причем не только девочки, но и мальчики. Но наблюдая за игрой
детей в куклы сейчас, я обратила внимание на то,что дети не умеют играть с куклами. Игра
детей с куклами была однотипной. А ведькуклы развивают ребёнка в разных областях.
Кукла несёт особыефункциив развитии психики ребёнка. Одна из главнейших функций –
это
воспитание
человеческих
чувств,
нравственности.
Кукла
–образ
человека
вигре
ребёнка. Часто в игре с куклой ребёнок проецирует какие-то внутренние переживания на
неё и проигрывает их в различных ситуациях .Маленькие дети, играя с куклой, подражают
действиям взрослых. Они так же купают куклу, как купают их самих, так же одевают.
Происходит отработка простейших жизненных навыков. В результате анкетирования и
бесед с родителями выяснилось ,что игровой материал дома у детей очень скудный,
игрушки
предназначены
не
для
развития
детей
по
возрасту,
родители
мало
времени
уделяют игре с детьми, дети не играют дома в куклы. Решение этих проблем я и взяла за
основу этой работы.
Кукла по сути своей - отражение образа человека. Для каждого ребенка она является той
игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной
человеческой сущности. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он
отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых
людей
или
сказочных
персонажей.
При
этом
происходят
одновременно
два
взаимонаправленных процесса: с одной стороны, ребенок выражает себя (свой опыт, свои
знания и переживания, создает воображаемые им образы), а с другой - ребенок строит
самого
себя,
осваивая
раскрывающийся
ему
мир
человеческих
отношений
и
представлений. В центре этих двух важнейших процессов находится кукла. С одной
стороны ребенок вкладывает в уста куклы, ее кукольную сущность свои слова, мысли,
переживания, т.е. она является как бы внешним выражением внутреннего мира ребенка,
его своеобразным «рупором». С другой - та же кукла задает образ человека, который
становится для малыша образцом для подражания, и именно через куклу в душу и в
сознание ребенка проникают представления о человеке и связанных с ним категориях -
красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом.
Проект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе
«
Игра с куклой
».
Выполнила воспитатель:
Антохина-Тимофеева Е.А. МБДОУ №434
Цель:
Научить детей игровым действиям с куклой. Воспитывать бережное отношение к
игрушкам. Создание основы самостоятельной игровой деятельности детей младшего
дошкольного возраста.
Задачи:
-Обогащение жизненного опыта детей.
-Обогащение игрового опыта детей.
-Создание игровых ситуаций, в которых дети смогут выполнять взаимосвязанные игровые
задачи.
-Обучение детей младшего дошкольного возраста элементам сюжетно-ролевых игр
согласно возрасту детей.
-Воспитание навыков позитивного общения со сверстниками и взрослыми.
-Развивать познавательные способности детей. -
Воспитывать жизненный интерес детей через взаимодействие с куклой.
Этапы проекта:
Подготовительный: Изучение методической литературы.Подбор художественной
литературы.
Основной:Заучивание и обыгрывание,стихотворений, песенок, потешек.Рассматривание
иллюстраций. Чтение художественной литературы.Дидактические,сюжетно-ролевые игры
– «Накормим куклу Катю», «кукла Катя испачкалась»,Катя проснулась», «Выздоровление
куклы Кати».
Заключительный:Ожидаемый результат обогащение игрового опыта у детей,воспитание
чувства коллективизма,сопереживания.Основные результаты,которые предполагается
получить по окончании проекта:Развёртывание детьми условныхдействий с
игрушкой,предметом –заместителем;связывание 2-3 игровых действий в
цепочку;продолжать действие начатое партнёром.Работа с родителями:Изготовление
атрибутов к сюжетно-ролевым играм(пошив кукольного,постельного белья,одежды для
кукол); оформление папки-раскладушки «Игровая деятельность детей в первой младшей
группе».
Вид проекта:
Долгосрочный (октябрь – январь).
Участники проекта:воспитатель,дети первой младшей группы,родители.
Педагогическая актуальность:
Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в
той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы,
отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми.
В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Уже на ранних и
младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть
самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и
углублять свои знания и умения. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает
духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать,
что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления.
Подготовительный этап:
Основной этап:
Чтение художественной литературы:
А.Барто«Кукла», «Колыбельная»,
А. Богдарин « потешки»,
«Читаем дома и в детском саду».
Фото:
Знакомство
с куклой
Фото:
Игровая ситуация: « Накормим куклу Катю».
Загадка
Ходит в белом колпаке
С поварёшкою в руке.
Он готовит нам обед:
Кашу, щи и винегрет.
Кто это?
Повар стоит у плиты, за столом сидит кукла-девочка( фото №2).Воспитатель с детьми
рассматривает куклу, беседует о том, что она делает, какая ей нужна посуда. На столе возле
воспитателя стоит разная посуда. Показывая предмет, воспитатель говорит, как он
называется (фото №3).Потом спрашивает об этом предмете у детей. Для поддержания
интереса можно спрашивать так: «А эта посуда, наверное, никому не нужна?». Половник,
чайник, ложка нужны повару. После этого педагог спрашивает каждого из детей, кем бы он
хотел сейчас быть: поваром или девочкой, собирающейся обедать. Предлагает детям самим
поиграть (фото № 4).В дальнейших играх в чаепитии принимают участие и сами дети.
Стихи про повара
Повар готовит для деток
Супчик, картошку, котлетки,
Варит кашу-манную
Салатик со сметанкой
Крендельки, лепешки,
Приготовьте ложки!
Дайте повару продукты:
Мясо птицы, сухофрукты,
Рис, картофель. И тогда,
Ждёт вас вкусная еда.
Напеку я пирожков, и коврижек, и рожков. Вот такой имею дар: я кондитер – кулинар.
Предметно-развивающая среда с атрибутами (фото № 1).
Фото № 1.
Фото № 2.
Фото №3.
Фото №4
ИгроваяСитуация: «Кукла Катенька испачкала колготки»
Программное содержание:
1. Дать детям представление о некоторых трудовых действиях и предметах
необходимых для стирки (вода, мыло, таз).
2. Воспитывать интерес к трудовым действиям взрослых.
3. Упражнять в названии предметов одежды.
Оборудование: стол, колготки, таз, мыло.
Ход игры:
Дети садятся полукругом около стола, на котором будут стирать белье. Воспитатель
говорит, что кукла Катя кушала и у нее запачкались колготки. Надо их выстирать,
чтобы кукла была чисто одета. Воспитатель спрашивает у детей, что нужно для того,
чтобы постирать белье? По мере того, как дети называют предметы (таз, вода, мыло),
воспитатель приносит все на стол. Он предлагает одному ребенку снять с куклы
колготки.
Далее воспитатель говорит: «А теперь пусть наша кукла отдохнет». Просит одного
ребенка отнести куклу Катю на диванчик
Стихотворение « Я сама»
В тазик я налью водички,
Чтоб носочки постирать.
Пусть я ростом невеличка,
Буду маме помогать!
Дотянусь до полки с мылом,
закручу я рукава,
Маме помогу любимой,
Постираю я сама!
Пузыри по тазу скачут,
Мыльце прыгает из рук,
Вот, какая незадача,
В мыльной пене всё вокруг..
Всё равно со стиркой справлюсь,
Я работы не боюсь
И сама себе я нравлюсь,
И сама собой горжусь!
Ну, а ,как же по-другому?
Мне уже почти пять лет,
Я, хозяюшка по дому,
Когда мамы дома нет!
Здесь воспитатель дает возможность потрогать воду в тазу и определить, что она
теплая. Грязное белье лежит на стульчике рядом с тазиком. Воспитатель берет
одежду, стирая, приговаривает: «Возьму мыло и колготки выстираю». Намыливает
так, чтобы было много пены. Вопрос к детям: «А это, что?». Ответ детей – пена.
Выстиранное белье кладется в другой таз. Воспитатель говорит: «А теперь нам
нужно прополоскать белье. Наливаем в таз чистой воды и полощем белье». Вот
теперь все чисто. Повесим колготки на батарею и посушим. Воспитатель берет
чистые колготки, спрашивает детей: «Что это?». Ответ детей: «Колготки».
Воспитатель предлагает повесить колготки на батарею. Воспитатель говорит: «Вот и
все, дети. Мы все вместе выстирали одежду нашей куклы Кати». Когда колготки
высохнут, мы с вами оденем их на нашу куклу Катю.
Далее проводятся упражнения для детей по имитации стирки одежды для куклы.
Перед тем, как постирать колготки , их надо снять с куклы. Постирали колготки, а
теперь повесим их сушиться.
Игровая ситуация «Катя проснулась»
На кроватке спит кукла. Детисидят на стульчиках полукругом (фото № 1).
Воспитатель:
«Дети, посмотрите, кто спит на этой кроватке. Узнали ее? Да, это кукла Катя. Воспитатель
обращается к кукле: «Катя, ты уже проснулась?»
Потягушки-потягушки,
Кто тут сладкий на подушке?
Кто тут нежится в кроватке?
Чьи тут розовые пятки?
Это кто же тут проснулся,
Кто так маме улыбнулся?
И кого так любит мама?
Вот тут кто любимый самый!
Ребята, она говорит, что хочет встать, но сначала надо найти ее одежду. Что нужно, чтобы
одеть Катю?». «Посмотрите внимательно. Вы видите одежду? Принесите платье. Платье
сразу наденем или сначала надо надеть другие вещи? Ищем для кукол нижнее белье по
размеру, другие вещи». Дети по очереди и последовательно надевают одежду на куклу
Катю (фото № 2,3).
По окончании этой игры одетая с помощью детей кукла здоровается с каждым из детей,
благодарит каждого из них за помощь, ласково гладит по голове, весело пляшет для детей,
которые хлопают в ладоши и затем благодарят куклу за танец (фото № 4,5).
При последующем проведении этой игры воспитатель побуждает детей играть
самостоятельно.
Кукла проснулась, ей надо помочь одеться. Расчешем куклу, заплетем косички.
Фото№ 1.
Фото №2.
Фото №3.
Игровая ситуация: «Выздоровление Катеньки»
Цель:
Вызвать сочувствие к заболевшей кукле, включить детей в обсуждение проблемы и поиск
конкретных путей оказания помощи. Научить правильнопользоваться врачебными
принадлежностями в соответствии с их назначением.
Предварительная работа:
Беседа с медсестрой, чтение художественной литературы, рассматривание сюжетных
иллюстраций.
Атрибуты:Халат детский, комплект игры «Доктор Айболит», заболевшая кукла.
Игровое задание:
Вылечить больную куклу.
Правила игры:
Облегчать страдания больного, чутко относиться к нему.
Игра:
Воспитатель:
Что-то наша Катенька невесёлая. Давайте спросим: что с тобой?
Дети спрашивают. Кукла сообщает, что она заболела.
Воспитатель:
Спросите Катю, что у нее болит, где у нее болит?
Дети спрашивают. Кукла показывает: у меня вот тут болит.
Воспитатель:
Что болит у Кати?
Дети:
Голова.
Кукла показывает, а воспитатель предлагает назвать, что еще болит у куклы. Дети
догадываются, что болит ушко, горлышко. Кукла жалуется: мне даже больно глотать!
Воспитатель:
Что же нам делать? Как помочь Кате? Чем помочь? Давайте вместе решать.
Дети начинают предлагать: измерить температуру, положить в кровать, дать лекарство и
пр. Воспитатель выслушивает всех: Вот молодцы, все хотят помочь! Давайте начнем.
Помогайте мне. Измерим температуру, посмотрим горлышко, назначим лечение.
Воспитатель:
У нее болит горлышко, значит, дадим ей лекарство.
Приносят лекарство – таблетки, витаминки. Кукла «засыпает». Вместе с воспитателем
дети, чтобы не нарушить сон куклы, уходят.
Можно загадывать ребенку загадки в стихотворной форме про врачей. Ребенку будет
весело и интересно.
Загадка
Педиатра ты не бойся,
Не волнуйся, успокойся,
И, конечно же, не плачь,
Это просто детский…(ответ: врач).
Ребенок вызывает врача.
Доктор Вася может смело
Хоть кому намазать йод.
Тигра вылечит и целый
Обязательно уйдёт.
После выздоровления куклу надо одеть в чистую одежду. В дальнейших играх в роли и
больного и врача могут выступать дети.Педагог должен обращаться с куклами, как с
живыми существами.Так если куклу роняют,воспитатель жалеет её, успокаивает,чтобы не
плакала, просит детей приласкать, успокоить и приласкать куклу.Воспитатель включает
кукол в жизнь детей, делает участниками детской жизни. Так кукла, сидя на стуле, смотрит
как дети занимаются или едят, хвалит, кто аккуратно ест, кто внимателен на занятии.
Утром кукла здоровается с детьми и смотрит, как ребята одеваются и умываются, а
вечером, перед тем как детей забирают, раздевают и укладывают в кровать, прощаясь с
ней.
Заключительный этап
.
Изготовление атрибутов:фото: Постельное бельё.
Актуальность проекта:
Игра- ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой формируется его личность.
В игре ребенка отражаются различные события, полученные им в семье и в детском саду.
Игра позволяет малышу ознакомиться со многими свойствами и качествами окружающих
предметов, подражать взрослым в их поступках, речи, мимики. Играя, малыш как бы
ставит себя в положение взрослого, которому подражает. Многократно повторяя один и тот
же сюжет (например: кормление куклы, ребенок закрепляет формы поведения и
отношения между близкими, приобретает первые трудовые навыки).
Все это происходит только в том случае, если игры находятся под наблюдением взрослого,
если не руководить игрой малыша с ранних лет, то у него будет отсутствовать умение
играть как самостоятельно, так и с партнером.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!