Автор: Коробейник Ольга Николаевна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ 14 им. Тылькиной В.А.
Населённый пункт: пгт. Ильский Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: Дискуссия на уроках истории, как форма организации учебной деятельности.
Раздел: среднее образование
Дискуссия на уроках истории, как форма организации учебной
деятельности.
Для педагога, каждый ученик - это субъект, к которому он обращается
не для того, чтобы ему что-то внушить, а для того, чтобы стимулировать его
активность, привлечь его к сотворчеству.
Как отмечает А. Ф.Малышевский в книге «Мир человека», чем больше
людей выступает с собственными суждениями, тем больше шансов на
результативность учебного познавательного диалога. Именно так строится
учебно-воспитательный
процесс
при
использовании
групповых,
интерактивных (т.е., основанных на взаимодействии) методов обучения-
дискуссии, исполнения ролей, имитационной игры.
Среди них учебная дискуссия- наиболее распространенный метод. Ее
основная задача - выявление существующего многообразия точек зрения
участников на какую-либо проблему и при необходимости всесторонний
анализ каждой из них. В методической литературе существует несколько
синонимов понятия «дискуссия»: спор, полемика, дебаты, диспут. Следует
помнить, что психологи называют спором дискуссию, приобретающую
характер межличностного конфликта, где каждый защищает свое «я».
Полемика подразумевает столкновение с идейным противником. Дебаты -
прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании (парламентские
дебаты, телевизионные дебаты)..
Широкое внедрение групповой дискуссии в учебный процесс дает
новый импульс проблемному обучению, которое базируется на том, что
усвоение программного материала будет эффективнее, если ученики будут
не только получать готовые знания от преподавателя, из учебников, но
«добывать» их, решая познавательные задачи.
В процессе дискуссии у учеников
формируются специфические
умения и навыки. Ситуация полемики вынуждает их как можно точнее
формулировать свои мысли, правильно используя для этого понятия и
термины.
Учащиеся
овладевают
приемами
доказательной
полемики,
заботятся об обоснованности своих предложений, подходов к решению.
Дискуссия позволяет актуализировать нравственные проблемы, лежащие в
основе научных знаний, показать их важность для современности. Она дает
возможность почувствовать те вопросы, разрешением которых были заняты в
разные исторические эпохи лучшие умы человечества.
Специальные уроки-дискуссии должны быть ориентированы на решение
реальных (или исторических)научных и социальных проблем с тем, чтобы
ученики
могли
«проиграть»
ситуацию,
которая
существует(или
существовала)в обществе.
В связи со всем, сказанным выше, особенно важной становится проблема
выбора тем для уроков-дискуссий и диспутов, а также решение вопроса о
количестве подобных уроков в курсе. Здесь, безусловно, важно чувство
меры.
Эта форма организации учебной деятельности должна применяться там, где
есть, во-первых, необходимость в групповом обсуждении различных путей
решения серьезной познавательной задачи и, во-вторых, где сам материал
открывает возможности для организации эффективной групповой работы на
уроке. Дискуссия должна занять существенное место в процессе обучения по
тем дисциплинам , где есть неоднозначность в объяснении явлений.
Дискуссия может быть проведена в самом начале урока для активизации
познавательной деятельности учеников как вариант проблемного задания.
Дискуссия возможна и при подведении итогов проблемного изложения для
закрепления знаний. Если в ходе проблемного изложения учитель представил
две или более точки зрения на проблему, начальным вопросом для дискуссии
будет: «Чья точка зрения показалась вам более обоснованной? Критерий
эффективности
дискуссии
-
в
актуализации
основных
аргументов,
изложенных преподавателем. Если излагалась одна версия- возможен вопрос:
«Согласны ли вы с данным мнением?»
Помимо специально организованной преподавателем дискуссии на занятии
возможна
и
спонтанная,
не
запланированная
дискуссия
по
заинтересовавшему вопросу. В этом случае педагог должен постараться
вести ее так, чтобы она не превратилась в пустой и бесплодный спор. Могут
быть также учебные дискуссии, в которых
по заданию преподавателя
изучают первоисточники и учебную литературу.
Самое важное -чтобы все участники точно знали, о чем будет дискуссия,
какие вопросы вынесены на обсуждение, каковы возможные подходы к
решению этих вопросов.
Успех дискуссии определяется выполнением следующих требований:
1) вопросы дискуссии должны быть сформулированы интересно, быть
актуальными;
2) преподаватель должен обладать широкой общественной и научно-
технической эрудицией, способностью длительное время находиться в
большом умственном напряжении;
3) руководитель дискуссии должен отлично знать не только свой предмет, но
и смежные предметы, изучаемые учениками, увязывать содержание курса с
актуальными вопросами современной жизни, с новейшими открытиями в
науке и технике.
4) обязательным условием успешного проведения дискуссии являются
особенности речи преподавателя: она должна быть художественной, яркой,
эмоциональной,
способствовать
созданию
эмоционально-нравственной
ситуации. Без этого условия речь преподавателя остается информационно
полезной, но не способствует в должной мере реализации функции
стимулирования учебно-познавательной деятельности.
Для юношеского возраста характерно стремление участвовать в дискуссиях и
спорах. Общеизвестно, что в истории по сей день, остается определенный
круг вопросов, “правильных” ответов на которые не существует. Все это
можно очень удачно использовать при проведении дискуссий. Такая
дискуссия может быть проведена среди учащихся 8 класс в рамках изучения
темы «Петровская эпоха».
В ходе обсуждения вопросов учащиеся
демонстрировали знание исторической эпохи, умения аргументировать и
обобщать, выступать и слушать друг друга, уважать иное мнение. Очень
важно, что у ребят в процессе подготовки и участия в диспуте создается
объективное представление о сути научного спора о личности Петра I, и они
определяются в своем отношении к этому незаурядному правителю.
Успех дискуссии определяется выполнением следующих требований:
- вопросы дискуссии должны быть сформулированы интересно, быть
актуальными; преподаватель должен обладать широкой общественной и
научно- технической эрудицией, способностью длительное время находиться
в большом умственном напряжении;
руководитель дискуссии должен отлично знать не только свой предмет, но и
смежные предметы, изучаемые студентами, увязывать содержание курса с
актуальными вопросами современной жизни, с новейшими открытиями в
науке
и
технике,
в
целом
хорошо
представлять
себе
содержание
приобретаемой студентами специальности;
обязательным
условием
успешного
проведения
дискуссии
являются
особенности речи преподавателя: она должна быть художественной, яркой,
эмоциональной,
способствовать
созданию
эмоционально-нравственной
ситуации. Без этого условия речь преподавателя остается информационно
полезной, но не способствует в должной мере реализации функции
стимулирования учебно-познавательной деятельности.
Учащиеся оцениваются по следующим критериям:
-роль в подготовке дискуссии,
- активность в ходе урока, грамотность в изложении тезисов, логичность,
качество освоения материала.
Алгоритм организации и проведения дискуссии
1.
Определить тему дискуссии. Перед ее началом надо спросить у
учеников, интересная ли им эта тема. Кому она еще может быть
интересна? Так определяется значимость темы дискуссии. (Вариант: у
учащихся можно спросить, часто ли их мнением по каким-то
вопросами интересуются взрослые, учителя, родители, друзья? Легко
ли высказывать свою точку зрения? Что они делают, если она не
совпадает с точкой зрения других людей: молчат или отстаивают свои
взгляды? Трудно ли это сделать?).
Этот
этап
работы
поможет
установить
психологически
комфортную
ситуацию,
без
которой
невозможно
проведение
дискуссии,
создать
мотивацию учащихся для участия в дискуссии.
2.
Познакомьте класс с общими правилами этикета речи (лучше это
сделать заранее). Можно предложить учащимся самим выработать
привила ведения дискуссии (при этом можно использовать метод
мозговой атаки), а можно попросить группу учащихся до урока
изготовит плакаты соответствующего содержания.
3.
Определите круг обсуждаемых вопросов и установите регламент для
выступающих. Следите, что бы никто не доминировал в дискуссии, не
допускайте, чтобы кто-то выступал часто, а кто-то молчал. Все
участники
дискуссии
должны
иметь
равные
права.
Пресекайте
личностные высказыванию учащихся в адрес друг друга.
4.
Заранее
можно
определить
группы
экспертов
из
наиболее
подготовленных
учащихся.
Можно
привлечь
к
работе
группу
независимых экспертов (например, учащихся других классов). Эта
группа в конце дискуссии должна подвести ее итоги.
5.
После заключения экспертов обязательно уточните, осталась ли точка
зрения учащихся по проблеме дискуссии прежней или изменилась.
Если она изменилась, по почему? Какие аргументы или кто из
участников дискуссии способствовал изменению позиции?
6.
Подведение итогов и оценки работы участников дискуссии. Учитель не
должен спешить высказать свои оценочные суждения. Пусть это
сделают учащиеся. Спросите их, чем было полезно и интересно
проведенное занятие, чему оно их научило. Если ответы будут
отрицательными, спросите, как бы они сами провели такое занятие.
Используйте советы учащихся при проведении последующих занятий.
Дискуссионный
метод,
как
интерактивная
технология
личностно-
ориентированного обучения, несомненно, имеет хорошие перспективы для
его реализации в педагогической деятельности. Дискуссия позволяет решать
целый ряд задач в образовательной и воспитательной сферах.
Повышает познавательный интерес у учащихся к предмету. В ходе подобных
уроков происходит более разносторонний анализ материала, что сказывается
на качестве его освоения. Метод дискуссии предусматривает большую
вариативность в формах и приемах ее проведения, что делает урок
насыщенным.
Способствует
развитию
мотивационно-потребностной,
эмоционально-чувственной
сферам
личности,
создает
условия
для
самоопределения и утверждения ребенка в группе сверстников.
Воспитывает терпимость не только в учащихся, но и в педагоге к мнению
оппонента.
Формирует определенную комфортную психологическую среду на уроке,
снижает чувство тревожности у учащихся.
Играет большую роль в воспитании нравственных качеств: моральной
стойкости и крепкой гражданской позиции.
Владение подобным методом положительно сказывается и на личности
самого учителя.
Оттачивает в учителе навыки владения аудиторией. Создает партнерский
климат психологическую атмосферу в классе. Развивает свободу мышления,
быстроту принятия решения в определенных ситуациях, что направлено
против стереотипности в трактовке исторических событий.
Через вопросы, постановку задач учащихся стимулирует в педагоге
самостоятельный поиск решений на те проблемы, которые могли учителя не
заинтересовать в данный момент. Совместный анализ материала с детьми с
разных точек зрения может привести к формированию иных позиции по
каким-либо вопросам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Кн.1. Изд. Казанского
Ун-та, 1996. с.152–197.
2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. С-П., 1997.
3. Вяземский Е.Е. Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. -
М: Владос, 1999 г. - 176 с.
4. Гольденберг М.Л. Технология метода проектов при обучении истории //
Преподавание истории в школе. 2001. №4. С.71–72.
5. Гончарова А.И. Диспут на уроке истории. // Преподавание истории в
школе. 1998. № 5. С. 36–38