Автор: Гусева Виктория Анатольевна
Должность: Учитель математики и физики
Учебное заведение: МОАУ "СОШ № 54" г.
Населённый пункт: города Оренбург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Система оценки качества образовательных результатов в условиях перехода на обновлённый ФГОС
Раздел: среднее образование
МОАУ «СОШ № 54»
Педагогический совет
на тему: « Система оценки качества образовательных
результатов в условиях перехода на обновлённый ФГОС»
учитель математики
Гусева В.А.
г. Оренбург.
30.12.2022 г.
Система оценки качества образовательных результатов
на уроках математики в условиях перехода на обновлённый
ФГОС
В соответствии с требованиями Федеральных государственных образователь-
ных стандартов меняется система требований к результату образования и система
оценивания достижений учащихся.
По требованиям ФГОС имеют место быть три группы результатов образования:
-личностные
-метапредметные
-предметные, которые подлежат оценке.
Личностные результаты в соответствии с требованиями Стандарта не подле-
жат итоговой оценке.
Объектом оценки метапредметных результатов служат УУД.
Оценка же предметных результатов - это оценка планируемых результатов по
предмету. Поэтому объектом оценки предметных результатов служит способ-
ность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические зада-
чи.
Новая система оценивания снимает тревожность детей, повышает
учебную мотивацию, отслеживает динамику школьной успешности.
Система контроля ставит важные социальные задачи: развить у школь-
ников умение проверять и контролировать себя, критически оценивать свою
деятельность, устанавливать ошибки и находить пути их устранения.
Оценка и отметка должны фиксировать достижения ученика.
Виды оценивания:
-стартовая диагностика. Осуществляется в начале года или перед изучением но-
вых крупных разделов;
-текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения;
-итоговое оценивание. Предполагает комплексную проверку образовательных ре-
зультатов в конце учебной четверти и учебного года.
В текущем оценивании используются следующие методы:
-наблюдение, самооценка, самоанализ и методы, основанные на анализе письмен-
ных ответов и работ учащихся;
-устная диалогическая /монологическая речь, письменная самостоятельная работа,
словарный диктант, тестовые задания, доклад, творческая работа, проект.
Выбор формы текущего оценивания определяется этапом обучения, общими
и специальными целями обучения, конкретными учебными задачами, целью по-
лучения информации.
Формирование учебного действия оценки – необходимое условие становления
полноценной учебной деятельности школьника. Сформированное действие оцен-
ки- это способность ученика точно знать о своем знании и незнании, умении отли-
чать то, что известно, от того, что неизвестно, умение спросить о недостающем
знании не в форме призыва «я не знаю, что делать, помогите!», а в форме «что
еще нужно узнать, чтобы решить эту задачу?»
Учебное действие оценки неразрывно связано с учебным действием контроля.
Ученик не только выполняет определенные действия, которые приводят к конеч-
ной цели, но и оценивает, насколько эти действия были верны.
В качестве обобщения учебных достижений ребенка в конце года могут быть
приготовлены оценочные листы. В нем отражаются уровни овладения ключевыми
умениями по предмету. Здесь ребенок может оценить себя сам.
Итоговое оценивание на конец учебного года проводится с помощью итоговых
проверочных работ по предметам и комплексной работы на межпредметной осно-
ве.
Оценка должна быть проявлением чуткости и доброжелательности.
Ведь незнание - это не порок, а стимул к познанию, поэтому важно стимули-
ровать ученика к познанию через похвалу, одобрение, поддержку, создание си-
туации успеха. Ведь ребёнок стремится учиться не только потому, что узна-
ет новое, но и потому, что учитель тоже радуется его успехам и огорчается
в случае неудачи.
Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегри-
рованным в образовательную практику.
Система оценивания включает в себя как внешнюю оценку, так и внутреннюю,
построенные на одной и той же содержательной и критериальной основе.
Внешняя оценка — оценка, которая проводится внешними по отношению к
школе службами, уполномоченными вести оценочную деятельность.
Внутренняя оценка — это оценка, осуществляемая самой школой (учениками,
педагогами, школьным психологом, администрацией и т.д.).Она выражается в те-
кущих отметках, которые ставятся учителями; в результатах самооценки учащих-
ся; в результатах наблюдений, проводящихся учителями и школьными психолога-
ми; в промежуточных и итоговой оценках учащихся и, наконец, в решении педа-
гогического совета школы о переводе выпускника в следующий класс или на сле-
дующую ступень обучения..
Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности уче-
ника и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать
можно только то, чему учат!
Предметом оценки выступают как достигаемые образовательные результаты,
так и процесс их достижения. При этом наряду с интегральной оценкой (за всю
работу в целом, презентаций, выставок т. п. используются дифференцированная
оценка (вычленение в работе отдельных аспектов), например сформированности
умения слушать товарища, умение выделять главное, формулировать и задавать
вопрос, выдвигать предположение и т. д., а также самоанализ и самооценка обуча-
ющихся.
Раздельной оценки требует достижения базового и повышенных уровней осво-
ения.
Оценивания удобно проводить методом «сложения», при котором фиксирует-
ся достижение опорного (базового) уровня требований и его превышение (при
этом превышение опорного уровня дает дополнительные баллы)
При этом важным является признание права учащегося на ошибку и возмож-
ность ее исправления.
Признания права учащегося на ликвидацию имеющихся пробелов, более высоко-
го уровня учебных достижений.
В зависимости от того, кто осуществляет проверку результатов деятельности
учащихся, выделяют следующие три типа контроля: внешний (осуществляется
учителем над деятельностью ученика), взаимный (осуществляется учеником над
деятельностью товарища),
самоконтроль (осуществляется учеником над соб-
ственной деятельностью)
Внешний контроль
В процессе проверки учителем знаний и умений учащихся выделяют следую-
щие компоненты:
Уточнение целей изучения данного отрезка учебного материала и установле-
ние конкретного содержания проверки.
Различные способы выражения результатов проверки: оценка и отметка.
Выбор видов, форм, способов и средств проверки, соответствующих постав-
ленным целям.
Содержание проверки
Установление содержания контроля зависит от целей изучения данного отрезка
учебного материала. Существуют различные подходы к описанию целей и содер-
жанию, чтобы они служили основой для разработки средств, для проверки знаний
и умений учащихся. Рассмотрим 2 из них:
Первый подход связан с указанием тех качеств, которые должны быть прису-
щи сформированным в результате обучения знаниям и умениям учащихся: полно-
те, глубине, обобщенности, осознанности.
Второй подход связан с указанием уровней усвоения знаний и соответствую-
щим им видам деятельности. Выделяют следующие уровни усвоения материала:
узнавание, запоминание, воспроизведение.
Оценка и отметка
Процесс контроля знаний и умений учащихся связан с оценкой и отметкой.
Следует различать эти понятия.
Оценка - это процесс, действие (деятельность) оценивания, которое осуще-
ствляется человеком. В зависимости от типа проверки, оценка бывает либо внеш-
ней, либо внутренней (самооценка). Всякая оценка выражает уровень выражения
результатов учебной деятельности ученика проверяемым параметрам этих дей-
ствий, следовательно, должна существовать шкала этого соответствия, которая
может быть бинарной (выполнил - не выполнил) или более сложной, выражаю-
щейся в виде бальной шкалы отметок. При этом отметка выступает как внешнее
выражение оценки.
Оценка и отметка определяются знаниями и умениями ученика, которые он
показал в процессе контроля. Одним из показателей, по которому учитель имеет
возможность судить о знаниях и умениях ученика, служат погрешности, допу-
щенные им при работе со средствами контроля, предложенными учителем. По-
грешности делят на ошибки и недочеты.
Ошибка - это погрешность, свидетельствующая о том, что ученик не овладел
теми знаниями и умениями (связанными с контролируемым разделом, темой), ко-
торые определены программой по математике для средней школы.
Недочетом считают погрешность, указывающую либо на недостаточно пол-
ное, прочное усвоение основных знаний и умений, либо на отсутствие знаний, ко-
торые программой не относятся к основным. К недочетам относят также неакку-
ратность при записи решения, небрежное выполнение чертежа при решении зада-
чи и т.д.
Приведенное деление погрешностей на ошибки и недочеты является услов-
ным. Размытость границы между ошибкой и недочетом может быть одной из при-
чин необъективной оценки знаний и умений ученика.
Формы проверки знаний учащихся на уроках математике
В соответствии с формами обучения на практике выделяют 3 формы проверки:
индивидуальная, групповая и фронтальная.
1.Индивидуальная проверка.
При индивидуальном проверке каждый ученик получает свое задание, которое
он должен выполнить без посторонней помощи. Такая форма проверки целесооб-
разна в случае, если требуется выяснить индивидуальные знания, способности и
возможности отдельных учащихся.
Такая форма проверки всегда планируется: учитель намечает, когда, кого, с ка-
кой целью спросить и какие для этого использовать средства.
2. Групповая проверка
При проведении такой проверки класс временно делится на несколько групп
(от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимо-
сти от цели проверки группам предлагают одинаковые или разные задания.
Групповую форму проверки применяют:
а)При
повторении
с
целью
обобщения
и
систематизации
учебного
материала
б)При выделении приемов и методов решения задач
в)При
выявлении
наиболее
рационального
решения
задач
или
доказательства теорем.
Иногда групповая проверка проводятся в виде уплотненного опроса.
3.Фронтальная проверка.
При фронтальной проверке задания предлагаются всему классу. В процессе
этой проверке изучается правильность восприятия и понимания учебного матери-
ала, выявляются слабые стороны в знаниях учащихся, обнаруживаются недочеты,
пробелы, ошибки в работах и ответах учащихся. Это позволяет учителю вовремя
наметить меры по их преодолению и устранению.
Взаимная проверка
Роль взаимной проверки качества и эффективности учебной деятельности
школьников трудно переоценить.
Она содействует выработке таких качеств личности, как честность и спра-
ведливость, коллективизм. Взаимный контроль помогает также учителю осуще-
ствлять проверку знаний учащихся. В массовой школе сравнительно часто ис-
пользуется взаимная проверка организационной готовности к уроку (констатиру-
ющей взаимоконтроль выполнения домашнего задания) и частичная, эпизодиче-
ская взаимопроверка знаний учащихся (рецензирование ответов на уроке, рецен-
зирование письменных работ).
Самоконтроль
На каждом уроке есть дополнительная задача, которая состоит в одном случае
в обучении приемам анализа, умению видеть закономерности, ставить вопросы,
делать выводы.
В другом - в формировании критического отношения учащихся к результатам
своей работы, требовательности к себе. Постоянного внимания учителя требует и
проблема воспитания у учащихся веры в свои способности. Известно, что многие
ученики боятся приступать к решению задач, алгоритм решения которых им неиз-
вестен. Иногда проявляется страх перед трудностями, неумение преодолевать их
самостоятельно. Выход здесь только один - прививать учащимся умения и навыки
самоконтроля. Это важно с воспитательной, психолого-педагогической точки зре-
ния. Ведь при этом ученики фактически участвуют в управлении своей собствен-
ной учебной деятельностью. Это порождает у них удовлетворенность своими за-
нятиями, своей работой, позволяет им поверить в себя, в свои познавательные
способности, открывает простор для творческой инициативы и самостоятельно-
сти. Укажем приемы формирования критического отношения учеников к ре-
зультатам своей работы. Учащимся предлагается рассмотреть решения ряда при-
меров и оценить их. Обычно эти решения содержат типичные ошибки, которые
надо обнаружить. Иногда требуется выяснить, верен ли ответ к заданию. Навыки
самоконтроля можно развивать и на занимательных задачах, основанных на обыч-
ной житейской смекалке. Их полезно рассматривать как в младших, так и в стар-
ших классах. Эти задачи привлекают внимание всех учащихся, даже тех, которые
не имеют особых успехов в математике.
Трудно удержать интерес учащихся к предмету, если преследуется единствен-
ная цель: научить школьников выполнять действия по данному образцу. Поэтому
наряду с изучением алгоритмов возникает необходимость учить осознанному,
творческому их применению. Приведем один распространенный прием такого
обучения. Сразу после того, как учащиеся освоили все этапы алгоритма, им
предлагается задача, которая решается по изученному алгоритму, но не самым
рациональным способом. Более красивое решение получается, если не следовать
алгоритму, а просто проанализировать условие задачи и сделать верные выводы.
На уроках геометрии иногда полезно "досочинить" задачу. Обычно для этого
выбирают задачу из учебника на доказательство. Выписывают ее условие, а то,
что надо доказать, додумывают сами.
Отметим еще несколько приемов работы учителя в формировании потребно-
сти в самоконтроле при обучении математике.
1.Давать
определение
иногда
имеет
смысл
не
в
окончательном
виде.
Более содержательные беседы с классом получаются тогда, когда ученики
предлагают свой вариант определения, который затем уточняется.
2.Почти
все
упражнения,
которые
предлагаются
ученикам,
сформулированы позитивно (доказать, найти). Появились также упражнения
и другого типа (верно ли, проверить, найдите связь, чем является и т.д.), но
их очень мало. И совсем нет упражнений на опровержение утверждений, в то
время как они чрезвычайно полезны.
Упражнения такого типа легко получить из задач позитивных, особенно на до-
казательство.
Класс работает самостоятельно. Выборочно просматривая некоторые реше-
ния, учитель видит разнообразные ошибки, наиболее поучительные из них стоит
показать всем учащимся класса.
На уроке предложена задача и сразу ответ к ней. У кого-то получился другой
ответ. Не стоит спешить с помощью - окажем ее только тогда, когда самостоя-
тельные попытки найти ошибку ни к чему не привели. Весьма рискованный, но
заслуживающий внимания прием.
Учитель берется с ходу решать достаточно сложную задачу, причем на доске.
Если ее и удается решить, то вряд ли наилучшим способом. Ученики еще раз убе-
ждаются, что первый вариант решения не всегда является наилучшим.
В результате проведения описанной работы у учащихся начинает формиро-
ваться потребность в самоконтроле.
Обычным способом организации самоконтроля в процессе обучения матема-
тике является указание ответа (известного заранее или сообщаемого учениками
друг другу). Некоторым учащимся в случае трудоемких заданий вполне достаточ-
но свериться с окончательным результатом. Другим требуется дать промежуточ-
ные ответы. Это помогает им самостоятельно выполнять учебные задания даже в
тот момент, когда у них еще не выработаны прочные навыки.
Последовательно работая над формированием и развитием умений, связанных
с контролем и самоконтролем в математической деятельности учащихся, можно
добиться заметных результатов. При этом растет общая математическая культура
школьников, их работы и ответы становятся более грамотными.
При оценке письменных работ по математике различают грубые ошибки,
ошибки и недочеты. Полезно договориться о единой для всего образовательного
учреждения системе пометок на полях письменной работы.
Так, к грубым относятся ошибки в вычислениях, свидетельствующие о незна-
нии таблицы сложения или таблицы умножения, связанные с незнанием алгорит-
ма письменного сложения и вычитания, умножения и деления на одно- или дву-
значное число, ошибки, свидетельствующие о незнании основных формул, правил
и явном неумении их применять, о незнании приемов решения задач, аналогичных
ранее изученным.