Напоминание

Способы развития эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ


Автор: Тисс Екатерина Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СУВАГ
Населённый пункт: Нерюнгри
Наименование материала: статья
Тема: Способы развития эмоционально-волевой сферы у детей с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У

ДЕТЕЙ С ОВЗ

Тисс Екатерина Олеговна

Воспитатель ГБУ РС(Я) РЦ «СУВАГ»

Эмоции и чувства составляют особую и важную сторону внутренней

жизни человека. Проблема развития и воспитания эмоций является одной из

наиболее сложных в педагогике и психологии, поскольку дает представление

не только об общих закономерностях развития психики и ее отдельных сторон,

но и об особенностях становления личности человека. Эмоции играют важную

роль в организации процесса обучения и воспитания детей.

Особенно актуальными являются вопросы специфики эмоционально-

волевой сферы дошкольников. Ведь наличие эмоциональных проблем в этом

возрасте может снизить эффективность познавательного развития ребенка, так

как негативные эмоции (страх, тревога, гнев и др.) ухудшают процессы памяти,

мышления, воображения.

Большое значение имеет проблема исследования эмоционально-волевой

сферы у детей, имеющих особенности развития, поскольку любое нарушение

сопровождается изменениями эмоционального состояния ребенка.

По данным исследований Б.Д. Корсунской, Н.Г. Морозовой и других

авторов, у детей с нарушенным слухом наблюдается «отставание и своеобразие

в развитии речи, которое накладывает отпечаток на формирование у

дошкольников сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.

Сенсорная депривация, отсутствие эмоционального воздействия взрослого на

ребенка через устную речь, приводит к возникновению стойких нарушений

коммуникации,

сопровождающихся

незрелостью

отдельных

психических

функций, эмоциональной неустойчивостью» [1, с 10-20].

На настоящий момент эмоционально-волевая сфера ребенка недостаточно

изучена и психологами, поскольку они начинают интересоваться ею лишь

тогда, когда ребенок становится проблемным. Свидетельство этому являются

батареи диагностических методик, направленных на выявление тревожности

или агрессии. Тестов, описывающих особенности восприятия себя и других,

практически

нет.

Как

известно,

отличия

неслышащих

от

слышащих

дошкольников

и

в

бедности

любых

эмоциональных

проявлениий,

сопровождающих нашу жизнь ежеминутно, таких как радость, страх, стыд и

вина, грусть и печаль. Отставание и своеобразие развития речи детей с

нарушениями

слуха

значительно

затрудняют

осознание

эмоциональных

состояний, их дифференциацию и обобщение.

Республика Саха (Якутия) - крупнейший по территории, один из

важнейших в экономическом отношении субъектов Российской Федерации,

имеющий 34 административных района (улуса), для которого характерны

неблагоприятные климатические условия.

Указом Президента Республики Саха (Якутия) от 19.10.2009 г. №1609 был

создан Совет по делам инвалидов при Президенте Республики Саха (Якутия).

С принятием новых законов и других нормативно-правовых документов в

отношении инвалидов в последние годы в Республике Саха (Якутия), как и в

России,

совершенствуется

система

помощи

детям

с

ограниченными

возможностями здоровья.

В

республике

функционирует

12

реабилитационных

центров,

подведомственных Министерству труда и социального развития Республики

Саха (Якутия), из них 4 имеют республиканский статус. К их числу относятся:

Республиканский центр реабилитации детей с ДЦП и нарушением психики в г.

Нерюнгри, Республиканский центр реабилитации слуха и речи в г. Нерюнгри,

Республиканский центр реабилитации для детей с патологией ЦНС в г.

Якутске. В реабилитационных центрах внедряются современные технологии и

методы реабилитации и адаптации. Задачами реабилитационной работы ГУ

«Республиканский центр реабилитации слуха и речи «СУВАГ», г. Нерюнгри

(Центр) является создание оптимальных условий для развития речевых

коммуникативных способностей детей с нарушением слуха, дальнейшая

интеграция их в среду слышащих и социальная адаптация, в связи с чем

повышается качество жизни ребенка.

По словам главного внештатного оториноларинголога Минздрава Н.

Лебедевой, ежегодно в Якутии рождается около 15-20 детей с тяжелыми

нарушениями слуха и глухотой. Раньше таких пациентов направляли в клиники

Москвы и Санкт-Петербурга. Всего за пределами республики кохлеарную

имплантацию сделали 170 якутянам. Большинство из них - дети.

«Нарушения слуха в той или иной степени встречаются достаточно часто и

у взрослых, и у детей разного возраста. Большинство из них носит временный

характер, например, при воспалении среднего уха (отитах), простудах,

образовании серных пробок, при аномальном строении наружного и среднего

уха (отсутствие или недоразвитие ушных раковин, заращение слуховых

проходов, дефекты барабанной перепонки, слуховых косточек и др.), при

эксудативных

отитах.

Такого

рода

нарушения

слуха

называются

кондуктивными. Современная медицина (в том числе и отечественная) имеет в

своем распоряжении разнообразные средства их устранения как методами

консервативного лечения, так и с помощью оперативного вмешательства. Как

правило, в результате лечения, иногда длительного, слух восстанавливается» [2,

с. 63].

Казалось бы, даже незначительное снижение слуха, наступившее в раннем

детстве, отрицательно сказывается на формировании речи ребенка. При

тяжелой тугоухости и глухоте без специального обучения он вообще не

овладевает речью. Это происходит потому, что ребенок не слышит своего

голоса, не слышит речи окружающих и, следовательно, не может ей подражать.

Резкое

недоразвитие

речи

или

ее

отсутствие

затрудняют

контакты

неслышащего ребенка с окружающим миром, нарушают процесс формирования

познавательной деятельности и в целом его личности.

Степень и характер речевой недостаточности у детей с нарушениями слуха

зависят от взаимодействия трех основных факторов: степени нарушения слуха,

времени возникновения поражения слуха, условий развития ребенка после

поражения слуха.

Потеря

слуха

лишает

ребенка

важного

источника

информации

и

ограничивает тем самым процесс его интеллектуального развития. Однако эти

недостатки в значительной мере могут быть компенсированы применением

специальных методов и технических средств в обучении.

Нарушение слуха непосредственно влияет на речевое развитие ребенка и

оказывает опосредованное влияние на формирование памяти, мышления. Что

же

касается

особенностей

личности

и

поведения

неслышащего

и

слабослышащего ребенка, то они не являются биологически обусловленными и

при создании соответствующих условий поддаются коррекции в наибольшей

степени.

Значительную

часть

знаний

об

окружающем

мире

нормально

развивающийся ребенок получает через слуховые ощущения и восприятия.

Неслышащий ребенок лишен такой возможности, или они у него крайне

ограничены. Это затрудняет процесс познания и оказывает отрицательное

влияние на формирование других ощущений и восприятий. В связи с

нарушением слуха особую роль приобретает зрение, на базе которого

развивается речь глухого ребенка. Очень важными в процессе познания

окружающего

мира

становятся

двигательные,

осязательные,

тактильно-

вибрационные ощущения.

В соответствии с общими закономерностями психического развития

личность глухого и слабослышащего ребенка формируется в процессе общения

со сверстниками и взрослыми в ходе усвоения социального опыта. Нарушение

или полная потеря слуха приводят к трудностям в общении с окружающими,

замедляет процесс усвоения информации, обедняет опыт детей и не может не

отразиться на формировании их личности. Слышащие дети значительную часть

социального опыта усваивают спонтанно, дети с нарушениями слуха в этом

плане ограничены в своих возможностях. Трудности общения и своеобразия

взаимоотношений с обычными детьми могут привести к формированию

некоторых негативных черт личности, таких как агрессивность, замкнутость.

Однако специалисты считают, что при своевременно оказанной коррекционной

помощи отклонения в развитии личности детей с глубокими нарушениями

слуха могут быть преодолены. Эта помощь заключается в преодолении

сенсорной и социальной депривации, в развитии социальных контактов

ребенка, во включении его в общественно-полезную деятельность.

Социальная ситуация, в которой оказывается ребенок с нарушениями

слуха, имеет важное значение в возникновении у него особенностей в развитии

эмоций,

становлении

определенных

черт

личности.

Личность

ребенка

формируется в ходе усвоения социального опыта, в процессе общения с

взрослыми и сверстниками. Окружающая социальная среда раскрывается перед

ним с реальной позиции, которую он занимает в системе человеческих

отношений. Но при этом большое значение имеет и его собственная позиция,

то, как он сам относится к своему положению. Ребенок не пассивно

приспосабливается к окружающей среде, миру предметов и явлений, а активно

овладевает ими в процессе деятельности, опосредованной отношениями

ребенка и взрослого.

Особенности

эмоционального

развития

в

дошкольном

возрасте

заключается в том, что ребенок осваивает социальные формы выражения

чувств. Изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется

эмоциональное предвосхищение. Чувства становятся более осознанными,

обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными. Формируется

система мотивов, которая составляет основу произвольности психических

процессов и поведения в целом. Формируются высшие чувства – нравственные,

интеллектуальные, эстетические. Происходит развитие воображения, образного

мышления и произвольной памяти.

У детей с нарушением слуха имеются трудности понимания основных

эмоций по сравнению с нормально развивающимися детьми того же возраста.

Они заключаются в недостаточной идентификации эмоции по ее внешнему

выражению и в смешении сходных эмоциональных состояний. У детей с

нарушением слуха по сравнению с нормально развивающимися детьми

наблюдаются трудности вербализации эмоций, заключающиеся в однообразном

и примитивном их описании, а также большим количеством использования

неадекватных ситуаций слов.

Вследствие основного диагноза объективно

усложняются

контакты

с

окружающими,

поскольку

он

ограничен

в

получении важной сенсорной информации - вербальной.

Способность

говорить об эмоциях даже в простой форме у детей с нарушением слуха слабо

развита. У этих детей отмечается несформированность абстрактных понятий,

относящихся к эмоциональной сфере, а также неумение объяснять причины тех

или иных эмоций. Ребенок чувствует эту сложность и переживает ее.

Эмоции играют важную роль в организации процесса обучения и

воспитания детей. Расстройства эмоционально-волевой сферы детей не только

снижают работоспособность в целом, но и могут приводить к нарушению

поведения, а также вызывать явления социальной дезадаптации.

У детей с нарушением слуха наблюдается отставание и своеобразие в

развитии

речи,

которое

накладывает

отпечаток

на

формирование

у

дошкольников сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы.

Список литературы:

1. Анохин П. К. Эмоции // Психология эмоций : Тексты. - М. : 2006. - 73 с.

2. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. - М. : МГУ 2006. - 378 с.

3. Грабенко Т. М. Эмоциональное развитие слабослышащих школьников:

диагностика и коррекция: учебно- методическое пособие. – СПб. : Речь, 2008. –

256 с.

4. Пшенникова В. Г.

Анализ спектра и частоты мутаций у пациентов с

врожденными нарушениями слуха в Республике Саха (Якутия)

/ Н. А.

Барашков // Медицинская Генетика. - 2015. - № 6 - С. 10-22.

5. Федотова Э. Е. Эпидемиология нарушений слуха у детей Республики Саха

(Якутия): диссертация кандидата медицинских наук : 14.00.04. / Э. Е. Федотова.

- Новосибирск, 2005. - 31 с.



В раздел образования