Автор: Степанова Жанна Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "Силянняхская СОШ им.П.Н.Николаева"
Населённый пункт: Усть-Янский район село Сайылык
Наименование материала: авторская программа
Тема: "Встречи с самим собой"
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное учреждение «Силянняхская средняя общеобразовательная школа им. П. Н. Николаева»
«Принято»
«Согласовано» «Утверждаю»
Методическим объединением
Заместителя директора по УВР Директор МБОУ
технического цикла
___________/ Боппосова М. С./ ___________/Батюшкина Е. П./
Протокол №______________
«___»________________ 20__ г. «___»________________ 20__ г.
«___»______________ 20___ г.
____________/Дьячковская Л.В./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА и КТП
по психологии
«Встречи с самим собой»
(для 8 класса)
Составила: педагог-психолог
Степанова Ж.Н.
Сайылык
Пояснительная записка
Преподавание психологии предполагает сотрудничество подростков и старшеклассников
с педагогом-психологом в пространстве проблем самосознания, личностной
самореализации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии. Именно в
этот период осознанно формируются нравственные ценности, жизненные перспективы,
происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов,
стремления ощущать себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри
которого оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое
будущее, формируются личностные смыслы жизни.
Целями преподавания психологии в являются:
Развитие готовности ребенка к полноценному взаимодействию с миром природы,
миром людей и миром культуры.
Повышение компетентностей учащихся (личностных, социальных,
коммуникативных).
Цель реализуется через решение психолого-педагогических задач,
обеспечивающих становление личности ребенка:
o
формирование общих представлений учащихся о психологии как науке;
o
оказание им помощи в открытии внутреннего мира человека, пробуждение
интереса к другим людям и к самому себе;
o
развитие интеллектуальной сферы (общих и специальных способностей,
познавательной направленности и пр.);
o
развитие самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной
самооценки);
o
раскрытие сущности личностной направленности (потребностей, желаний,
целей, смыслов, идеалов, ценностных ориентаций);
o
развитие эмоциональной сферы (чувств, переживаний, настроений и пр.),
понимания чувств и переживаний других людей;
o
обнаружение и преодоление негативных проявлений в привычках и манерах
поведения учащихся.
Рабочая учебная программа “Основы психологии” составлена на основе:
программы уроков психологии (А.В. Микляева, 2003);
программы учебного курса по психологии для 10 класса (под ред. И.В.
Дубровиной, 2003).
программы профессионального самоопределения для подростков “Я и моя
профессия” (Г.В. Резапкина, 2000)
адаптированной программы элективного курса “Основы имиджелогии” для
учащихся 10-11 классов (С.В. Кирдянкина, 2006).
Программа рассчитана на 1 год обучения (8 класс, 34 часа ежегодно). Курс психологии
рассчитан на подростков 12-13 лет, соответственно, программа строится с учетом
возрастных интересов подростков и юношей.
Преподавание психологии предусматривает теоретическую подготовку, а также
ориентировано на обращение к тем проблемам (в недирективной форме), которые важны
для подростков и юношей в силу возрастных особенностей развития. В 8 классе это:
отношения с родителями, другими взрослыми и сверстниками, контроль собственной
раздражительности, застенчивость и неуверенность в себе, пути решения конфликтов и
т.д.
Приоритетные принципы отбора и структурирования материала:
гуманизация образования
интеграция предметов
дифференциация и индивидуализация обучения
природосообразность материала
доступность образования
логичность и системность изложения материала
полнота и завершенность содержательных линий.
Урок психологии подчиняется, с одной стороны, общим дидактическим законам ведения
урока, с другой стороны, имеет свои специфические особенности в содержательных
акцентах и способах проведения:
Учащиеся на уроке познают не только психологию человека вообще, но имеют
возможность познавать себя, закономерности, механизмы, сущность и условия развития
личности.
Еженедельные уроки психологии позволяют учащимся сориентироваться в особенностях
“психологического” взаимодействия, его целях и результатах.
Большинство заданий носят предельно обобщенный характер, являясь, по сути, лишь
алгоритмом, который каждый учащийся наполняет волнующим его содержанием,
поскольку специфика жанра урока и школьного класса не позволяют открыто работать с
теми или иными затруднениями отдельных обучающихся.
Занятия содержат игровые элементы.
Ведется индивидуальная работа в тетради, которые после уроков сдаются и хранятся у
педагога-психолога, что снижает вероятность нарушения конфиденциальности записей в
тетради. Это обеспечивает детям определенную степень психологической безопасности.
Работы в тетради проверяются и оцениваются: записывается мнение, реплика,
риторический вопрос, размышление психолога как индивидуальная обратная связь.
Работа на занятиях проходит за партами, но при изучении отдельных тем, где требуется
проведение мастерской или работа в режиме мини-тренинга, работа проводится в круге.
В структуре урока выделяются смысловые блоки, традиционные для групповой
психологической работы с детьми подросткового и юношеского возраста:
Ритуал приветствия (придумывается группой на первом занятии в каждом учебном году).
Целью проведения ритуала приветствия является настрой на работу, сплочение группы,
создание группового доверия.
Объявление темы занятий, за которым следует мотивирующее упражнение и / или
обсуждение, благодаря которому учащиеся получают возможность обратиться к личному
опыту, связанному с заявленной проблемой.
Работа по теме занятия. Основное содержание занятия представляет собой теоретическую
часть и совокупность психотехнических упражнений и приемов, которые подбираются в
соответствии с задачами, сформулированными для работы над каждой темой. Самое
главное в их использовании – это помочь подросткам найти психологический подтекст
упражнения.
Подведение итогов занятия – предполагает формулирование основных результатов,
достигнутых на уроке. Этот этап проходит в форме открытого обсуждения или в форме
письменной работы в тетради.
Ритуал завершения занятия (см. ритуал приветствия).
Опыт работы по программе курса позволил выбрать следующие методические приемы:
устный или анкетный опрос для выявления запроса и спектра интересующих
учащихся проблем в рамках предлагаемой темы урока;
“универсализация” трудностей через использование проективных форм “Один
мальчик...”, “Большинство людей...”;
обращение к личному опыту учащихся в процессе работы над темой;
тестирование, ситуационно-ролевые, деловые и развивающие игры,
соответствующие изучаемым темам, рефлексия результатов урока, анонимное
обращение учащихся к собственным затруднениям;
контроль “уровня достижений” в виде заданий, выполнение которых показывает
включенность изучаемого материала в “поле опыта” учащихся (уровень
личностной ассимиляции знаний).
Механизм оценивания результатов:
1. Владение фактами:
- установление причин фактов
- установление взаимосвязей между фактами
- отличие основных фактов и фактов второстепенных
2. Владение проблематикой:
- формулирование проблем по теме
- умение отыскать возможные пути решения проблемы
3. Владение понятиями:
- раскрытие содержания понятий
- установление взаимосвязей между понятиями
- практическое применение понятий
4. Владение правилами и приемами:
- формулирование правил, требований, приемов
- раскрытие содержания правил, требований, приемов
- характеристика действий, связанных с применением правил, требований, приемов
5. Проверка навыков:
- моделирование ситуаций, связанных с практическим выполнением действий,
составляющих конкретное умение
- выполнение комплекса действий, составляющих определенное умение
- самоанализ результатов выполнения подобных действий
Тематический план
8 класс
№
Наименование
темы
Кол-во часов
Дата
Факт
1-2
Что значит “я –
подросток”?
2
08.09.21
15.09.20
3-4
Мои
достоинства и
недостатки
2
22.09.20
29.09.20
5-6
Мои ценности
2
06.10.20
13.10.21
7-8
Мир эмоций и
чувств
2
20.10.20
27.10.21
9
Чувства –
важнейшая
характеристика
личности
1
10.11.20
10-11
Эмоциональные
состояния и
чувства
2
17.11.20
24.11.20
12
Развитие чувств
в онтогенезе
1
01.12.20
13-14
Чувства
“полезные” и
“вредные”
2
08.12.20
15.12.20
15
Страхи и
страшилки
1
22.12.20
16-17
Злость и
агрессия
2
29.12.20
12.01.21
18-19
Высшие чувства
2
19.01.21
20-21
Смущение,
застенчивость
2
26.01.21
02.02.21
22
Чувство стыда
1
09.02.21
16.02.21
23-24
Чувство вины.
Совесть
2
23.02.21
02.03.21
25
Долг и
ответственнос
ть
1
09.03.21
26
Честь и
достоинство
1
16.03.21
27-28
Привязанность.
2
23.03.21
30.03.21
29
Одиночество
1
13.04.21
30
Любовь –
чувство,
действие,
отношение.
1
20.04.21
31-32
Виды любви
2
27.04.21
04.05.21
33
Негативные
моральные
чувства.
1
11.05.21
34
Подведение
итогов
1
18.05.21
Итого
34
Список РЕКОМЕНДУЕМОЙ литературы
1.
Алиева М.А. и др. Я сам строю свою жизнь. – СПб., 2000.
2.
Аргайл М. Психология счастья. – М., 1990.
3.
Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих
взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой
судьбы. – М., 1997.
4.
Бернс Р. Развитие “Я-концепции” и воспитание, 1986.
5.
Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание, конфликт. – Новосибирск, 1983.
6.
Время личности и время жизни / К.А. Абульханова, С.В.Березина. – СПб., 2001.
7.
Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 1987.
8.
Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение
молодежи. – Киев, 1988.
9.
Горчакова В.Г. Имидж: розыгрыш или код доступа? – М.: Эксмо, 2007.
10. Грей Д. Женщины с Венеры, мужчины с Марса. – Киев, 2002.
11. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. В 3 частях. – Новосибирск,
1997.
12. Зиг. Зиглар Умение добиваться успеха “Вильямс”, 2000.
13. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.,
2002.
14. Леонтьев А.А. Психология общения. 1999.
15. Моисеев Р.Н. Международные этические нормы и психология делового общения.
Воронеж, 1997.
16. Мэй Р. Любовь и воля. – М., 1997.
17. Олпорт Г. Зрелая любовь // Становление личности. – М., 2002.
18. Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М., 1989.
19. Пиз А.,Гарнер А. Язык разговора, 2000.
20. Почепцов Г.Г. Имиджелогия: теория и практика. Киев, 1998.
21. Прихожан А.М. Психология неудачника. – М., 1996.
22. Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи… М., 1996.
23. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992.
24. Сколько вам лет? Линии жизни глазами психолога / Под ред. А.А. Кронина. – М.,
1993.
25. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.
26. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1989.
27. Фромм Э. Искусство любви // Исследование природы любви. – М., 1991.
28. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. – М., 1997.
29. Шепель В.М. Имиджелогия, секреты личного обаяния. М., 1994.
30. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. 2002.
31. Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире / Г.Я. Юзефович, В.Н. Соколова.
– М., 1991.
32. Якобсон П.М. Психология чувств. – М., 1958.