Напоминание

"Встречи с самим собой"


Автор: Степанова Жанна Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ "Силянняхская СОШ им.П.Н.Николаева"
Населённый пункт: Усть-Янский район село Сайылык
Наименование материала: авторская программа
Тема: "Встречи с самим собой"
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение «Силянняхская средняя общеобразовательная школа им. П. Н. Николаева»

«Принято»

«Согласовано» «Утверждаю»

Методическим объединением

Заместителя директора по УВР Директор МБОУ

технического цикла

___________/ Боппосова М. С./ ___________/Батюшкина Е. П./

Протокол №______________

«___»________________ 20__ г. «___»________________ 20__ г.

«___»______________ 20___ г.

____________/Дьячковская Л.В./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА и КТП

по психологии

«Встречи с самим собой»

(для 8 класса)

Составила: педагог-психолог

Степанова Ж.Н.

Сайылык

Пояснительная записка

Преподавание психологии предполагает сотрудничество подростков и старшеклассников

с педагогом-психологом в пространстве проблем самосознания, личностной

самореализации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии. Именно в

этот период осознанно формируются нравственные ценности, жизненные перспективы,

происходит осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов,

стремления ощущать себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, внутри

которого оформляются общие взгляды на жизнь, на отношения между людьми, на свое

будущее, формируются личностные смыслы жизни.

Целями преподавания психологии в являются:

Развитие готовности ребенка к полноценному взаимодействию с миром природы,

миром людей и миром культуры.

Повышение компетентностей учащихся (личностных, социальных,

коммуникативных).

Цель реализуется через решение психолого-педагогических задач,

обеспечивающих становление личности ребенка:

o

формирование общих представлений учащихся о психологии как науке;

o

оказание им помощи в открытии внутреннего мира человека, пробуждение

интереса к другим людям и к самому себе;

o

развитие интеллектуальной сферы (общих и специальных способностей,

познавательной направленности и пр.);

o

развитие самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной

самооценки);

o

раскрытие сущности личностной направленности (потребностей, желаний,

целей, смыслов, идеалов, ценностных ориентаций);

o

развитие эмоциональной сферы (чувств, переживаний, настроений и пр.),

понимания чувств и переживаний других людей;

o

обнаружение и преодоление негативных проявлений в привычках и манерах

поведения учащихся.

Рабочая учебная программа “Основы психологии” составлена на основе:

программы уроков психологии (А.В. Микляева, 2003);

программы учебного курса по психологии для 10 класса (под ред. И.В.

Дубровиной, 2003).

программы профессионального самоопределения для подростков “Я и моя

профессия” (Г.В. Резапкина, 2000)

адаптированной программы элективного курса “Основы имиджелогии” для

учащихся 10-11 классов (С.В. Кирдянкина, 2006).

Программа рассчитана на 1 год обучения (8 класс, 34 часа ежегодно). Курс психологии

рассчитан на подростков 12-13 лет, соответственно, программа строится с учетом

возрастных интересов подростков и юношей.

Преподавание психологии предусматривает теоретическую подготовку, а также

ориентировано на обращение к тем проблемам (в недирективной форме), которые важны

для подростков и юношей в силу возрастных особенностей развития. В 8 классе это:

отношения с родителями, другими взрослыми и сверстниками, контроль собственной

раздражительности, застенчивость и неуверенность в себе, пути решения конфликтов и

т.д.

Приоритетные принципы отбора и структурирования материала:

гуманизация образования

интеграция предметов

дифференциация и индивидуализация обучения

природосообразность материала

доступность образования

логичность и системность изложения материала

полнота и завершенность содержательных линий.

Урок психологии подчиняется, с одной стороны, общим дидактическим законам ведения

урока, с другой стороны, имеет свои специфические особенности в содержательных

акцентах и способах проведения:

Учащиеся на уроке познают не только психологию человека вообще, но имеют

возможность познавать себя, закономерности, механизмы, сущность и условия развития

личности.

Еженедельные уроки психологии позволяют учащимся сориентироваться в особенностях

“психологического” взаимодействия, его целях и результатах.

Большинство заданий носят предельно обобщенный характер, являясь, по сути, лишь

алгоритмом, который каждый учащийся наполняет волнующим его содержанием,

поскольку специфика жанра урока и школьного класса не позволяют открыто работать с

теми или иными затруднениями отдельных обучающихся.

Занятия содержат игровые элементы.

Ведется индивидуальная работа в тетради, которые после уроков сдаются и хранятся у

педагога-психолога, что снижает вероятность нарушения конфиденциальности записей в

тетради. Это обеспечивает детям определенную степень психологической безопасности.

Работы в тетради проверяются и оцениваются: записывается мнение, реплика,

риторический вопрос, размышление психолога как индивидуальная обратная связь.

Работа на занятиях проходит за партами, но при изучении отдельных тем, где требуется

проведение мастерской или работа в режиме мини-тренинга, работа проводится в круге.

В структуре урока выделяются смысловые блоки, традиционные для групповой

психологической работы с детьми подросткового и юношеского возраста:

Ритуал приветствия (придумывается группой на первом занятии в каждом учебном году).

Целью проведения ритуала приветствия является настрой на работу, сплочение группы,

создание группового доверия.

Объявление темы занятий, за которым следует мотивирующее упражнение и / или

обсуждение, благодаря которому учащиеся получают возможность обратиться к личному

опыту, связанному с заявленной проблемой.

Работа по теме занятия. Основное содержание занятия представляет собой теоретическую

часть и совокупность психотехнических упражнений и приемов, которые подбираются в

соответствии с задачами, сформулированными для работы над каждой темой. Самое

главное в их использовании – это помочь подросткам найти психологический подтекст

упражнения.

Подведение итогов занятия – предполагает формулирование основных результатов,

достигнутых на уроке. Этот этап проходит в форме открытого обсуждения или в форме

письменной работы в тетради.

Ритуал завершения занятия (см. ритуал приветствия).

Опыт работы по программе курса позволил выбрать следующие методические приемы:

устный или анкетный опрос для выявления запроса и спектра интересующих

учащихся проблем в рамках предлагаемой темы урока;

“универсализация” трудностей через использование проективных форм “Один

мальчик...”, “Большинство людей...”;

обращение к личному опыту учащихся в процессе работы над темой;

тестирование, ситуационно-ролевые, деловые и развивающие игры,

соответствующие изучаемым темам, рефлексия результатов урока, анонимное

обращение учащихся к собственным затруднениям;

контроль “уровня достижений” в виде заданий, выполнение которых показывает

включенность изучаемого материала в “поле опыта” учащихся (уровень

личностной ассимиляции знаний).

Механизм оценивания результатов:

1. Владение фактами:

- установление причин фактов

- установление взаимосвязей между фактами

- отличие основных фактов и фактов второстепенных

2. Владение проблематикой:

- формулирование проблем по теме

- умение отыскать возможные пути решения проблемы

3. Владение понятиями:

- раскрытие содержания понятий

- установление взаимосвязей между понятиями

- практическое применение понятий

4. Владение правилами и приемами:

- формулирование правил, требований, приемов

- раскрытие содержания правил, требований, приемов

- характеристика действий, связанных с применением правил, требований, приемов

5. Проверка навыков:

- моделирование ситуаций, связанных с практическим выполнением действий,

составляющих конкретное умение

- выполнение комплекса действий, составляющих определенное умение

- самоанализ результатов выполнения подобных действий

Тематический план

8 класс

Наименование

темы

Кол-во часов

Дата

Факт

1-2

Что значит “я –

подросток”?

2

08.09.21

15.09.20

3-4

Мои

достоинства и

недостатки

2

22.09.20

29.09.20

5-6

Мои ценности

2

06.10.20

13.10.21

7-8

Мир эмоций и

чувств

2

20.10.20

27.10.21

9

Чувства –

важнейшая

характеристика

личности

1

10.11.20

10-11

Эмоциональные

состояния и

чувства

2

17.11.20

24.11.20

12

Развитие чувств

в онтогенезе

1

01.12.20

13-14

Чувства

“полезные” и

“вредные”

2

08.12.20

15.12.20

15

Страхи и

страшилки

1

22.12.20

16-17

Злость и

агрессия

2

29.12.20

12.01.21

18-19

Высшие чувства

2

19.01.21

20-21

Смущение,

застенчивость

2

26.01.21

02.02.21

22

Чувство стыда

1

09.02.21

16.02.21

23-24

Чувство вины.

Совесть

2

23.02.21

02.03.21

25

Долг и

ответственнос

ть

1

09.03.21

26

Честь и

достоинство

1

16.03.21

27-28

Привязанность.

2

23.03.21

30.03.21

29

Одиночество

1

13.04.21

30

Любовь –

чувство,

действие,

отношение.

1

20.04.21

31-32

Виды любви

2

27.04.21

04.05.21

33

Негативные

моральные

чувства.

1

11.05.21

34

Подведение

итогов

1

18.05.21

Итого

34

Список РЕКОМЕНДУЕМОЙ литературы

1.

Алиева М.А. и др. Я сам строю свою жизнь. – СПб., 2000.

2.

Аргайл М. Психология счастья. – М., 1990.

3.

Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих

взаимоотношений. Люди, которые играют в игры: психология человеческой

судьбы. – М., 1997.

4.

Бернс Р. Развитие “Я-концепции” и воспитание, 1986.

5.

Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание, конфликт. – Новосибирск, 1983.

6.

Время личности и время жизни / К.А. Абульханова, С.В.Березина. – СПб., 2001.

7.

Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 1987.

8.

Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение

молодежи. – Киев, 1988.

9.

Горчакова В.Г. Имидж: розыгрыш или код доступа? – М.: Эксмо, 2007.

10. Грей Д. Женщины с Венеры, мужчины с Марса. – Киев, 2002.

11. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. В 3 частях. – Новосибирск,

1997.

12. Зиг. Зиглар Умение добиваться успеха “Вильямс”, 2000.

13. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. – СПб.,

2002.

14. Леонтьев А.А. Психология общения. 1999.

15. Моисеев Р.Н. Международные этические нормы и психология делового общения.

Воронеж, 1997.

16. Мэй Р. Любовь и воля. – М., 1997.

17. Олпорт Г. Зрелая любовь // Становление личности. – М., 2002.

18. Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М., 1989.

19. Пиз А.,Гарнер А. Язык разговора, 2000.

20. Почепцов Г.Г. Имиджелогия: теория и практика. Киев, 1998.

21. Прихожан А.М. Психология неудачника. – М., 1996.

22. Прутченков А.С. Свет мой зеркальце, скажи… М., 1996.

23. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М., 1992.

24. Сколько вам лет? Линии жизни глазами психолога / Под ред. А.А. Кронина. – М.,

1993.

25. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

26. Формирование личности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1989.

27. Фромм Э. Искусство любви // Исследование природы любви. – М., 1991.

28. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. – М., 1997.

29. Шепель В.М. Имиджелогия, секреты личного обаяния. М., 1994.

30. Шепель В.М. Имиджелогия. Как нравиться людям. 2002.

31. Юзефович Г.Я. Отцы и дети в меняющемся мире / Г.Я. Юзефович, В.Н. Соколова.

– М., 1991.

32. Якобсон П.М. Психология чувств. – М., 1958.



В раздел образования