Автор: Авилова Ольга Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 2083
Населённый пункт: г Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
Тема «Формирование предпосылок функциональной
грамотности у детей дошкольного возраста»
Подготовила: Авилова Ольга Владимировна
Москва, 2023 г
Современное дошкольное образование – это фундамент всей
образовательной системы, создание условий для раскрытия индивидуального
потенциала
ребенка,
развитие
функционально
грамотной
личности
–
человека,
способного
решать
любые
жизненные
задачи,
используя
приобретаемые знания, умения и навыки. Поэтому дошкольный возраст – это
благоприятный
период
формирования
предпосылок
функциональной
грамотности.
Функциональная грамотность – это способность использовать постоянно
приобретаемые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в
различных сферах деятельности, общения и социальных отношений.
Функционально грамотная личность – это человек самостоятельный,
умеющий жить в социуме, познающий новое, обладающий определенными
качествами.
Функциональная грамотность, как средство учебных навыков должна
быть знакома детям уже в 6-7 лет. Ведь в этом возрасте создается базовая
основа чтения, математики, письма и это является благодатной почвой,
которая в будущем помогает быть самостоятельным, приобретать новые
знания, умения жить в социуме.
Дошкольное образование является основной базой для формирования
функциональной грамотности у ребенка в условиях реализации ФГОС ДО,
который направлен на:
– формирование математической грамотности у детей дошкольного возраста;
– формирование речевой активности дошкольников;
– формирование познавательных навыков в области естественно-научных
представлений;
– формирование социально-коммуникативной грамотности.
Поскольку подготовка детей к школе требует формирования важнейших
компетенций
уже
в
предшкольный
период,
начинать
формировать
функциональную грамотность нужно уже в дошкольном возрасте. Ведь она
становится одним из важных факторов, способствующих активному участию
ребенка во всех видах деятельности.
В перечень основных компонентов функциональной грамотности,
предпосылки к которым могут формироваться в дошкольном возрасте
включены:
1 Читательская грамотность;
2 Математическая грамотность;
3 Естественнонаучная грамотность.
Читательская грамотность – это способность понимать и использовать
письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы
достигать своих целей: расширять свои знания и возможности, участвовать в
социальной жизни.
Математическая грамотность – это не только владение навыкам счета,
уметь решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание,
умение сравнивать предметы по величине, но и способность определять и
понимать роль математики в мире, в котором мы живем и использовать
математику
так,
чтобы
удовлетворять
потребности,
присущие
заинтересованному и мыслящему человеку.
Естественнонаучная грамотность – это способность использовать
естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные
выводы, необходимые для понимания окружающего мира.
Из этих составляющих функциональной грамотности вытекают
глобальные компетенции. Глобальные компетенции - это способность
действовать индивидуально, в зависимости от различных ситуаций, которые
могут быть связаны и с математической грамотностью, и с читательской,
естественнонаучной грамотностью и умением работать, конечно же, в
команде.
Выделяют следующие компетенции, определяющие функциональную
грамотность:
Коммуникативность - навыки общения, умение выражать и отстаивать
свою точку зрения, вступать в открытое, уважительное и эффективное
взаимодействие с другими людьми.
Креативность - способность к творчеству, нестандартно, неформально
мыслить
и
действовать,
любопытство,
инновации,
самовыражение.
Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и
совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и
эффективных решений.
Критическое мышление - решение проблем, рассуждение, анализ,
интерпретация,
обобщение
информации,
способность
критически
рассматривать с различных точек зрения проблемы.
Координация - лидерство, работа в команде, сотрудничество.
Актуальность данной проблемы стимулирует на постоянный поиск
современных технологий в образовании. И конечно же для достижения
максимальных результатов необходимы высокий уровень теоретической и
практической
подготовки
воспитателя,
совершенствование
предметно-
развивающей среды, грамотный, продуманный подход к организации всех
режимных моментов с уместным использованием развивающих методик
проблемного обучения и учетом индивидуального подхода к ребенку.
На
формирование
функциональной
грамотности
нацелена
государственная политика в сфере образования. В Указе Президента
Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024
года» обозначено:
1.
Обеспечение
глобальной
конкурентоспособности
российского
образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих
стран мира по качеству общего образования
2.
Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности
на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской
Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Таким образом, в современном образовании развитие предпосылок
функциональной грамотности становится одной из главных тем для
обсуждения на всех уровнях: и в образовательных учреждениях, и в
Министерстве просвещения, и в Совете по науке и образованию.