Напоминание

"Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста"


Автор: Авилова Ольга Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 2083
Населённый пункт: г Москва
Наименование материала: Статья
Тема: "Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема «Формирование предпосылок функциональной

грамотности у детей дошкольного возраста»

Подготовила: Авилова Ольга Владимировна

Москва, 2023 г

Современное дошкольное образование – это фундамент всей

образовательной системы, создание условий для раскрытия индивидуального

потенциала

ребенка,

развитие

функционально

грамотной

личности

человека,

способного

решать

любые

жизненные

задачи,

используя

приобретаемые знания, умения и навыки. Поэтому дошкольный возраст – это

благоприятный

период

формирования

предпосылок

функциональной

грамотности.

Функциональная грамотность – это способность использовать постоянно

приобретаемые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в

различных сферах деятельности, общения и социальных отношений.

Функционально грамотная личность – это человек самостоятельный,

умеющий жить в социуме, познающий новое, обладающий определенными

качествами.

Функциональная грамотность, как средство учебных навыков должна

быть знакома детям уже в 6-7 лет. Ведь в этом возрасте создается базовая

основа чтения, математики, письма и это является благодатной почвой,

которая в будущем помогает быть самостоятельным, приобретать новые

знания, умения жить в социуме.

Дошкольное образование является основной базой для формирования

функциональной грамотности у ребенка в условиях реализации ФГОС ДО,

который направлен на:

– формирование математической грамотности у детей дошкольного возраста;

– формирование речевой активности дошкольников;

– формирование познавательных навыков в области естественно-научных

представлений;

– формирование социально-коммуникативной грамотности.

Поскольку подготовка детей к школе требует формирования важнейших

компетенций

уже

в

предшкольный

период,

начинать

формировать

функциональную грамотность нужно уже в дошкольном возрасте. Ведь она

становится одним из важных факторов, способствующих активному участию

ребенка во всех видах деятельности.

В перечень основных компонентов функциональной грамотности,

предпосылки к которым могут формироваться в дошкольном возрасте

включены:

1 Читательская грамотность;

2 Математическая грамотность;

3 Естественнонаучная грамотность.

Читательская грамотность – это способность понимать и использовать

письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы

достигать своих целей: расширять свои знания и возможности, участвовать в

социальной жизни.

Математическая грамотность – это не только владение навыкам счета,

уметь решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание,

умение сравнивать предметы по величине, но и способность определять и

понимать роль математики в мире, в котором мы живем и использовать

математику

так,

чтобы

удовлетворять

потребности,

присущие

заинтересованному и мыслящему человеку.

Естественнонаучная грамотность – это способность использовать

естественнонаучные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные

выводы, необходимые для понимания окружающего мира.

Из этих составляющих функциональной грамотности вытекают

глобальные компетенции. Глобальные компетенции - это способность

действовать индивидуально, в зависимости от различных ситуаций, которые

могут быть связаны и с математической грамотностью, и с читательской,

естественнонаучной грамотностью и умением работать, конечно же, в

команде.

Выделяют следующие компетенции, определяющие функциональную

грамотность:

Коммуникативность - навыки общения, умение выражать и отстаивать

свою точку зрения, вступать в открытое, уважительное и эффективное

взаимодействие с другими людьми.

Креативность - способность к творчеству, нестандартно, неформально

мыслить

и

действовать,

любопытство,

инновации,

самовыражение.

Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и

совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и

эффективных решений.

Критическое мышление - решение проблем, рассуждение, анализ,

интерпретация,

обобщение

информации,

способность

критически

рассматривать с различных точек зрения проблемы.

Координация - лидерство, работа в команде, сотрудничество.

Актуальность данной проблемы стимулирует на постоянный поиск

современных технологий в образовании. И конечно же для достижения

максимальных результатов необходимы высокий уровень теоретической и

практической

подготовки

воспитателя,

совершенствование

предметно-

развивающей среды, грамотный, продуманный подход к организации всех

режимных моментов с уместным использованием развивающих методик

проблемного обучения и учетом индивидуального подхода к ребенку.

На

формирование

функциональной

грамотности

нацелена

государственная политика в сфере образования. В Указе Президента

Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 «О национальных целях и

стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024

года» обозначено:

1.

Обеспечение

глобальной

конкурентоспособности

российского

образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих

стран мира по качеству общего образования

2.

Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности

на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской

Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Таким образом, в современном образовании развитие предпосылок

функциональной грамотности становится одной из главных тем для

обсуждения на всех уровнях: и в образовательных учреждениях, и в

Министерстве просвещения, и в Совете по науке и образованию.



В раздел образования