Автор: Кучин Алексей Владимирович
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБУ РБ Центр"Алые паруса"
Населённый пункт: Стерлитамакский район,село Б.Куганак
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Имею право,но обязан"
Раздел: среднее образование
Государственное бюджетное учреждение
Республики Башкортостан для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
Центр содействия семейному воспитанию «Алые паруса»
Воспитательное мероприятие
Воспитатель: Кучин А.В.
2023 год
Цель:
Познакомить воспитанников с представлением о том, что они имеют
неотъемлемые права, в частности, закрепленные в Конвенции о правах
ребенка, научить применять их в жизни.
Задачи:
- воспитание правовой грамотности воспитанников;
- учить воспитанников определять, что такое «можно», а что такое «нельзя»
в школе;
- формировать коммуникативные умения детей.
Оборудование: проектор, ноутбук, презентация «Имею право, но обязан»,
магнитная доска, плакаты, картинки с заданиями, кроссворд.
Ход мероприятия.
Воспитатель: Сегодня мы собрались с вами, чтобы еще раз вспомнить
права и обязанности воспитанника, те документы, в которых говорится о
ваших правах и обязанностях. Каждый человек является членом общества, в
котором он живет. В каждом обществе есть свои права и обязанности,
которые обязательны для каждого члена общества.
I. Круглый стол: На доске вывешены таблички с определениями:
Права Обязанности Долг Ответственность Свобода
Ребята должны дать свою версию этих определений, а 1 балл получит
тот, который даст более точный ответ.
Права – возможность действовать, поступать каким-либо образом,
действовать или пользоваться чем-либо.
Обязанности – это то, что входит в круг обязательных действий.
Долг – поступок кого-либо согласно закону или общественным
требованиям, или внутренним побуждениям. (обязанность перед кем-либо).
Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими
интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.
(возможность действовать в какой-либо области без ограничений).
- Скажите, ребята, в каких документах говорится о правах и
обязанностях человека? –
Декларация прав человека, Конвенция по правам ребенка, Конституция
Российской Федерации, Устав школы.
- Скажите, какие даты, связанные с правами человека вы знаете.
КАЛЕНДАРЬ ПРАВОВЫХ ДАТ
2001 – 2010гг. – Международное десятилетие мира и ненасилия в
интересах детей планеты
1 июня – Международный день защиты детей
4 июня - Международный день детей – жертв агрессии
20 ноября – Всемирный день прав ребёнка
10 декабря – День прав человека
12 декабря – День Конституции Российской Федерации
- Более подробно поговорим о правах и обязанностях. Вы по цепочке
называете сначала права, потом обязанности. 1 балл зарабатывает тот, кто
больше знает права или обязанности (по мере того, какие права и
обязанности называют дети, на доске вывешиваются карточки).
Права школьника.
право на бесплатное образование
право на получение дополнительного образования
право на охрану жизни и здоровья
право свободы выражения своих убеждений
право посещать мероприятия
право на защиту
право на отдых
право пользоваться библиотекой
право избирать и быть избранным
право на обучение по индивидуальным программам
право на выбор образовательного учреждения
право вступать в общественные организации
право на уважение собственного достоинства.
Обязанности школьника:
добросовестно учиться
беречь школьное имущество
уважать учащихся и работников школы
выполнять устав школы
выполнять правила внутреннего распорядка.
Права и обязанности гражданина
Перечень с надписями прав ребенка:
Право на жизнь.
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право на индивидуальность.
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на специальную охрану и защиту.
Право на заботу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого
достоинства.
Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность
жилища, тайну переписки.
Обязанности
Защищать свое Отечество
Соблюдать законы
Охранять природу
Платить налоги
Дополнительные баллы дети получают, если раскрывают значение прав
и обязанностей)
Задание: Запишите на листочках в каких документах записаны права и
обязанности школьника. (Конституция РФ, Устав школы, Конвенция о
правах ребенка).
- Кто из взрослых должен следить за выполнением ваших прав и
обязанностей (по Конституции РФ ст.38 и семейному кодексу ст.63
ответственность несут родители).
- Теперь поговорим о свободе. Что такое свобода? (карточка №1).
Что, по-твоему, обозначает слово свобода? Выбери варианты, которые ты
считаешь верными:
СВОБОДА – это:
возможность делать все, что хочешь
независимость от кого-то
отсутствие стеснения, ограничений
возможность выбора
право делать все, что не вредит другим
Итак, свобода человека ограничивается запретами, но в то же время, каждый
запрет защищает чьи-то права.
- Чью свободу данные запреты ограничивают, а чьи права защищают:
1. запрет курить в общественных местах
2. запрет пропускать занятия без уважительных причин.
1. запрет кататься по перилам
2. запрет играть на проезжей части дороги.
- Скажите, какие обязанности чаще всего нарушают учащиеся вашего
класса?
Конкурс. Ситуации.
Ситуация 1.
Шестнадцатилетний подросток пришел устраиваться на работу. С ним
составляют трудовой договор, назначают день выхода на работу.
Вопрос. Имеет ли право несовершеннолетний трудоустроиться?
Ответ. Да. Несовершеннолетний, с 16 лет, может быть признан
полностью дееспособным, если работает по трудовому договор или
контракту. При этом родители ответственности за него не несут. Ст. 63
ТК.
Ситуация 2.
На улице шестнадцатилетние парни пристают к прохожим, нарушают
общественный порядок и спокойствие.
Вопрос. Как вы оцениваете данные действия и можно ли этих подростков
наказать?
Ответ: Да. Это расценивается как мелкое хулиганство (ст. 158).
Нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное поведение по
отношению к прохожим и другие действия, нарушающие порядок и
спокойствие граждан – это мелкое хулиганство, и за него предусмотрен
штраф до одной минимальной зарплаты, при повторном нарушении –
постановка на учет в ИДН.
Ситуация 3.
Несколько школьников залезли в гараж, но ничего не взяв и не сделав, ушли.
Кто-то их видел и рассказал об этом в милиции.
Вопрос: Будут ли ребята наказаны?
Ответ: Наказания не последует: был добровольный отказ от преступления
(ст. 31 УПК).
Кроссворд
По горизонтали:
1. По конвенции им является каждое человеческое существо до достижения
им 18 –летнего возраста.
2. С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься …………….
деятельностью.
3. Чтобы получить среднее образование, сколько классов должен закончить
каждый?
4. С 17 лет для каждого юноши добавляется обязанность встать на ……
учет.
По вертикали:
1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за особо
тяжкие преступления?
2. С 14 лет, в свободное от учебы время и с согласия родителей, подросток
имеет право ……не более 4 часов в день.
(На слайде кроссворд. Такой же кроссворд получают команды на листках.
Время на разгадывание кроссворда 3-4 мин. Проверяем по слайду. )
Ответы кроссворда
Конкурс. Викторина “Права литературных героев”.
Права литературных героев
1.
В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность,
жизнь и свободу? (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”).
2.
Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его
право на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”).
3.
В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом?
(“Золотой ключик, или Приключения Буратино”).
4.
Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных
собраний? (“Белоснежка и семь гномов”, “Квартет”).
5.
В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он
не находился, должен быть защищен законом? (“Айболит”).
6.
В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать
семью независимо от своей расы, национальности и религии? (“По
щучьему велению, по моему хотенью”).
Конкурс «Разомнись-ка!»
Назовите права, которые нарушались в сказках: (сказка вытягивается по
жребию). 5 баллов максимум, время 3 минуты.
- “Бременские музыканты” (нарушалось право на свободу передвижения,
право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в
суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу).
- “Колобок” (нарушалось право на личную неприкосновенность, право на
жизнь, право на свободу мирных собраний, право на порядок в стране, право
на свободу убеждений, право на гражданство, право на имущество)
- “Кот и лиса” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд,
право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на
участие в мирных собраниях, право на свободу, право на гражданство)
Конкурс «Угадай-ка!»
Угадай героя по описанию: командам зачитываются характеристики
героев, и учащиеся должны угадать, о ком идёт речь (какая команда больше
даст письменных правильных ответов, та и победила).
- В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на
свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась
дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка
лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
- Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь
покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и
жизнь. (Козленочек)
- Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу
мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию,
но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и
жизнь. (Колобок).
- Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других
персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал
жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался
в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный).
- Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других
героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее
жизнь была в опасности. (Лиса).
- Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного
человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную
неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались
завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не
воспользовался. (Буратино)
- Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку
она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и
свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха
привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)
- Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней
обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство
подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи,
девушка была счастлива. (Золушка)
- Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав
проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать
собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта.
(Старуха)
- Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его
родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на
неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению,
жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)
- Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной
особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была
выставлена из дома. (Заяц).
Подведение итогов мероприятия
После всего того, о чем мы говорили, я хочу, чтобы вы ответили мне на
вопрос:
как сделать так, чтобы и ваши права выполнялись, и права других
людей не нарушались.
(по мере ответов детей на доску вывешиваются высказывания)
чтобы твои права не нарушались, они не должны ущемлять права
других;
заявляя о своих правах, помни, что права есть у всех;
уважай окружающих так же, как ты хочешь, чтоб уважали тебя.