Напоминание

"Влияние предметно- развивающей среды на развитие детей в изо- деятельности или создание условий для развития изобразительной деятельности"


Автор: Салахова Гульназ Мингазиевна
Должность: воспитатель I-категории
Учебное заведение: МАДОУ №64 "Искорка"
Населённый пункт: РП Некрасовский
Наименование материала: Методическая разработка:
Тема: "Влияние предметно- развивающей среды на развитие детей в изо- деятельности или создание условий для развития изобразительной деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида № 64

«ИСКОРКА»

_____________________________________________________________________________________________

__
141875 Московская область, Дмитровский район, пос. Некрасовский, мкр. Строителей ИНН /КПП 5007010663/500701001 Проект «Влияние предметно- развивающей среды на развитие детей в изо- деятельности или создание условий для развития изобразительной деятельности»

Составила воспитатель: МАДОУ №64 «Искорка» Салахова Гульназ Мингазиевна - I категории. 2016 г. Дмитров

Продолжительность проекта:
долгосрочный (октябрь-апрель 2016г)
Участники проекта:
дети, родители воспитанников, воспитатели.
Вид проекта
: групповой, творческий, социально-личностный.
Актуальность проекта:
Рисование – интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого разнообразными способами с использованием самых разных материалов создаются живописные и графические изображения. Рисование ладошками прекрасно развивает мелкую моторику, которая оказывает огромное влияние на речь и память ребенка. Ребенок начинает творить исходя из своего возраста, учится различным техникам рисования, которые пригодятся ему в дальнейшем при создании более взрослых и осознанных шедевров. Рисование с помощью ладони - одно из любимейших детских занятий. Оно не только дарит радость творчества, увлекает и удивляет, но и всякий раз убеждает в том, что их ладошки необыкновенные, волшебные. С помощью ладошек можно делать отпечатки на бумаге и превращать их разные образы. Познание человеком окружающего мира начинается с «живого созерцания», с ощущения и восприятия. Однако в последнее время все больше внимания уделяется интеллектуальному развитию ребенка, процессу сенсорного развития внимание уделяется явно не достаточно. Хотя известно, развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Поэтому сенсорному развитию дошкольников должно уделяться значительно больше времени в воспитательном процессе. Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах не достаточно или их очень мало. Проанализировав программу воспитания и обучения «Радуга», я посчитала целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством.
Необходимость
данной работы существует, так нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. У ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно- прикладным искусством – подержать в руках подлинные изделия с городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы гжельской керамики и т.д.. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.
Цель

проекта:
Воспитывать интерес к рисованию, самостоятельным навыкам изображения, украшения разных рисунков, и формировать представления о сенсорных эталонах цвета. Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи проекта:
 Приобщать детей к русскому народному декоративно-прикладному искусству в условиях детской практической творческой деятельности;
 Знакомить с выразительными средствами народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т.д.);  На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу;  Учить использовать нетрадиционные техники рисования, получать удовольствие от своей работы;  Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное), образное восприятие;  Развивать художественно-творческие способности, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;  Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты.
Гипотеза проекта:
Творческие способности детей будут эффективно развиваться при условии, если будет разработана система работы с детьми по изобразительной деятельности.
Образовательные области:
речевое развитие, познавательное развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Методы и приемы реализации проекта:
Беседа. Рассматривание иллюстраций. Заучивание стихотворений, отгадывание загадок. Прослушивание музыкальных произведений. Экспериментирование Продуктивная деятельность.
Работа с педагогами
предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования в работе детей, проведение мастер - классов, семинаров-практикумов, изготовление самодельных инструментов для рисования.
Работа

с

родителями
предполагает: индивидуальные консультации, беседы и рекомендации, папки-раскладки, информационные стенды, показ открытых занятий, выставки детского творчества.
Ожидаемые результаты:
Овладение детьми определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования (сформировывается представление о сенсорных эталонах цвета). Выявление и осознание ребенком своих способностей. Сформировываются способы самоконтроля. Обогощается речь детей. Развивается мелкая моторика рук. Развивается мышление, воображение, память. Узнавать и называть знакомые виды народного декоративно-прикладного искусства; Составлять узоры, с включением знакомых элементов народной росписи и создавать
декоративные композиции по мотивам народных изделий; Умеют сравнивать предметы знакомых видов искусств, находят их сходство и различие; Лепят из глины декоративные изделия используя способы: конструктивный, кругового налепа; Используют в работе некоторые виды нетрадиционного рисования. Самостоятельно и творчески применяют умения и навыки, полученные на занятиях.
Используемые приемы и методы:
Эмоциональный настрой – использование музыкальных произведений Практические – упражнения, игровые методы Словесные методы – рассказы, беседы, художественное слово, словесные приемы – объяснение, пояснение, пед. оценка. Наглядные методы и приемы – наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др. Все методы используются в комплексе.
При проведении занятий я придерживаюсь основных правил:
1. Использование приема транслирования информации. 2. Отбор тематического содержания. 3. Главный герой рисования – ребенок. 4. Педагог создает схематические изображения. 5. Не только рассказывает о том, что нарисовано, но и показать посредством изобразительных действий. 6. В качестве «физкультминутки» - используются имитационные движения, сопровождаемые комментированной речью.
Все занятия строятся по коммуникативному принципу:
1. Создание оптимальных условий для мотивации детской речи. 2. Обеспечение главных условий общения. 3. Стимуляция и поддержание речевой инициативы. 4. Использование различных коммуникативных средств.
Оценка результатов проекта:
В ходе реализации проекта были достигнуты определённые результаты: 1. Создана выставка детских работ. 2. Сформированы устойчивые знания и интерес к рисованию. 3. Установились партнёрские взаимоотношения между детьми и воспитателем, благодаря совместной деятельности в ходе работы.
ВЫВОД:
Реализация проекта помогла детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и используют для самовыражения любые доступные средства. Таким образом, мы подтвердили нашу гипотезу.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема

Нетрадиц

ионная

техника

Программное

содержание

Оборудование

Октябрь
1 Путешествие по народным промыслам. Экскурсия в Русскую горенку детского сада. Расширять представления детей о многообразии изделий народного декоративно- прикладного искусства. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа. Показать взаимосвязь устного, изобразительного и музыкального народного искусства. Изделия декоративно- прикладного искусства: дымковские, филимоновские, каргопольские игрушки, семеновская матрешка, городецкие, гжельские, хохломские изделия, павлово-посадские платки и шали. Дидактические игры по ознакомлению с народными промыслами: «Составь хохломской узор», «Городецкие узоры», «Распиши платок», «Собери гжельскую розу», «Собери матрешек», «Найди домик матрешки», домино «Игрушки». Видеокассета с записью русских народных промыслов. Аудиокассета с записью русских народных мелодий. 2 «Знакомств о с нетрадицио нными техниками изображени ». Развивать у детей интерес к творческой деятельности. Помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка. Развивать чувство композиции, цветовосприятие, творческое мышление. Формировать Мольберты, белые листы бумаги, гуашь, палитра, кисти разных размеров, цветные карандаши, простой карандаш, подставка под кисти и карандаши, материалы и инструменты для нетрадиционной техники.
практические навыки работы с различными инструментами. 3 Дымковская игрушка. Рассказ об истории промысла. Экскурсия в мини-музей детского сада. Рисование тычком, ватными палочками , пальчикам и. Продолжать знакомить детей с народным декоративно- прикладным искусством. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к предметам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Вызвать желание самим попробовать нарисовать элементы росписи, использовать в работе нетрадиционную технику рисования. Выставка дымковских игрушек: фигурки людей, разные животные и птицы. Силуэтное моделирование «Дымковские барышни». Таблицы с элементами росписи. Листы белой бумаги 20*30 см. краска гуашь, кисти, «тычки». 4 Рисование + конструиров ание.«Бары шни- франтихи». Рисование тычком, ватными палочками . Учить расписывать дымковские изделия, сочетая гладкоокрашенные части с узором; учить шахматному расположению элементов в узоре, сочетанию в узоре крупных элементов с мелкими; формировать умение делать полуобъёмную игрушку из двух частей (двойная верхняя часть куклы наклеивается на юбку-конус. У воспитателя 2-3 дымковские барышни и выкройки игрушки – двойная верхняя часть и круг с надрезом по радиусу. У детей такие же выкройки из плотной бумаги (нужно предусмотреть различные положения рук куклы – в стороны, подняты и др.), таблицы с элементами дымковской росписи, краска гуашь, фломастеры, мягкие кисточки, «тычки», клей ПВА, скрепки, простой карандаш.
Ноябрь
5 Рисование + конструиро вании. «Изготовим дымковских артистов Рисование тычком, ватными палочками , пальчикам Вызвать у детей желание сделать персонажи для настольного театра; учить работать с шаблонами, Шаблоны из плотной бумаги или тонкого картона: кони, козлики, свинья, корова, всадники, собачки, медведь – гармонист, балалаечники;
для настольного театра» (коллективн ая работа). и. обводить их простым карандашом, вырезать по контуру; учить самостоятельно, определять, как расписывать новых персонажей. Закреплять умение пользоваться в работе «тычки». плотная белая бумага, таблицы с элементами дымковской росписи, простые карандаши, ножницы, краска гуашь, фломастеры, клей ПВА; мягкие кисти, печатки «тычки»; дымковские игрушки и иллюстрации. 6 Филимоновск ие свистульки. Рассказ об истории промысла. Экскурсия в мини-музей детского сада. Ватные палочки, перышко. Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушки. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно- прикладного искусства. Познакомить с элементами росписи. Использовать нетрадиционную технику рисования. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Выставка филимоновских игрушек, иллюстрации с изображением филимоновских игрушек. Силуэтное моделирование «Филимоновские свистульки» Видеофильм. Таблицы с элементами филимоновской росписи. Листы желтой бумаги 20*30 см. краска гуашь, кисти, ватные палочки. 7 Лепка «Филимонов ские олени и коровки» Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров; учить лепить фигурку из целого куска глины, передавая особенности формы, пропорций и деталей. Закреплять умения заглаживать фигурку. Воспитывать аккуратность в работе. Филимоновские подлинные игрушки – олени и коровкии иллюстрации, глина, стеки, салфетки, баночки с водой. 8 Рисование «Филимоно вский табунок». Ватные палочки, перышко З а к р е п л я т ь представление о последовательной росписи Филимоновские олени и коровки – игрушки, иллюстрации, окрашенные игрушки вылепленные
филимоновской игрушки. Обратить внимание на особенности расположения узора. Учить составлять узор из знакомых элементов на побеленных игрушках. детьми, таблицы с элементами филимоновской росписи, краска темперная, мягкие кисти, перышко, баночки с водой, салфетки.
Декабрь
9 Каргопольски е легенды.Расс каз об истории промысла. Экскурсия в мини-музей детского сада. Рисование тычком, ватными палочками , пальчикам и. П о з н а ком и т ь с к а р г о п о л ь с к о й и г р у ш к о й . З а к р е п л я т ь знания детей о т р а д и ц и я х ру с с ко го н а р о д а , п р о ж и в а ю щ е г о на с е в е р е Ро с с и и . Д а т ь п р е д с т а в л е н и я о б о с о б е н н о с т я х к а р г о п о л ь с к о й р о с п и с и . У ч и т ь р и с о в а т ь э л е м е н т ы р о с п и с и . Выставка каргопольских игрушек, иллюстрации с изображением каргопольских игрушек. Силуэтное моделирование «Каргопольские игрушки» Видеофильм. Таблицы с элементами росписи. Листы белой бумаги 20*30 см. краска гуашь, кисти, ватные палочки. 10 Лепка «Волшебная Птица- Сирин». Р а з в и ват ь у д е т е й з а м ы с е л . Учить детей лепить пластическим способом из целого куска. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Закреплять умение плотно скреплять части. Передавать пластику перехода одной части к другой (от шеи к туловищу). Каргопольские игрушки и иллюстрации, глина, стеки, салфетки, баночки с водой. 11 Рисование «Сказочная птица». Рисование тычком, ватными палочками , пальчикам и Р а з в и ват ь у д е т е й з а м ы с е л , самостоятельно выбирать элементы ро списи и цветовую г а м м у. Совершенствовать умение составлять узор из штрихов, Каргопольские игрушки иллюстрации; покрашенные игрушки вылепленные детьми, таблицы с элементами росписи, краска темперная, мягкие кисти, баночки с водой, салфетки.
овалов, точек, каемочки, перекрещивающимися линиями и т.д. и украшать им вылепленное изделие. Воспитывать интерес к народному творчеству. 12 Золотая Хохлома.Расс каз об истории промысла. Экскурсия в мини-музей детского сада. Ватные палочки, «тычки». Расширять знания детей о народном промысле. Уточнять представления о хохломском промысле. Учить детей находить характерные особенности хохломских изделий. Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать отношение к произведениям народного искусства. Выставка хохломских изделий. Иллюстрации с изображением хохломских предметов декоративно- прикладного искусства. Бумажные силуэты хохломской посуды, таблицы с элементами хохломской росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки».
Январь
13 Рисование «Шарфики для козлят» Ватные палочки, «тычки». Продолжать знакомить детей с народным искусством. Учить рассматривать хохломские изделия и выделять в росписи отдельные элементы: «реснички», «травинки», «капельки», «ягодки». Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать умение работать концом кисти, пользоваться печаткой «тычком». Хохломские изделия. иллюстрации с изображением хохломских предметов декоративно- прикладного искусства.. бумажные полоски 20*30 см. желтого, красного, черного цветов, таблицы с элементами хохломской росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, печатки «тычки». Игрушка козы и козлят. 14 Рисование« Ватные Учить составлять Хохломские изделия.
Украсим теремок для зверей»(колл ективная работа). палочки, «тычки». узор на полосе бумаги из элементов хохломской росписи, чередуя их (ромашки, простой три листик, ягоды смородины); закрепить знание цветов, используемых в хохломской композиции, и умение сочетать их; развивать интерес к хохломскому искусству; вызвать сочувствие к героям сказки; закрепить технические умения: набирать краску на кисть, пользоваться «тычком». иллюстрации с изображением хохломских предметов декоративно- прикладного искусства. Большой теремок на стене из бумаги, игрушки животных – мышки, лягушки, зайца, лисы, волка, медведя. Бумажные полоски 20*30 см. желтого, красного, черного цветов, таблицы с элементами хохломской росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, печатки «тычки». 15 Веселый Городец. Рассказ об истории промысла. Экскурсия в мини-музей детского сада. Рисование пальчикам и, «тычком» Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать им о Городецком промысле. Учить узнавать Городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории. Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину. Учить прорисовывать элементы городецкой росписи используя технику рисования пальчиками. Выставка городецких изделий. Иллюстрации с изображением городецких изделий декоративно- прикладного искусства. Видеофильм. Бумажные полоски 20*30 см., таблицы с элементами городецкой росписи, краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки». 16 Рисование«С арафан для Матрешки» Рисование пальчиками , оттиск поролоном . Продолжать знакомство с Городецкой росписью, ее колоритом, основными элементами узора. Учить рисовать городецкие цветы – купавки и ромашки голубого и розового цвета. Закреплять навыки смешивания Выставка городецких изделий. Иллюстрации с изображением городецких изделий декоративно- прикладного искусства. трафареты матрешек, таблицы с элементами городецкой росписи, краска гуашь, кисти, трафареты «ромашки», «купавки»,
красок на палитре для получения нужного цвета. Учить использовать нетрадиционную технику рисования – рисование пальчиками, оттиск поролоном. поролон.
Февраль
17 Декоративн ое рисование «Городецки е узоры - сколько радости для глаз» (Городецки й узор на кухонной доске). Рисование пальчиками , оттиск поролоном . Расширять представление детей о том, что одинаковые изделия можно украшать по-разному; самостоятельно придумывать узор и его расположение на доске; закрепить умение рисовать прямые и закругленные цветочные гирлянды из самостоятельно подобранных элементов с с о б л ю д е н и е м х а р а к т е р н ы х цветосочетаний Городецкой росписи. Познакомить детей с украшением листьев чёрными тоненькими закруглёнными штрихами, белыми точками. Выставка городецких изделий. Иллюстрации с изображением городецких изделий декоративно- прикладного искусства.. трафареты разделочных кухонных досок, таблицы с элементами городецкой росписи, краска гуашь, кисти, трафареты «ромашки», «купавки», поролон. 18 Сине-белое чудо Гжели. Рассказ о промысле. Экскурсия в мини-музей детского сада. Познакомить детей с историей гжельского промысла. Учить выделять характерные особенности гжельского промысла. Формировать умение выполнять растительные элементы росписи. Выставка гжельских изделий. Иллюстрации с изображением гжельских изделий декоративно- прикладного искусства. Видеофильм. Трафареты посуды, таблицы с элементами гжельской росписи, краска гуашь, кисти. 19 Лепка «Гжельские фигурки». Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров. Закрепить умение лепить из глины, используя конструктивный Гжельские изделия и иллюстрации, глина, стеки, салфетки, баночки с водой.
способ. 20 Рисование «Роспись фигурок». Ватные палочки, «тычки». Закрепить знания детей о гжельском промысле; росписью. Учить подбирать цвета красок. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов гжельской росписи; умение рисовать ворсом всей кистью и концом, правильно набирать краску на кисть. Развивать творческие способности детей, самостоятельность. Выставка гжельских изделий. Иллюстрации с изображением гжельских изделий декоративно- прикладного искусства и сувениры. Таблицы с элементами гжельской росписи, краска гуашь, кисти.
Март
21 Русская матрешка. Экскурсия в мини-музей детского сада. Познакомить детей самой популярной народной деревянной игрушкой - русской матрёшкой. Вызвать у детей интерес к образу. Воспитывать интерес к народному творчеству. Выставка русской матрешки, иллюстрации с ее изображением. Таблицы с элементами росписи семеновской матрешки. Силуэтное моделирование «Матрешки», краска гуашь, кисти, ватные палочки, «тычки». 22 Лепка «Все они матрёшеньк и, все они милашеньки ...» Ватные палочки, «тычки». Продолжать знакомство с матрешкой. Учить лепить фигурку из целого куска глины. Воспитывать аккуратность в работе и интерес к народному творчеству. Игрушки матрешки и иллюстрации с изображением матрешек. Глина, стеки, салфетки, баночки с водой. 23 Рисование «Очень любим, мы, матрёшки разноцветн ые одёжки». Ватные палочки, «тычки», рисование пальчикам и. Закрепить знания детей о матрёшке. Совершенствовать навыки работы детей в составлении узоров. Совершенствовать навыки и приемы работы мягкой кистью. Создавать радостную творческую атмосферу. Выставка русской матрешки, иллюстрации с ее изображением. Окрашенные детские изделия. Таблицы с элементами росписи семеновской матрешки. Краска темперная, кисти, ватные палочки, «тычки».
24 Павлово- Посадские платки и шали. Рассказ о промысле. Экскурсия в мини- музей детского сада. Познакомить детей с новым промыслом – Павлово-Посадских шалях. Рассказать о средствах выразительности декоративного украшения шалей. Формировать умение выполнять растительные элементы росписи. Выставка Павлово- Посадских платков и шалей. Видеофильм «Плат узорный». Бумага зеленого, черного, вишневого цветов размером 50*50 см, краска гуашь, мягкие кисти, салфетки.
Апрель
25 Рисование« Шаль для красавицы Весны…» (коллективн ая работа). Батик холодный, «тычки». Развивать у детей воображение, чувство цвета, уметь составлять композицию узора; передавать колорит цветов; уметь согласовывать свои действия с работой товарищей. Познакомить с техникой холодного батика. Павлово-Посадские платки и шали. Ткань размером 100*100 см., краска гуашь, кольца для закрепки ткани, «тычки», кисти. 26 Народные промыслы родного края. Экскурсия на выставку в поселковую библиотеку. Расширять представление детей о народном декоративно- прикладном искусстве. Познакомить с народными промыслами родного края. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Учить рисовать орнаменты местного промысла. Развивать художественно- творческие способности детей. Формировать эстетический вкус. Выставка народного декоративно-прикладного искусства местных мастеров, фотографии и альбомы украшения одежды орнаментом народов ханты и манси. 27 Рисование «Украшени е хантыйски м орнаментом одежды». Штампы, печатки. Расширять знания детей о народных промыслах родного края. Развивать умение строить художественный замысел. Совершенствовать изобразительные Выставка национальной одежды, фотографии и альбомы украшения одежды орнаментом народов ханты и манси. Трафареты одежды, штампы и печатки из картофеля, пробок, ластика.
навыки и умения рисования орнаментов, использовав при работе нетрадиционную технику рисования штампами и печатками. Развивать воображение, творчество, самостоятельность. 28 Рисование« Украшаем сумочку хантыйски м узором» Цветной клей. Закрепить знания, умения, навыки по декоративно- прикладному искусству. Умение выполнять узор на силуэте, используя нетрадиционную технику рисования цветным клеем. Развивать творческие способности детей. Изделия народных промыслов родного края. Различные трафареты, таблицы с элементами росписей, цветной клей.
Материально-техническое обеспечение проекта
№ п/ п Наименование имеющегося материально- технического обеспечения для реализации проекта (оборудование, программное обеспечение, континент и пр.) Марка / модель Количество (ед.) Планируемый вид использования 1 Мольберт 10 шт 2 Комплект масс для лепки WABA FUN 6 цветов по 1,2 кг 3 Тактильно-развивающая многогранная поверхность 3D Led Cube 15/75 c аксессуарами Roylco 1 шт 4 Набор для лепки WABA FUN 5 шт 5 Кинетический песок Kinetic sand 10 шт 6 Набор восковых мелков DLOCK CRAYON 20 шт
Список литературы.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. //Дошкольное воспитание. 2004 №6. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М.: Просвещение,2006. Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. – М.: Скрипторий, 2008. Князева О.А., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 1997. Лялина Л.А. Народные игры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009. Народное искусство в воспитании детей. / Под ред. Комаровой Т.С.. – М.: Педагогическое общество России, 2005. Скоролупова О.А. Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством. – М.: Скрипторий, 2006. Соломенникова О.А. Радость творчества. – М.: Мозаика-Синтез,2008. Халезова Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка. – М.: ТЦ Сфера, 2005.


В раздел образования