Напоминание

паспорт проекта "Знаменитые люди Оренбуржья"


Автор: Донских Татьяна Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ №145
Населённый пункт: Оренбург г
Наименование материала: методическая разработка
Тема: паспорт проекта "Знаменитые люди Оренбуржья"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект «Знаменитые люди Оренбуржье» (подготовительная группа)

Паспорт проекта:

Творческое название

проекта

«Знаменитые люди Оренбуржье»

Тематическое поле

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о земляках, прославивших свою страну и малую

Родину

Авторы проекта

Учитель –логопед Гречишникова О.С.,

Воспитатель Донских Т.Н.

Участники

Воспитатели, дети, родители подготовительной группы, специалисты ДОУ

Вид проекта

Познавательно-исследовательский, творческий

Срок реализации

долгосрочный (1 месяц)

Направление

развития

В соответствии с ФГОС ДО:

Приоритетное направление (ОО) «Познавательное развитие»

В содержание проекта заложен принцип интегративности (социально-коммуникативное развитие,

познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие)

Актуальность

проекта

Развитие социальных процессов, осуществляемое в рамках современного общества, усиливает интерес человечества к

проблеме своего развития, к своей истории, к историческим ценностям. В связи с этим вопросы исторического

образования подрастающего поколения, в том числе и детей старшего дошкольного возраста, выступают на первый

план.

Актуальность и своевременность данной проблемы отражена в словах гениального русского поэта А.С. Пушкина,

который считал воспитание у человека уважения к прошлому, к давно минувшему, одной из отличительных черт

образованности.

Исследователи отмечают, что у детей имеется интерес к прошлому – историческим событиям, историческим

личностям, историческим предметам и явлениям (Л.С. Выготский, О.В. Дыбина, А.В. Запорожец, М.В. Крулехт, А. Ю.

Кузина, А.Н. Леонтьев, Ж. Пиаже и др.); что исторический материал способствует воспитанию у дошкольников любви

к Отечеству (Л.А. Венгер, Р.И. Жуковская, С.А. Козлова, В.И. Логинова, А.А. Люблинская, А.П. Усова и др.); что

элементарное ознакомление дошкольников с историческим прошлым родной Отчизны формирует у них уважение к

истории и культуре как своего, так и других народов (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Н.Ф. Виноградова, А.В. Запорожец

О.Л. Князева, М.Д. Маханева и др.).

Цель

На примере конкретных исторических личностей воспитывать интерес к истории своей малой Родины (Оренбуржью)

Задачи

Образовательные:

1.

Уточнить и расширить представления детей о знаменитых земляках, прославивших свою страну.

2.

Закреплять знания детей об историческом прошлом малой родины.

Развивающие:

1.

Развивать познавательную активность детей посредством проектной деятельности с привлечением родителей и

старшего поколения (бабушки, дедушки).

2.

Развивать диалогическую, связную речь и коммуникативные навыки детей.

3.

Развивать творческое воображение через ознакомление с творчеством русских писателей, композиторов.

Воспитательные:

1.

Воспитывать гордость за своих земляков и за свою принадлежность к россиянам.

2.

Формировать у детей стремление быть похожими на героев земляков в своих помыслах и делах.

Ресурсное

обеспечение проекта

Информационные ресурсы:

Диагностический инструментарий (беседы с детьми);

Методическая, энциклопедическая и художественная литература;

Наглядно-демонстрационный материал;

Ресурсы Интернет, использование ИКТ.

Социальное партнерство в рамках реализации проекта:

Музей космонавтики г. Оренбург, ул. Челюскинцев, 17;

Мемориальный музей-квартира Юрия и Валентины Гагариных, г. Оренбург, ул. Чичерина, 35

Предполагаемый

результат

Дети:

Осуществляют проектную деятельность вместе со взрослыми коллективно и в подгруппе;

Проявляют интерес к жизни, подвигам, творчеству знаменитых людей Оренбуржья;

С помощью взрослого выбирают необходимые способы работы в соответствии с поставленными задачами;

Используют полученные знания в разных видах деятельности.

Родители:

Активно участвуют в реализации проекта, знакомя детей с земляками, прославившими родной край, Родину,

посещая связанные с ними памятные места в Оренбурге;

Оказывают помощь в пополнении предметно-развивающей среды группы (наглядные пособия, книги,

энциклопедии, фотографии);

Принимают участие в совместных мероприятиях, выставках, экскурсиях и т.д.

Педагоги:

Повышают педагогическую компетентность по теме проекта;

Создают условия для восприятия сведений о людях, прославивших Россию (свою малую Родину);

Пополняют педагогическую копилку конспектами занятий, картотеками дидактических игр, альбомами,

буклетами и т.д.

Организовывают воспитательно-образовательный процесс на основе интеграции всех видов детской

деятельности;

Организовывают итоговую презентацию по результатам проектной деятельности.

Продукт проектной

деятельности

Книга памяти «Знаменитые люди Оренбуржья»

Репортаж «Знаменитые земляки»

Дидактическая игра «Они прославили Родину»

Мотивация проектной деятельности:

Воспитатель приносит в группу портреты известных людей (писатели, военные, музыканты, космонавты, спортсмены,

государственные деятели), а также фотографии памятников известных людей Оренбуржья. Дети рассматривают портреты и фотографии, в

создавшейся ситуации общения воспитатель задает вопросы: «Знаете ли вы, чей это портрет?», «Чем известен данный человек?», «Кому

посвящен этот памятник?», «Как вы думаете, почему установили памятник, посвященный этому человеку?» и т.п.

Реализация проекта по этапам:

Этап

Содержание деятельности

Подготовительны

й

1.

Постановка цели и задач проекта на основе результатов анализа.

2.

Составление плана по реализации проекта.

3.

Сбор исторических данных, накопление наглядно-демонстрационного материала и др.

4.

Подбор тематики занятий, игр и других видов детской деятельности.

5.

Привлечение специалистов детского сада к осуществлению проекта.

6.

Подбор методической литературы.

7.

Организация работы с родителями (памятки, буклеты, консультации).

Основной

Практический

1.

Организация деятельности по реализации проекта (поэтапно с использованием интерактивных форм работы с детьми и

родителями)

1.

Обработка результатов, выводы по реализации проекта.

2.

Подготовка к презентации.

Заключительный

1.

Презентация об итогах проектной деятельности на педагогическом совете.

Психолого-педагогическое содержание основного этапа проекта

Сроки реализации

Формы работы

Содержание психолого-педагогической работы с детьми

1 неделя

Беседы:

«Что значит – быть знаменитым?»

«Каких известных людей, прославивших нашу

Родину вы знаете?»

Предложить порассуждать о том, как человек становится

знаменитым, развивать умение понятно выражать свои мысли

Занятие по познавательному развитию

«О творчестве А.С.Пушкина»

«А. С. Пушкин в Оренбурге»

Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством

знаменитого русского поэта А.С.Пушкина, пробуждать интерес

к его творчеству.

Расширять представления детей о творчестве знаменитого

русского поэта А.С.Пушкина и формировать представления

детей об истории Оренбургского края

Чтение художественной литературы.

Сказок и стихотворений А. С. Пушкина («Сказка о

рыбаке и рыбке»),

С. Т. Аксаков «Аленький цветочек»

Продолжать знакомить с творчеством писателей и поэтов,

учить эмоционально воспринимать образное содержание

сказки, осмысливать характеры и мотивы поведения

персонажей, понимать значение различных выразительных

средств.

Рассматривание репродукций портретов великих

русских писателей А.Пушкина, С. Т. Акскова,

Расширять

представления

детей

о

знаменитых

соотечественниках, о их достижениях искусстве, литературе.

Выставка

«У лукоморья дуб зеленый» (выставка книг А. С.

Пушкина)

Расширять и закреплять знания детей о творчестве великого

поэта и писателя.

Просмотр мультипликационных фильмов по

сказкам А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»,

С. Т. Аксакова «Аленький цветочек»

Вызвать чувства сопереживания к героям мультфильма,

закрепить знание содержания сказки, развивать умение

определять характеры героев по их движениям и речи.

Продуктивная деятельность (лепка)

«У лукоморья дуб зеленый» (коллективная

композиция)

Продуктивная деятельность (рисование,

Продолжать учить передавать пластику и характер

персонажей сказок А.С. Пушкина.. Развивать творческую

инициативу, умение создавать коллективную композицию.

аппликация).

«Волшебный цветок» (по мотивам сказки С. Т.

Аксакова «Аленький цветочек»)

Развивать эстетическое восприятие, воображение, чувство

цвета. Формировать умение цветом и фактурой передавать

красоту и волшебство сказочного цветка.

2 неделя

Беседа

«Герои войны. Прошлое и современность»

Расширять представления детей о земляках-героях Великой

Отечественной войны (А.И. Родимцев, М. Джалиль, Ю.

Бондарев) и людях, совершивших подвиг в наши дни (А.

Прохоренко) Воспитывать уважение и благодарность людям,

отдавшим свои жизни в борьбе за мир.

Занятие по познавательному развитию

«Помним твой подвиг, Джалиль»

Познакомить с жизнью и творчеством М.Джалиля,

воспитывать любовь к родной стране, народу, развивать

чувство патриотизма.

Чтение художественной литературы.

Стихотворения М. Джалиля «Маобитская

тетрадь»(«Варварство»), «Красная ромашка»,

«Мой пес», «Кукушка»

Продолжать

знакомить

с

творчеством

поэта,

учить

эмоционально

воспринимать

образное

содержание

стихотворений, осмысливать характеры, понимать значение

различных выразительных средств.

Фотовыставка

«Герои войны»

Представить

вниманию

детей

фотографии

земляков,

проявивших отвагу и героизм на полях сражений. Вызвать

чувства гордости, благодарности и сострадания.

Рассматривание альбомов «Герои-войны», «Дети-

герои», «Награды войны»

Обогащать знания детей о героях Великой отечественной

войны.

Продуктивная деятельность (рисование)

«Никто не забыт, ничто не забыто»

Предложить

средствами

художественной

выразительности

показать, как народ помнит и чтит память героев оренбуржцев.

Занятие по музыкальному развитию

«Знаменитый музыкант» (о жизни и творчестве

М.Л. Ростроповича)

Познакомить детей с жизнью и творчеством М.Л.

Ростроповича, с его заслугами перед Отечеством.

Организовать слушание музыки в исполнении великого

музыканта.

Слушание музыкальных произведений в

исполнении М. Л. Ростроповича

Продолжить знакомство детей с музыкальными

произведениями в исполнении знаменитого музыканта.

Развивать способность улавливать характер и движение

музыки.

3 неделя

Беседа

Формировать представления детей о летчиках-космонавтах,

«Крылья дал Оренбург»

«Музей космонавтики»

получивших путевку в жизнь в Оренбургском летном

училище.

Побуждать детей делиться своими впечатлениями о посещении

музея, понятно рассказывать об увиденном.

Рассматривание фотографий знаменитых

летчиков-космонавтов, вышедших из стен

Оренбургского летного училища

,Ю. Гагарина, Романенко, Манакова, Лебедева

Закреплять

представления

детей

о

летчиках-космонавтах

получивших

путевку

в

жизнь

в

Оренбургском

летном

училище.

Чтение познавательной литературы

Энциклопедии «Почемучка», «Познаю мир»

Учить

находить

информацию

в

книгах.

Расширять

представления детей о космосе, спорте, музыке и др. Развивать

умение анализировать и фиксировать полученные сведения.

Опыт «Ракета из шарика»

Сформировать представления детей о принципе движения

космической ракеты.

Дидактическая игра

«Узнай и назови»

Закрепить знания детей об знаменитых людях и том, чем они

известны.

Сюжетно-ролевая игра

«Экскурсоводы»

В город приехали дети из других стран. Экскурсоводы

показывают

им

памятники

известным

людям,

которые

находятся в родном городе.

Викторина «Знатоки космоса»

Обобщать и закреплять представления детей о космосе, о

летчиках-космонавтах, получивших путевку в жизнь в

Оренбурге.

Развивать смекалку и сноровку, чувство товарищества.

4 неделя

Беседы

«Какие земляки – оренбуржцы вам известны? Чем

они прославились?»

«Какие памятники известным людям вы знаете в

нашем городе?»

«Знаменитые земляки-спортсмены»

(А. Доброскок, Ю. Кузина, баскетбольная команда

Уточнить и обобщить представления детей об оренбуржцах,

прославивших свою Родину, закреплять знания о памятных

местах в городе.

Познакомить детей с земляками, ставшими знаменитыми

российскими

спортсменами,

формировать

уважительное

«Надежда», хоккейная команда «Сарматы»)

отношение к их спортивным достижениям, желание быть

похожими на них.

Занятие по познавательному развитию

«Подвиг русского офицера»

Познакомить детей с жизнью нашего земляка А. Прохоренко,

совершившего подвиг в наши дни. Воспитывать уважение и

благодарность людям, отдавшим свою жизнь в борьбе за мир.

Встреча с интересными людьми

«Оренбургские мастерицы»

Дать

детям

представление

о

народном

пуховязальном

промысле

Оренбургского края в ходе мастер-класса

Продуктивная деятельность

«Пуховые узоры»

Формировать интерес к разнообразию узоров Оренбургских

платков; их передаче в рисунке путем использования

нетрадиционной техники изобразительной деятельности.

Способствовать расширению кругозора.

Рассматривание фотографий знаменитых людей

Оренбуржья В.С Черномырдина

А. Прохоренко, О.А. Федоровой, А Доброскока и

др.

Расширять представления детей о знаменитых

соотечественниках, о их достижениях в общественной и

государственной деятельности, искусстве, спорте и др.

Рассматривание вырезок из газет и журналов,

иллюстрирующих спортивные достижения наших

спортсменов

Знакомить детей с достижениями наших спортсменов,

выпускников оренбургских спортивных школ.

Дидактическая игра

«Узнай и назови»

«Узнай музыкальный инструмент»

Закрепить знания детей об знаменитых людях и том, чем они

известны.

Закрепить знания детей о музыкальных инструментах.

Подвижные игры

Эстафеты «Быстрее, выше, сильнее!»

Развивать ловкость, координацию движений, выносливость,

командный дух, взаимовыручку.

Сюжетно-ролевая игра

«Экскурсоводы»

В город приехали дети из других стран. Экскурсоводы

показывают

им

памятники

известным

людям,

которые

находятся в родном городе.

Сюжетно-ролевая игра

«Детское телевидение»

Открылась новая программа на телевидении: дети снимают

передачу об известных людях Оренбуржья.

Самостоятельная деятельность детей

1.

2.

Самостоятельное рассматривание иллюстраций, репродукций портретов известных людей.

3.

Внесение воспитателем атрибутов для самостоятельной сюжетно-ролевой игры дети.

Работа с родителями:

Форма

Тема

Содержание

Консультация

Патриотическое воспитание

дошкольника

Проинформировать родителей о том, что яркие впечатления о родной природе, об

истории родного края, о знаменитых земляках, полученные в детстве, нередко остаются в

памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые

помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Экскурсия

Выставочный комплекс

«Салют, Победа!»

Предложить родителям совместно с детьми совершить экскурсию по выставочному

комплексу «Салют, Победа!». Рассказать детям о земляках – защитниках нашей Родины в

годы ВОВ.

Экскурсия

«Памятники известным

людям Оренбурга»

Предложить родителям совместно с детьми совершить экскурсию к памятникам

известным людям Оренбурга, сделать семейные фотографии, составить рассказы об

известных людях, которым посвящены памятники.

Экскурсия

Музей

Космонавтики

Расширять представления детей о космонавтике, о летчиках-космонавтах, учившихся в

Оренбургском высшем военном авиационном училище им. И. С. Полбина

Выставка

«Выставка портретов

знаменитых земляков»

Предложить родителям подготовить к групповой выставке репродукции портретов

знаменитых оренбуржцев



В раздел образования