Напоминание

Самодельные игры по развитию речи в жизни дошкольников.


Автор: Гаджиева Наталья Викторовна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШж.-д. ст.Погрузная сп "Детский сад "Родничок""
Населённый пункт: Самарская область,Кошкинский район .ст.Погрузная
Наименование материала: Самодельные игры.
Тема: Самодельные игры по развитию речи в жизни дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Самодельные игры по развитию речи

в жизни дошкольников.

Гаджиева Наталья Викторовна, старший воспитатель

ГБОУ СОШ ж/д ст. Погрузная сп д/с «Родничок»

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного

образования (ФГОС) предусматривают создание благоприятных условий

развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными

особенностями и склонностями, формирование общей культуры личности

детей, в том числе ценностей интеллектуального развития дошкольника. Все

пять образовательных областей ФГОС направлены на развитие

интеллектуальных способностей у дошкольника.

Игра одна из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста.

Главное назначение игры – способствовать интенсивному

совершенствованию речевой деятельности детей. Игра развивает язык, а

язык организует игру. Дидактическая игра развивает речь детей, обогащает и

активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает

связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Благодаря

дидактическим играм воспитательно-образовательный процесс проходит в

доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой

форме. Во время игры выстраивается система взаимоотношений

дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди

которых речь занимает основное место. Дошкольники, свободно выражают

свои мысли и чувства, развивают в игре речевые навыки.

Речевая дидактическая игра:

- побуждает детей к общению друг с другом;

- способствует совершенствованию разговорной речи;

- обогащению и закреплению словарного запаса;

- умственному развитию детей;

- развитию логического и образовательного мышления;

- повышению речевой мотивации;

- расширению знаний об окружающем мире;

- развитию словесного творчества;

- развитию коммуникативных навыков.

Прежде чем выбрать дидактическую игру нужно знать уровень

подготовленности воспитанников. Иначе говоря, определяя дидактическую

задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления

должны усваиваться, закрепляться детьми, какие качества личности можно

формировать у них средствами данной игры. В каждой дидактической игре

своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. Соблюдение

правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения общаться

и договариваться со сверстниками. Дидактическая игра помогает сделать

любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое

удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс

усвоения знаний. Этому способствуют дидактические игры и пособия,

изготовленные своими руками в соответствии с ФГОС. Предлагаю вашему

вниманию подборку развивающих самодельных игр, сделанные руками

наших воспитателей и родителей.

Правильное дыхание – залог красивой выразительной речи!

У дошкольников чаще всего дыхание поверхностное, учащённое, из-за чего

нарушается ритм и плавность произношения слов и фраз, и может привести к

искажению звуков.

Возможные несовершенства речевого дыхания:

1. Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это

часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких,

стеснительных.

2. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха.

Дошкольник выдыхает весь запас воздуха уже на первом слове (слоге), затем

договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не

договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.

3. Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с

«захлебыванием».

4. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо,

едва слышно.

В речевом дыхании вдох и выдох неравны. Выдох гораздо длиннее вдоха. А

поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация очень важна

для постановки речевого дыхания и голоса, для их развития и

совершенствования.

Овладеть правильным речевым дыханием поможет комплекс определённых

упражнений – «Дыхательная гимнастика».

Существует много различных комплексов дыхательной гимнастики, но не

менее важно и оформление, т. е. дидактические пособия, которые помогут

разнообразить дыхательные упражнения.

Пособия для дыхательной гимнастики можно сделать своими руками.

Вот такие пособия для развития речевого дыхания используются в младшей

группе « Радуга»:

- "Сдуй бабочку с цветка",

- "Подуй на снежинку",

- "Сдуй снежок с ладошки".

Дидактические игры с прищепками очень полезное занятие, довольно

веселое и интересное. Тренировка пальцев и выполнение ребенком движений

руками, вносят бесценный вклад в полноценное развитие головного мозга

малыша. В играх с прищепками ребенок задействует большой и

указательный пальцы, которые в будущем берут на себя основную нагрузку

при письме.

При нажатии на прищепку совершается мышечное действие, схожее с

движением по удержанию ручки, и прилагается аналогичное усилие.

Также в играх с прищепками развиваются речь и творческое воображение,

формируются сенсорные и пространственные понятия, математические

представления и т. д.

Вариантов игр с прищепками очень много. Игра « Развесь белье».

Цель игры: Учить детей правильно брать, открывать прищепку и прицеплять

к ней один из предметов одежды на веревочку.

Задачи: Развитие мелкой моторики рук, координации действий обеих рук,

зрительного восприятия, внимания, воображения.

Воспитывать интерес, усидчивость, терпение. Закрепление обобщающего

понятия «одежда», названия предметов одежды.

Игра понравилась не только девочкам, но и мальчики играют в нее с

удовольствием.

Чем больше ребенок ощупывает предметы (желательно различной формы и

фактуры), тем меньше вероятность возникновения у него проблем с речью.

Также играя с прищепками, можно заучивать различные стихотворения, тем

самым развивая память ребенка.

Дидактическая игра «Театр из фетра» - это решение одновременно

нескольких задач, предназначено для работы с детьми разных возрастов,

позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.

Цель. Развитие внимания, фантазии у детей, воображения и связной речи.

Все детали обработаны по краям, закреплены и безопасны для использования

детьми раннего возраста.

Игры сделанные своими руками, наши воспитатели используют практически

в любых видах практических занятий, в игровой, трудовой и

самостоятельной деятельности, на прогулках и в вечерних развлечениях.

Такие игры, в сравнении с магазинными, вызывают у детей восторг, радость,

восхищение, удивление, желание играть и разговаривать с ними.



В раздел образования