Автор: Гаджиева Наталья Викторовна
Должность: Старший воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШж.-д. ст.Погрузная сп "Детский сад "Родничок""
Населённый пункт: Самарская область,Кошкинский район .ст.Погрузная
Наименование материала: Самодельные игры.
Тема: Самодельные игры по развитию речи в жизни дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
Самодельные игры по развитию речи
в жизни дошкольников.
Гаджиева Наталья Викторовна, старший воспитатель
ГБОУ СОШ ж/д ст. Погрузная сп д/с «Родничок»
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного
образования (ФГОС) предусматривают создание благоприятных условий
развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными
особенностями и склонностями, формирование общей культуры личности
детей, в том числе ценностей интеллектуального развития дошкольника. Все
пять образовательных областей ФГОС направлены на развитие
интеллектуальных способностей у дошкольника.
Игра одна из ведущих видов деятельности детей дошкольного возраста.
Главное назначение игры – способствовать интенсивному
совершенствованию речевой деятельности детей. Игра развивает язык, а
язык организует игру. Дидактическая игра развивает речь детей, обогащает и
активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает
связную речь, умение правильно выражать свои мысли. Благодаря
дидактическим играм воспитательно-образовательный процесс проходит в
доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой
форме. Во время игры выстраивается система взаимоотношений
дошкольника с внешним миром, развиваются психические функции, среди
которых речь занимает основное место. Дошкольники, свободно выражают
свои мысли и чувства, развивают в игре речевые навыки.
Речевая дидактическая игра:
- побуждает детей к общению друг с другом;
- способствует совершенствованию разговорной речи;
- обогащению и закреплению словарного запаса;
- умственному развитию детей;
- развитию логического и образовательного мышления;
- повышению речевой мотивации;
- расширению знаний об окружающем мире;
- развитию словесного творчества;
- развитию коммуникативных навыков.
Прежде чем выбрать дидактическую игру нужно знать уровень
подготовленности воспитанников. Иначе говоря, определяя дидактическую
задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие знания, представления
должны усваиваться, закрепляться детьми, какие качества личности можно
формировать у них средствами данной игры. В каждой дидактической игре
своя обучающая задача, что отличает одну игру от другой. Соблюдение
правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения общаться
и договариваться со сверстниками. Дидактическая игра помогает сделать
любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое
удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс
усвоения знаний. Этому способствуют дидактические игры и пособия,
изготовленные своими руками в соответствии с ФГОС. Предлагаю вашему
вниманию подборку развивающих самодельных игр, сделанные руками
наших воспитателей и родителей.
Правильное дыхание – залог красивой выразительной речи!
У дошкольников чаще всего дыхание поверхностное, учащённое, из-за чего
нарушается ритм и плавность произношения слов и фраз, и может привести к
искажению звуков.
Возможные несовершенства речевого дыхания:
1. Очень слабый вдох и выдох, что ведет к тихой, едва слышимой речи. Это
часто наблюдается у физически слабых детей, а также у робких,
стеснительных.
2. Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха.
Дошкольник выдыхает весь запас воздуха уже на первом слове (слоге), затем
договаривает фразу или слово шепотом. Нередко из-за этого он не
договаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.
3. Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с
«захлебыванием».
4. Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо,
едва слышно.
В речевом дыхании вдох и выдох неравны. Выдох гораздо длиннее вдоха. А
поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация очень важна
для постановки речевого дыхания и голоса, для их развития и
совершенствования.
Овладеть правильным речевым дыханием поможет комплекс определённых
упражнений – «Дыхательная гимнастика».
Существует много различных комплексов дыхательной гимнастики, но не
менее важно и оформление, т. е. дидактические пособия, которые помогут
разнообразить дыхательные упражнения.
Пособия для дыхательной гимнастики можно сделать своими руками.
Вот такие пособия для развития речевого дыхания используются в младшей
группе « Радуга»:
- "Сдуй бабочку с цветка",
- "Подуй на снежинку",
- "Сдуй снежок с ладошки".
Дидактические игры с прищепками очень полезное занятие, довольно
веселое и интересное. Тренировка пальцев и выполнение ребенком движений
руками, вносят бесценный вклад в полноценное развитие головного мозга
малыша. В играх с прищепками ребенок задействует большой и
указательный пальцы, которые в будущем берут на себя основную нагрузку
при письме.
При нажатии на прищепку совершается мышечное действие, схожее с
движением по удержанию ручки, и прилагается аналогичное усилие.
Также в играх с прищепками развиваются речь и творческое воображение,
формируются сенсорные и пространственные понятия, математические
представления и т. д.
Вариантов игр с прищепками очень много. Игра « Развесь белье».
Цель игры: Учить детей правильно брать, открывать прищепку и прицеплять
к ней один из предметов одежды на веревочку.
Задачи: Развитие мелкой моторики рук, координации действий обеих рук,
зрительного восприятия, внимания, воображения.
Воспитывать интерес, усидчивость, терпение. Закрепление обобщающего
понятия «одежда», названия предметов одежды.
Игра понравилась не только девочкам, но и мальчики играют в нее с
удовольствием.
Чем больше ребенок ощупывает предметы (желательно различной формы и
фактуры), тем меньше вероятность возникновения у него проблем с речью.
Также играя с прищепками, можно заучивать различные стихотворения, тем
самым развивая память ребенка.
Дидактическая игра «Театр из фетра» - это решение одновременно
нескольких задач, предназначено для работы с детьми разных возрастов,
позволяет учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.
Цель. Развитие внимания, фантазии у детей, воображения и связной речи.
Все детали обработаны по краям, закреплены и безопасны для использования
детьми раннего возраста.
Игры сделанные своими руками, наши воспитатели используют практически
в любых видах практических занятий, в игровой, трудовой и
самостоятельной деятельности, на прогулках и в вечерних развлечениях.
Такие игры, в сравнении с магазинными, вызывают у детей восторг, радость,
восхищение, удивление, желание играть и разговаривать с ними.