Напоминание

«ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНД ДЛЯ УЧАСТИЯ В СОРЕВНОВАНИЯХ ПО РОБОТОТЕХНИКЕ»


Автор: Светлана Юрьевна Садырина
Должность: Педагог дополнительного образования (робототехника)
Учебное заведение: МАУ ДО "ДТДМ" г. Норильска
Населённый пункт: город Норильск, Красноярского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНД ДЛЯ УЧАСТИЯ В СОРЕВНОВАНИЯХ ПО РОБОТОТЕХНИКЕ»
Раздел: дополнительное образование





Назад




До того, как начать формировать команду педагогу стоит подробно

ознакомиться с регламентом соревнований, в которых особое внимание надо

уделить

возрасту

и

количеству

участников.

Обязательно

уточнить

цель

соревнований и сроки их проведения. По возможности послушать или почитать

отзывы участников прошлых лет. Внимательно пройтись по главе регламента

касающейся

финансовой

стороны

соревнований.

После

сбора

подробной

информации провезти анализ и решить, в первую очередь для себя, готовы ли вы

заняться подготовкой команды к участию в данных соревнованиях. Взвесив все за и

против, оценив свои ресурсы и приняв положительное решение сначала идём к

руководству, где представляем робототехнические соревнования и заявляем о своём

желании принять в них участие и только после согласия директора приступаем к

формированию команды.

Это важный подготовительный этап. Все мы люди и у всех у нас может быть

огромной задор, но, например, катастрофическая нехватка времени, как говорят:

«Очень хочу, но не могу». И для того, чтобы не обнадёживать детей, не

расшатывать свою психику и не слыть не обязательным педагогом в глазах

родителей важно ответственно подойти к решению об участии в тех или иных

соревнованиях.

В дополнительном образовании имеется достаточное количество ресурсов для

участия в дистанционных и в очных робототехнических конкурсах, олимпиадах,

турнирах и чемпионатах, поэтому большинство участников соревнований являются

именно воспитанники учреждений дополнительного образования.

Если говорить об очных конкурсах то, в течении первой половины учебного

года в нашем творческом объединении идёт активная подготовка к международным

STEAM – соревнованиям по робототехнике Лига (в прошлом FLL – First Lego

League), но в тоже время мы не спеша готовимся к региональному Дворцовому

турниру по робототехнике «Роболатория».

Оба этих соревнования проходят в очном формате и кардинально друг от

друга отличаются.

ГОРОДСКОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Секция ___ДПИ и ИЗО______

указать название секции

«ФОРМИРОВАНИЕ КОМАНД ДЛЯ УЧАСТИЯ В СОРЕВНОВАНИЯХ ПО

РОБОТОТЕХНИКЕ»

заголовок, указать тему выступления

Светлана Юрьевна Садырина,

ФИО выступающего (полностью)

педагог дополнительного

образования

должность выступающего

МАУ ДО «Дом творчества детей

и молодёжи»

образовательная организация

Если в STEAM – соревнованиях «Лига» участники работают над проектом в

течении всего сезона, проводят большое исследование, выявляют проблему по

заданной теме и находят решение, представив его в командной модели, а потом

презентуют свой проект экспертам на региональных и национальных чемпионатах.

То в «Роболатории» дети участвуют в турнире один день, где конструируют и

программирует свой проект по заданной теме за отведённое регламентом время.

И в обоих этих соревнованиях важна командная работа, так как в

соревнованиях Лига «Исследований» – это младшая школьная категория, в команде

должно состоят от двух до четырёх участников не считая тренера, а в

«Роболатории» в команду входят только двое ребят.

Соответственно и подготовка команд к разным соревнованиям отличается.

Приведу пример

формирования команды для участия в международных

образовательных STEAM-соревнованиях по робототехнике «Лига».

Данные соревнования направлены на раскрытие интеллектуально-творческого

и инженерно-технического потенциала детей в возрасте от 4 до 16 лет,

формирование креативного мышления и нестандартного подхода к поиску путей

решения поставленных целей и задач с помощью использования сквозных

цифровых

технологий,

развитие

научно-технических

навыков,

повышение

мотивации школьников к техническому конструированию и программированию в

области робототехники и сенсорики.

В Соревнованиях предусмотрены три возрастных направления:

Младшая дошкольная категория Лига «Открытий» (4 – 6 лет);

Младшая школьная категория Лига «Исследований» (6 – 9 лет);

Средняя школьная категория Лига «Решений» (10 – 16 лет)

Работая с детьми младшего школьного возраста, регулярно принимаем

участие в Лиге «Исследований», где команды знакомятся с основами инженерного

дела,

исследуют

проблемы

реального

мира,

учатся

проектировать

и

программировать, а также создают уникальные решения с помощью практически

любых деталей LEGO.

Формирование команды младшего возраста включает в себя несколько этапов.

О подготовительном этапе было сказано выше, расскажу об основных:

1.

«Работа с родителями»;

2.

«Знакомство»: проба совместной деятельности;

3.

«Наблюдение»: выявление индивидуальных

особенностей каждого

ребенка;

4.

«Репетиция совместной работы»;

5.

«Распределение командных ролей и обязанностей. Работа в команде».

Многие психологи, работающие с командами, предлагают ставить пункт

«Работа с родителями» на третье место, но по личному опыту скажу, что это не

очень удобно. Я приглашаю в команду только тех детей чьи родители, в случае

победы на региональных соревнованиях будут готовы оплатить проезд, проживание

и питание ребёнка на выездных национальных этапах и также согласны отпускать

ребёнка на дополнительные занятия позволив ребёнку неоднократно пропустить

школу для участия в соревнованиях.

На этом этапе важно рассказать родителям про соревнования, в какие дни дети

будут заняты, что потребуется от детей и родителей на протяжении всего времени

подготовки и т.д., т.е. максимально подробно объяснить всю серьёзнеть и большую

ответственность в процессе подготовки и участия в соревнованиях, которая

ложиться не только на детей, но и на самих родителей.

Делается всё это для того, чтобы через три – пять месяцев работы над

проектом – родители не отказались от участия ссылаясь на большую занятость или

невозможность поехать, или ещё массу причин, о которых небыли предупреждены.

Дальше начинается непосредственная работа с детьми.

2 этап формирования команды «Знакомство».

Например,

на

первых

занятиях

с

желающими

принять

участие

в

соревнованиях Лига «Исследований» я провожу блок упражнений на знакомство.

Упражнения проводятся в игровой форме.

Первое упражнение «Давай знакомиться».

Целью этого упражнения является знакомство друг с другом, привыкание и

адаптирование в новой среде.

Упражнение проводится в кругу. Каждый участник называет себя по имени

(если хочет, то что-то рассказывает о себе или своем имени).

Обычно упражнение начинается с педагога, дальше двигаются по часовой

стрелке. Дети возрастом 6 – 7 лет более активно рассказывают о себе, чем ребята по

старше.

Продолжая блок знакомство переходим к упражнению «Снежный ком»,

которое способствует запоминанию имен всех участников группы.

Первый участник (например, слева от педагога) называет свое имя.

Следующий – повторяет его, затем называет свое. Третий участник повторяет два

имени и называет свое. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый

участник назовет по именам всю группу.

Это очень весёлое упражнение, которая развивает память и приучает ребят

слушать других.

Продолжая тему знакомства, переходим к ещё одному упражнению «Наше

приветствие».

Цель – продолжить знакомство и создать психологически непринужденную

атмосферу в коллективе.

В начале говорится о разных способах приветствия, реально существующих и

шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой,

выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего

занятия и поздороваться им.

Такое упражнение очень расслабляет ребят и настраивает их так, что они

теперь сильная команда с необычной традицией.

Указанные упражнения преимущественно я провожу на первых двух – трёх

занятиях. Дальше упражнения немного усложняются и на отдыхе между занятий

(например, переменке), мы играем в игру-упражнение «Встаньте те, кто…».

Данное упражнение развивает внимание, наблюдательность, умение понимать

значение слов, а также является продолжением группового знакомства.

Ведущий предлагает встать тем, кто…

любит бегать;

радуется хорошей погоде;

имеет младшую сестру;

любит рисовать;

любит робототехнику;

имеет брата;

любит сладкое и т.д.

При желании роль ведущего могут выполнять дети. После завершения игры

детям задаются вопросы, подводящие итоги игры:

- Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным.

Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая

сестра? и т.д. Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные):

- Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшею сестру? Каждый вопрос

адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам – ему помогает

группа.

У меня на занятиях данное упражнение проходит весело и очень нравится

детям.

С сформированными командами прощание у нас всегда коллективное,

например, мы встаём в круг и выносим правую руку в центр, после чего качаем руки

и громко говорим: девиз команды либо её название, а после желаем друг – другу

хорошего отдыха.

Такая

традиция

развивает

сплоченность

и

взаимодействие

между

участниками.

На третьем этапе «Наблюдение» я часто использую игры «Путаница» и

«Путанка».

В игре «Путаница» участники образуют круг и берутся за руки, причем руки

одного человека должны быть сцеплены с руками разных людей. Задача: не

расцепляя рук, распутать узел и образовать круг. Это упражнение дает возможность

участвовать всем в выработке стратегии и стороннему наблюдателю очень хорошо

видно кто применяет на себя роль лидера, кто обладает большим терпение и т.д. В

игре «Путанка» хорошо оценивать действия конкретного ребёнка (водящего) и

отношение друг к другу. Водящий выходит из комнаты, оставшиеся дети становятся

в круг и берутся за руки. Не разжимая рук, они начинают запутываться, кто как

может. Когда образовалась «Путанка», входящий заходит и пытается распутать то,

что получилось, также не разжимая рук.

Так же эти игры хорошо развивают у детей чувства общности, формирования

внимательности и доброжелательного отношения друг к другу.

Рекомендую авторский метод – «Быстрое задание».

Дети рассаживаются парами и работают с одним конструктором и планшетом.

По заданию ведущего за короткое время, например, 15 минут, учащиеся приступают

к конструированию и программированию, например, самолёта. Главное донести до

ребят, что конструируем быстро и итоговая модель не должна быть точной копией

оригинала, но механизм работать должен. По команде стоп, ребята поднимают руки.

Ведущий смотрит модели, а после даёт команду на разбор конструкции за 3 – 5

минут.

После первого задания команды меняются и уже в новых парах выполняют

следующее задание.

Данный метод был мной разработан для обучения ребят распределению ролей

в команде, умению расставлять приоритеты выполняемых задач, формированию

критического мышления, а также для оценки педагогом индивидуальной работы

детей и эффективности работы в команде.

Постепенно задания усложняются, добавляется обязательный механизм в

модель и обязательные элементы программирования.

Хочу

отметить,

что

методика

очень

эффективно

себя

показала

при

формировании и подготовки команд к «Роболотории».

Четвёртым этапом является «Репетиция совместной работы».

На этом этапе разрабатываются задачи для решения командной цели,

составляется план работы над проектом, определяются сроки.

Дети ведут работу над поиском информации, рисуют модели, ищут решения

для выявленной проблемы, конструируют и программируют модель проекта. Ребята

работают над проектом пробуя себя в различных ролях – капитан, программист,

инженер, конструктор и т.д., т. е. каждый пробует себя в роли капитана или

инженера.

Во

время

«репетиции

совместной

работы»

рекомендую

следить

за

психологическим состоянием детей. Это очень важно ведь младший школьный

возраст – это особый период в жизни ребенка, связанный с его приходом в школу. В

это время у детей складывается новая для них социальная позиция школьника. Идет

освоение социального опыта в процессе учебной деятельности, а тут ещё тяжелая

подготовка к соревнованиям.

На плечи педагога ложится серьёзная задача помочь ребёнку привить любовь

и интерес к учению через игру. Ведь соревнования «Лига» – это исследовательская

деятельность на протяжении всего учебного года, где дети изучают очень много

новой, для них информации.

Именно на данном этапе идёт формирование команды, и уже можно сделать

выводы про результативность детей и их вовлеченность в процесс.

На пятом этапе «Распределение командных ролей и обязанностей. Работа в

команде», команда уже сформирована и работает как слаженный механизм, дети

понимают свои задачи, могут регулировать свою работу и знают свою зону

ответственности. Могут помочь или заменить товарища на различных этапах.

Очень важно продолжать работать над командообразованием, проводить

совместные мероприятия – экскурсии, походы в кино или просто чаепития, тем

самым продолжая укреплять командный дух. Ведь работы предстоит много и ребята

в самом начале пути, но у них уже есть команда, главное не терять мотивацию.

Надеюсь, что мой опыт поможет вам создать свою успешную команду.

Главное иметь желание, верить в себя и своих воспитанников.



В раздел образования