Автор: Чеботарева Налаия Алимовна
Должность: воспитатель, педагог-психолог
Учебное заведение: ГУ РК «Детский дом им. А.А. Католикова для детей-сирот и детей, оставшихся бе попечения родителей»
Населённый пункт: Сыктывкар
Наименование материала: Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот, воспитывающихся в условиях детского дома, в рамках образовательного процесса
Тема: Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот, воспитывающихся в условиях детского дома, в рамках образовательного процесса
Раздел: начальное образование
Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот,
воспитывающихся в условиях детского дома, в рамках
образовательного процесса
Чеботарева Наталия Алимовна
Г. Сыктывкар, ГУ РК
«Детский дом им.А.А. Католикова для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей»
Статья посвящена актуальной проблеме современного сопровождения
образовательного процесса воспитанников детского дома
Истинная цель образования состоит в том,
чтобы подпитать и прорастить семя вечности, уже посеянное в нас;
в полной мере развить его всеми видами способностей,
которыми снабдил нас создатель наш Бог.
Анна Джеймсон
В современной школе уже много сделано для оказания помощи ученику в
преодолении
школьной
неуспешности,
многое
учителя
осуществляют
дифференцированный
подход
к
ребёнку
в
процессе
обучения,
дополнительные занятия, индивидуальные консультации, но всех этих мер,
как показывает практика недостаточно [4].
Как отмечают исследователи
А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых р
ебёнок из
детского дома обучен сравнительно хорошо, но в ситуации, требующей
минимальной сообразительности, оказывается малоуспешным. Очень часто
воспитанники не умеют применять имеющиеся у них знания к решению
встающих перед ним проблем (неиспользование интеллекта) [5].
У детей, воспитывающихся в условиях детского дома, наблюдается
пристрастие к штампам в речи и мысли, они формально заучивают текст, не
пытаясь
вникнуть
в
его
смысл,
отношение
к
знаниям
отличается
равнодушием (контроль взрослых, нет чувства ответственности).
Также,
отмечается
чрезвычайно
слабо
выраженная
познавательная
потребность, интерес к новым фактам, ограниченный круг представлений.
Для них характерно ярко выраженное доминирование желаний, связанных с
их повседневной жизнью, выполнение режимных моментов, они не уверены
1
в своем праве на желание. Это позволяет прийти к выводу, что при
нормальном в целом уровне интеллекта он полностью не используется
воспитанниками ни в учёбе, ни в жизни [5,6,7].
Это может быть объяснено тем, что интеллект в определённой степени
оторван от мотивации и от личности этих детей. Данный факт можно
объяснить тем, что жизнь в детском интернатном учреждении устроена так,
что в принципе не требует особых интеллектуальных усилий со стороны
воспитанников (интеллектуальная пассивность).
Стремление в общении отражается несформированностью у ребёнка-
сироты способности отнестись к взрослому как к учителю и выполнить его
задание как учебное, неудовлетворённость потребности в общении со
взрослыми, выражается в стремлении любой ценой вызвать положительную
оценку педагога, привлечь внимание к себе, потребительское отношение к
взрослым, тенденция требовать от окружающих решения своих проблем (Что
хочу, то и делаю!) (самозащита), грубые ответы – несформированность
дистанции в общении [5].
Рассмотрев особенности детей-сирот становится очевидным, что нужна
систематическая помощь ребёнку в образовательном процессе и для этого
необходимо объединить усилия всех взрослых: учителей, социальных
педагогов,
воспитателей,
врачей,
психологов,
дефектологов,
которые
взаимодействуя друг с другом, постоянно будут держать учащихся в поле
зрения, оказывая необходимую помощь
В «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020
года», утвержденной Указом Президента РФ Д.А. Медведева от 12 мая 2009г.
№537, образование названо одним из приоритетов устойчивого развития
России.
Возможность получения качественного образования продолжает
оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан,
решающим
фактором
социальной
справедливости
и
политической
стабильности [3].
2
Конкуренция различных систем образования стала ключевым элементом,
требующим постоянного обновления технологий, ускоренного освоения
инноваций, быстрой адаптации к запросам и требованиям динамично
меняющегося мира [2].
Именно поэтому государственная политика в данной области направлена
на
«…переход от
системы
массового образования,
к
непрерывному
индивидуализированному образованию для всех, ориентированному на
формирование творческой социально ответственной личности…» [3].
Что же значит сопровождение ребёнка – сироты в образовательном
процессе?
Это значит, обладая всей полнотой знаний о психофизическом здоровье
ребёнка, воспитывающегося в условиях детского дома, помогать ему
преодолевать школьные кризисы, которые он сам не в состоянии решить из-
за возникших непреодолимых препятствий в учебной деятельности, в
общении, при адаптации к новым условиям или реабилитации после
кризисных жизненных ситуаций.
Понятие психолого-педагогическая помощь - это умение педагога
оптимально выбирать стратегию и технологию, методы и приёмы обучения
оптимальные для каждого отдельного воспитанника, позволяющую ребёнку-
сироте полностью реализовать себя и свои способности.
Рассмотрим
в
качестве
примера
опыт
реализации
психолого-
педагогического образовательного процесса на базе ГОУ «Детский дом-
школа №1 им. А.А. Католикова» г. Сыктывкар.
Цель психолого-педагогического сопровождения образовательного
процесса: создание оптимальных психолого-педагогических условий, для
развития личности учащихся начальной школы и их успешного освоения
основной образовательной программы общего образования.
Задачи:
3
систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка
и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения в
соответствии с требованиями ФГОС НОО;
создать оптимальные социально-психологические условия личностного
и интеллектуального развития обучающихся, в т.ч. соблюдая принцип
преемственности на каждом возрастном этапе;
создать
психолого-педагогические
условия,
способствующие
повышению
уровня
профессиональной
мотивации
и
компетентности
педагогов в условиях введения ФГОС НОО
К
организационно
педагогическим
структурам,
обеспечивающим
сопровождение школьников, относится:
- психолого –педагогическая служба которая обеспечивает комплексное
обследование учащихся, выявляет их резервные возможности, составляет
программу
индивидуального
развития
воспитанников,
предупреждает
интеллектуальные и эмоциональные перегрузки учащихся;
- творческие коллективы педагогов, призванные разработать специальные
методические приёмы коррекционно – развивающего направления;
- учителя предметники, которые наблюдают за ребёнком, выявляют
пробелы в знаниях, составляют карту ЗУН, фиксируют внимание на умении
ребёнка
сосредоточенно
слушать,
делать
выводы
из
сказанного,
самостоятельно находить нужное решение. Особенное внимание уделяется
речи учащихся, умению чётко формулировать мысль.
Важно провести диагностику пробелов в знаниях по русскому, чтению,
математике и определить какими навыками прочно овладел ученик.
Результаты носятся в карту ЗУН, на основании педагогической диагностики,
психолог,
дефектолог,
медицинский
работник
проводят
свою
диагностическую работу, где главная задача установить причины трудностей
в обучении.
На
основании
педагогической,
медицинской,
психологической
диагностики специалисты определяют в индивидуальном плане развития
4
учащихся конкретные задачи преодоления трудностей в обучении и
поведении. Индивидуальный план подвергается постоянному уточнению, так
с
одними
детьми
на
первый
план
выступает
мотивация
учебной
деятельности, а для других важнее начинать с обогащения словарного запаса.
Эти задачи реализуются в зависимости от их первоначальной значимости.
В индивидуальном плане развития учащегося определяются оптимальные
педагогические технологии обучения, а для учащихся, испытывающих
трудности в обучении, предлагаются методики обучения, сочетающие
предметные (традиционные) и коррекционные приёмы работы.
В нашей школе создаются условия для самореализации каждого ученика.
Очень часто педагоги не принимают ребёнка таким, какой он есть и это
является главной причиной самоблокировки детской активности в процессе
обучения. И здесь из арсенала педагогической поддержки мы используем
тактику помощи, которая направлена на то, чтобы перевести ребёнка из
состояния «жертвы» в позицию «встречи с проблемой».
Это не только эмоциональная поддержка ребёнка, когда он переживает
безвыходность учебной ситуации, это в первую очередь создание условий, в
которых ребёнок может обратиться к самопознанию и самоанализу.
Именно этот шаг необходим ребёнку, чтобы обнаружить в себе уже
имеющиеся реальные возможности («Я могу») и, опираясь на них попытаться
выйти из возникших проблем. Образовательный эффект тактики помощи
состоит в том, что на выходе из «учебной проблемы», после совершённых им
самостоятельных действий, ребёнок имеет опыт нового самоощущения: «Я
не хуже других. Все видели, как я сам справился с задачей».
Эмоциональный комфорт в процессе обучения воспитанников - это наше
условие, а не самоцель. Мы в нашей работе даём понять ребёнку, что он
интересен как личность, это создаёт атмосферу доверия между педагогом и
воспитанником.
К сожалению, а особенно с такой категорией детей, как дети сироты,
ясные, легко понимаемые сообщения - довольно редкое явление. Многие
5
сообщения, это чистый код. Некоторые воспитанники не научились ясно
выражать свои мысли и чувства или не хотят, чтобы его подлинные мысли
были поняты.
Очень важно научиться распознавать этот код, а «перевод» возможен,
если педагог умеет слушать, важно быть внимательны не только к словам, но
и к мимике, жесту, реплике ребёнка. Парадокс в том, что мысли ребёнок
пытается утаить, а действий ждёт в соответствии с ними.
В
канву
каждого
урока
включаются
специальные
коррекционно-
развивающие задания, с помощью которых поддерживается интерес к
предмету, (например, предлагается зашифрованный текст, с задание, что
можно было купить на рыночной площади в Афинах, если возникают
трудности выставляются предметы: маслины, кусочки кожи, чеснок,
масло, этот простой приём помогает получить наглядное представление о
рынке на Агоре). Также проводятся упражнения, развивающие память,
внимание, логику.
Особенно необходимы упражнения для глаз, мелкой моторики рук,
специальные комплексы дыхательных упражнений. Все эти упражнения
сопровождаются
работой
по
развитию
речи,
формированию
фонематического слуха, связного речевого высказывания. Если у ребёнка
трудности пространственного восприятия, ему предлагается индивидуальный
лист с заданием, например, восстановить целый предмет (кувшин), по
маленьким
фрагментам,
которые
найдены
археологами,
симметрично
нарисовать половину древней амфоры.
Ученикам с бедным словарным запасом даются листы с заданием,
закончи предложение, составь из слов предложение.
Работа с ребёнком проводится не только на учебных занятиях, но и во
внеурочное время.
Один из важных показателей динамики развития ребёнка – ощущение
комфортности в учебном процессе. У детей длительное время неуспевающих
в обучении, формируется заниженная самооценка, что отрицательно влияет
6
на результаты школьной деятельности и личные характерологические
качества.
Ребёнок становится тревожным, боязливым, испытывает трудности во
взаимоотношениях. Всё это травмирует ребёнка, сказывается на состоянии
нервной системы. Важно чётко видеть границы возможностей ребёнка и
применяемых методов обучения.
Главное требование профессиональной этики «Не навреди», – поскольку
дети в наибольшей степени беззащитны. А для педагогической поддержки
детей сирот, проявление гуманистической позиции является главным
способом, с помощью которого педагог открывает перед ребёнком путь к
образованию.
Таким образом, можно сказать, что сопровождение детей-сирот в рамках
образовательного процесса, имеет свою специфику и носит приоритетно
психолого-педагогический
характер.
Содержание,
формы
и
методы
сопровождения зависят от особенностей детей.
Опыт работы показывает, что необходима разработка и внедрение
комплексной программы по сопровождению образовательного процесса
детей-сирот с участием специалистов, компетентных в этом направлении.
Источники и литература:
1. Брутман В.И., Ениколопов С.Н., Северный А.А. Панкратов М.Г. Про-
филактика раннего социального сиротства // Сироты России: Проблемы, на-
дежды, будущее. М., 1994. С.16-17.
2. В. А. Мау, Т. Л. Клячко, А. А. Климов, М. В. Носкова.
Российское об-
разование: тенденции и вызовы: сб. ст. и аналитических докл. — М.: Изд-во
«Дело» АНХ, 2009. — 400 с
3. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от
08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического разви-
тия Российской Федерации на период до 2020 года»
7
4. Локанова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция,
психопрофилактика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2009.- 368с.
5. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. 3-е изд.- СПб.:
Питер, 2007.- 416с.
6. Психическое развитие воспитанников детского дома (текст) / под ред.
И.В.Дубровиной – М.: Педагогика, 1990. – 264 с.
7. Шипицына Л.М. Психология детей-сирот: Учебное пособие. - СПб.:
Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. - 628 с.
8