Напоминание

«ФОРМИРОВАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА ДЛЯ КАЖДОГО РЕБЁНКА ПРИ ПОДГОТОВКЕ КОМАНД К СОРЕВНОВАНИЯМ»


Автор: Светлана Юрьевна Садырина
Должность: Педагог дополнительного образования (робототехника)
Учебное заведение: МАУ ДО "ДТДМ" г. Норильска
Населённый пункт: город Норильск, Красноярского края
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «ФОРМИРОВАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА ДЛЯ КАЖДОГО РЕБЁНКА ПРИ ПОДГОТОВКЕ КОМАНД К СОРЕВНОВАНИЯМ»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Главный смысл деятельности педагога состоит в том, чтобы создать каждому

воспитаннику ситуацию успеха. Здесь важно разделить понятия «успех» и «ситуация

успеха». Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех –

результат подобной ситуации. Ситуация — это то, что способен организовать педагог:

переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере

взгляду со стороны. Задача педагога в том и состоит, чтобы дать каждому из своих

воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности,

поверить в себя.

В процессе подготовки команд к соревнованиям по робототехнике создание

ситуации успеха для каждого участника очень важный момент в командообразовании.

Ведь команда – это эффективно действующая группа людей в которую входят,

замотивированные профессионалы своего дела, а профессионалами становятся успешнее

люди.

Педагог целенаправленно создаёт комплекс условий, позволяющих достичь высоких

результатов деятельности.

Например, я продумываю занятие таким образом, чтобы оценить возможности

каждого ребёнка их сильные и слабые стороны. Дальше на всём протяжении работы с

ребятами, с помощью различных методик развиваю сильные стороны детей и подтягиваю

слабые – создаются такие ситуации, в которых каждый член команды максимально себя

проявляет.

Во время подготовки к соревнованиям постоянно использую приём «Эмоциональное

поглаживание», т.е. хвалю детей. Много на занятии говорю «умничка», «молодец», «я

горжусь вами!» и т.д. стараясь внушить ребёнку веру в себя, говорю, что «у тебя всё

получится» и даже если не удалось выполнить задание в полной мере хвалю учащегося

ведь сегодня он понял, как правильно программировать или конструировать.

Ещё моим излюбленным приёмом является «Умышленная ошибка». Обычно педагог

указывает учащимся на ошибки, а когда ребёнок указывает на ошибку у наставника – надо

видеть его лицо: переполненное гордости и радости. Прием «умышленная ошибка» можно

применять с учетом возраста только на ранее изученном материале. Так как я часто

применяю данный приём, воспитанники, которые со мной уже не первый год, знают его,

но при этом активно поддерживаются и с радостью включаются в «игру» – бегут к доске,

чтобы исправить ошибку с фразой «Светлана Юрьевна, я уже столько Вам говорил, как

пишется это слово!».

Так же во время длительной работы над проектом в команде идёт процесс

распределения ролей и здесь очень хорошо вписывается приём «Обмен ролями». Данный

приём дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных

эмоционально-волевых возможностей учащихся. Они как бы создают важный прецедент

на

будущее,

разбиваясь

на

отдельные

самостоятельные

акты

«обмена

ролями»,

превращаясь из формы деловой игры в специфический прием создания ситуации успеха.

Девиз этого приема: «Чем ярче личность, тем ярче коллектив».

А когда команда уже активно работает над заданием и открывает для себя

увлекательность поиска, погружения в мир неведомого дети начинают постоянно

«ФОРМИРОВАНИЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА ДЛЯ КАЖДОГО РЕБЁНКА

ПРИ ПОДГОТОВКЕ КОМАНД К СОРЕВНОВАНИЯМ»

заголовок, указать тему выступления

стремиться к поиску, не считаясь с трудностями и неудачами. У них формируется

уважительное отношение к возможностям человеческого разума – это вступил в силу и

работает приём «Горизонт». Находя нужную информацию, дети делятся новыми знаниями,

гордятся своим достижениями в поисках.

Для разгрузки во время работы мы с детьми часто играем в игры на

командообразование.

Одна из них «Следопыт». Эта игра развивает внимание, наблюдательность, умение

слышать и точно доносить свои мысли, а также уважительное отношение к другим.

Ведущий выбирает одного ребёнка, назначает его следопытом и выводит из

помещения. За это время в помещении создаётся полоса препятствий (для препятствий

используются кегли). Следопыта с завязанными глазами заводят в помещение и ставят в

начале трассы. Ребята из зала дают ему подсказки куда и как двигаться, задача дойти до

финиша, не сбив препятствие. Во время игры каждый ребёнок чествует свою значимость,

он же помогал следопыту и гордится этим, а следопыт соответственно смог успешно

пройти полосу препятствий.

Использование

ситуации

успеха

должно

помочь

учащимся

осознать

себя

полноценной

личностью.

Переживание

успеха

внушает

ребёнку

уверенность

в

собственных силах; появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы

еще раз пережить радость от успеха; положительные эмоции, рождающиеся в результате

успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою

очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.

В соревнованиях по робототехнике в большинстве конкурсов в возрастной

категории 6-9 лет, победителями или призёрами являются все участники. Для всех ребят

создаётся ситуация успеха, ведь каждая команда старалась и усердно работала и

отличилась в той или иной номинации.

Деятельность педагога – преподавание, строится на основе системы методов.

Охарактеризуем методы, оперируя которыми педагог сможет создать условия для

переживания учащимися ситуации успеха.

С чего начинается создание ситуации успеха на занятии?

Успех начинается с признания детьми права наставника учить. Возможно, с

необычного

начала

занятия.

С

создания

психологического

климата,

обстановки

жизнерадостности, разумного сочетания репродуктивных и творческих методов. С

предвкушения необычности, способности педагога удивлять.

Алгоритм создания ситуации успеха в процессе подготовке команды:

1.

Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности на занятиях.

2.

Второе условие – снятие страха – авансирование детей перед тем, как они

приступят к реализации поставленной задачи.

3.

Ключевой момент – высокая мотивация: во имя чего? Ради чего? Зачем? Так

как мы готовимся к соревнованиям то ребята в основном замотивированы, но мотивацию

нужной поддерживать и «разжигать» на каждом занятии.

4.

Реальная помощь в продвижении к успеху. Во время подготовки к

соревнованиям мы составляем план-график задач и план-график полученных знаний.

Регулярно проводим анализ своей деятельности, где наглядно изображена успешная

работа каждого ребёнка в частности и эффективность команды в целом.

5.

Краткое экспрессивное воздействие – педагогическое внушение (Успехов! За

дело! И т.д.). Такой своеобразный заряд позитивом, для этой цели я часто использую

приёмы на командообразование – я задаю несколько вопросов, например, «Зачем мы

здесь!», «Что делаем?», «Кто рядом?» и получив ответы «Мы здесь за знаниями!»,

«Познаём новое!», «Мы с друзьями!» или командой, разные варианты ответов, после чего

дружно желаем друг другу успеха.

6.

Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы. На протяжении

всего периода работы с командой, тренер рядом. В любой ситуации. Дети знают, что могут

со мной просто поговорить, попросить помощи или предложить мне свою. Если я замечаю,

что у ребёнка тупик, то стремлюсь помочь в данной ситуации, но делаю это так будто дети

сами нашли решение.

Правила, обеспечивающие ситуацию успеха:

Не наказывать отрицательной отметкой, грубой критикой в адрес ученика.

Подбадривать за малейший успех,

одобрять за малейшую победу в

соревновании с самим собой или другими учащимися, за помощь другим, чтобы радость

победы была нравственной.

Своевременно отметить успехи и достижения воспитанников во всех видах

деятельности. Особенно важно делать это публично, чтобы все знали о поощрении именно

данного ребёнка.

Использовать на определенном этапе обучения более дифференцированную

систему отметок: поощрительная отметка за старание, за усилия, прилежание, за

неожиданный, хотя и слабый ответ, за качество результата.

На своих занятиях я ставлю

рейтинговые баллы, и каждый ребёнок может получить «Отлично» если выполнить ряд

правил на занятии, также можно получить меньше баллов или еще больше, что является

суперзаслугой на занятии.

Применять

на

занятиях

задания,

предполагающие

соревновательность,

развивающие сообразительность и догадку, содержащих творческие элементы. Ведь

учащийся, даже не обладающий выраженными способностями, возможно, хорошо рисует,

быстро считает или является душой компании, что очень важно в проектной деятельности.

Известно, что успех - это горючее развития, своего рода пусковой механизм

самосовершенствования, саморазвития воспитанника.

Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для

преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и

внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе –

завтрашний успех в жизни!

Список источников

1.

Шитова О. Н. Методы организации командной работы в общеобразовательном

учреждении. СПб, 2010.

2.

Юрченко, Е. В. Стили педагогического общения [Текст] / Е. В. Юрченко, И. К.

Костенко // Вологдинские чтения. – 2009. – № 1. – С. 40-42.

3.

Плетнева, А. А. Особенности учебной мотивации младшего школьника [Текст] / А.

А. Плетнева // Новая наука: От идеи к результату. – 2016. – № 3-2. – С. 159-162.

4.

Педагогические идеи П.П. Болонского и Макаренко



В раздел образования