Авторы: Дармосюк Наталья Алексеевна, Татьяна Николаевна Чередниченко
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО Мальчевский Дом Детства и Юношества
Населённый пункт: г. Миллерово Ростовской области
Наименование материала: Статья
Тема: Взаимосвязь и совместная деятельность дополнительного и дошкольного образования
Раздел: дополнительное образование
Взаимосвязь и совместная деятельность дополнительного образования и
дошкольного образования
В
современных
условиях
возрастает
потребность
общества
в
разносторонне развитой, обладающей широким спектром компетенций
личности. Развитие способностей ребенка необходимо начинать как можно
раньше. Поэтому на первый план выходит образование детей в дошкольном
возрасте. Дошкольное образование занимает очень важное место в жизни
подрастающего человека, т.к. является первой ступенью в образовательной
системе государства, важным возрастным периодом в жизни каждого
ребенка, когда активно начинают формироваться умения и навыки на основе
полученных знаний.
Реформирование образовательной системы затронуло и дошкольную
сферу.
Новый
федеральный
закон
«Об
образовании
в
Российской
федерации»,
Федеральный
государственный
стандарт
дошкольного
образования,
ряд
нормативно-правовых
документов
федеральных
и
региональных уровней изменили структуру и содержание дошкольной
системы
в
Российской
Федерации.
Введены
новые
требования
к
образовательным
программам
дошкольного
образования,
состоянию
предметно-развивающей среды, взаимодействию основной образовательной
программы с дополнительным образованием. Дошкольная образовательная
организация в современных условиях представляет собой комплексную
воспитательно-образовательную и социальную систему, которая существует
не автономно сама по себе, а взаимодействует с многочисленными
организациями и учреждениями.
Образование как целостная система предполагает две цели –
социализацию
и
индивидуализацию.
Для
эффективной
и
успешной
реализации каждой из них необходимо иметь две автономные по целям,
задачам и педагогической деятельности сферы. А с другой стороны,
интегрировать эти сферы в единое образовательное пространство, которое
создает необходимые условия для целостного образования ребенка. Этими
двумя
автономными,
уникальными
сферами
являются
основное
и
дополнительное образование, каждая из которых направлена на решение
своих целей и задач, но в совокупности этих сфер лежит смысл образования.
Система образования рассматривается как совокупность преемственных
образовательных программ, а программы в свою очередь подразделяются на
основные и дополнительные.
Основная образовательная программа ДОУ не способна вместить в
себя все разнообразие человеческих талантов. Чтобы воспитать органичную,
всесторонне
развитую
личность,
необходимо
создавать
и
внедрять
программы дополнительного образования. Дополнительное образование в
дошкольных учреждениях позволяет в раннем возрасте диагностировать,
классифицировать и развить творческие способности детей.
Педагог
дополнительного
образования
организует
целостный
образовательный процесс, включающий в себя обучение, развитие и
воспитание в соответствии с природными задатками, склонностями и
интересами детей. Занятие в учреждении дополнительного образования
обладает рядом особенностей: оно менее регламентированное, более гибкое,
свободное по чередованию форм работы, насыщению различными видами
деятельности; созданию ситуации выбора и успеха для каждого ребенка. В
отличие
от
основного
занятия
в
детском
саду,
основанного
на
стандартизованном программном материале, оно носит элемент опережения;
имеет другую систему оценивания результатов деятельности обучающихся.
Педагог в дополнительном образовании имеет право выбора содержания,
форм, методов, технологий образования, поскольку он не ограничен
нормативами,
стандартами,
типовыми
программами.
Как
основная
организационная форма, дополнительное занятие целиком подчиняется всем
закономерностям
процесса
обучения.
В
нем
взаимодействуют
все
компоненты этого сложного процесса: цели, задачи, содержание, формы,
методы, средства обучения и др.
В сфере дополнительного образования успешно используется методика
дифференцированного обучения, при которой педагог излагает новый
материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности
предлагает работу разного уровня сложности, в зависимости от способностей
и уровня подготовки каждого.
Дополнительное образоавние называют
образованием личностно-ориентированным. Ребенку
дают возможность
определить собственный образовательный путь. Педагог, приглашая ребенка
включиться в ту или иную деятельность, обеспечивает ему условия
реализации
собственных
интересов,
развитие
его
индивидуальных
способностей, которые отличаются от интересов и способностей его
товарищей. К примеру, если ребенок, увлеченный техническим или
художественным творчеством, быстрее и лучше справляется с заданиями,
чем
другие
ребята,
то
он
имеет
возможность
его
дальнейшего
совершенствования. Тот же, кто медленнее двигается в своих творческих
достижениях, не должен восприниматься как отстающий. Достижения и того
и другого должны расцениваться по шкале их собственных возможностей, а
не
в
сравнении
с
другими.
Педагогическая
деятельность
в
сфере
дополнительного
образования
направлена
на
выявление,
усиление,
поддержку, развитие уникального потенциала, которым одарен каждый
ребенок. Педагог передает способы, на основе которых можно вывести
собственное решение; не единолично «ставит цели» и разрабатывает способы
их реализации, а создает условия для принятия этих целей и способов
детьми; не «оценивает», а формирует у каждого способность к самооценке.
Индивидуальный
подход
на
занятиях
способствует
раскрытию
индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере
мыслительных
процессов,
запоминания,
внимания,
в
проявлении
инициативы, творчества, в том, что при усвоении нового материала каждый
обнаруживает различные интересы и по-разному использует свои знания. Как
только обучение начинает основываться на индивидуальном подходе,
молчаливые,
застенчивые,
замкнутые,
робкие,
нерешительные
дети
становятся активнее, общительнее. Таких детей педагог, прежде всего,
должен расположить к себе, ввести в коллектив. Происходит взаимодействие.
Взаимодействие – это согласованная деятельность людей в достижении
совместных целей (результатов), в решении всеми участниками задач,
проблем, имеющих значение для всех. Это еще и общение людей друг с
другом, возникающее в процессе совместной деятельности. Известна
существующая зависимость между общением и совместной деятельностью в
становлении психики человека и развитии личности.
Время, которое ребенок проводит в стенах детского сада – это его
образовательный ресурс, который может быть использован для решения
задач социализации. Свободное время – время для себя – может стать
ресурсом
индивидуального
развития
и
дополнительное
образование
выступает условием, при котором данный ресурс может превратиться в
личностный потенциал. Если на занятиях в детском саду он должен
осваивать преподносимые ему знания, то на занятиях в творческом
объединении он волен пробовать и выбирать, он является исследователем.
Таким образом, дети закрепляют и расширяют полученные в рамках
обязательных занятий знания, умения и навыки. Цель дополнительного
образования
–
внедрение
новых
вариативных
форм
дошкольного
образования с целью повышения качества образовательного процесса и
удовлетворения
запроса
общества.
Дополнительное
образование
в
Дошкольном Учреждении преследует следующие цели:
1. Углубление и расширение базовых знаний, опережающее развитие
ребенка или компенсирующие занятия (для детей с отставанием в развитии).
2. Ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государ-
ственной Программы.
3. Ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие
самопознания,
саморегуляцию,
саморазвитие,
формирование
навыков
межличностных коммуникаций.
Посещение творческих объединений в Дошкольных Учреждениях дает
толчок к дальнейшему творческому развитию ребенка. Положительные
впечатления
и
творческая
атмосфера
улучшают
настроение,
дарят
положительный настрой, позволяют детям раскрепоститься, почувствовать
уважение
к
себе,
свою
индивидуальность
и
неповторимость.
Дополнительные
занятия
позволяют
углубить,
расширить
и
научить
применять приобретенные знания в основной образовательной деятельности
ребенка. Они позволяют удовлетворить познавательные, эстетические,
творческие запросы ребенка.
Опыт
показывает,
что
воспитанники
дошкольных
учреждений,
освоившие помимо основной образовательной программы дополнительную,
в дальнейшем успешнее других детей справляются со школьной программой,
активно посещают различные кружки и секции, более раскрепощенные и
уверенные в себе. Они активно участвуют в различных выставках и
занимают призовые места. Обладают активной жизненной позицией,
любознательны и сообразительны. Им проще выразить свои эмоции и найти
общий язык со сверстниками и взрослым окружением.
Итак, вопрос о взаимосвязи и совместной деятельности основного и
дополнительного образования – это вопрос о полноте образования, которое
не
может
быть
обеспечено
одной
из
форм.
Данный
вопрос
о
взаимодополняемости
как
о расширении
образовательных ресурсов,
обеспечивающих полноценное развитие базовых способностей растущего
человека. А именно такая задача стоит перед образованием в условиях
современного социума.
Литература
1.
Аникина А.П. // Педагогическое мастерство и педагогические
технологии : материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 1 мая
2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив
плюс», 2016. — № 1 (7). — С. 207–210.
2.
Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей : учебник для
студентов пед. училищ и колледжей – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,
2004. – 349 с.