Напоминание

Взаимосвязь и совместная деятельность дополнительного и дошкольного образования


Авторы: Дармосюк Наталья Алексеевна, Татьяна Николаевна Чередниченко
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО Мальчевский Дом Детства и Юношества
Населённый пункт: г. Миллерово Ростовской области
Наименование материала: Статья
Тема: Взаимосвязь и совместная деятельность дополнительного и дошкольного образования
Раздел: дополнительное образование





Назад




Взаимосвязь и совместная деятельность дополнительного образования и

дошкольного образования

В

современных

условиях

возрастает

потребность

общества

в

разносторонне развитой, обладающей широким спектром компетенций

личности. Развитие способностей ребенка необходимо начинать как можно

раньше. Поэтому на первый план выходит образование детей в дошкольном

возрасте. Дошкольное образование занимает очень важное место в жизни

подрастающего человека, т.к. является первой ступенью в образовательной

системе государства, важным возрастным периодом в жизни каждого

ребенка, когда активно начинают формироваться умения и навыки на основе

полученных знаний.

Реформирование образовательной системы затронуло и дошкольную

сферу.

Новый

федеральный

закон

«Об

образовании

в

Российской

федерации»,

Федеральный

государственный

стандарт

дошкольного

образования,

ряд

нормативно-правовых

документов

федеральных

и

региональных уровней изменили структуру и содержание дошкольной

системы

в

Российской

Федерации.

Введены

новые

требования

к

образовательным

программам

дошкольного

образования,

состоянию

предметно-развивающей среды, взаимодействию основной образовательной

программы с дополнительным образованием. Дошкольная образовательная

организация в современных условиях представляет собой комплексную

воспитательно-образовательную и социальную систему, которая существует

не автономно сама по себе, а взаимодействует с многочисленными

организациями и учреждениями.

Образование как целостная система предполагает две цели –

социализацию

и

индивидуализацию.

Для

эффективной

и

успешной

реализации каждой из них необходимо иметь две автономные по целям,

задачам и педагогической деятельности сферы. А с другой стороны,

интегрировать эти сферы в единое образовательное пространство, которое

создает необходимые условия для целостного образования ребенка. Этими

двумя

автономными,

уникальными

сферами

являются

основное

и

дополнительное образование, каждая из которых направлена на решение

своих целей и задач, но в совокупности этих сфер лежит смысл образования.

Система образования рассматривается как совокупность преемственных

образовательных программ, а программы в свою очередь подразделяются на

основные и дополнительные.

Основная образовательная программа ДОУ не способна вместить в

себя все разнообразие человеческих талантов. Чтобы воспитать органичную,

всесторонне

развитую

личность,

необходимо

создавать

и

внедрять

программы дополнительного образования. Дополнительное образование в

дошкольных учреждениях позволяет в раннем возрасте диагностировать,

классифицировать и развить творческие способности детей.

Педагог

дополнительного

образования

организует

целостный

образовательный процесс, включающий в себя обучение, развитие и

воспитание в соответствии с природными задатками, склонностями и

интересами детей. Занятие в учреждении дополнительного образования

обладает рядом особенностей: оно менее регламентированное, более гибкое,

свободное по чередованию форм работы, насыщению различными видами

деятельности; созданию ситуации выбора и успеха для каждого ребенка. В

отличие

от

основного

занятия

в

детском

саду,

основанного

на

стандартизованном программном материале, оно носит элемент опережения;

имеет другую систему оценивания результатов деятельности обучающихся.

Педагог в дополнительном образовании имеет право выбора содержания,

форм, методов, технологий образования, поскольку он не ограничен

нормативами,

стандартами,

типовыми

программами.

Как

основная

организационная форма, дополнительное занятие целиком подчиняется всем

закономерностям

процесса

обучения.

В

нем

взаимодействуют

все

компоненты этого сложного процесса: цели, задачи, содержание, формы,

методы, средства обучения и др.

В сфере дополнительного образования успешно используется методика

дифференцированного обучения, при которой педагог излагает новый

материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности

предлагает работу разного уровня сложности, в зависимости от способностей

и уровня подготовки каждого.

Дополнительное образоавние называют

образованием личностно-ориентированным. Ребенку

дают возможность

определить собственный образовательный путь. Педагог, приглашая ребенка

включиться в ту или иную деятельность, обеспечивает ему условия

реализации

собственных

интересов,

развитие

его

индивидуальных

способностей, которые отличаются от интересов и способностей его

товарищей. К примеру, если ребенок, увлеченный техническим или

художественным творчеством, быстрее и лучше справляется с заданиями,

чем

другие

ребята,

то

он

имеет

возможность

его

дальнейшего

совершенствования. Тот же, кто медленнее двигается в своих творческих

достижениях, не должен восприниматься как отстающий. Достижения и того

и другого должны расцениваться по шкале их собственных возможностей, а

не

в

сравнении

с

другими.

Педагогическая

деятельность

в

сфере

дополнительного

образования

направлена

на

выявление,

усиление,

поддержку, развитие уникального потенциала, которым одарен каждый

ребенок. Педагог передает способы, на основе которых можно вывести

собственное решение; не единолично «ставит цели» и разрабатывает способы

их реализации, а создает условия для принятия этих целей и способов

детьми; не «оценивает», а формирует у каждого способность к самооценке.

Индивидуальный

подход

на

занятиях

способствует

раскрытию

индивидуальности ребенка, которая находит свое выражение в характере

мыслительных

процессов,

запоминания,

внимания,

в

проявлении

инициативы, творчества, в том, что при усвоении нового материала каждый

обнаруживает различные интересы и по-разному использует свои знания. Как

только обучение начинает основываться на индивидуальном подходе,

молчаливые,

застенчивые,

замкнутые,

робкие,

нерешительные

дети

становятся активнее, общительнее. Таких детей педагог, прежде всего,

должен расположить к себе, ввести в коллектив. Происходит взаимодействие.

Взаимодействие – это согласованная деятельность людей в достижении

совместных целей (результатов), в решении всеми участниками задач,

проблем, имеющих значение для всех. Это еще и общение людей друг с

другом, возникающее в процессе совместной деятельности. Известна

существующая зависимость между общением и совместной деятельностью в

становлении психики человека и развитии личности.

Время, которое ребенок проводит в стенах детского сада – это его

образовательный ресурс, который может быть использован для решения

задач социализации. Свободное время – время для себя – может стать

ресурсом

индивидуального

развития

и

дополнительное

образование

выступает условием, при котором данный ресурс может превратиться в

личностный потенциал. Если на занятиях в детском саду он должен

осваивать преподносимые ему знания, то на занятиях в творческом

объединении он волен пробовать и выбирать, он является исследователем.

Таким образом, дети закрепляют и расширяют полученные в рамках

обязательных занятий знания, умения и навыки. Цель дополнительного

образования

внедрение

новых

вариативных

форм

дошкольного

образования с целью повышения качества образовательного процесса и

удовлетворения

запроса

общества.

Дополнительное

образование

в

Дошкольном Учреждении преследует следующие цели:

1. Углубление и расширение базовых знаний, опережающее развитие

ребенка или компенсирующие занятия (для детей с отставанием в развитии).

2. Ознакомление с областями знаний, выходящими за рамки государ-

ственной Программы.

3. Ознакомление с областями знаний и умений, включающих развитие

самопознания,

саморегуляцию,

саморазвитие,

формирование

навыков

межличностных коммуникаций.

Посещение творческих объединений в Дошкольных Учреждениях дает

толчок к дальнейшему творческому развитию ребенка. Положительные

впечатления

и

творческая

атмосфера

улучшают

настроение,

дарят

положительный настрой, позволяют детям раскрепоститься, почувствовать

уважение

к

себе,

свою

индивидуальность

и

неповторимость.

Дополнительные

занятия

позволяют

углубить,

расширить

и

научить

применять приобретенные знания в основной образовательной деятельности

ребенка. Они позволяют удовлетворить познавательные, эстетические,

творческие запросы ребенка.

Опыт

показывает,

что

воспитанники

дошкольных

учреждений,

освоившие помимо основной образовательной программы дополнительную,

в дальнейшем успешнее других детей справляются со школьной программой,

активно посещают различные кружки и секции, более раскрепощенные и

уверенные в себе. Они активно участвуют в различных выставках и

занимают призовые места. Обладают активной жизненной позицией,

любознательны и сообразительны. Им проще выразить свои эмоции и найти

общий язык со сверстниками и взрослым окружением.

Итак, вопрос о взаимосвязи и совместной деятельности основного и

дополнительного образования – это вопрос о полноте образования, которое

не

может

быть

обеспечено

одной

из

форм.

Данный

вопрос

о

взаимодополняемости

как

о расширении

образовательных ресурсов,

обеспечивающих полноценное развитие базовых способностей растущего

человека. А именно такая задача стоит перед образованием в условиях

современного социума.

Литература

1.

Аникина А.П. // Педагогическое мастерство и педагогические

технологии : материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 1 мая

2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив

плюс», 2016. — № 1 (7). — С. 207–210.

2.

Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей : учебник для

студентов пед. училищ и колледжей – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,

2004. – 349 с.



В раздел образования