Автор: Строганова Анна Германовна
Должность: учитель
Учебное заведение: ГОКУ "Специальная (коррекционная) школа № 33 г. Братска"
Населённый пункт: город Братск
Наименование материала: Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Социальное ориентирование""
Тема: "Социальное ориентирование"
Раздел: среднее образование
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области
«Специальная (коррекционная) школа № 33 г. Братска»
РАССМОТРЕНО
на заседании МО учителей
протокол № 1 от 29.08.2022г.
СОГЛАСОВАНО
зам. директора по УВР
Куклина С.В. ____________
УТВЕРЖДАЮ
директор ГОКУ «СКШ № 33 г. Братска»
Иванов А.В._________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Социальное ориентирование»
для 8 г класса
(АООП вариант 2)
(срок освоения программы 1 год)
Составил: учитель Строганова А.Г.
2022 год
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1.
Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………..……….3
2.
Содержание программы …………………………………………………………………………………..…..………….5
3.
Планируемые результаты освоения программы…………………………………………………………...……………6
4.
Календарно-тематическое планирование……………………………………………………………………………......7
5.
Учебно-методическое обеспечение………………………………………………………………………………….....10
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Социальное ориентирование» для специального
коррекционного 7 г класса составлена на основе следующих документов:
1.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации"
2.
Адаптированная основная образовательная программа общего образования детей с интеллектуальными
нарушениями ГОКУ «СКШ № 33 г. Братска» вариант 2;
3.
Учебный план ГОКУ «СКШ № 33 г. Братска», приказ № 233 от 30.08.2021 г.
4.
Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в ГОКУ «СКШ № 33 г. Братска», приказ
№ 261 от 01.09.2021 г.
Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное
время для удовлетворения потребностей обучающихся в содержательном досуге, их участии в общественно полезной
деятельности.
Настоящая программа создает условия для социальной, культурной, творческой реализации личности ребёнка,
её интеграции в социуме.
Цель программы курса внеурочной деятельности «Социальное ориентирование»:
Создание условий для развития и воспитания личности обучающихся, обеспечивающих уважение к истории и
культуре народа, воспитания нравственности ребенка, освоения основных социальных ролей, норм и правил.
Создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие личностных, социальных интересов обучающихся,
активно влияющей на формирование здоровой личности, способной жить и взаимодействовать в социуме, а также
подготовленную к самостоятельной жизни.
Задачи программы:
1.
организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся в тесном взаимодействии с
социумом;
3
2.
включение обучающихся в разностороннюю внеурочную деятельность;
3.
организация занятости обучающихся в свободное от учёбы время;
4.
развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, взрослыми,
старшими детьми в решении общих проблем;
5.
формирование здорового образа жизни.
6.
формирование отношения к базовым ценностям: к труду, Родине, семье, человеку, природе.
Основные принципы программы
1.
включение обучающихся в активную деятельность;
2.
доступность и наглядность;
3.
связь теории с практикой;
4.
учёт возрастных особенностей;
5.
сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;
6.
целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Занятия проводятся в форме круглых столов, викторин, праздничных мероприятий, школьных соревнований, и т.д.
Внеурочные занятия направлены на каждого обучающегося, чтобы он мог ощутить свою уникальность и
востребованность.
4
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Основные направления, ценностные основы воспитания и социализации обучающихся
Содержанием воспитания и социализации обучающихся являются ценности, хранимые в культурных, семейных,
социальных традициях и передаваемые из поколения в поколение. Традиционными источниками нравственности
являются следующие ценности:
патриотизм: любовь к России, к своей малой родине, к своему народу, родной земле и природе;
социальная солидарность: доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность: правовое государство, гражданское общество;
семья: любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших;
любовь: к близким, друзьям, школе;
здоровье: здоровый образ жизни;
труд и творчество: творчество и созидание, трудолюбие, бережливость.
Срок реализации программы -1 год; количество часов в год – 33, количество часов в неделю – 1.
5
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Предметные результаты
Личностные результаты
Обучающиеся должны знать:
ценности «человек», «труд», «общение», «коллектив»,
«доверие»;
Обучающиеся должны уметь:
соблюдать традиции школы;
отвечать за свои поступки и действия;
участвовать в коллективном творческом деле;
высказываться;
владеть навыками неконфликтного общения;
строить и вести общение в различных ситуациях с людьми,
отличающимися друг от друга по возрасту.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Развитие
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости,
понимания
и
сопереживания чувствам других людей;
Основы персональной идентичности, осознание принадлежности к
определенному полу, осознания себя как «Я»;
Социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности;
Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий
мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной
частей;
Формирование уважительного отношения к окружающим
Овладение
начальными
навыками
адаптации
в
динамично
–
изменяющемся и развивающемся мире;
Освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери),
пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и
формирования личностного смысла учения;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки
на
основе
представлений
о
нравственных
нормах,
общепринятых правилах;
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
6
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п
Наименование раздела, темы
Количество часов
1
Беседа
10
2
Викторина
2
3
Изготовление поделок
6
4
Конкурсы
12
6
Физкультурные развлечения
2
7
Экскурсия
1
Итого
33
7
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Дата
Тема
Форма проведения занятия
I ЧЕТВЕРТЬ
1
02.09
«Вот и стали мы на год взрослее.»
Беседа
2
09.09
«Правила дорожного движения»
Конкурс рисунков
3
16.09
«Здравствуй, осень»
Конкурс поделок
4
23.09
«Осенние превращения»
Конкурс поделок
5
30.09
«Мой любимый учитель»
Конкурс рисунков
6
07.10
«Урок безопасности школьников в сети Интернет»
Круглый стол
7
14.10
«Очумелые ручки.»
Беседа
8
21.10
«Безопасные каникулы»
Беседа. Проведение инструктажей
II ЧЕТВЕРТЬ
9
11.11
«Быстрые, ловкие, умелые.»
Физкультурное развлечение
10
18.11
«Мир, под названием мама»
Разучивание стихотворения, конкурс подарков
11
25.11
«Мы - за чистые легкие»»
Беседа, изготовление плаката
12
02.12
«Этот город наш с тобой»
Конкурс рисунков
13
09.12
«Путешествие по родному городу»
Видео-экскурсия
14
16.12
«Волшебная игрушка на ёлку.»
Коллективная деятельность, изготовление игрушек
15
23.12
«Безопасный Новый год.»
Беседа. Проведение инструктажей
III ЧЕТВЕРТЬ
16
13.01
«Святки»
Игра-беседа
17
20.01
«Ярмарка народного творчества»
Изготовление поделок
18
27.01
Акция «Покорми птиц»
Изготовление кормушек
19
03.02
«На зарядку – становись!»
Викторина
20
10.02
«А, ну-ка, мальчики.»
Конкурс стенгазет
21
17.02
«Папа, поздравляю с 23 февраля».
Спортивная эстафета с 7 г классом
8
22
24.02
Аукцион «Добрых дел»
Круглый стол
23
03.03
«Самым милым и красивым»
Изготовление
поздравительных
открыток
к
празднику «8 марта»
24
10.03
«Из ненужного - нужное»
Изготовление поделок
25
17.03
«Будем здоровы!» Подведение итогов за четверть
Конкурс стенгазет. Проведение инструктажей
IV ЧЕТВЕРТЬ
26
31.03
«Природы чудный лик»
Конкурс декоративно-прикладного творчества
27
07.04
«О бесконечной Вселенной…»
Конкурс рисунков
28
14.04
«Космическое приключение»
Конкурс - игровая программа
29
21.04
Экологическая викторина "Родная природа"
Экологическая викторина
30
28.04
«Нам выпала честь прикоснуться к победе»
Презентация, беседа
31
05.05
«Открытка ветерану»
Конкурс открыток
32
12.05
« Лес – наше богатство»
Составление листовок о безопасности леса
33
19.05
«Безопасное лето». Подведение итогов за год
Викторина. Проведение инструктажа
9
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.
Аранская О.С. Игра, как средство формирования здорового образа жизни.-2002.-№5.-с.54.
2.
ДробининаН.Н. Классные часы: 4 класс. - М.:ВАКО,2008.
3.
Маюров А.Н. Уроки культуры здоровья. В здоровом теле – здоровый дух. Уч. пособие для ученика и учителя. М.:
Педагогическое общество России, 2004.
4.
Настольная книга классного руководителя, 5 – 9 классы, И.С. Артюхова, М.: «Эксмо», 2010.
5.
Классные часы. 5 класс / Авт-сост. А.В. Давыдова. – М.: ВАКО, 2013.
6.
Крутецкая В.А. Правила хорошего поведения – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.
7.
Лопатина А., Скребцова М. Права детей в сказках, рисунках и вопросах. Правовое воспитание детей./ М.:
Амрита-Русь, 2008.
8.
Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников: методическое пособие для учителя / М.:
Просвещение, 2003.
9.
Плинер Я.Г., Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе / М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
10.
Пожарная безопасность в начальной школе: конспекты занятий и классных часов / сост. О.В. Павлова, Г.П.
Попова, Г.Н. Шевченко. – Волгоград: Учитель, 2007.
11.
Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008
12. Шорыгина Т.А. Беседы о хорошем и плохом поведении: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008
13.
Элькин Г.Н. Правила безопасного поведения на дороге. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2009.
10