Автор: Воропаева Мария Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ №177
Населённый пункт: город Оренбург, Оренбургская обл.
Наименование материала: Конспект ОД
Тема: путешествие по сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Раздел: дошкольное образование
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад № 177»
КОНСПЕКТ ОД
Тема: путешествие по сказке «Сестрица
Алёнушка и братец Иванушка»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Группы общеразвивающей направленности
для детей в возрасте от 6 до 7 лет
Выполнила: воспитатель
Воропаева М.В.
Оренбург,
2023
1
СОДЕРЖАНИЕ
№
Раздел
Стр.
I.
Пояснительная записка
3
II.
Конспект образовательной деятельности
4-8
III.
Список литературы
9
2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное
и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи.
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества
и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает
воображение и мышление ребенка, обогащает ее эмоции, дает прекрасные
образы русского литературного языка. В дошкольном возрасте происходит
знакомство детей с художественной литературой: сказки, рассказы, стихи и
произведения «малых форм» фольклора: потешки, песенки, скороговорки и
т.д.
Период дошкольного детства считается фундаментом для дальнейшего
развития всех сторон речи. Успешность обучения детей в школе во многом
зависит от уровня овладения связной речи.
Культура речи – важное условие воспитания общей и внутренней
культуры людей. Владение литературным языком, совершенствование
навыков
речевой
культуры
составляет
необходимый
компонент
образованности, интеллигентности человека.
Художественная литература развивает мышление и
воображение
ребенка, обогащает его эмоции.
Ценность чтения художественной литературы в том, что с её
помощью взрослый легко устанавливает эмоциональный контакт с ребенком.
Книга всегда была и остается основным источником формирования
правильной
развитой
речи.
Чтение
обогащает
не
только
интеллект,
словарный состав, она заставляет думать, осмыслять, формирует образы,
позволяет фантазировать, развивает личность многосторонне и гармонично.
3
Образовательная деятельность в детском саду (конспект занятия)
I.
Организационная информация
Примечание
(дополнител
ьная
информация
к конспекту)
1.
Доминирующая
образовательная область
Речевое развитие
2.
Вид деятельности детей
Познавательная, игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная
Методическая информация
1.
Тема образовательной
деятельности
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
2.
Методы и приемы
реализации содержания
занятия
Наглядный: показ иллюстраций и к русской народной сказке.
Словесный метод: вопросы воспитателя.
Игровой: игра «Веселое колдовство».
Практический: рисование настроений Алёнушки
3.
Интеграция
образовательных
областей
Речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социально-
коммуникативное, художественно-эстетическое
4.
Возрастная группа:
Группа общеразвивающей направленности 6-7 лет
5.
Цель:
показать значение русской народной сказки, ее жизненной мудрости, победы добра над
злом. показать значение русской народной сказки, ее жизненной мудрости, победы добра
над злом.
6.
Задачи:
6.1
Формировать умение различать и называть эмоциональное состояние персонажа
6.2
Развивать речь; упражнять в восстановлении последовательности событий в сказке.
6.3
Воспитывать интерес к русскому народному творчеству; проявлять доброжелательное отношение к сверстникам,
уважения к взрослым;
7.
Планируемые результаты:
7.1
Проявляет эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;
- умеет решать интеллектуальные и личностные задачи;
7.2
Умеет действовать самостоятельно; Сопереживает. Эмоционально реагирует
7.3
Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам
4
8.
Организация среды для
проведения занятия
(образовательной
деятельности)
Иллюстрации к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Картина В.Васнецова
«Алёнушка», клубок, коробочка, картинки-пазлы к сказке, кувшин.
9.
Подготовка к
образовательной
деятельности на занятии
в режимные моменты
Чтение русской народной сказки «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
Конспект занятия (образовательной деятельности)
I.
Вводная часть
5 мин
1.1
Введение в тему
(создание проблемной
ситуации)
Воспитатель: Ребята подойдите к книжному уголку, посмотрите какие красивые книги
стоят на полочках. Какие книги вы узнали? (Ответы детей). Правильно, это действительно
– сказки. Разные народы живут на земле и у каждого народа есть свои сказки, эти сказки
сказочники записали в книги (показ книг на полке). В сказках есть «сказочные слова»,
песенки, повторы.
Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были…, В некотором царстве…
и другие)
Каждая из этих сказок учит «уму – разуму». Что значит «учить уму-разуму»?
(Давать мудрые советы)
1.2
Мотивация
деятельности детей
Воспитатель: Посмотрите, что это стоит на столе? (Сундучок). Правильно, но сундучок не
простой, а волшебный. Давайте его откроем (пытаются открыть, но видят, на сундуке
висит замок). Чем можно открыть замок? (Ключом).
1.3
Целеполагание (с
помощью педагога дети
формулируют цель
своей деятельности или
принимают цель
педагога)
Воспитатель: А вот и ключи, надо подобрать ключик к замочку. Ну-ка сундучок покажи
нам, что там у тебя внутри. (Вынимают картинки-пазлы). Давайте соберем картинку и
узнаем, какая это сказка. (Дети собирают картинку и узнают сказку). Ну, теперь ясно,
какая это сказка. Назовите её. (Это сказка «сестрица Аленушка и братец Иванушка)
II.
Основная часть:
20 мин
2.1
Актуализация ранее
приобретенных знаний
Воспитатель: Ребята, а в коробке ещё что-то есть (вытаскивает клубок), это волшебный
клубок и зовет он нас в гости в сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». Вы
готовы? Ну, тогда вперед…(Дети вместе с воспитателем идут по тропинке, в группе
расставлены картинки с сюжетами из сказки).
Вот куда наш клубок закатился, к кому мы попали в гости? (мы попали в гости к
Алёнушке и Иванушке)
5
С кем жили Алёнушка и Иванушка? (С дедушкой и бабушкой, но они умерли)
Что случилось потом с ними? (Аленушка взяла Иванушку и пошла, искать работу)
Воспитатель: Посмотрите, карточка лежит на тропинке, кто же на ней изображен?
(Аленушка и Иванушка). Давайте возьмем её с собою, она нам пригодится. Ой, клубочек-то
укатился, пойдемте искать его. (Подходят к следующей картинке). А вот и наш клубок.
Посмотрите, как клубок крутится, наверное, что-то случилось с героями сказки, давайте
посмотрим.
Какая беда случилась с Иванушкой? (Иванушка попил из козьего копытца)
В кого превратился Иванушка? (Иванушка стал козлёночком)
Послушался ли он мудрого совета сестры? (Нет)
Можно ли сказать об Иванушке, что он послушный, покладистый? Почему? (Нет,
надо прислушиваться к советам старших)
Какой по характеру Иванушка? Почему вы думаете так? (Глупый, упрямый)
Кто это там, на картинке выглядывает из-за дерева? (Колдунья)
Как вы думаете, кто заколдовал воду в козьем копытце? (Тоже колдунья)
Можно ли сказать о колдунье, что она добрая? Почему вы думаете так? Обоснуйте
свой ответ? (Нет, она злая, завистливая)
Возьмите карточку, что на ней изображено? (Козлик, копытце и колдунья)
Воспитатель: Пойдемте дальше, вон и клубок нас уже заждался (подходят к следующей
картинке). Странно, ещё какой-то персонаж появился в этой сказке. Кого на пути встретили
Аленушка и козленочек? (Встретили купца, который потом женился на Алёнушке). А вот и
картинка, что на ней изображено? (Купец на коне). Возьмем её.
Воспитатель: Ребята, клубочек что-то шепчет, ну-ка я послушаю, он предупреждает нас,
что путь к следующему сюжету будет не легким. Вы не боитесь трудностей? Ну, тогда в
путь! (Ходьба по ограниченной поверхности, прыжки из обруча в обруч). Вот и пришли мы с
вами на лужайку, присядьте, отдохните, да на картинку посмотрите.
Как вы думаете, какое настроение у героини этой картины? Почему? Что произошло
с Аленушкой? (Колдунья столкнула Аленушку в воду, перехитрила купца.. Она
обернулась Аленушкой и велела зарезать козленочка).
Как вы думаете, кто не поверил хитростям колдуньи? (Козлёночек).
Представьте, что было бы, если бы козлёнок не узнал о хитростях колдуньи?
(Алёнушка и Иванушка погибли бы).
Кто спас Аленушку? ( Купец).
Как можно назвать поступок купца? Почему вы думаете так? ( Поступок купца
можно назвать хорошим, добрым).
6
Воспитатель: А вот и карточка. Как много набралось у нас карточек, давайте расставим их
правильно по текущим сюжетам.
Ребята, можно рассказать сказку по этим карточкам? ( Можно)
Для чего в сказке даются мудрые советы? ( Чтобы стали люди умнее и не повторяли
ошибок героев сказок).
Как вы думаете, что победило в сказке: добро или зло? Почему вы думаете так?
( Победило добро)
2.2
Добывание (сообщение и
приятие) нового знания
Воспитатель: Ребята, клубочку очень понравилось с вами путешествовать, и он хочет с
нами поиграть в игру «Веселое колдовство». Сейчас я вас всех заколдую (колдует), вы не
сможете разговаривать, и будете отвечать жестами, действиями (вопросы самые
разнообразные, например: изобрази весёлого человека, покажи, чем ты любишь заниматься
и т.д.) В конце игры воспитатель «расколдовывает» каждого ребенка, дотрагиваясь до него
рукой. Ребята, чтобы вы не забывали сказку, клубочек дарит вам вот эту картину, её
нарисовал художник В.Васнецов.
Кто изображен на картине? ( На картине изображена Алёнушка)
Какое настроение у Алёнушки? ( Грустное, тоскливое, печальное).
Через какие предметы в этой картине выражается добро? ( Через Алёнушку,
ласточек).
Как вы думаете, в чем выражается зло, в каких предметах? ( Зло выражает камень,
темная вода, лес)
Представьте, какую бы пела песню Аленушка, если бы ожила? Почему вы думаете
так? Обоснуйте ответ (Печальную).
2.3
Самостоятельная
деятельность детей по
закреплению нового
знания
Воспитатель: Давайте нарисуем все настроения Аленушки, которые вам запомнились в
сказке. Дети рисуют. Выставка рисунков.
III.
Заключительная часть
5 мин
3.1
Анализ и самоанализ
деятельности детей
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это там стоит на пенечке? ( Кувшин). Этот кувшин,
необычный, а волшебный. Мы сейчас с вами будем передавать его друг другу, и говорить
прямо в него, каким должен быть добрый человек? Я начну, а вы продолжайте: добрый
человек - отзывчивый, добрый человек – всегда поможет и т.д. (Дети продолжают
синонимический ряд, подбирая определения-характеристики).
Воспитатель: Вот и наполнился наш кувшин доверху, молодцы! И нам всем стало приятно
от этого.
IV.
Дальнейшая разработка темы
7
4.1
Чтение русских народных сказок
4.2
Сочинить сказку с добрым концом.
4.3
Рисование красками любимых героев из сказок.
4.4
Лепка героев сказок.
Список использованной литературы
1.
Интернет ресурсы
8
1