Автор: Сафронова Оксана Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №28 "Золотой петушок"
Населённый пункт: город Тамбов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Этикет проведения праздника в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для воспитателей
«Этикет проведения праздника в детском саду»
Соблюдение этикетных правил при проведении праздника в до-
школьном учреждении трудно переоценить.
Во-первых, современное понимание культуры поведения личности
педагогом, родителями, воспитанником, да и вообще любым чле-
ном общества, обязательно включает в себя владение правилами
этикета. Владение этикетом предполагает знание его правил, пони-
мание необходимости их соблюдения, а так же умение выбрать пра-
вило, подходящее к конкретной ситуации, и выполнить его с наи-
большей пользой для себя и окружающих.
Во-вторых, культура поведения педагога несёт двойную нагрузку,
являясь и характеристикой личности, и важным профессиональным
качеством. Известно, что воспитатель для ребёнка – один из самых
убедительных наглядных примеров: ребёнок впитывает поведенче-
ские манеры воспитателя и, если любит его, не задумываясь, подра-
жает ему.
В-третьих, соблюдение правил этикета способствует установле-
нию доброжелательных и уважительных отношений между участ-
никами общения, в результате которого складывается взаимопони-
мание между воспитателем и родителями, что, в свою очередь по-
ложительно влияет на ход педагогического процесса.
Для чего в детском саду проводятся праздники? Для многих воспи-
тателей, да и для музыкального руководителя, праздники – это бес-
конечные экзамены, которые никогда не заканчиваются. Конечно
праздник – это возможность показать мамам и папам, чему дети
научились, как, справляясь с волнением, они выступают перед зри-
телями, среди которых есть и незнакомые люди. Праздник достав-
ляет радость и родителям, которые за небольшой отрезок времени
проживают счастливые минуты гордости за сына и дочку, радуются
новым умениям своего ребёнка, доброму отношению к нему детей
и педагогов. Но все мы знаем, что главная цель – порадовать детей,
обогатить их жизненный опыт яркими впечатлениями, предоста-
вить им возможность выразить себя в различных видах музыкаль-
ной деятельности. И, если ребёнок на празднике что-то путает, за-
бывает – не стоит бояться остановить его выступление и с улыбкой,
спокойно подсказать нужные слова или движения. Ребёнок ни в
чём не виноват и ничего не обязан! Его нужно подбодрить и под-
держать, снять чувство неуверенности.
Вот несколько рекомендаций к таким непредвиденным обстоятель-
ствам.
1.
При исполнении танцев или песен в случае «сбоя» остановить де-
тей и настроить их на повторное исполнение, подсказав, что нужно
исправить (например, найти середину круга, повернуться к зрите-
лям, спеть веселее, громче или, наоборот, тише). Всё это нужно де-
лать естественно и непринуждённо, подбадривая детей спокойным
голосом.
2.
В случае исполнения массовых танцев детьми, пропустивших заня-
тие и вследствие этого не освоивших движения или перестроения
танца, воспитатель может встать с ребёнком в пару.
3.
Почаще приглашать к выступлению родителей: совместное испол-
нение с детьми танцев, песен, инсценировок воспитывает у них ува-
жение к труду воспитателя, музыкального руководителя (ведь они
начинают понимать, какого труда стоит выучить маленькую пляску
или роль и каких нервных затрат стоит выступление пред зрителя-
ми).
4.
После завершения утренника, как бы он ни прошёл, ни в коем слу-
чае не оправдывайтесь перед родителями! Вы ни в чём не винова-
ты, а праздник, на котором дети радовались, всегда успешный.
5.
После окончания утренника желательно, чтобы родителям были
представлены все специалисты, кто готовил для детей праздник,
кто затратил много усилий в работе с детьми. Важно, чтобы прозву-
чали слова благодарности и тёплые пожелания в адрес и педагогов,
и их помощников (особенно тех, кто готовил атрибуты, декорации,
костюмы к празднику), и родителей, которые принимали участие в
празднике. Праздник должен заканчиваться восклицательным зна-
ком!
Очень важна в процессе праздника роль ведущего. Он должен
объединить детей
и взрослых, создать хорошее настроение, быть эмоциональным и
жизнерадостным, быстро ориентироваться в том, что происходит, и
оживлять весь праздник. Предпочтительно, чтоб он знал ход празд-
ника наизусть, и не читал с листа. Недопустимы шпаргалки в виде
смятых клочков бумаги, лучше, если это будет красивая открытка
или планшет. Ведущий – душа праздника. Он обязательно должен
иметь пространство для импровизации, непосредственного реагиро-
вания на ситуации, свободного общения с детьми. Иначе, вместо
атмосферы праздника, душевного тепла, раскрепощённости полу-
чится отчёт «передовиков производства». А это никакого отноше-
ния к детскому празднику не имеет.
За неделю до утренника в каждой группе воспитатели и другие со-
трудники учреждения должны чётко распределить свои обязан-
ности. Музыкальный руководитель в ходе самого праздника отве-
чает только за музыку в прямом смысле этого слова. Шапочки, пла-
точки, атрибуты, стихи, появление и уход действующих лиц, после-
довательность событий – все неизбежные (а часто и забавные)
неожиданности, связанные со всем этим, находятся в сфере забот
воспитателей или родителей.
Правила этикета существуют для того, чтобы люди своим поведе-
нием, речевым и неречевым демонстрировали уважение друг к дру-
гу. Именно в этом кроется нравственный аспект этикета, как, впро-
чем, и эстетический.
Хочешь, чтобы люди тобой любовались, веди себя красиво.
Какие же правила этикета способствуют успешному проведению
праздника в детском саду? Они те же, что и дома.
1.
Праздничный наряд. Он несёт огромную нагрузку: создаёт на-
строение, делает
человека привлекательным и уверенным в себе, является средством
выражения уважения к тем, кто пришёл на праздник.
Детский наряд должен быть удобен для участия в действиях, орга-
низованных на празднике, а так же красив и отличаться от повсед-
невной одежды. Костюмы театрализованных представлений гото-
вит костюмер (или по желанию – родители), продумываются и об-
говариваются с родителями заранее. Обязательны красивые и
опрятные прически, как у девочек, так и у мальчиков. А так же
удобная и красивая обувь, которая не должна быть ни стоптанной,
ни старой, ни рванной.
Наряд воспитателя тоже исключает каждодневную одежду. Это мо-
жет быть нарядное платье или юбка с блузкой. Джинсовый костюм
не воспринимается как праздничный. Дополнительное настроение
придадут лёгкие украшения (шарфик, пояс, бижутерия), не очень
громоздкие, не мешающие лёгкому движению в игре, танце, упраж-
нении. Юбка не должна быть слишком узкой или короткой, иначе
как играть с детьми? Разумеется, костюм воспитателя должен быть
выдержан в духе праздника и в то же время сохранять черты дело-
вого облика: недопустимы большое декольте, глубокие вырезы,
прозрачность ткани, а так же одежда, подчёркивающая линии фигу-
ры, нежелательна многоцветность наряда. Так же следует помнить,
что элегантный чёрный цвет, любимый многими женщинами, недо-
пустим, так как он не воспринимается детьми как праздничный. Ту-
фли на каблуках должны быть удобными и не стеснять движения,
потому желательна высота каблука не более 3-4 см.
Возможно, воспитателю придётся напомнить родителям, что они
приглашены в гости и праздник в немалой степени зависит от того
как выглядят гости. Желательно чтоб и родители выглядели краси-
во: их внешний облик (одежда, причёска, обувь) – проявление отно-
шения и к празднику, и, главное, к хозяевам и организаторам встре-
чи. Красивые и нарядные мама и папа настроят ребёнка на правиль-
ное восприятие события, а ещё он будет гордиться родителями. И
запомнит: когда люди идут в гости, они наряжаются, чтобы своим
внешним видом радовать хозяев дома.
Кстати, если родители в этот день придут в детский сад с цветами,
это доказательство того, что они хотят порадовать и воспитателей,
много сил отдающих воспитанникам, и детей, которые с волнением
и радостью готовятся к праздничной встрече. Цветы, принесённые
родителями, могут стать прекрасным украшением праздника.
2.
Соблюдение правил гостевого этикета. Поскольку родители при-
глашены на
праздник,
возникают
гостевые
отношения,
которые
должны
строиться в соответствии с правилами этикета. Среди них есть ка-
сающиеся хозяев дома, детей и воспитателей.
Радостно встретить гостей.
Представьте: воспитатель занимается подготовкой праздника, а го-
сти (родители) не знают, куда себя деть. Поэтому надо чётко проду-
мать, кто из педагогов занимается детьми, кто гостями. Не исклю-
чать участие младших воспитателей и даже родителей: предложить
кому-то взять на себя роль встречающего гостей, который проводит
их в заранее приготовленное помещение (музыкальный зал, группу
и т.п).
Ни один гость не должен оказаться без внимания хозяев дома
ни тогда, когда
гости собираются, ни в ходе праздника, ни во время его оконча-
ния.
Неверная ситуация, когда воспитатель долго разговаривает с одним
родителем, а на
других даже не взглянет. Всем надо оказывать внимание, улыбнуть-
ся, сказать несколько слов: «Как мы рады, что вы к нам пришли!»,
«Как давно вы к нам не заглядывали!», «Мы сегодня с Танечкой
(Ванечкой) приготовили вам сюрприз!», «Петя сегодня будет чи-
тать стихи (играть роль), увидите, как он это здорово делает!».
Всего одно предложение, но значимое: мы вас увидели, мы вам
рады!
Следует заранее продумать, сколько гостей может прийти, как их
рассадить, чтоб по возможности всем было удобно. Нужно по-
мнить: с помощью праздника мы учим детей принимать гостей в
своём доме.
На гостей нельзя обижаться. И гостей нельзя обижать.
Ни хозяева, ни гости не должны показывать своё недовольство,
плохое
настроение. Праздник – для всех: и для хозяев и для гостей.
3.
Правила этикета, определяющие отношения между коллега-
ми. Как бы ни
старались воспитатели и дети, праздник не получится, если среди
педагогов нет единства и взаимопонимания. Всегда приятно наблю-
дать слаженную работу коллектива, а педагогического – особенно.
Если педагоги помогают друг другу, дополняют друг друга, значит
дети – в добрых руках! Важно показать родителям силу педагогиче-
ского коллектива, потому в их присутствии нельзя демонстриро-
вать недовольство коллегой, высказывать ему критические замеча-
ния.
И ещё. Улыбка, комплимент и добрая шутка снимут напряжение
или возникшую неловкость. Просьбу всегда приятнее выполнять,
чем приказ. Похвальное слово педагогу в присутствии родителей
повысит его авторитет, улучшит настроение.
Конечно, отношения педагогов не строятся во время праздника.
Это кропотливая и долгая работа, которую ежедневно выполняет
каждый член коллектива. Однако праздник – это время, когда пере-
полняют чувства, когда особенно остро воспринимаешь любой вз-
гляд и любое слово, это серьёзное эмоциональное испытание для
человека и всего коллектива в целом. И в этом испытании этикет,
правила которого нацеливают на проявление уважения, терпимо-
сти, доброжелательности, окажет неоценимую услугу.