Напоминание

"Этикет проведения праздника в детском саду"


Автор: Сафронова Оксана Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №28 "Золотой петушок"
Населённый пункт: город Тамбов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Этикет проведения праздника в детском саду"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для воспитателей

«Этикет проведения праздника в детском саду»

Соблюдение этикетных правил при проведении праздника в до-

школьном учреждении трудно переоценить.

Во-первых, современное понимание культуры поведения личности

педагогом, родителями, воспитанником, да и вообще любым чле-

ном общества, обязательно включает в себя владение правилами

этикета. Владение этикетом предполагает знание его правил, пони-

мание необходимости их соблюдения, а так же умение выбрать пра-

вило, подходящее к конкретной ситуации, и выполнить его с наи-

большей пользой для себя и окружающих.

Во-вторых, культура поведения педагога несёт двойную нагрузку,

являясь и характеристикой личности, и важным профессиональным

качеством. Известно, что воспитатель для ребёнка – один из самых

убедительных наглядных примеров: ребёнок впитывает поведенче-

ские манеры воспитателя и, если любит его, не задумываясь, подра-

жает ему.

В-третьих, соблюдение правил этикета способствует установле-

нию доброжелательных и уважительных отношений между участ-

никами общения, в результате которого складывается взаимопони-

мание между воспитателем и родителями, что, в свою очередь по-

ложительно влияет на ход педагогического процесса.

Для чего в детском саду проводятся праздники? Для многих воспи-

тателей, да и для музыкального руководителя, праздники – это бес-

конечные экзамены, которые никогда не заканчиваются. Конечно

праздник – это возможность показать мамам и папам, чему дети

научились, как, справляясь с волнением, они выступают перед зри-

телями, среди которых есть и незнакомые люди. Праздник достав-

ляет радость и родителям, которые за небольшой отрезок времени

проживают счастливые минуты гордости за сына и дочку, радуются

новым умениям своего ребёнка, доброму отношению к нему детей

и педагогов. Но все мы знаем, что главная цель – порадовать детей,

обогатить их жизненный опыт яркими впечатлениями, предоста-

вить им возможность выразить себя в различных видах музыкаль-

ной деятельности. И, если ребёнок на празднике что-то путает, за-

бывает – не стоит бояться остановить его выступление и с улыбкой,

спокойно подсказать нужные слова или движения. Ребёнок ни в

чём не виноват и ничего не обязан! Его нужно подбодрить и под-

держать, снять чувство неуверенности.

Вот несколько рекомендаций к таким непредвиденным обстоятель-

ствам.

1.

При исполнении танцев или песен в случае «сбоя» остановить де-

тей и настроить их на повторное исполнение, подсказав, что нужно

исправить (например, найти середину круга, повернуться к зрите-

лям, спеть веселее, громче или, наоборот, тише). Всё это нужно де-

лать естественно и непринуждённо, подбадривая детей спокойным

голосом.

2.

В случае исполнения массовых танцев детьми, пропустивших заня-

тие и вследствие этого не освоивших движения или перестроения

танца, воспитатель может встать с ребёнком в пару.

3.

Почаще приглашать к выступлению родителей: совместное испол-

нение с детьми танцев, песен, инсценировок воспитывает у них ува-

жение к труду воспитателя, музыкального руководителя (ведь они

начинают понимать, какого труда стоит выучить маленькую пляску

или роль и каких нервных затрат стоит выступление пред зрителя-

ми).

4.

После завершения утренника, как бы он ни прошёл, ни в коем слу-

чае не оправдывайтесь перед родителями! Вы ни в чём не винова-

ты, а праздник, на котором дети радовались, всегда успешный.

5.

После окончания утренника желательно, чтобы родителям были

представлены все специалисты, кто готовил для детей праздник,

кто затратил много усилий в работе с детьми. Важно, чтобы прозву-

чали слова благодарности и тёплые пожелания в адрес и педагогов,

и их помощников (особенно тех, кто готовил атрибуты, декорации,

костюмы к празднику), и родителей, которые принимали участие в

празднике. Праздник должен заканчиваться восклицательным зна-

ком!

Очень важна в процессе праздника роль ведущего. Он должен

объединить детей

и взрослых, создать хорошее настроение, быть эмоциональным и

жизнерадостным, быстро ориентироваться в том, что происходит, и

оживлять весь праздник. Предпочтительно, чтоб он знал ход празд-

ника наизусть, и не читал с листа. Недопустимы шпаргалки в виде

смятых клочков бумаги, лучше, если это будет красивая открытка

или планшет. Ведущий – душа праздника. Он обязательно должен

иметь пространство для импровизации, непосредственного реагиро-

вания на ситуации, свободного общения с детьми. Иначе, вместо

атмосферы праздника, душевного тепла, раскрепощённости полу-

чится отчёт «передовиков производства». А это никакого отноше-

ния к детскому празднику не имеет.

За неделю до утренника в каждой группе воспитатели и другие со-

трудники учреждения должны чётко распределить свои обязан-

ности. Музыкальный руководитель в ходе самого праздника отве-

чает только за музыку в прямом смысле этого слова. Шапочки, пла-

точки, атрибуты, стихи, появление и уход действующих лиц, после-

довательность событий – все неизбежные (а часто и забавные)

неожиданности, связанные со всем этим, находятся в сфере забот

воспитателей или родителей.

Правила этикета существуют для того, чтобы люди своим поведе-

нием, речевым и неречевым демонстрировали уважение друг к дру-

гу. Именно в этом кроется нравственный аспект этикета, как, впро-

чем, и эстетический.

Хочешь, чтобы люди тобой любовались, веди себя красиво.

Какие же правила этикета способствуют успешному проведению

праздника в детском саду? Они те же, что и дома.

1.

Праздничный наряд. Он несёт огромную нагрузку: создаёт на-

строение, делает

человека привлекательным и уверенным в себе, является средством

выражения уважения к тем, кто пришёл на праздник.

Детский наряд должен быть удобен для участия в действиях, орга-

низованных на празднике, а так же красив и отличаться от повсед-

невной одежды. Костюмы театрализованных представлений гото-

вит костюмер (или по желанию – родители), продумываются и об-

говариваются с родителями заранее. Обязательны красивые и

опрятные прически, как у девочек, так и у мальчиков. А так же

удобная и красивая обувь, которая не должна быть ни стоптанной,

ни старой, ни рванной.

Наряд воспитателя тоже исключает каждодневную одежду. Это мо-

жет быть нарядное платье или юбка с блузкой. Джинсовый костюм

не воспринимается как праздничный. Дополнительное настроение

придадут лёгкие украшения (шарфик, пояс, бижутерия), не очень

громоздкие, не мешающие лёгкому движению в игре, танце, упраж-

нении. Юбка не должна быть слишком узкой или короткой, иначе

как играть с детьми? Разумеется, костюм воспитателя должен быть

выдержан в духе праздника и в то же время сохранять черты дело-

вого облика: недопустимы большое декольте, глубокие вырезы,

прозрачность ткани, а так же одежда, подчёркивающая линии фигу-

ры, нежелательна многоцветность наряда. Так же следует помнить,

что элегантный чёрный цвет, любимый многими женщинами, недо-

пустим, так как он не воспринимается детьми как праздничный. Ту-

фли на каблуках должны быть удобными и не стеснять движения,

потому желательна высота каблука не более 3-4 см.

Возможно, воспитателю придётся напомнить родителям, что они

приглашены в гости и праздник в немалой степени зависит от того

как выглядят гости. Желательно чтоб и родители выглядели краси-

во: их внешний облик (одежда, причёска, обувь) – проявление отно-

шения и к празднику, и, главное, к хозяевам и организаторам встре-

чи. Красивые и нарядные мама и папа настроят ребёнка на правиль-

ное восприятие события, а ещё он будет гордиться родителями. И

запомнит: когда люди идут в гости, они наряжаются, чтобы своим

внешним видом радовать хозяев дома.

Кстати, если родители в этот день придут в детский сад с цветами,

это доказательство того, что они хотят порадовать и воспитателей,

много сил отдающих воспитанникам, и детей, которые с волнением

и радостью готовятся к праздничной встрече. Цветы, принесённые

родителями, могут стать прекрасным украшением праздника.

2.

Соблюдение правил гостевого этикета. Поскольку родители при-

глашены на

праздник,

возникают

гостевые

отношения,

которые

должны

строиться в соответствии с правилами этикета. Среди них есть ка-

сающиеся хозяев дома, детей и воспитателей.

Радостно встретить гостей.

Представьте: воспитатель занимается подготовкой праздника, а го-

сти (родители) не знают, куда себя деть. Поэтому надо чётко проду-

мать, кто из педагогов занимается детьми, кто гостями. Не исклю-

чать участие младших воспитателей и даже родителей: предложить

кому-то взять на себя роль встречающего гостей, который проводит

их в заранее приготовленное помещение (музыкальный зал, группу

и т.п).

Ни один гость не должен оказаться без внимания хозяев дома

ни тогда, когда

гости собираются, ни в ходе праздника, ни во время его оконча-

ния.

Неверная ситуация, когда воспитатель долго разговаривает с одним

родителем, а на

других даже не взглянет. Всем надо оказывать внимание, улыбнуть-

ся, сказать несколько слов: «Как мы рады, что вы к нам пришли!»,

«Как давно вы к нам не заглядывали!», «Мы сегодня с Танечкой

(Ванечкой) приготовили вам сюрприз!», «Петя сегодня будет чи-

тать стихи (играть роль), увидите, как он это здорово делает!».

Всего одно предложение, но значимое: мы вас увидели, мы вам

рады!

Следует заранее продумать, сколько гостей может прийти, как их

рассадить, чтоб по возможности всем было удобно. Нужно по-

мнить: с помощью праздника мы учим детей принимать гостей в

своём доме.

На гостей нельзя обижаться. И гостей нельзя обижать.

Ни хозяева, ни гости не должны показывать своё недовольство,

плохое

настроение. Праздник – для всех: и для хозяев и для гостей.

3.

Правила этикета, определяющие отношения между коллега-

ми. Как бы ни

старались воспитатели и дети, праздник не получится, если среди

педагогов нет единства и взаимопонимания. Всегда приятно наблю-

дать слаженную работу коллектива, а педагогического – особенно.

Если педагоги помогают друг другу, дополняют друг друга, значит

дети – в добрых руках! Важно показать родителям силу педагогиче-

ского коллектива, потому в их присутствии нельзя демонстриро-

вать недовольство коллегой, высказывать ему критические замеча-

ния.

И ещё. Улыбка, комплимент и добрая шутка снимут напряжение

или возникшую неловкость. Просьбу всегда приятнее выполнять,

чем приказ. Похвальное слово педагогу в присутствии родителей

повысит его авторитет, улучшит настроение.

Конечно, отношения педагогов не строятся во время праздника.

Это кропотливая и долгая работа, которую ежедневно выполняет

каждый член коллектива. Однако праздник – это время, когда пере-

полняют чувства, когда особенно остро воспринимаешь любой вз-

гляд и любое слово, это серьёзное эмоциональное испытание для

человека и всего коллектива в целом. И в этом испытании этикет,

правила которого нацеливают на проявление уважения, терпимо-

сти, доброжелательности, окажет неоценимую услугу.



В раздел образования