Автор: Юрченко Надежда Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Котельниковская средняя общеобразовательная школа №2"
Населённый пункт: город Котельники, Московская область
Наименование материала: Учебная программа УМК "Школа России " 3 класс
Тема: Рабочая программа по окружающему миру
Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КОТЕЛЬНИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»
140054 Московская обл., г.о. Котельники, ул.Новая, дом 39, тел:559-93-18, 559-93-22
E-mail:
ksosh2
info@yandex.
ru
«Утверждено»
И.О. Директора МБОУ КСОШ№2
_______________Ларионов Н.В.
Приказ №__________________
«______»___________2017 г.
Рабочая программа
по предмету «Окружающий мир »
УМК «Школа России»
3 — а класса
на 2017 — 2018 уч.год
Составила: учитель
начальных классов – Юрченко
Надежда Викторовна
г.Котельники 2017 г.
1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЦЕЛИ
Развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие
задачи;
Освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в
обществе;
Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;
Экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;
Формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе,
Сохранять и укреплять здоровье.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Система учебных курсов «Зелёный дом» обеспечивает ознакомление младших школьников с окружающим миром.
Приоритетной задачей является формирование в сознании учащихся единого, ценностно окрашенного образа окружающего мира как
дома, своего собственного и общего, для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной эколо -
гически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.
В процессе изучения курса «Мир вокруг нас» осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явле -
ниях природы, и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащению нравственного опыта учащихся, воспитание у них лю -
бви к своему городу, к своей родине. Курс нацелен на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков эколо -
гически и нравственно-обоснованного поведения в природной и социальной среде.
При этом средствами учебного предмета обеспечивается существенное воздействие на развитие у учащихся речи и познавательных
процессов, а также эмоциональной сферы и творческих способностей.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о
странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном органичном единстве. Это позволяет
формировать у детей целостное представление об окружающем мире, о месте в нём человека.
В курсе «Мир вокруг нас» используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и
общественной жизни, выполняют практические работы и простейшие опыты. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в
лесу, парке, музее и т.д.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ КУРСА
Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
2
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы
и социума.
Человечество как многообразие народов, культур, религий, в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в
осознанном желании служить Отечеству.
Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций
народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и
окружающим.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностные
Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,
осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при роды, народов,
культур и религий;
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич ностного смысла
учения;
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
других людей;
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и
находить выходы из спорных ситуаций;
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов,
схем решения учебных и практических задач;
Активное
использование
речевых
средств
и
средств
информационных
и
коммуникационных
технологий
(ИКТ)
для
решения
коммуникативных и познавательных задач;
Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети
Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком муникативными и
познавательными задачами, и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
Овладение
логическими
действиями
сравнения,
анализа,
синтеза,
обобщения,
классификации
по
родовидовым
признакам,
установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права
каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
Определение
общей
цели
и
путей
её
достижения;
умение
договариваться
о
распределении
функций
и
ролей
в
совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;
владение
начальными
сведениями
о
сущности
и
особенностях
объектов,
процессов
и
явлений
действительности
(природных,
социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами
и процессами;
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в
соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные
Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её
современной жизни;
Осознание
целостности
окружающего
мира,
освоение
основ
экологической
грамотности,
элементарных
правил
нравственного
поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с
получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
4
МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 270 часов для обязательного
изучения окружающего мира на ступени начального образования, из них в 3 классе 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Основное содержание предмета
В начале учебного года изучается тема «Как устроен мир», в которой развиваются представления детей о природе, человеке, обществе
как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науке и ее роли в сохранении нашего природного
дома.
Далее
содержание
программы
раскрывается
в
теме
«Эта
удивительная
природа».
В ней
систематизированы
и
последовательно
рассматриваются различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и др.). Применительно к каждому компоненту
изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется
раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы.
Затем изучается тема «Мы и наше здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о
строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно
рассматривается понятие «здоровый образ жизни». Логическим продолжением данной темы является следующая — «Наша безопасность», в
которой представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Необходимое внимание
уделяется вопросам экологической безопасности.
Важнейшие представления детей об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой
формируются в теме «Чему учит экономика». Учебный материал данной темы отобран с учетом большой воспитательной, развивающей и
практической
значимости
экономических
знаний.
Он
тесно
связан
с
естественно-научным
и
экологическим
материалом
курса
и
рассматривается нами как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.
Подобную интегративную функцию выполняет и тема «Путешествия по городам и странам», которой завершается программа 3 класса.
Учебный материал этой темы представлен в форме путешествий по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам,
а также по знаменитым местам мира. Такой подход позволяет преподносить в единстве знания из областей географии, истории, экономики,
экологии, раскрывая в яркой, образной форме ведущие идеи курса.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические
задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения
итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучаю-
щимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.
5
Оценка метапредметных результатов проводится в ходе итоговых проверочных работ по окружающему миру и в ходе комплексной
работы на межпредметной основе. В этом случае выносится оценка сформированности большинства познавательных учебных дейст вий и на-
выков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности некоторых коммуникативных и регулятивных действий.
В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки опосредованно оценивается уровень сформированности такого умения, как «вза -
имодействие с партнёром»: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координиро вать раз-
личные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обоб -
щенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Знания и умения учащихся оценива -
ются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ.
При
письменной
проверке
знаний
по
предметам
естественно-научного
и
обществоведческого
направления
используются
такие
контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями пись -
менной речи учащихся. Целесообразно поэтому тестовые задания типа:
поиск ошибки;
выбор ответа;
продолжение или исправление высказывания.
Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный
темп продвижения учащихся.
Текущий опрос. Основная цель текущего опроса - проверка того, как идет процесс формирования знаний, умений, связанных с изуче-
нием природы, общественных явлений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причину, определять свойства и т.п.).
Тематический контроль способствует введению формирующего оценивания освоения программы учеником. Третьекласснику предо-
ставляется возможность, тщательнее подготовившись, переделать, дополнить работу, исправить отметку и улучшить итоговую отметку в чет -
верти.
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток времени - полугодие, год. Итого -
вые контрольные проводятся два раза в год: в конце первого полугодия и в конце учебного года.
Опрос проводится в устной и в письменной форме. Устный опрос - это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или
со всем классом (фронтальный опрос).
Письменный опрос - это самостоятельные и контрольные работы. На проведение самостоятельной работы потребуется 10-15 минут.
Цель ее - проверить, как идет формирование знаний и умений по теме курса, изучение которой еще не закончено. На уроках окру жающего
мира проводятся короткие (5-10 минут) опросы с целью уточнения и закрепления знаний. Эти работы могут носить обучающий характер и
не оцениваться отметкой в случае плохого выполнения.
Контрольная работа используется при фронтальном текущем или итоговом контроле при проверке усвоения учащимися знаний и уме -
ний по достаточно крупной теме курса, изучение которой закончено. Самостоятельные или контрольные работы могут быть представлены в
форме тестовых, графических заданий, работы с картой и т.п. Своеобразной формой контроля могут быть различные соревновательные игры,
вопросы для которых могут подбирать и сами учащиеся, опираясь на полученные знания.
6
Разделы тематического планирования
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
1.Учебное оборудование:
а) технические средства (мультимедийный проектор, компьютер)
2. Учебные средства:
1. А.А.Плешаков. Окружающий мир: Учебник 3 класс: в 2-х частях (Ч. 1 – 223 с., ч. 2 – 223 с.). – М.: Просвещение, 2012.
2. А.А.Плешаков. Окружающий мир: Рабочая тетрадь 3 класс: в 2-х частях (Ч. 1 – 78 с., ч. 2 – 95 с.). – М.: Просвещение, 2012.
3. А.А.Плешаков. Окружающий мир: Тесты 3 класс. – М.: Просвещение, 2012.
3. Информационные материалы (программно-методическое обеспечение)
1. А.А.Плешаков. Методическое пособие к учебнику «Окружающий мир». М., «Просвещение», 2011 г.
2. «Школа России»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2011.
4. Дидактические материалы: (литература, развивающая познавательный интерес учащихся)
1. А.А.Плешаков. Атлас - определитель «От земли до неба» (222 с.). М.: «Просвещение», 2010.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.
Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2012.
7
Тема
Кол-во часов
Как устроен мир
6
Эта удивительная природа
18
Мы и наше здоровье
10
Наша безопасность
7
Чему учит экономика
12
Путешествие по городам и странам
15
Итого
68
2.
Окружающий мир. Методические рекомендации. 3 класс / Плешаков А.А., Белянкова Н.М., Соловьева А.Е. – М.: Просвещение, 2012.
3.
Окружающий мир. Интерактивные дидактические материалы. 3 класс. Методическое пособие с электронным интерактивным прило-
жением. / В.В. Мещерякова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).
4.
Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост.: В.В. Мещерякова – М.: Планета, 2011. – (Каче-
ство обучения).
5.
Окружающий мир. 3 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Дидактическое пособие с электронным интерактив -
ным приложением / Авт.-сост. М.С. Умнова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).
6.
Окружающий мир. 3 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост.
М.С. Умнова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).
7.
Уроки окружающего мира с применением информационных технологий. 3-4 классы. Методическое пособие с электронным интерак-
тивным приложением / С.В. Братченко, М.В. Буряк [и др.]; сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2013. – (Современная школа).
8.
Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. –
М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).
9.
Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С. Галанжина.
– М.: Планета, 2011. – (Современная школа).
К
АЛЕНДАРНО
-
ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Дата
Тема
Урока
Тип уро-
ка
Основные виды
учебной деятельности
Планируемые предметные
результаты освоения
материала
Универсальные учебные
действия
Раздел «Как устроен мир» (6 часов)
1
Природа.
Урок вве-
дения в
новую
Знакомиться с учебником и учеб-
ными пособиями, с целями и за-
дачами раздела. Понимать учеб-
Анализировать текст учебника,
извлекать из него необходимую
информацию; сравнивать
Преобразование модели с
целью выявления общих за-
конов, определяющих дан-
8
тему.
ную задачу урока и стремиться её
выполнить. Доказывать, пользу-
ясь иллюстрацией учебника, что
природа удивительно разнооб-
разна; раскрывать ценность при-
роды для людей. Предлагать зада-
ние к рисунку учебника и оцени-
вать ответы одноклассников, осу-
ществлять самопроверку.
объекты неживой и живой при-
роды по известным признакам,
классифицировать объекты жи-
вой природы. Формулировать
выводы из изученного материа-
ла, отвечать на итоговые вопро-
сы и оценивать достижения на
уроке. Объяснять значения
слов: «организмы», «биоло-
гия», «царства», «бактерии»,
«микроскоп».
ную предметную область.
Построение логической це-
почки рассуждений, анализ
истинности утверждений.
Умение работать в паре.
2
Человек.
Стартов
ая
диагност
ика.
Урок-
игра.
Понимать учебную задачу урока
и стремиться её выполнить. На-
блюдать и описывать проявления
внутреннего мира человека; обсу-
ждать, как возникают богатства
внутреннего мира человека.
Называть сходства человека и
живых существ и отличия его
от животных. Различать внеш-
ность человека и его внутрен-
ний мир; анализировать прояв-
ления внутреннего мира чело-
века в его поступках, внешно-
сти, взаимоотношениях с людь-
ми, отношении к природе; оце-
нивать богатство внутреннего
мира человека. Объяснять зна-
чения слов: «психология»,
«восприятие», «память»,
«мышление», «воображение».
Умение моделировать сту-
пени познания человеком
окружающего мира в ходе
ролевых игр: формулиро-
вать выводы из изученного
материала; отвечать на ито-
говые вопросы и оценивать
результаты работы.
3
Проект
«Богат-
ства,
отданные
людям».
Урок-
проект.
Учиться распределять обязанно-
сти по проекту в группах; соби-
рать материал; подбирать иллю-
стративный материал, изготавли-
вать недостающие иллюстрации,
оформлять стенд; презентовать
проект; оценивать результаты ра-
боты.
Определять цель проекта, ра-
ботать с известной информаци-
ей, собирать дополнительный
материал, создавать способы
решения проблем творческого
и поискового характера.
Постановка учебной задачи
на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено
учащимися, и того, что ещё
неизвестно. Поиск и выде-
ление необходимой инфор-
мации, структурирование
знаний; представление по-
лученной информации;
9
оценка результатов работы.
Сотрудничество с учителем
и учащимися.
4
Общество.
Урок изу-
чения но-
вого ма-
териала.
Определять место человека в
мире; характеризовать семью, на-
род, государство как части обще-
ства; сопоставлять формы прав-
ления в государствах мира. Фор-
мулировать выводы из изученно-
го материала, отвечать на итого-
вые вопросы и оценивать дости-
жения на уроке.
Анализировать таблицу с це-
лью извлечения необходимой
информации; описывать по
фотографиям достопримеча-
тельности разных стран; соот-
носить страны и народы, осу-
ществлять самопроверку; рас-
суждать о многообразии и
единстве стран и народов в
современном мире. Объяснять
значения слов: «семья», «на-
род», «государство», «обще-
ство».
Умение с достаточной пол-
нотой и точностью выра-
жать свои мысли в соответ-
ствии с задачами и условия-
ми коммуникации; умение
читать таблицы и работать с
ними, давать аргументиро-
ванный ответ на поставлен-
ный вопрос. Умение сотруд-
ничать с учителем и сверст-
никами.
5
Что такое
экология.
Комбини-
рованный
урок.
Анализировать текст учебника с
целью обнаружения взаимосвязей в
природе, между природой и чело-
веком, прослеживать по схеме об-
наруженные взаимосвязи, расска-
зывать о них, опираясь на схему.
Формулировать выводы из изучен-
ного материала, отвечать на итого-
вые вопросы и оценивать достиже-
ния на уроке.
Называть экологические связи
и их разнообразие. Анализиро-
вать схемы учебника и с их по-
мощью классифицировать эколо-
гические связи; приводить приме
ры взаимосвязи живого и неживо
го, растений и животных, челове-
ка и природы; описывать окру-
жающую среду для природных
объектов и человека. Объяснять
значения слов: «окружающая
среда», «экология».
Построение логической це-
почки рассуждений, анализ
истинности утверждений.
Умение интегрироваться в
группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие
и сотрудничество со сверстни
ками. Моделирование связей
организмов с окружающей
средой, обсуждение и оцени-
вание предложенных моде-
лей.
10
6
Природа в
опасно-
сти!
Урок-
исследо-
вание.
Устанавливать причинно-след-
ственные связи между поведени-
ем людей, их деятельностью и со-
стоянием окружающей среды;
различать положительное и отри-
цательное влияние человека на
природу; сравнивать заповедники
и национальные парки.
Называть положительные и
отрицательные влияния челове-
ка на природу. Рассуждать о
том, почему люди не могут
полностью прекратить исполь-
зование природных богатств;
объяснять, какое отношение к
природе можно назвать ответ-
ственным. Объяснять значения
слов: «заповедник», «нацио-
нальный парк».
Моделирование в виде схе-
мы воздействия человека на
природу. Обсуждение, как
каждый может помочь при-
роде. Работа со взрослыми:
подготовка сообщения о за-
поведниках и националь-
ных парках. Участие в при-
родоохранной деятельно-
сти.
Раздел «Эта удивительная природа» (18 часов)
7
Тела, ве-
щества,
частицы.
Практи-
ческая ра-
бота № 1
«Тела, ве-
щества,
частицы».
Урок-
исследо-
вание.
Понимать учебные задачи раздела
и данного урока и стремиться их
выполнить; классифицировать
тела и вещества, приводить при-
меры естественных и искусствен-
ных тел, твёрдых, жидких и газо-
образных веществ; наблюдать
опыт с растворением вещества.
Объяснять значения слов:
«тело», «вещество», «части-
ца». Различать тела и веще-
ства, осуществлять самопро-
верку; проверять с помощью
учебника правильность при-
ведённых
утверждений.
Высказывание предположе-
ний, объясняющих ре-
зультат опыта; доказатель-
ство на основе опыта, что
тела и вещества состоят из
частиц. Моделирование
процесса растворения, а
также расположения частиц
в твёрдом, жидком и газооб-
разном веществах.
8
Разнооб-
разие ве-
ществ.
Практи-
ческая ра-
бота № 2
«Обнару-
жение
крахмала
в продук-
тах пита-
Урок-
исследо-
вание.
Наблюдать и характеризовать
свойства поваренной соли, саха-
ра, крахмала, кислоты.
Ставить опыты по обнаружению
крахмала в продуктах питания,
использовать лабораторное обо-
рудование, фиксировать результа-
ты исследования в рабочей тетра-
ди.
Объяснять значения слов: «хи-
мия», «поваренная соль»,
«крахмал», «кислота». Описы-
вать изучаемые вещества по
предложенному плану; исполь-
зовать информацию из текста
учебника для объяснения со-
держания рисунков; различать
сахар, соль, крахмал по харак-
терным признакам.
Постановка и формулирова-
ние проблемы, самостоя-
тельное создание алгорит-
мов деятельности при реше-
нии проблем поискового ха-
рактера; анализ объектов с
целью выделения признаков
(существенных, несуще-
ственных).
11
ния».
9
Воздух и
его охра-
на.
Практи-
ческая ра-
бота № 3
«Свой-
ства воз-
духа».
Урок-
практика.
Анализировать схему (диаграм-
му) с целью определения состава
воздуха. Исследовать с помощью
опытов свойства воздуха.
Объяснять значение слова
«кислород». Различать цель
опыта, ход опыта, вывод. Объ-
яснять свойства воздуха, ис-
пользуя знания о частицах; осу-
ществлять самопроверку. На-
зывать правила охраны возду-
ха.
Анализ объектов с целью
выделения признаков (су-
щественных, несуществен-
ных). Интервьюирование
взрослых о мерах охраны
чистоты воздуха в родном
городе.
10
Вода.
Практи-
ческая ра-
бота № 4
«Свой-
ства
воды».
Урок-
практика.
Исследовать по инструкции учеб-
ника свойства воды. Анализиро-
вать схемы учебника и применять
их для объяснения свойств воды.
Рассказывать об использовании в
быту воды как растворителя.
Объяснять значение слова
«фильтр». Определять и назы-
вать цель каждого опыта, устно
описывать его ход, формулиро-
вать выводы и фиксировать их
в рабочей тетради.
Анализ объектов с целью
выделения признаков (су-
щественных, несуществен-
ных); проведение мини-
исследования об использо-
вании питьевой воды в се-
мье.
11
Превра-
щения и
кругово-
рот воды.
Практи-
ческая ра-
бота № 5
«Кругово-
рот воды
в приро-
де».
Урок-
практика.
Высказывать предположения о
состояниях воды в природе. На-
блюдать в ходе учебного экспери-
мента образование капель при
охлаждении пара.
Объяснять значения слов: «со-
стояние», «испарение», «круго-
ворот». Различать три состоя-
ния воды, формулировать на
основе наблюдения вывод о
причинах образования облаков
и выпадении дождя.
Моделирование круговоро-
та воды в природе с помо-
щью пластилина, осуще-
ствление самопроверки.
12
Берегите
воду!
Урок-
исследо-
вание.
Высказывать предположения о
том, почему нужно беречь воду;
находить и использовать при от-
вете на вопрос цифровые данные
из учебника. Обсуждать способы
Анализировать схему в учеб-
нике, сопоставлять полученные
сведения с информацией из
текста. Понимать, что надо
охранять и беречь воду.
Самостоятельное выделе-
ние и формулирование по-
знавательной цели. Модели-
рование в виде динамиче-
ской схемы источников за-
12
экономного использования воды.
Рассказывать о загрязнении воды с
помощью модели.
грязнения воды. Интервью-
ирование взрослых по охра-
не чистоты воды в родном
городе (селе). Осознанное и
произвольное построение
речевого высказывания в
устной форме.
13
Как разру-
шаются
камни.
Урок-
исследо-
вание.
Высказывать предположения о
причинах разрушения горных по-
род в природе. Наблюдать про-
цесс расширения твёрдых тел в
ходе учебного эксперимента; мо-
делировать в виде схемы увеличе-
ние расстояния между частицами
твёрдых тел при нагревании и
уменьшение – при охлаждении.
Характеризовать процесс раз-
рушения горных пород в ре-
зультате нагревания, охлажде-
ния, замерзания воды в трещи-
нах и укоренения растений в
них.
Выделение необходимой
информации; установление
причинно-следственных
связей, представление цепо-
чек объектов и явлений;
умение с достаточной пол-
нотой и точностью выра-
жать свои мысли в соответ-
ствии с задачами и условия-
ми коммуникации.
14
Что такое
почва.
Практи-
ческая ра-
бота № 6
«Состав
почвы».
Урок-
практика.
Анализировать рисунок учебника
по предложенным заданиям и во-
просам; высказывать предполо-
жения (гипотезы) о том, почему
почва плодородна, обосновывать
их. Исследовать состав почвы в
ходе учебного эксперимента.
Объяснять значение слова
«перегной». На основе схемы
моделировать связи почвы и
растений. Характеризовать
процессы образования и разру-
шения почвы; характеризовать
меры по охране почвы от раз-
рушения.
Анализ объектов с целью
выделения признаков (су-
щественных, несуществен-
ных); установление при-
чинно-следственных связей,
представление цепочек
объектов и явлений.
15
Разнооб-
разие рас-
тений.
Урок раз-
вития
умений и
навыков.
Знакомиться с группами растений
по материалам учебника. Класси-
фицировать растения из предло-
женного списка; знакомиться по
учебнику с понятием «виды рас-
тений»; использовать предложен-
Объяснять значение слова «бо-
таника». Называть растения с
помощью атласа-определителя.
Приводить примеры растений
разных групп и видов.
Самостоятельное создание
способов решения проблем
поискового характера; уме-
ние с достаточной полнотой
и точностью выражать свои
мысли в соответствии с за-
13
ную информацию при характери-
стике групп растений.
дачами и условиями комму-
никации. Подготовка сооб-
щения об одном из видов
растений любой группы.
16
Солнце,
растения и
мы с вами.
Урок изу-
чения но-
вого ма-
териала.
Выявлять с помощью схемы
сходство и различие процессов
питания и дыхания растений. Мо-
делировать процессы дыхания и
питания растений, рассказывать
об этих процессах с помощью вы-
полненной схемы.
Выявлять роль листьев, стебля
и корня в питании растений. Дока
зывать, что без растений невоз-
можна жизнь животных и чело-
века.
Умение извлекать
информацию из учебника,
карты, моделировать
объекты окружающего
мира; придумывать
фантастический рассказ.
17
Размноже-
ние и раз-
витие рас-
тений.
Практи-
ческая ра-
бота № 7
«Размно-
жение и
развитие
расте-
ний».
Комбини-
рованный
урок.
Характеризовать условия, необхо-
димые для размножения растений
и их распространения. Наблюдать
в природе, как распространяются
семена деревьев. Выявлять роль
животных в размножении и раз-
витии растений.
Объяснять значение слова
«опыление». Характеризовать
с помощью схем стадии разви-
тия растения из семени. Назы-
вать разные способы распро-
странения плодов и семян.
Давать аргументированный
ответ на поставленный во-
прос. Анализ объектов с це-
лью выделения признаков (су-
щественных, несуществен-
ных).
18
Охрана
растений.
Прове-
рочная
работа.
Контроль
но-обоб-
щающий
урок.
Актуализировать сведения об ис-
чезающих и редких растениях.
Характеризовать факторы отрица-
тельного воздействия человека на
мир растений. Оформлять памят-
ку «Берегите растения».
Называть факторы отрица-
тельного воздействия человека
на мир растений, правила пове-
дения в природе.
Установление причинно-
следственных связей. По-
становка и формулирование
проблемы.
19
Разнооб-
разие жи-
Урок фор-
мирова-
Понимать учебную задачу и стре-
миться её выполнить. Классифи-
Объяснять значения слов:
«зоология», «земноводные»,
Самостоятельное создание
способов решения проблем
14
вотных.
ния уме-
ний и на-
выков.
цировать животных.
«пресмыкающиеся», «млекопи-
тающие». Приводить примеры
животных разных групп; с помо-
щью атласа-определителя опреде-
лять животных, изображённых на
рисунках, и относить их к опре-
делённой группе.
поискового характера;
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли в
соответствии с задачами и
условиями коммуникации.
Умение работать с текстом,
выделять новые понятия,
определять их
существенные признаки.
20
Кто есть
кто?
Проект
«Разнооб-
разие при-
роды род-
ного
края».
Урок-
проект.
Характеризовать животных по
типу питания, приводить приме-
ры животных по типу питания.
Анализировать схемы цепей пи-
тания. Характеризовать защитные
приспособления растений и жи-
вотных. Обсуждать роль хищни-
ков в поддержании равновесия в
природе. Составлять и презенто-
вать «Книгу природы родного
края».
Определять цель проекта, ра-
ботать с известной информаци-
ей, собирать дополнительный
материал, создавать способы
решения проблем творческого
и поискового характера.
Постановка учебной задачи
на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено
учащимися, и того, что ещё
неизвестно. Поиск и выде-
ление необходимой инфор-
мации, структурирование
знаний; представление по-
лученной информации;
оценка результатов работы.
Сотрудничество с учителем
и учащимися.
21
Размноже-
ние и раз-
витие жи-
вотных.
Урок раз-
вития
умений и
навыков.
Характеризовать животных
разных групп по способу размно-
жения, моделировать стадии раз-
множения животных разных
групп. Рассказывать, как заботят-
ся домашние животные о своём
потомстве.
Объяснять значения слов:
«личинка», «куколка», «малёк»,
«головастик». Рассказывать о
размножении и развитии жи-
вотных разных групп.
Моделирование — преоб-
разование объекта из чув-
ственной формы в модель,
где выделены существен-
ные характеристики объек-
та. Осознанное и произ-
вольное построение речево-
го высказывания, аргумен-
тация своего мнения и по-
зиции в коммуникации.
22
Охрана
Урок-кон-
Актуализировать знания о редких
С помощью атласа-определите-
Установление причинно-
15
животных.
ференция.
и исчезающих животных. Харак-
теризовать факторы отрицатель-
ного воздействия человека на жи-
вотный мир. Формулировать с по-
мощью экологических знаков
правила поведения в природе. Со-
здать книжку-малышку «Береги
животных».
ля и электронного приложения
определять животных, занесён-
ных в Красную книгу России.
Называть меры по охране жи-
вотных.
следственных связей. По-
становка и формулирование
проблемы.
23
В царстве
грибов.
Урок раз-
вития
умений и
навыков.
Характеризовать строение шля-
почных грибов. Моделировать
различие грибов-двойников.
Объяснять значения слов:
«грибница», «съедобные гри-
бы», «несъедобные грибы». С
помощью иллюстраций учеб-
ника и атласа-определителя
различать съедобные, несъе-
добные и ядовитые грибы. На-
зывать правила сбора грибов.
Умение работать с текстом,
выделять новые понятия,
определять их существен-
ные признаки. Строить рас-
суждения в форме связи
простых суждений об
объекте, его строении, свой-
ствах и связях.
24
Великий
кругово-
рот жиз-
ни.
Тест №1.
Контроль
но-обоб-
щающий
урок.
Характеризовать организмы-
производители, организмы-потре-
бители и организмы-разрушите-
ли. Обсуждать опасность исчез-
новения хотя бы одного из зве-
ньев цепи круговорота веществ в
природе. Моделировать кругово-
рот веществ в природе.
Рассказывать о круговороте
веществ на Земле. Называть
основные звенья круговорота
веществ: производители, по-
требители, разрушители.
Построение логической це-
почки рассуждений, анализ
истинности утверждений.
Раздел «Мы и наше здоровье» (10 часов)
25
Организм
человека.
Урок вве-
дения в
новую
тему.
Актуализировать знания по анато-
мии и физиологии человеческого
организма. Характеризовать систе-
мы органов человека. Обсуждать
взаимосвязь наук анатомии, физио-
логии и гигиены. Анализировать
схемы расположения органов чело-
века, уметь показывать расположе-
ние внутренних органов на своём
Объяснять значение выраже-
ния «система органов». Назы-
вать и показывать на модели
органы человека.
Умение работать с текстом,
выделять новые понятия,
определять их существен-
ные признаки. Строить рас-
суждения в форме связи
простых суждений об
объекте, его строении, свой-
ствах и связях.
16
теле и теле собеседника. Практиче-
ская работа в паре: измерение роста
и массы человека.
26
Органы
чувств.
Урок-
исследо-
вание.
Самостоятельно изучать материал
темы и готовить рассказы по
предложенному плану. Распозна-
вать предметы на ощупь и по
запаху в ходе учебного экспери-
мента. Формулировать правила
гигиены органов чувств.
Объяснять значения слов:
«обоняние», «осязание». Назы-
вать органы чувств человека:
глаза, уши, нос, язык, кожа.
Рассказывать о правилах гиги-
ены органов чувств.
Самостоятельное выделе-
ние и формулирование по-
знавательной цели; структу-
рирование знаний.
27
Надёжная
защита
организ-
ма.
Практи-
ческая ра-
бота № 8
«Знаком-
ство с
внешним
строени-
ем кожи».
Урок-
практика.
Практическая работа: изучить
свойства кожи. Осваивать приёмы
оказания первой помощи при по-
вреждениях кожи. Подготовить
рассказ об уходе за кожей.
Объяснять значение слов:
«ушиб», «ожог», «обморажива-
ние». Характеризовать сред-
ства гигиены и ухода за кожей.
Называть меры первой помо-
щи при повреждениях кожи.
Выделение необходимой
информации; установление
причинно-следственных
связей, представление цепо-
чек объектов и явлений;
умение с достаточной пол-
нотой и точностью выра-
жать свои мысли в соответ-
ствии с задачами и условия-
ми коммуникации.
28
Опора
тела и
движение.
Урок
развития
умений и
навыков.
Характеризовать роль скелета и
мышц в жизнедеятельности орга-
низма. Раскрывать роль правиль-
ной осанки для здоровья челове-
ка.
Объяснять значения слов:
«скелет», «мышцы», «опорно-
двигательная система»,
«осанка». Рассказывать о роли
опорно-двигательной системы
в организме человека. Пони-
мать важность выработки и
сохранения правильной
осанки.
Самостоятельное выделение и
формулирование познаватель-
ной цели; структурирование
знаний; осознанное и произ-
вольное построение речевого
высказывания в устной и пись
менной форме. Следить за
правильной осанкой на уроке и
вне его, выполнять физми-
нутки.
17
29
Наше пи-
тание.
Проект
«Школа
кулина-
ров».
Урок-
проект.
Определять наличие питательных
веществ в продуктах питания.
Моделировать строение пищева-
рительной системы. Характеризо-
вать изменения, которые происхо-
дят с пищей в процессе перевари-
вания. Обсуждать правила рацио-
нального питания. Составлять
меню здорового питания.
Объяснять значения понятий:
«белки», «жиры», «углеводы»,
«пищеварительная система».
Определять цель проекта, ра-
ботать с известной информаци-
ей, собирать дополнительный
материал, создавать способы
решения проблем творческого
и поискового характера.
Постановка учебной задачи
на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено
учащимися, и того, что ещё
неизвестно. Поиск и выде-
ление необходимой инфор-
мации, структурирование
знаний; представление по-
лученной информации;
оценка результатов работы.
Сотрудничество с учителем
и учащимися.
30
Дыхание и
кровооб-
ращение.
Практи-
ческая ра-
бота № 9
«Подсчет
ударов
пульса».
Урок-
практика.
Актуализировать знания о лёгких
и сердце. Характеризовать строе-
ние дыхательной системы и её
роль в организме. Моделировать
строение дыхательной системы.
Характеризовать строение крове-
носной системы и роль крови и
кровеносной системы в организ-
ме. Моделировать строение кро-
веносной системы. Измерять
пульс на запястье и подсчитывать
количество его ударов в минуту
при разной нагрузке.
Объяснять значения понятий:
«дыхательная система», «кро-
веносная система». Рассказы-
вать о дыхательной и кровенос-
ной системах, их строении и
работе. Понимать взаимосвязь
дыхательной и кровеносной си-
стем.
Самостоятельное выделе-
ние и формулирование по-
знавательной цели; структу-
рирование знаний; осознан-
ное и произвольное по-
строение речевого высказы-
вания в устной и письмен-
ной форме.
31
Проверим
себя и оце-
ним свои
достижения
за первое
полугодие.
Проме-
жуточ-
ная диа-
Контроль
но-обоб-
щающий
урок.
Выполнять задания; проверять
свои знания.
Адекватно оценивать и анали-
зировать свои знания/незнания.
Оценка — выделение и осо-
знание обучающимся того,
что уже усвоено и что ещё
нужно усвоить, осознание
качества и уровня усвоения;
оценка результатов работы.
18
гностиче-
ская ра-
бота.
32
Презентация
проектов
«Богатства,
отданные лю
дям», «Разно
образие при-
роды родно-
го края»,
«Школа ку-
линаров».
Урок-кон-
ференция.
Выступать с подготовленными
сообщениями, иллюстрировать
их наглядными материалами. Об-
суждать выступления учащихся.
Оценивать свои достижения и до-
стижения других учащихся.
Представлять результаты
проектной деятельности. Фор-
мировать адекватную оценку
своих достижений.
Моделирование — преоб-
разование объекта из чув-
ственной формы в модель,
где выделены существен-
ные характеристики объек-
та (пространственно-графи-
ческая или знаково-симво-
лическая); умение с доста-
точной полнотой и точно-
стью выражать свои мысли
в соответствии с задачами и
условиями коммуникации.
33
Умей
предупре-
ждать бо-
лезни.
Урок
обобще-
ния и си-
стемати-
зации зна-
ний.
Характеризовать и формулиро-
вать факторы закаливания. Со-
ставлять памятку по закалива-
нию. Составлять инструкцию по
предупреждению инфекционных
заболеваний.
Объяснять значения понятий:
«закаливание», «инфекцион-
ные болезни», «аллергия». На-
зывать способы закаливания
организма, правила поведения
в случае заболевания. Форму-
лировать правила предупре-
ждения инфекционных болез-
ней и аллергии.
Структурирование знаний;
постановка и формулирова-
ние проблемы, самостоя-
тельное создание алгорит-
мов деятельности при реше-
нии проблем творческого и
поискового характера.
34
Здоровый
образ
жизни.
Урок
обобще-
ния и си-
стемати-
зации зна-
ний.
Обсуждать и формулировать пра-
вила здорового образа жизни и
стараться их соблюдать.
Объяснять значение выраже-
ния «здоровый образ жизни».
Различать факторы, укрепляю-
щие здоровье, и факторы, нега-
тивно на него влияющие.
Структурирование знаний;
постановка и формулирова-
ние проблемы, самостоя-
тельное создание алгорит-
мов деятельности при реше-
нии проблем творческого и
поискового характера.
Раздел «Наша безопасность» (7 часов)
35
Огонь,
вода и газ.
Урок вве-
дения в
Понимать учебные задачи раздела
и данного урока и стремиться их вы-
Объяснять значение слова
«диспетчер». Называть наи-
Постановка и формулирова-
ние проблемы, самостоя-
19
новую
тему.
полнить. Актуализировать знания об
опасностях в быту. Характеризовать
действия при пожаре, аварии водо-
провода и утечке газа. Моделиро-
вать действия при этих ситуациях в
виде схем и ролевой игры. Анализи-
ровать схему эвакуации из школы и
моделировать её в ходе учебной
тревоги.
зусть телефоны экстренного
вызова, родителей, соседей.
Формулировать действия при
пожаре, аварии водопровода,
утечке газа.
тельное создание алгорит-
мов деятельности при реше-
нии проблем поискового
характера; умение с доста-
точной полнотой и точно-
стью выражать свои мысли
в соответствии с задачами и
условиями коммуникации.
36
Чтобы
путь был
счастли-
вым.
Тест № 2.
Контроль
но-обоб-
щающий
урок.
Актуализировать правила без-
опасного поведения на улице.
Изучать по материалам учебника
правила поведения на улице и в
транспорте; готовить сообщения.
Обсуждать предложенные ситуа-
ции, которые являются потенци-
ально опасными. Моделировать
свои действия в ходе ролевой
игры. Выполнять тесты о пра-
вильном/неправильном поведе-
нии на улице и в транспорте.
Называть правила поведения
по дороге в школу, при перехо-
де улицы, езде на велосипеде,
езде в автомобиле, обществен-
ном транспорте.
Построение рассуждения в
форме связи простых су-
ждений об объекте, его
строении, свойствах и свя-
зях. Построение логической
цепочки рассуждений, ана-
лиз истинности утвержде-
ний.
37
Дорожные
знаки.
Тест № 3.
Контроль
но-обоб-
щающий
урок.
Актуализировать знание дорож-
ных знаков. Анализировать
разные типы знаков, обсуждать,
как они помогают пешеходам.
Моделировать в виде схемы путь
от дома до школы с обозначением
имеющихся дорожных знаков.
Выполнять тесты с выбором отве-
та, требующие знание дорожных
знаков.
Объяснять значение слова
«сервис». Называть дорожные
знаки: предупреждающие,
запрещающие, предписываю-
щие, информационно-указа-
тельные, знаки сервиса.
Построение рассуждения в
форме связи простых су-
ждений об объекте, его
строении, свойствах и свя-
зях. Построение логической
цепочки рассуждений, ана-
лиз истинности утвержде-
ний.
38
Проект
«Кто нас
защища-
Урок-
проект.
Находить в Интернете и других
источниках информации сведения
о Вооружённых Силах России,
Определять цель проекта, ра-
ботать с известной информаци-
ей, собирать дополнительный
Постановка учебной задачи
на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено
20
ет».
деятельности полиции, службы
пожарной безопасности, МЧС.
Интервьюировать ветеранов Ве-
ликой Отечественной войны, во-
еннослужащих, сотрудников по-
лиции, пожарной охраны, МЧС.
Оформлять собранные материалы
в виде стендов, альбомов и т.д.
Презентовать и оценивать ре-
зультаты проектной деятельно-
сти.
материал, создавать способы
решения проблем творческого
и поискового характера.
учащимися, и того, что ещё
неизвестно. Поиск и выде-
ление необходимой инфор-
мации, структурирование
знаний; представление по-
лученной информации;
оценка результатов работы.
Сотрудничество с учителем
и учащимися.
39
Опасные
места.
Урок си-
стемати-
зации
знаний.
Актуализировать полученные ра-
нее знания о потенциально опас-
ных местах. Обсуждать потенци-
альные опасности в доме и вне
его. Составлять схему своего дво-
ра и окрестностей с указанием
опасных мест.
Называть правила поведения в
потенциально опасных местах:
на балконе, в лифте, на строй-
площадке, пустыре, в парке,
лесу, на обледенелых поверх-
ностях и т.д.
Построение рассуждения в
форме совокупности про-
стых суждений об объекте,
его строении, свойствах и
связях. Построение логиче-
ской цепочки рассуждений,
анализ истинности утвер-
ждений.
40
Природа и
наша без-
опасность.
Прове-
рочная
работа.
Контроль
но-обоб-
щающий
урок.
Характеризовать опасности при-
родного характера. Находить ин-
формацию о ядовитых растениях
и грибах. Характеризовать прави-
ла гигиены при общении с до-
машними животными. Различать
гадюку и ужа.
Понимать, какие опасности
природного характера могут
принести гроза, ядовитые рас-
тения и грибы, змеи, собаки,
кошки.
Построение рассуждения в
форме совокупности про-
стых суждений об объекте,
его строении, свойствах и
связях. Построение логиче-
ской цепочки рассуждений,
анализ истинности утвер-
ждений.
41
Экологи-
ческая
безопас-
ность.
Урок-
практика.
Анализировать по схеме цепь за-
грязнения, приводить примеры
цепей загрязнения. Моделировать
пути поступления загрязняющих
Объяснять значения слов:
«экологическая безопасность»,
«цепь загрязнения», «бытовой
фильтр». Называть правила
Выделение необходимой
информации; установление
причинно-следственных
связей, представление цепо-
21
Практи-
ческая ра-
бота №
10
«Устрой-
ство и ра-
бота бы-
тового
фильтра
для
очистки
воды».
веществ в организм. Обсуждать
проблему экологической безопас-
ности и меры по охране окружа-
ющей среды. Знакомиться с
устройством и работой бытового
фильтра для очистки воды.
экологической безопасности.
чек объектов и явлений;
умение с достаточной пол-
нотой и точностью выра-
жать свои мысли в соответ-
ствии с задачами и условия-
ми коммуникации.
Раздел «Чему учит экономика» (12 часов)
42
Для чего
нужна
экономи-
ка.
Урок вве-
дения в
новую
тему.
Понимать учебные задачи раздела
и данного урока и стремиться их
выполнить. Различать товары и
услуги; приводить примеры това-
ров и услуг. Характеризовать роль
труда в создании товаров и услуг.
Работать со взрослыми: просле-
живать, какие товары и услуги
были нужны семье в течение дня.
Раскрывать понятия «эконо-
мика», «потребности», «услу-
ги». Понимать, что удовлетво-
рение потребностей людей –
главная задача экономики.
Постановка и формулирова-
ние проблемы, самостоя-
тельное создание алгорит-
мов деятельности при реше-
нии проблем поискового
характера; умение с доста-
точной полнотой и точно-
стью выражать свои мысли
в соответствии с задачами и
условиями коммуникации.
43
Природ-
ные богат-
ства и
труд лю-
дей –
основа
экономи-
ки.
Урок изу-
чения но-
вого ма-
териала.
Раскрывать роль природных бо-
гатств и труда людей в экономике
по предложенному плану. Про-
слеживать взаимосвязь труда лю-
дей разных профессий. Выяснять
роль профессий родителей в эко-
номике.
Объяснять значения слов:
«природные богатства», «капи-
тал», «труд». Приводить при-
меры использования природ-
ных богатств и труда в процес-
се производства товаров. Рас-
крывать роль науки в экономи-
ческом развитии.
Умение работать с текстом,
выделять новые понятия,
определять их
существенные признаки.
Осознанное и произвольное
построение речевого выска-
зывания, аргументация сво-
его мнения и позиции в
коммуникации.
44
Полезные
Комбини-
Актуализировать знания о по-
Объяснять значения слов: «ме-
Извлечение необходимой
22
ископае-
мые.
Практи-
ческая ра-
бота №
11 «По-
лезные ис-
копае-
мые».
рованный
урок.
лезных ископаемых. Определять
полезные ископаемые. Выявлять,
при производстве каких товаров
применяются изучаемые по-
лезные ископаемые. Характеризо-
вать особенности добычи различ-
ных полезных ископаемых.
сторождение», «геолог». Назы-
вать наиболее важные в эконо-
мике полезные ископаемые.
Раскрывать основные способы
добычи полезных ископаемых.
Анализировать правила охраны
полезных ископаемых.
информации из текстов; по-
становка и формулирование
проблемы, самостоятельное
создание алгоритмов дея-
тельности при решении
проблем поискового харак-
тера.
45
Расте-
ниеводств
о
Практи-
ческая ра-
бота №
12 «Зна-
комство с
культур-
ными рас-
тения-
ми».
Урок-
практика.
Актуализировать знания о дикорас-
тущих и культурных растениях. Ис-
следовать выданное учителем сель-
скохозяйственное растение и описы-
вать его по плану. Обсуждать, зачем
люди занимаются расте-
ниеводством. Характеризовать роль
выращивания культурных растений
в экономике и труд растениеводов.
Выявлять связь растениеводства и
промышленности. Работа со взрос-
лыми: интервьюировать работников
сельского хозяйства.
Объяснять значения слов: «от-
расль», «растениеводство».
Различать и классифициро-
вать культурные растения.
Определять с помощью атласа-
определителя культурные рас-
тения. Классифицировать
культурные растения: зерно-
вые, кормовые и прядильные
культуры, овощи, фрукты, цве-
ты.
Структурирование знаний; по
становка и формулирование
проблемы, самостоятельное
создание алгоритмов деятель-
ности при решении проблем
творческого и поискового ха-
рактера. Поиск и выделение
необходимой информации.
46
Животно-
водство.
Урок-
исследо-
вание.
Актуализировать знания о диких
и домашних животных. Класси-
фицировать домашних сельскохо-
зяйственных животных. Характе-
ризовать роль разведения сель-
скохозяйственных животных в
экономике и труд животноводов.
Выявлять взаимосвязь расте-
ниеводства, животноводства и
промышленности. Исследовать,
Объяснять значение слова
«животноводство». Называть
домашних сельскохозяйствен-
ных животных, рассказывать
об их содержании и разведе-
нии, об их роли в экономике.
Называть продукты животно-
водства, которые использует
семья в течение дня.
Постановка и формулирова-
ние проблемы, самостоятель-
ное создание алгоритмов дея-
тельности при решении
проблем творческого и поис-
кового характера. Поиск и
выделение необходимой ин-
формации. Структурирова-
ние знаний.
23
какие продукты животноводства
использует семья в течение дня.
Работа со взрослыми: интервьюи-
ровать работников животно-
водства.
47
Какая бы-
вает про-
мышлен-
ность.
Урок-
исследо-
вание.
Характеризовать отрасли про-
мышленности по их роли в
производстве товаров. Соотно-
сить продукцию и отрасли про-
мышленности. Выявлять взаимо-
связь отраслей промышленности.
Характеризовать труд работников
отраслей промышленности. Рабо-
та со взрослыми: выявить, какие
отрасли промышленности, какие
крупные предприятия есть в
регионе.
Объяснять значения понятий:
«добывающая промышлен-
ность», «электроэнергетика»,
«металлургия», «машинострое-
ние», «химическая промыш-
ленность», «лёгкая промыш-
ленность», «пищевая промыш-
ленность».
Постановка и формулирова-
ние проблемы, самостоятель-
ное создание алгоритмов дея-
тельности при решении
проблем творческого и поис-
кового характера. Поиск и
выделение необходимой ин-
формации. Структурирова-
ние знаний.
48
Проект
«Эконо-
мика род-
ного
края».
Урок-
проект.
Собирать информацию об эконо-
мике своего края (города, села).
Оформлять собранные материалы
в виде фотовыставки, стенгазеты,
альбома и т.д. Коллективно со-
ставлять книгу-справочник «Эко-
номика родного края». Презенто-
вать и оценивать результаты
проектной деятельности.
Определять цель проекта, ра-
ботать с известной информаци-
ей, собирать дополнительный
материал, создавать способы
решения проблем творческого
и поискового характера.
Постановка учебной задачи
на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено
учащимися, и того, что ещё
неизвестно. Поиск и выде-
ление необходимой инфор-
мации, структурирование
знаний; представление по-
лученной информации;
оценка результатов работы.
Сотрудничество с учителем
и учащимися.
49
Что такое
деньги.
Практиче-
ская работа
Урок-
практика.
Характеризовать виды обмена то-
варами (бартер и купля-продажа);
моделировать ситуации бартера и
купли-продажи. Раскрывать роль
денег в экономике. Рассматривать
Объяснять значения слов:
«деньги», «рубль», «заработная
плата», «бартер», «купля-про-
дажа». Называть виды денеж-
ных знаков: банкноты и моне-
Самостоятельное выделе-
ние и формулирование по-
знавательной цели; структу-
рирование знаний.
24
№ 12 «Зна-
комство с
различны-
ми моне-
тами».
и сравнивать монеты России по
внешнему виду, устно описывать
их.
ты. Различать денежные едини-
цы разных стран.
50
Государ-
ственный
бюджет.
Урок изу-
чения но-
вого ма-
териала.
Характеризовать государствен-
ный бюджет, его доходы и расхо-
ды. Определять, люди каких про-
фессий получают зарплату из го-
сударственного бюджета. Выяв-
лять взаимосвязь между дохода-
ми и расходами государства. Мо-
делировать доходы и расходы го-
сударства в виде математических
задач.
Объяснять значения слов:
«бюджет», «доходы», «расхо-
ды», «налоги». Объяснять, за-
чем нужен государственный
бюджет, на что расходуются
деньги из государственного
бюджета.
Умение работать с текстом,
выделять новые понятия,
определять их
существенные признаки.
Осознанное и произвольное
построение речевого выска-
зывания, аргументация сво-
его мнения и позиции в
коммуникации.
51
Семейный
бюджет.
Урок изу-
чения но-
вого ма-
териала.
Характеризовать семейный бюд-
жет, его доходы и расходы. Выяв-
лять сходство и различия государ-
ственного и семейного бюджета и
их взаимосвязь. Определять, ка-
кие доходы и из каких источников
может иметь семья. Обсуждать,
какие расходы семьи являются
первостепенными, а какие – ме-
нее важными. Моделировать се-
мейный бюджет.
Объяснять значения слов:
«стипендия», «пенсия». Пони-
мать, что такое семейный бюд-
жет, анализировать его доходы
и расходы.
Умение работать с текстом,
выделять новые понятия,
определять их
существенные признаки.
Осознанное и произвольное
построение речевого выска-
зывания, аргументация сво-
его мнения и позиции в
коммуникации.
52
Экономи-
ка и эко-
логия.
Тест № 4.
Контроль
но-обоб-
щающий
урок.
Актуализировать знания о влия-
нии человека на окружающую
среду. Характеризовать вредное
воздействие различных отраслей
экономики на окружающую
среду. Раскрывать взаимосвязь
между экономикой и экологией.
Объяснять значения слов:
«танкер», «экологическая ката-
строфа», «экологический
прогноз». Понимать взаимо-
связь экономики и экологии.
Поиск и выделение необхо-
димой информации; струк-
турирование знаний; осо-
знанное и произвольное по-
строение речевого высказы-
вания в устной и письмен-
ной форме.
53
Экономи-
Урок-
Обсуждать, почему при осуще-
Приводить примеры измене-
Постановка и формулирова-
25
ка и эко-
логия.
исследо-
вание.
ствлении любого экономического
проекта в настоящее время осу-
ществляется экологическая экс-
пертиза. Выяснять, какие меры
экологической безопасности
предпринимаются в регионе.
ния экономических проектов
под влиянием экологов.
ние проблемы, самостоя-
тельное создание алгорит-
мов деятельности при реше-
нии проблем творческого и
поискового характера.
Раздел «Путешествия по городам и странам» (15 часов)
54
Золотое
кольцо
России.
Урок-
путеше-
ствие.
Прослеживать маршрут путеше-
ствия по карте в учебнике и на-
стенной карте России.
Объяснять значение слова
«финифть». Рассказывать о
достопримечательностях горо-
дов Золотого кольца. Узнавать
достопримечательности горо-
дов Золотого кольца по фото-
графиям.
Умение получать
информацию на основе
изучения карты, ставить
познавательную задачу,
соотносить информацию из
разных источников. Умение
работать с текстом,
выделять новые понятия,
определять их
существенные признаки.
55
Золотое
кольцо
России.
Урок-
путеше-
ствие.
Моделировать маршрут Золотого
кольца, используя фотографии до-
стопримечательностей, сувениры и
т.д.
Узнавать достопримечательно-
сти городов Золотого кольца по
фотографиям.
Структурирование знаний;
умение читать схемы и ра-
ботать с ними, давать аргу-
ментированный ответ на
поставленный вопрос; уме-
ние строить рассуждения в
форме связи простых су-
ждений об объекте, его
строении, свойствах и свя-
зях.
56
Золотое
кольцо
России.
Урок-вик-
торина.
Составлять вопросы к викторине
по Золотому кольцу. С помощью
Интернета готовить сообщение о
любом городе Золотого кольца.
Называть города, которые вхо-
дят в Золотое кольцо.
Умение получать
информацию на основе
изучения карты,
моделировать объекты
окружающего мира.
26
57
Проект
«Музей
путеше-
ствий».
Урок-
проект.
Собирать экспонаты для музея,
составлять этикетки. Оформлять
экспозицию музея. Готовить со-
общения, презентовать свои сооб-
щения с демонстрацией экспона-
тов.
Определять цель проекта, ра-
ботать с известной информаци-
ей, собирать дополнительный
материал, создавать способы
решения проблем творческого
и поискового характера.
Постановка учебной задачи
на основе соотнесения того,
что уже известно и усвоено
учащимися, и того, что ещё
неизвестно. Поиск и выде-
ление необходимой инфор-
мации, структурирование
знаний; представление по-
лученной информации;
оценка результатов работы.
Сотрудничество с учителем
и учащимися.
58
Наши бли-
жайшие
соседи.
Урок-
путеше-
ствие.
Показывать на карте России её
границы и пограничные государ-
ства, их столицы, в том числе
страны, граничащие только с Ка-
лининградской областью или
имеющие с Россией только мор-
ские границы. Обсуждать, почему
с государствами-соседями нужно
иметь добрососедские отноше-
ния. Готовить сообщение о стра-
нах, граничащих с Россией.
Объяснять значения понятий:
«сухопутные границы», «мор-
ские границы». Называть госу-
дарства, граничащие с Россией,
их столицы.
Умение получать информа-
цию на основе изучения
карты, ставить познаватель-
ную задачу, соотносить ин-
формацию из разных источ-
ников. Умение с достаточ-
ной полнотой и точностью
выражать свои мысли в со-
ответствии с задачами и
условиями коммуникации.
59
На севере
Европы.
Урок-
путеше-
ствие.
Самостоятельно изучить матери-
ал учебника о странах севера
Европы, подготовить сообщения
с показом местоположения стра-
ны и её столицы на политической
карте Европы. Соотносить госу-
дарства и их флаги. Составлять
вопросы к викторине по странам
севера Европы. Работать со
взрослыми: в магазинах выяс-
нять, какие товары поступают из
Объяснять значения понятий:
«Скандинавские страны»,
«фьорд», «аквапарк», «гейзер».
Называть страны севера Евро-
пы, их столицы. Узнавать по
фотографиям достопримеча-
тельности изучаемой страны,
её известных людей.
Умение получать информа-
цию на основе изучения
карты, ставить познаватель-
ную задачу, соотносить ин-
формацию из разных источ-
ников. Умение с достаточ-
ной полнотой и точностью
выражать свои мысли в со-
ответствии с задачами и
условиями коммуникации.
27
стран севера Европы.
60
Что такое
Бенилюкс.
Урок-
путеше-
ствие.
Самостоятельно изучить матери-
ал о странах Бенилюкса, подгото-
вить сообщения с показом место-
положения страны и её столицы
на политической карте Европы.
Составлять вопросы к викторине
по странам Бенилюкса. Работать
со взрослыми: в магазинах выяс-
нять, какие товары поступают из
Бельгии, Голландии, Люксембур-
га.
Объяснять значение слова
«дамба». Называть страны Бе-
нилюкса, их столицы. Описы-
вать достопримечательности
стран Бенилюкса по фотогра-
фиям.
Умение получать информа-
цию на основе изучения
карты, ставить познаватель-
ную задачу, соотносить ин-
формацию из разных источ-
ников. Умение с достаточ-
ной полнотой и точностью
выражать свои мысли в со-
ответствии с задачами и
условиями коммуникации.
61
В центре
Европы.
Урок-
путеше-
ствие.
Самостоятельно изучить матери-
ал о странах центра Европы, под-
готовить сообщения с показом
местоположения страны и её сто-
лицы на политической карте
Европы. Моделировать достопри-
мечательности из пластилина. Ра-
ботать со взрослыми: в магазинах
выяснять, какие товары поступа-
ют из Германии, Австрии, Швей-
царии.
Объяснять значение слова
«фиакр». Называть страны
центра Европы, их столицы.
Узнавать и описывать досто-
примечательности по фотогра-
фиям. Узнавать известных лю-
дей стран Европы.
Умение получать информа-
цию на основе изучения
карты, ставить познаватель-
ную задачу, соотносить ин-
формацию из разных источ-
ников. Умение с достаточ-
ной полнотой и точностью
выражать свои мысли в со-
ответствии с задачами и
условиями коммуникации.
62
По Фран-
ции и Ве-
ликобри-
тании
(Фран-
ция).
Урок-
путеше-
ствие.
Самостоятельно изучить матери-
ал о Франции, подготовить сооб-
щения с показом местоположения
страны и её столицы на полити-
ческой карте Европы. Составлять
вопросы для викторины о Фран-
ции. Работать со взрослыми: в
магазинах выяснять, какие това-
ры поступают из Франции.
Показывать местоположение
Франции на карте, называть её
столицу. Описывать достопри-
мечательности Франции по
фотографиям. Узнавать её заме-
чательных людей.
Умение получать информа-
цию на основе изучения
карты, ставить познаватель-
ную задачу, соотносить ин-
формацию из разных источ-
ников. Умение с достаточ-
ной полнотой и точностью
выражать свои мысли в со-
ответствии с задачами и
условиями коммуникации.
63
По Фран-
Урок-
Самостоятельно изучить матери-
Показывать местоположение
Умение получать информа-
28
ции и Ве-
ликобри-
тании (Ве-
ликобри-
тания).
путеше-
ствие.
ал о Великобритании, подгото-
вить сообщения с показом место-
положения страны и её столицы
на политической карте Европы.
Составлять вопросы для виктори-
ны о Великобритании. Работать
со взрослыми: в магазинах выяс-
нять, какие товары поступают из
Великобритании.
Великобритании на карте, на-
зывать её столицу. Описывать
достопримечательности Вели-
кобритании по фотографиям.
Узнавать её замечательных лю-
дей.
цию на основе изучения
карты, ставить познаватель-
ную задачу, соотносить ин-
формацию из разных источ-
ников. Умение с достаточ-
ной полнотой и точностью
выражать свои мысли в со-
ответствии с задачами и
условиями коммуникации.
64
На юге
Европы.
Урок-
путеше-
ствие.
Самостоятельно изучить матери-
ал о Греции и Италии, подгото-
вить сообщения с показом место-
положения стран и их столиц на
политической карте Европы. Со-
ставлять вопросы для викторины
по Греции и Италии. Работать со
взрослыми: в магазинах выяс-
нять, какие товары поступают из
Греции и Италии.
Показывать местоположение
Греции и Италии на карте, на-
зывать их столицы. Описывать
достопримечательности Греции
и Италии по фотографиям.
Узнавать их замечательных лю-
дей.
Умение получать информа-
цию на основе изучения
карты, ставить познаватель-
ную задачу, соотносить ин-
формацию из разных источ-
ников. Умение с достаточ-
ной полнотой и точностью
выражать свои мысли в со-
ответствии с задачами и
условиями коммуникации.
65
По знаме-
нитым ме-
стам мира.
Тест № 5.
Комбини-
рованный
урок.
Соотносить памятники архитек-
туры и искусства с той страной, в
которой они находятся. Обсу-
ждать цели международного ту-
ризма. Находить в дополнитель-
ной литературе и в Интернете ма-
териал о достопримечательностях
разных стран, готовить сообще-
ния.
Описывать по фотографиям
изучаемые достопримечатель-
ности.
Умение получать информа-
цию на основе изучения
карты, ставить познаватель-
ную задачу, соотносить ин-
формацию из разных источ-
ников. Инициативное со-
трудничество в поиске и
сборе информации.
66
Проверим
себя и
оценим
свои до-
стижения
за второе
Контроль
но-обоб-
щающий
урок.
Выполнять задания; проверять
свои знания.
Адекватно оценивать и анали-
зировать свои знания/незнания.
Оценка — выделение и осо-
знание обучающимся того,
что уже усвоено и что ещё
нужно усвоить, осознание
качества и уровня усвоения;
оценка результатов работы.
29
полуго-
дие.
Итоговая
диагно-
стиче-
ская ра-
бота.
67
Презента-
ция проек-
тов «Кто
нас защи-
щает»,
«Эконо-
мика род-
ного
края»,
«Музей
путеше-
ствий».
Урок-кон-
ференция.
Выступать с подготовленными
сообщениями, иллюстрировать
их наглядными материалами. Об-
суждать выступления учащихся.
Оценивать свои достижения и до-
стижения других учащихся.
Представлять результаты
проектной деятельности. Фор-
мировать адекватную оценку
своих достижений.
Моделирование – преоб-
разование объекта из чув-
ственной формы в модель,
где выделены существен-
ные характеристики объек-
та (пространственно-графи-
ческая или знаково-симво-
лическая); умение с доста-
точной полнотой и точно-
стью выражать свои мысли
в соответствии с задачами и
условиями коммуникации.
68
Презента-
ция проек-
тов «Кто
нас защи-
щает»,
«Эконо-
мика род-
ного
края»,
«Музей
путеше-
ствий».
Урок-кон-
ференция.
Выступать с подготовленными
сообщениями, иллюстрировать
их наглядными материалами. Об-
суждать выступления учащихся.
Оценивать свои достижения и до-
стижения других учащихся.
Представлять результаты
проектной деятельности. Фор-
мировать адекватную оценку
своих достижений.
Моделирование – преоб-
разование объекта из чув-
ственной формы в модель,
где выделены существен-
ные характеристики объек-
та (пространственно-графи-
ческая или знаково-симво-
лическая); умение с доста-
точной полнотой и точно-
стью выражать свои мысли
в соответствии с задачами и
условиями коммуникации.
М
АТЕРИАЛЬНО
-
ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
30
Для организации работы с разными источниками информации желательно иметь в классе научно-популярные, художественные книги
для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественно-научного, обществоведческого, ис-
торического содержания, видеофильмы, звукозаписи.
В соответствии с содержанием программы, в классе желательно иметь:
– таблицы (строение растения, организм человека, стадии развития животных и др.);
– плакаты (природные сообщества болота, озера, леса, луга; ландшафтные картины Арктики, тундры, степи, пустыни; растения и жи -
вотные материков; репродукции картин художников, отражающих общественные явления, исторические события и др.);
– портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, царей, писателей, художников, поэтов, композиторов,
изобретателей и др.);
– географические (физическую карту полушарий, карту России, природных зон) и исторические настенные карты, атлас географических
и исторических карт; адаптированную карту звёздного неба (по возможности); иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);
– модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;
– модель торса человека с внутренними органами;
– муляжи грибов, фруктов и овощей;
– макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности);
– разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоскостные или объёмные модели молекул;
– коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых, почв;
– гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;
– предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);
– живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).
Оборудование для уголка живой природы: аквариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
– демонстрационный экземпляр микроскопа;
– демонстрационный экземпляр глобуса;
– комплект луп для работы в группах по 5-6 человек;
– комплект компасов для работы в группах по 5–6 человек;
– демонстрационный экземпляр флюгера;
– демонстрационный экземпляр барометра;
– демонстрационный экземпляр бинокля;
– демонстрационный экземпляр весов с набором разновесов;
31
– демонстрационные экземпляры термометров разных видов (спиртового, биметаллического, медицинского) для измерения температу-
ры воздуха, воды и тела.
Большинство уроков окружающего мира являются предметными. На них учащиеся действуют с различными предметами – рассматри -
вают, определяют признаки и свойства, сравнивают и группируют их. Для организации такой работы желательно иметь раздаточный матери -
ал на пару или группу учащихся. Наряду с предметами различных коллекций, гербарными листами, можно использовать природный матери -
ал, собранный на экскурсиях.
Для выполнения заданий по моделированию природных объектов надо иметь пластилин (гипс), глину, песок, цветную бумагу, клей и
ножницы с тупыми концами.
Лабораторное оборудование и материалы для проведения опытов и демонстраций: посуда (стаканы, колбы, пробирки, чашки и др.),
измерительные и осветительные приборы (свеча, фонарик), фильтры, магниты; песок, глина, почва, известняк, каменный уголь, нефть, семе -
на растений (подсолнечника, пшеницы, гороха, огурца и др.).
32