Напоминание

Рабочая программа по окружающему миру


Автор: Юрченко Надежда Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Котельниковская средняя общеобразовательная школа №2"
Населённый пункт: город Котельники, Московская область
Наименование материала: Учебная программа УМК "Школа России " 3 класс
Тема: Рабочая программа по окружающему миру
Раздел: начальное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОТЕЛЬНИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2»

140054 Московская обл., г.о. Котельники, ул.Новая, дом 39, тел:559-93-18, 559-93-22

E-mail:

ksosh2

info@yandex.

ru

«Утверждено»

И.О. Директора МБОУ КСОШ№2

_______________Ларионов Н.В.

Приказ №__________________

«______»___________2017 г.

Рабочая программа

по предмету «Окружающий мир »

УМК «Школа России»

3 — а класса

на 2017 — 2018 уч.год

Составила: учитель

начальных классов – Юрченко

Надежда Викторовна

г.Котельники 2017 г.

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ЦЕЛИ

Развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие

задачи;

Освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и в

обществе;

Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;

Экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;

Формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе,

Сохранять и укреплять здоровье.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Система учебных курсов «Зелёный дом» обеспечивает ознакомление младших школьников с окружающим миром.

Приоритетной задачей является формирование в сознании учащихся единого, ценностно окрашенного образа окружающего мира как

дома, своего собственного и общего, для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной эколо -

гически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.

В процессе изучения курса «Мир вокруг нас» осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явле -

ниях природы, и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащению нравственного опыта учащихся, воспитание у них лю -

бви к своему городу, к своей родине. Курс нацелен на формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков эколо -

гически и нравственно-обоснованного поведения в природной и социальной среде.

При этом средствами учебного предмета обеспечивается существенное воздействие на развитие у учащихся речи и познавательных

процессов, а также эмоциональной сферы и творческих способностей.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о

странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном органичном единстве. Это позволяет

формировать у детей целостное представление об окружающем мире, о месте в нём человека.

В курсе «Мир вокруг нас» используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и

общественной жизни, выполняют практические работы и простейшие опыты. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в

лесу, парке, музее и т.д.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ КУРСА

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

2

Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы

и социума.

Человечество как многообразие народов, культур, религий, в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в

осознанном желании служить Отечеству.

Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций

народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.

Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и

окружающим.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Личностные

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России,

осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;

становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при роды, народов,

культур и религий;

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич ностного смысла

учения;

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе

представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам

других людей;

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и

находить выходы из спорных ситуаций;

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,

бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и

условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в

ситуациях неуспеха;

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов,

схем решения учебных и практических задач;

Активное

использование

речевых

средств

и

средств

информационных

и

коммуникационных

технологий

(ИКТ)

для

решения

коммуникативных и познавательных задач;

Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети

Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком муникативными и

познавательными задачами, и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

Овладение

логическими

действиями

сравнения,

анализа,

синтеза,

обобщения,

классификации

по

родовидовым

признакам,

установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права

каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Определение

общей

цели

и

путей

её

достижения;

умение

договариваться

о

распределении

функций

и

ролей

в

совместной

деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение

окружающих;

владение

начальными

сведениями

о

сущности

и

особенностях

объектов,

процессов

и

явлений

действительности

(природных,

социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами

и процессами;

Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в

соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные

Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её

современной жизни;

Осознание

целостности

окружающего

мира,

освоение

основ

экологической

грамотности,

элементарных

правил

нравственного

поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с

получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

4

МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 270 часов для обязательного

изучения окружающего мира на ступени начального образования, из них в 3 классе 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю.

.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Основное содержание предмета

В начале учебного года изучается тема «Как устроен мир», в которой развиваются представления детей о природе, человеке, обществе

как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науке и ее роли в сохранении нашего природного

дома.

Далее

содержание

программы

раскрывается

в

теме

«Эта

удивительная

природа».

В ней

систематизированы

и

последовательно

рассматриваются различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и др.). Применительно к каждому компоненту

изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется

раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы.

Затем изучается тема «Мы и наше здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о

строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно

рассматривается понятие «здоровый образ жизни». Логическим продолжением данной темы является следующая — «Наша безопасность», в

которой представлены основы безопасного поведения как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Необходимое внимание

уделяется вопросам экологической безопасности.

Важнейшие представления детей об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой

формируются в теме «Чему учит экономика». Учебный материал данной темы отобран с учетом большой воспитательной, развивающей и

практической

значимости

экономических

знаний.

Он

тесно

связан

с

естественно-научным

и

экологическим

материалом

курса

и

рассматривается нами как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.

Подобную интегративную функцию выполняет и тема «Путешествия по городам и странам», которой завершается программа 3 класса.

Учебный материал этой темы представлен в форме путешествий по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам,

а также по знаменитым местам мира. Такой подход позволяет преподносить в единстве знания из областей географии, истории, экономики,

экологии, раскрывая в яркой, образной форме ведущие идеи курса.

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Объектом оценки предметных результатов служит способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические

задачи. Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения

итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых обучаю-

щимися с предметным содержанием, отражающим опорную систему знаний данного учебного курса.

5

Оценка метапредметных результатов проводится в ходе итоговых проверочных работ по окружающему миру и в ходе комплексной

работы на межпредметной основе. В этом случае выносится оценка сформированности большинства познавательных учебных дейст вий и на-

выков работы с информацией, а также опосредованная оценка сформированности некоторых коммуникативных и регулятивных действий.

В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки опосредованно оценивается уровень сформированности такого умения, как «вза -

имодействие с партнёром»: ориентация на партнёра, умение слушать и слышать собеседника; стремление учитывать и координиро вать раз-

личные мнения и позиции в отношении объекта, действия, события и др.

Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обоб -

щенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Знания и умения учащихся оценива -

ются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ.

При

письменной

проверке

знаний

по

предметам

естественно-научного

и

обществоведческого

направления

используются

такие

контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями пись -

менной речи учащихся. Целесообразно поэтому тестовые задания типа:

поиск ошибки;

выбор ответа;

продолжение или исправление высказывания.

Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный

темп продвижения учащихся.

Текущий опрос. Основная цель текущего опроса - проверка того, как идет процесс формирования знаний, умений, связанных с изуче-

нием природы, общественных явлений (наблюдать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причину, определять свойства и т.п.).

Тематический контроль способствует введению формирующего оценивания освоения программы учеником. Третьекласснику предо-

ставляется возможность, тщательнее подготовившись, переделать, дополнить работу, исправить отметку и улучшить итоговую отметку в чет -

верти.

Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения за достаточно большой промежуток времени - полугодие, год. Итого -

вые контрольные проводятся два раза в год: в конце первого полугодия и в конце учебного года.

Опрос проводится в устной и в письменной форме. Устный опрос - это диалог учителя с одним учеником (индивидуальный опрос) или

со всем классом (фронтальный опрос).

Письменный опрос - это самостоятельные и контрольные работы. На проведение самостоятельной работы потребуется 10-15 минут.

Цель ее - проверить, как идет формирование знаний и умений по теме курса, изучение которой еще не закончено. На уроках окру жающего

мира проводятся короткие (5-10 минут) опросы с целью уточнения и закрепления знаний. Эти работы могут носить обучающий характер и

не оцениваться отметкой в случае плохого выполнения.

Контрольная работа используется при фронтальном текущем или итоговом контроле при проверке усвоения учащимися знаний и уме -

ний по достаточно крупной теме курса, изучение которой закончено. Самостоятельные или контрольные работы могут быть представлены в

форме тестовых, графических заданий, работы с картой и т.п. Своеобразной формой контроля могут быть различные соревновательные игры,

вопросы для которых могут подбирать и сами учащиеся, опираясь на полученные знания.

6

Разделы тематического планирования

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

1.Учебное оборудование:

а) технические средства (мультимедийный проектор, компьютер)

2. Учебные средства:

1. А.А.Плешаков. Окружающий мир: Учебник 3 класс: в 2-х частях (Ч. 1 – 223 с., ч. 2 – 223 с.). – М.: Просвещение, 2012.

2. А.А.Плешаков. Окружающий мир: Рабочая тетрадь 3 класс: в 2-х частях (Ч. 1 – 78 с., ч. 2 – 95 с.). – М.: Просвещение, 2012.

3. А.А.Плешаков. Окружающий мир: Тесты 3 класс. – М.: Просвещение, 2012.

3. Информационные материалы (программно-методическое обеспечение)

1. А.А.Плешаков. Методическое пособие к учебнику «Окружающий мир». М., «Просвещение», 2011 г.

2. «Школа России»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2011.

4. Дидактические материалы: (литература, развивающая познавательный интерес учащихся)

1. А.А.Плешаков. Атлас - определитель «От земли до неба» (222 с.). М.: «Просвещение», 2010.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.

Окружающий мир. Рабочие программы. 1-4 классы. / Плешаков А.А. – М.: Просвещение, 2012.

7

Тема

Кол-во часов

Как устроен мир

6

Эта удивительная природа

18

Мы и наше здоровье

10

Наша безопасность

7

Чему учит экономика

12

Путешествие по городам и странам

15

Итого

68

2.

Окружающий мир. Методические рекомендации. 3 класс / Плешаков А.А., Белянкова Н.М., Соловьева А.Е. – М.: Просвещение, 2012.

3.

Окружающий мир. Интерактивные дидактические материалы. 3 класс. Методическое пособие с электронным интерактивным прило-

жением. / В.В. Мещерякова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).

4.

Окружающий мир. 3 класс. Рабочая тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост.: В.В. Мещерякова – М.: Планета, 2011. – (Каче-

ство обучения).

5.

Окружающий мир. 3 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Дидактическое пособие с электронным интерактив -

ным приложением / Авт.-сост. М.С. Умнова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).

6.

Окружающий мир. 3 класс. Интерактивные контрольные тренировочные работы. Тетрадь с электронным тренажером / Авт.-сост.

М.С. Умнова. – М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).

7.

Уроки окружающего мира с применением информационных технологий. 3-4 классы. Методическое пособие с электронным интерак-

тивным приложением / С.В. Братченко, М.В. Буряк [и др.]; сост. Е.С. Галанжина. – М.: Планета, 2013. – (Современная школа).

8.

Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности / С.П. Казачкова, М.С. Умнова. –

М.: Планета, 2013. – (Качество обучения).

9.

Дидактические и развивающие игры в начальной школе. Методическое пособие с электронным приложением / Сост. Е.С. Галанжина.

– М.: Планета, 2011. – (Современная школа).

К

АЛЕНДАРНО

-

ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Дата

Тема

Урока

Тип уро-

ка

Основные виды

учебной деятельности

Планируемые предметные

результаты освоения

материала

Универсальные учебные

действия

Раздел «Как устроен мир» (6 часов)

1

Природа.

Урок вве-

дения в

новую

Знакомиться с учебником и учеб-

ными пособиями, с целями и за-

дачами раздела. Понимать учеб-

Анализировать текст учебника,

извлекать из него необходимую

информацию; сравнивать

Преобразование модели с

целью выявления общих за-

конов, определяющих дан-

8

тему.

ную задачу урока и стремиться её

выполнить. Доказывать, пользу-

ясь иллюстрацией учебника, что

природа удивительно разнооб-

разна; раскрывать ценность при-

роды для людей. Предлагать зада-

ние к рисунку учебника и оцени-

вать ответы одноклассников, осу-

ществлять самопроверку.

объекты неживой и живой при-

роды по известным признакам,

классифицировать объекты жи-

вой природы. Формулировать

выводы из изученного материа-

ла, отвечать на итоговые вопро-

сы и оценивать достижения на

уроке. Объяснять значения

слов: «организмы», «биоло-

гия», «царства», «бактерии»,

«микроскоп».

ную предметную область.

Построение логической це-

почки рассуждений, анализ

истинности утверждений.

Умение работать в паре.

2

Человек.

Стартов

ая

диагност

ика.

Урок-

игра.

Понимать учебную задачу урока

и стремиться её выполнить. На-

блюдать и описывать проявления

внутреннего мира человека; обсу-

ждать, как возникают богатства

внутреннего мира человека.

Называть сходства человека и

живых существ и отличия его

от животных. Различать внеш-

ность человека и его внутрен-

ний мир; анализировать прояв-

ления внутреннего мира чело-

века в его поступках, внешно-

сти, взаимоотношениях с людь-

ми, отношении к природе; оце-

нивать богатство внутреннего

мира человека. Объяснять зна-

чения слов: «психология»,

«восприятие», «память»,

«мышление», «воображение».

Умение моделировать сту-

пени познания человеком

окружающего мира в ходе

ролевых игр: формулиро-

вать выводы из изученного

материала; отвечать на ито-

говые вопросы и оценивать

результаты работы.

3

Проект

«Богат-

ства,

отданные

людям».

Урок-

проект.

Учиться распределять обязанно-

сти по проекту в группах; соби-

рать материал; подбирать иллю-

стративный материал, изготавли-

вать недостающие иллюстрации,

оформлять стенд; презентовать

проект; оценивать результаты ра-

боты.

Определять цель проекта, ра-

ботать с известной информаци-

ей, собирать дополнительный

материал, создавать способы

решения проблем творческого

и поискового характера.

Постановка учебной задачи

на основе соотнесения того,

что уже известно и усвоено

учащимися, и того, что ещё

неизвестно. Поиск и выде-

ление необходимой инфор-

мации, структурирование

знаний; представление по-

лученной информации;

9

оценка результатов работы.

Сотрудничество с учителем

и учащимися.

4

Общество.

Урок изу-

чения но-

вого ма-

териала.

Определять место человека в

мире; характеризовать семью, на-

род, государство как части обще-

ства; сопоставлять формы прав-

ления в государствах мира. Фор-

мулировать выводы из изученно-

го материала, отвечать на итого-

вые вопросы и оценивать дости-

жения на уроке.

Анализировать таблицу с це-

лью извлечения необходимой

информации; описывать по

фотографиям достопримеча-

тельности разных стран; соот-

носить страны и народы, осу-

ществлять самопроверку; рас-

суждать о многообразии и

единстве стран и народов в

современном мире. Объяснять

значения слов: «семья», «на-

род», «государство», «обще-

ство».

Умение с достаточной пол-

нотой и точностью выра-

жать свои мысли в соответ-

ствии с задачами и условия-

ми коммуникации; умение

читать таблицы и работать с

ними, давать аргументиро-

ванный ответ на поставлен-

ный вопрос. Умение сотруд-

ничать с учителем и сверст-

никами.

5

Что такое

экология.

Комбини-

рованный

урок.

Анализировать текст учебника с

целью обнаружения взаимосвязей в

природе, между природой и чело-

веком, прослеживать по схеме об-

наруженные взаимосвязи, расска-

зывать о них, опираясь на схему.

Формулировать выводы из изучен-

ного материала, отвечать на итого-

вые вопросы и оценивать достиже-

ния на уроке.

Называть экологические связи

и их разнообразие. Анализиро-

вать схемы учебника и с их по-

мощью классифицировать эколо-

гические связи; приводить приме

ры взаимосвязи живого и неживо

го, растений и животных, челове-

ка и природы; описывать окру-

жающую среду для природных

объектов и человека. Объяснять

значения слов: «окружающая

среда», «экология».

Построение логической це-

почки рассуждений, анализ

истинности утверждений.

Умение интегрироваться в

группу сверстников и строить

продуктивное взаимодействие

и сотрудничество со сверстни

ками. Моделирование связей

организмов с окружающей

средой, обсуждение и оцени-

вание предложенных моде-

лей.

10

6

Природа в

опасно-

сти!

Урок-

исследо-

вание.

Устанавливать причинно-след-

ственные связи между поведени-

ем людей, их деятельностью и со-

стоянием окружающей среды;

различать положительное и отри-

цательное влияние человека на

природу; сравнивать заповедники

и национальные парки.

Называть положительные и

отрицательные влияния челове-

ка на природу. Рассуждать о

том, почему люди не могут

полностью прекратить исполь-

зование природных богатств;

объяснять, какое отношение к

природе можно назвать ответ-

ственным. Объяснять значения

слов: «заповедник», «нацио-

нальный парк».

Моделирование в виде схе-

мы воздействия человека на

природу. Обсуждение, как

каждый может помочь при-

роде. Работа со взрослыми:

подготовка сообщения о за-

поведниках и националь-

ных парках. Участие в при-

родоохранной деятельно-

сти.

Раздел «Эта удивительная природа» (18 часов)

7

Тела, ве-

щества,

частицы.

Практи-

ческая ра-

бота № 1

«Тела, ве-

щества,

частицы».

Урок-

исследо-

вание.

Понимать учебные задачи раздела

и данного урока и стремиться их

выполнить; классифицировать

тела и вещества, приводить при-

меры естественных и искусствен-

ных тел, твёрдых, жидких и газо-

образных веществ; наблюдать

опыт с растворением вещества.

Объяснять значения слов:

«тело», «вещество», «части-

ца». Различать тела и веще-

ства, осуществлять самопро-

верку; проверять с помощью

учебника правильность при-

ведённых

утверждений.

Высказывание предположе-

ний, объясняющих ре-

зультат опыта; доказатель-

ство на основе опыта, что

тела и вещества состоят из

частиц. Моделирование

процесса растворения, а

также расположения частиц

в твёрдом, жидком и газооб-

разном веществах.

8

Разнооб-

разие ве-

ществ.

Практи-

ческая ра-

бота № 2

«Обнару-

жение

крахмала

в продук-

тах пита-

Урок-

исследо-

вание.

Наблюдать и характеризовать

свойства поваренной соли, саха-

ра, крахмала, кислоты.

Ставить опыты по обнаружению

крахмала в продуктах питания,

использовать лабораторное обо-

рудование, фиксировать результа-

ты исследования в рабочей тетра-

ди.

Объяснять значения слов: «хи-

мия», «поваренная соль»,

«крахмал», «кислота». Описы-

вать изучаемые вещества по

предложенному плану; исполь-

зовать информацию из текста

учебника для объяснения со-

держания рисунков; различать

сахар, соль, крахмал по харак-

терным признакам.

Постановка и формулирова-

ние проблемы, самостоя-

тельное создание алгорит-

мов деятельности при реше-

нии проблем поискового ха-

рактера; анализ объектов с

целью выделения признаков

(существенных, несуще-

ственных).

11

ния».

9

Воздух и

его охра-

на.

Практи-

ческая ра-

бота № 3

«Свой-

ства воз-

духа».

Урок-

практика.

Анализировать схему (диаграм-

му) с целью определения состава

воздуха. Исследовать с помощью

опытов свойства воздуха.

Объяснять значение слова

«кислород». Различать цель

опыта, ход опыта, вывод. Объ-

яснять свойства воздуха, ис-

пользуя знания о частицах; осу-

ществлять самопроверку. На-

зывать правила охраны возду-

ха.

Анализ объектов с целью

выделения признаков (су-

щественных, несуществен-

ных). Интервьюирование

взрослых о мерах охраны

чистоты воздуха в родном

городе.

10

Вода.

Практи-

ческая ра-

бота № 4

«Свой-

ства

воды».

Урок-

практика.

Исследовать по инструкции учеб-

ника свойства воды. Анализиро-

вать схемы учебника и применять

их для объяснения свойств воды.

Рассказывать об использовании в

быту воды как растворителя.

Объяснять значение слова

«фильтр». Определять и назы-

вать цель каждого опыта, устно

описывать его ход, формулиро-

вать выводы и фиксировать их

в рабочей тетради.

Анализ объектов с целью

выделения признаков (су-

щественных, несуществен-

ных); проведение мини-

исследования об использо-

вании питьевой воды в се-

мье.

11

Превра-

щения и

кругово-

рот воды.

Практи-

ческая ра-

бота № 5

«Кругово-

рот воды

в приро-

де».

Урок-

практика.

Высказывать предположения о

состояниях воды в природе. На-

блюдать в ходе учебного экспери-

мента образование капель при

охлаждении пара.

Объяснять значения слов: «со-

стояние», «испарение», «круго-

ворот». Различать три состоя-

ния воды, формулировать на

основе наблюдения вывод о

причинах образования облаков

и выпадении дождя.

Моделирование круговоро-

та воды в природе с помо-

щью пластилина, осуще-

ствление самопроверки.

12

Берегите

воду!

Урок-

исследо-

вание.

Высказывать предположения о

том, почему нужно беречь воду;

находить и использовать при от-

вете на вопрос цифровые данные

из учебника. Обсуждать способы

Анализировать схему в учеб-

нике, сопоставлять полученные

сведения с информацией из

текста. Понимать, что надо

охранять и беречь воду.

Самостоятельное выделе-

ние и формулирование по-

знавательной цели. Модели-

рование в виде динамиче-

ской схемы источников за-

12

экономного использования воды.

Рассказывать о загрязнении воды с

помощью модели.

грязнения воды. Интервью-

ирование взрослых по охра-

не чистоты воды в родном

городе (селе). Осознанное и

произвольное построение

речевого высказывания в

устной форме.

13

Как разру-

шаются

камни.

Урок-

исследо-

вание.

Высказывать предположения о

причинах разрушения горных по-

род в природе. Наблюдать про-

цесс расширения твёрдых тел в

ходе учебного эксперимента; мо-

делировать в виде схемы увеличе-

ние расстояния между частицами

твёрдых тел при нагревании и

уменьшение – при охлаждении.

Характеризовать процесс раз-

рушения горных пород в ре-

зультате нагревания, охлажде-

ния, замерзания воды в трещи-

нах и укоренения растений в

них.

Выделение необходимой

информации; установление

причинно-следственных

связей, представление цепо-

чек объектов и явлений;

умение с достаточной пол-

нотой и точностью выра-

жать свои мысли в соответ-

ствии с задачами и условия-

ми коммуникации.

14

Что такое

почва.

Практи-

ческая ра-

бота № 6

«Состав

почвы».

Урок-

практика.

Анализировать рисунок учебника

по предложенным заданиям и во-

просам; высказывать предполо-

жения (гипотезы) о том, почему

почва плодородна, обосновывать

их. Исследовать состав почвы в

ходе учебного эксперимента.

Объяснять значение слова

«перегной». На основе схемы

моделировать связи почвы и

растений. Характеризовать

процессы образования и разру-

шения почвы; характеризовать

меры по охране почвы от раз-

рушения.

Анализ объектов с целью

выделения признаков (су-

щественных, несуществен-

ных); установление при-

чинно-следственных связей,

представление цепочек

объектов и явлений.

15

Разнооб-

разие рас-

тений.

Урок раз-

вития

умений и

навыков.

Знакомиться с группами растений

по материалам учебника. Класси-

фицировать растения из предло-

женного списка; знакомиться по

учебнику с понятием «виды рас-

тений»; использовать предложен-

Объяснять значение слова «бо-

таника». Называть растения с

помощью атласа-определителя.

Приводить примеры растений

разных групп и видов.

Самостоятельное создание

способов решения проблем

поискового характера; уме-

ние с достаточной полнотой

и точностью выражать свои

мысли в соответствии с за-

13

ную информацию при характери-

стике групп растений.

дачами и условиями комму-

никации. Подготовка сооб-

щения об одном из видов

растений любой группы.

16

Солнце,

растения и

мы с вами.

Урок изу-

чения но-

вого ма-

териала.

Выявлять с помощью схемы

сходство и различие процессов

питания и дыхания растений. Мо-

делировать процессы дыхания и

питания растений, рассказывать

об этих процессах с помощью вы-

полненной схемы.

Выявлять роль листьев, стебля

и корня в питании растений. Дока

зывать, что без растений невоз-

можна жизнь животных и чело-

века.

Умение извлекать

информацию из учебника,

карты, моделировать

объекты окружающего

мира; придумывать

фантастический рассказ.

17

Размноже-

ние и раз-

витие рас-

тений.

Практи-

ческая ра-

бота № 7

«Размно-

жение и

развитие

расте-

ний».

Комбини-

рованный

урок.

Характеризовать условия, необхо-

димые для размножения растений

и их распространения. Наблюдать

в природе, как распространяются

семена деревьев. Выявлять роль

животных в размножении и раз-

витии растений.

Объяснять значение слова

«опыление». Характеризовать

с помощью схем стадии разви-

тия растения из семени. Назы-

вать разные способы распро-

странения плодов и семян.

Давать аргументированный

ответ на поставленный во-

прос. Анализ объектов с це-

лью выделения признаков (су-

щественных, несуществен-

ных).

18

Охрана

растений.

Прове-

рочная

работа.

Контроль

но-обоб-

щающий

урок.

Актуализировать сведения об ис-

чезающих и редких растениях.

Характеризовать факторы отрица-

тельного воздействия человека на

мир растений. Оформлять памят-

ку «Берегите растения».

Называть факторы отрица-

тельного воздействия человека

на мир растений, правила пове-

дения в природе.

Установление причинно-

следственных связей. По-

становка и формулирование

проблемы.

19

Разнооб-

разие жи-

Урок фор-

мирова-

Понимать учебную задачу и стре-

миться её выполнить. Классифи-

Объяснять значения слов:

«зоология», «земноводные»,

Самостоятельное создание

способов решения проблем

14

вотных.

ния уме-

ний и на-

выков.

цировать животных.

«пресмыкающиеся», «млекопи-

тающие». Приводить примеры

животных разных групп; с помо-

щью атласа-определителя опреде-

лять животных, изображённых на

рисунках, и относить их к опре-

делённой группе.

поискового характера;

умение с достаточной

полнотой и точностью

выражать свои мысли в

соответствии с задачами и

условиями коммуникации.

Умение работать с текстом,

выделять новые понятия,

определять их

существенные признаки.

20

Кто есть

кто?

Проект

«Разнооб-

разие при-

роды род-

ного

края».

Урок-

проект.

Характеризовать животных по

типу питания, приводить приме-

ры животных по типу питания.

Анализировать схемы цепей пи-

тания. Характеризовать защитные

приспособления растений и жи-

вотных. Обсуждать роль хищни-

ков в поддержании равновесия в

природе. Составлять и презенто-

вать «Книгу природы родного

края».

Определять цель проекта, ра-

ботать с известной информаци-

ей, собирать дополнительный

материал, создавать способы

решения проблем творческого

и поискового характера.

Постановка учебной задачи

на основе соотнесения того,

что уже известно и усвоено

учащимися, и того, что ещё

неизвестно. Поиск и выде-

ление необходимой инфор-

мации, структурирование

знаний; представление по-

лученной информации;

оценка результатов работы.

Сотрудничество с учителем

и учащимися.

21

Размноже-

ние и раз-

витие жи-

вотных.

Урок раз-

вития

умений и

навыков.

Характеризовать животных

разных групп по способу размно-

жения, моделировать стадии раз-

множения животных разных

групп. Рассказывать, как заботят-

ся домашние животные о своём

потомстве.

Объяснять значения слов:

«личинка», «куколка», «малёк»,

«головастик». Рассказывать о

размножении и развитии жи-

вотных разных групп.

Моделирование — преоб-

разование объекта из чув-

ственной формы в модель,

где выделены существен-

ные характеристики объек-

та. Осознанное и произ-

вольное построение речево-

го высказывания, аргумен-

тация своего мнения и по-

зиции в коммуникации.

22

Охрана

Урок-кон-

Актуализировать знания о редких

С помощью атласа-определите-

Установление причинно-

15

животных.

ференция.

и исчезающих животных. Харак-

теризовать факторы отрицатель-

ного воздействия человека на жи-

вотный мир. Формулировать с по-

мощью экологических знаков

правила поведения в природе. Со-

здать книжку-малышку «Береги

животных».

ля и электронного приложения

определять животных, занесён-

ных в Красную книгу России.

Называть меры по охране жи-

вотных.

следственных связей. По-

становка и формулирование

проблемы.

23

В царстве

грибов.

Урок раз-

вития

умений и

навыков.

Характеризовать строение шля-

почных грибов. Моделировать

различие грибов-двойников.

Объяснять значения слов:

«грибница», «съедобные гри-

бы», «несъедобные грибы». С

помощью иллюстраций учеб-

ника и атласа-определителя

различать съедобные, несъе-

добные и ядовитые грибы. На-

зывать правила сбора грибов.

Умение работать с текстом,

выделять новые понятия,

определять их существен-

ные признаки. Строить рас-

суждения в форме связи

простых суждений об

объекте, его строении, свой-

ствах и связях.

24

Великий

кругово-

рот жиз-

ни.

Тест №1.

Контроль

но-обоб-

щающий

урок.

Характеризовать организмы-

производители, организмы-потре-

бители и организмы-разрушите-

ли. Обсуждать опасность исчез-

новения хотя бы одного из зве-

ньев цепи круговорота веществ в

природе. Моделировать кругово-

рот веществ в природе.

Рассказывать о круговороте

веществ на Земле. Называть

основные звенья круговорота

веществ: производители, по-

требители, разрушители.

Построение логической це-

почки рассуждений, анализ

истинности утверждений.

Раздел «Мы и наше здоровье» (10 часов)

25

Организм

человека.

Урок вве-

дения в

новую

тему.

Актуализировать знания по анато-

мии и физиологии человеческого

организма. Характеризовать систе-

мы органов человека. Обсуждать

взаимосвязь наук анатомии, физио-

логии и гигиены. Анализировать

схемы расположения органов чело-

века, уметь показывать расположе-

ние внутренних органов на своём

Объяснять значение выраже-

ния «система органов». Назы-

вать и показывать на модели

органы человека.

Умение работать с текстом,

выделять новые понятия,

определять их существен-

ные признаки. Строить рас-

суждения в форме связи

простых суждений об

объекте, его строении, свой-

ствах и связях.

16

теле и теле собеседника. Практиче-

ская работа в паре: измерение роста

и массы человека.

26

Органы

чувств.

Урок-

исследо-

вание.

Самостоятельно изучать материал

темы и готовить рассказы по

предложенному плану. Распозна-

вать предметы на ощупь и по

запаху в ходе учебного экспери-

мента. Формулировать правила

гигиены органов чувств.

Объяснять значения слов:

«обоняние», «осязание». Назы-

вать органы чувств человека:

глаза, уши, нос, язык, кожа.

Рассказывать о правилах гиги-

ены органов чувств.

Самостоятельное выделе-

ние и формулирование по-

знавательной цели; структу-

рирование знаний.

27

Надёжная

защита

организ-

ма.

Практи-

ческая ра-

бота № 8

«Знаком-

ство с

внешним

строени-

ем кожи».

Урок-

практика.

Практическая работа: изучить

свойства кожи. Осваивать приёмы

оказания первой помощи при по-

вреждениях кожи. Подготовить

рассказ об уходе за кожей.

Объяснять значение слов:

«ушиб», «ожог», «обморажива-

ние». Характеризовать сред-

ства гигиены и ухода за кожей.

Называть меры первой помо-

щи при повреждениях кожи.

Выделение необходимой

информации; установление

причинно-следственных

связей, представление цепо-

чек объектов и явлений;

умение с достаточной пол-

нотой и точностью выра-

жать свои мысли в соответ-

ствии с задачами и условия-

ми коммуникации.

28

Опора

тела и

движение.

Урок

развития

умений и

навыков.

Характеризовать роль скелета и

мышц в жизнедеятельности орга-

низма. Раскрывать роль правиль-

ной осанки для здоровья челове-

ка.

Объяснять значения слов:

«скелет», «мышцы», «опорно-

двигательная система»,

«осанка». Рассказывать о роли

опорно-двигательной системы

в организме человека. Пони-

мать важность выработки и

сохранения правильной

осанки.

Самостоятельное выделение и

формулирование познаватель-

ной цели; структурирование

знаний; осознанное и произ-

вольное построение речевого

высказывания в устной и пись

менной форме. Следить за

правильной осанкой на уроке и

вне его, выполнять физми-

нутки.

17

29

Наше пи-

тание.

Проект

«Школа

кулина-

ров».

Урок-

проект.

Определять наличие питательных

веществ в продуктах питания.

Моделировать строение пищева-

рительной системы. Характеризо-

вать изменения, которые происхо-

дят с пищей в процессе перевари-

вания. Обсуждать правила рацио-

нального питания. Составлять

меню здорового питания.

Объяснять значения понятий:

«белки», «жиры», «углеводы»,

«пищеварительная система».

Определять цель проекта, ра-

ботать с известной информаци-

ей, собирать дополнительный

материал, создавать способы

решения проблем творческого

и поискового характера.

Постановка учебной задачи

на основе соотнесения того,

что уже известно и усвоено

учащимися, и того, что ещё

неизвестно. Поиск и выде-

ление необходимой инфор-

мации, структурирование

знаний; представление по-

лученной информации;

оценка результатов работы.

Сотрудничество с учителем

и учащимися.

30

Дыхание и

кровооб-

ращение.

Практи-

ческая ра-

бота № 9

«Подсчет

ударов

пульса».

Урок-

практика.

Актуализировать знания о лёгких

и сердце. Характеризовать строе-

ние дыхательной системы и её

роль в организме. Моделировать

строение дыхательной системы.

Характеризовать строение крове-

носной системы и роль крови и

кровеносной системы в организ-

ме. Моделировать строение кро-

веносной системы. Измерять

пульс на запястье и подсчитывать

количество его ударов в минуту

при разной нагрузке.

Объяснять значения понятий:

«дыхательная система», «кро-

веносная система». Рассказы-

вать о дыхательной и кровенос-

ной системах, их строении и

работе. Понимать взаимосвязь

дыхательной и кровеносной си-

стем.

Самостоятельное выделе-

ние и формулирование по-

знавательной цели; структу-

рирование знаний; осознан-

ное и произвольное по-

строение речевого высказы-

вания в устной и письмен-

ной форме.

31

Проверим

себя и оце-

ним свои

достижения

за первое

полугодие.

Проме-

жуточ-

ная диа-

Контроль

но-обоб-

щающий

урок.

Выполнять задания; проверять

свои знания.

Адекватно оценивать и анали-

зировать свои знания/незнания.

Оценка — выделение и осо-

знание обучающимся того,

что уже усвоено и что ещё

нужно усвоить, осознание

качества и уровня усвоения;

оценка результатов работы.

18

гностиче-

ская ра-

бота.

32

Презентация

проектов

«Богатства,

отданные лю

дям», «Разно

образие при-

роды родно-

го края»,

«Школа ку-

линаров».

Урок-кон-

ференция.

Выступать с подготовленными

сообщениями, иллюстрировать

их наглядными материалами. Об-

суждать выступления учащихся.

Оценивать свои достижения и до-

стижения других учащихся.

Представлять результаты

проектной деятельности. Фор-

мировать адекватную оценку

своих достижений.

Моделирование — преоб-

разование объекта из чув-

ственной формы в модель,

где выделены существен-

ные характеристики объек-

та (пространственно-графи-

ческая или знаково-симво-

лическая); умение с доста-

точной полнотой и точно-

стью выражать свои мысли

в соответствии с задачами и

условиями коммуникации.

33

Умей

предупре-

ждать бо-

лезни.

Урок

обобще-

ния и си-

стемати-

зации зна-

ний.

Характеризовать и формулиро-

вать факторы закаливания. Со-

ставлять памятку по закалива-

нию. Составлять инструкцию по

предупреждению инфекционных

заболеваний.

Объяснять значения понятий:

«закаливание», «инфекцион-

ные болезни», «аллергия». На-

зывать способы закаливания

организма, правила поведения

в случае заболевания. Форму-

лировать правила предупре-

ждения инфекционных болез-

ней и аллергии.

Структурирование знаний;

постановка и формулирова-

ние проблемы, самостоя-

тельное создание алгорит-

мов деятельности при реше-

нии проблем творческого и

поискового характера.

34

Здоровый

образ

жизни.

Урок

обобще-

ния и си-

стемати-

зации зна-

ний.

Обсуждать и формулировать пра-

вила здорового образа жизни и

стараться их соблюдать.

Объяснять значение выраже-

ния «здоровый образ жизни».

Различать факторы, укрепляю-

щие здоровье, и факторы, нега-

тивно на него влияющие.

Структурирование знаний;

постановка и формулирова-

ние проблемы, самостоя-

тельное создание алгорит-

мов деятельности при реше-

нии проблем творческого и

поискового характера.

Раздел «Наша безопасность» (7 часов)

35

Огонь,

вода и газ.

Урок вве-

дения в

Понимать учебные задачи раздела

и данного урока и стремиться их вы-

Объяснять значение слова

«диспетчер». Называть наи-

Постановка и формулирова-

ние проблемы, самостоя-

19

новую

тему.

полнить. Актуализировать знания об

опасностях в быту. Характеризовать

действия при пожаре, аварии водо-

провода и утечке газа. Моделиро-

вать действия при этих ситуациях в

виде схем и ролевой игры. Анализи-

ровать схему эвакуации из школы и

моделировать её в ходе учебной

тревоги.

зусть телефоны экстренного

вызова, родителей, соседей.

Формулировать действия при

пожаре, аварии водопровода,

утечке газа.

тельное создание алгорит-

мов деятельности при реше-

нии проблем поискового

характера; умение с доста-

точной полнотой и точно-

стью выражать свои мысли

в соответствии с задачами и

условиями коммуникации.

36

Чтобы

путь был

счастли-

вым.

Тест № 2.

Контроль

но-обоб-

щающий

урок.

Актуализировать правила без-

опасного поведения на улице.

Изучать по материалам учебника

правила поведения на улице и в

транспорте; готовить сообщения.

Обсуждать предложенные ситуа-

ции, которые являются потенци-

ально опасными. Моделировать

свои действия в ходе ролевой

игры. Выполнять тесты о пра-

вильном/неправильном поведе-

нии на улице и в транспорте.

Называть правила поведения

по дороге в школу, при перехо-

де улицы, езде на велосипеде,

езде в автомобиле, обществен-

ном транспорте.

Построение рассуждения в

форме связи простых су-

ждений об объекте, его

строении, свойствах и свя-

зях. Построение логической

цепочки рассуждений, ана-

лиз истинности утвержде-

ний.

37

Дорожные

знаки.

Тест № 3.

Контроль

но-обоб-

щающий

урок.

Актуализировать знание дорож-

ных знаков. Анализировать

разные типы знаков, обсуждать,

как они помогают пешеходам.

Моделировать в виде схемы путь

от дома до школы с обозначением

имеющихся дорожных знаков.

Выполнять тесты с выбором отве-

та, требующие знание дорожных

знаков.

Объяснять значение слова

«сервис». Называть дорожные

знаки: предупреждающие,

запрещающие, предписываю-

щие, информационно-указа-

тельные, знаки сервиса.

Построение рассуждения в

форме связи простых су-

ждений об объекте, его

строении, свойствах и свя-

зях. Построение логической

цепочки рассуждений, ана-

лиз истинности утвержде-

ний.

38

Проект

«Кто нас

защища-

Урок-

проект.

Находить в Интернете и других

источниках информации сведения

о Вооружённых Силах России,

Определять цель проекта, ра-

ботать с известной информаци-

ей, собирать дополнительный

Постановка учебной задачи

на основе соотнесения того,

что уже известно и усвоено

20

ет».

деятельности полиции, службы

пожарной безопасности, МЧС.

Интервьюировать ветеранов Ве-

ликой Отечественной войны, во-

еннослужащих, сотрудников по-

лиции, пожарной охраны, МЧС.

Оформлять собранные материалы

в виде стендов, альбомов и т.д.

Презентовать и оценивать ре-

зультаты проектной деятельно-

сти.

материал, создавать способы

решения проблем творческого

и поискового характера.

учащимися, и того, что ещё

неизвестно. Поиск и выде-

ление необходимой инфор-

мации, структурирование

знаний; представление по-

лученной информации;

оценка результатов работы.

Сотрудничество с учителем

и учащимися.

39

Опасные

места.

Урок си-

стемати-

зации

знаний.

Актуализировать полученные ра-

нее знания о потенциально опас-

ных местах. Обсуждать потенци-

альные опасности в доме и вне

его. Составлять схему своего дво-

ра и окрестностей с указанием

опасных мест.

Называть правила поведения в

потенциально опасных местах:

на балконе, в лифте, на строй-

площадке, пустыре, в парке,

лесу, на обледенелых поверх-

ностях и т.д.

Построение рассуждения в

форме совокупности про-

стых суждений об объекте,

его строении, свойствах и

связях. Построение логиче-

ской цепочки рассуждений,

анализ истинности утвер-

ждений.

40

Природа и

наша без-

опасность.

Прове-

рочная

работа.

Контроль

но-обоб-

щающий

урок.

Характеризовать опасности при-

родного характера. Находить ин-

формацию о ядовитых растениях

и грибах. Характеризовать прави-

ла гигиены при общении с до-

машними животными. Различать

гадюку и ужа.

Понимать, какие опасности

природного характера могут

принести гроза, ядовитые рас-

тения и грибы, змеи, собаки,

кошки.

Построение рассуждения в

форме совокупности про-

стых суждений об объекте,

его строении, свойствах и

связях. Построение логиче-

ской цепочки рассуждений,

анализ истинности утвер-

ждений.

41

Экологи-

ческая

безопас-

ность.

Урок-

практика.

Анализировать по схеме цепь за-

грязнения, приводить примеры

цепей загрязнения. Моделировать

пути поступления загрязняющих

Объяснять значения слов:

«экологическая безопасность»,

«цепь загрязнения», «бытовой

фильтр». Называть правила

Выделение необходимой

информации; установление

причинно-следственных

связей, представление цепо-

21

Практи-

ческая ра-

бота №

10

«Устрой-

ство и ра-

бота бы-

тового

фильтра

для

очистки

воды».

веществ в организм. Обсуждать

проблему экологической безопас-

ности и меры по охране окружа-

ющей среды. Знакомиться с

устройством и работой бытового

фильтра для очистки воды.

экологической безопасности.

чек объектов и явлений;

умение с достаточной пол-

нотой и точностью выра-

жать свои мысли в соответ-

ствии с задачами и условия-

ми коммуникации.

Раздел «Чему учит экономика» (12 часов)

42

Для чего

нужна

экономи-

ка.

Урок вве-

дения в

новую

тему.

Понимать учебные задачи раздела

и данного урока и стремиться их

выполнить. Различать товары и

услуги; приводить примеры това-

ров и услуг. Характеризовать роль

труда в создании товаров и услуг.

Работать со взрослыми: просле-

живать, какие товары и услуги

были нужны семье в течение дня.

Раскрывать понятия «эконо-

мика», «потребности», «услу-

ги». Понимать, что удовлетво-

рение потребностей людей –

главная задача экономики.

Постановка и формулирова-

ние проблемы, самостоя-

тельное создание алгорит-

мов деятельности при реше-

нии проблем поискового

характера; умение с доста-

точной полнотой и точно-

стью выражать свои мысли

в соответствии с задачами и

условиями коммуникации.

43

Природ-

ные богат-

ства и

труд лю-

дей –

основа

экономи-

ки.

Урок изу-

чения но-

вого ма-

териала.

Раскрывать роль природных бо-

гатств и труда людей в экономике

по предложенному плану. Про-

слеживать взаимосвязь труда лю-

дей разных профессий. Выяснять

роль профессий родителей в эко-

номике.

Объяснять значения слов:

«природные богатства», «капи-

тал», «труд». Приводить при-

меры использования природ-

ных богатств и труда в процес-

се производства товаров. Рас-

крывать роль науки в экономи-

ческом развитии.

Умение работать с текстом,

выделять новые понятия,

определять их

существенные признаки.

Осознанное и произвольное

построение речевого выска-

зывания, аргументация сво-

его мнения и позиции в

коммуникации.

44

Полезные

Комбини-

Актуализировать знания о по-

Объяснять значения слов: «ме-

Извлечение необходимой

22

ископае-

мые.

Практи-

ческая ра-

бота №

11 «По-

лезные ис-

копае-

мые».

рованный

урок.

лезных ископаемых. Определять

полезные ископаемые. Выявлять,

при производстве каких товаров

применяются изучаемые по-

лезные ископаемые. Характеризо-

вать особенности добычи различ-

ных полезных ископаемых.

сторождение», «геолог». Назы-

вать наиболее важные в эконо-

мике полезные ископаемые.

Раскрывать основные способы

добычи полезных ископаемых.

Анализировать правила охраны

полезных ископаемых.

информации из текстов; по-

становка и формулирование

проблемы, самостоятельное

создание алгоритмов дея-

тельности при решении

проблем поискового харак-

тера.

45

Расте-

ниеводств

о

Практи-

ческая ра-

бота №

12 «Зна-

комство с

культур-

ными рас-

тения-

ми».

Урок-

практика.

Актуализировать знания о дикорас-

тущих и культурных растениях. Ис-

следовать выданное учителем сель-

скохозяйственное растение и описы-

вать его по плану. Обсуждать, зачем

люди занимаются расте-

ниеводством. Характеризовать роль

выращивания культурных растений

в экономике и труд растениеводов.

Выявлять связь растениеводства и

промышленности. Работа со взрос-

лыми: интервьюировать работников

сельского хозяйства.

Объяснять значения слов: «от-

расль», «растениеводство».

Различать и классифициро-

вать культурные растения.

Определять с помощью атласа-

определителя культурные рас-

тения. Классифицировать

культурные растения: зерно-

вые, кормовые и прядильные

культуры, овощи, фрукты, цве-

ты.

Структурирование знаний; по

становка и формулирование

проблемы, самостоятельное

создание алгоритмов деятель-

ности при решении проблем

творческого и поискового ха-

рактера. Поиск и выделение

необходимой информации.

46

Животно-

водство.

Урок-

исследо-

вание.

Актуализировать знания о диких

и домашних животных. Класси-

фицировать домашних сельскохо-

зяйственных животных. Характе-

ризовать роль разведения сель-

скохозяйственных животных в

экономике и труд животноводов.

Выявлять взаимосвязь расте-

ниеводства, животноводства и

промышленности. Исследовать,

Объяснять значение слова

«животноводство». Называть

домашних сельскохозяйствен-

ных животных, рассказывать

об их содержании и разведе-

нии, об их роли в экономике.

Называть продукты животно-

водства, которые использует

семья в течение дня.

Постановка и формулирова-

ние проблемы, самостоятель-

ное создание алгоритмов дея-

тельности при решении

проблем творческого и поис-

кового характера. Поиск и

выделение необходимой ин-

формации. Структурирова-

ние знаний.

23

какие продукты животноводства

использует семья в течение дня.

Работа со взрослыми: интервьюи-

ровать работников животно-

водства.

47

Какая бы-

вает про-

мышлен-

ность.

Урок-

исследо-

вание.

Характеризовать отрасли про-

мышленности по их роли в

производстве товаров. Соотно-

сить продукцию и отрасли про-

мышленности. Выявлять взаимо-

связь отраслей промышленности.

Характеризовать труд работников

отраслей промышленности. Рабо-

та со взрослыми: выявить, какие

отрасли промышленности, какие

крупные предприятия есть в

регионе.

Объяснять значения понятий:

«добывающая промышлен-

ность», «электроэнергетика»,

«металлургия», «машинострое-

ние», «химическая промыш-

ленность», «лёгкая промыш-

ленность», «пищевая промыш-

ленность».

Постановка и формулирова-

ние проблемы, самостоятель-

ное создание алгоритмов дея-

тельности при решении

проблем творческого и поис-

кового характера. Поиск и

выделение необходимой ин-

формации. Структурирова-

ние знаний.

48

Проект

«Эконо-

мика род-

ного

края».

Урок-

проект.

Собирать информацию об эконо-

мике своего края (города, села).

Оформлять собранные материалы

в виде фотовыставки, стенгазеты,

альбома и т.д. Коллективно со-

ставлять книгу-справочник «Эко-

номика родного края». Презенто-

вать и оценивать результаты

проектной деятельности.

Определять цель проекта, ра-

ботать с известной информаци-

ей, собирать дополнительный

материал, создавать способы

решения проблем творческого

и поискового характера.

Постановка учебной задачи

на основе соотнесения того,

что уже известно и усвоено

учащимися, и того, что ещё

неизвестно. Поиск и выде-

ление необходимой инфор-

мации, структурирование

знаний; представление по-

лученной информации;

оценка результатов работы.

Сотрудничество с учителем

и учащимися.

49

Что такое

деньги.

Практиче-

ская работа

Урок-

практика.

Характеризовать виды обмена то-

варами (бартер и купля-продажа);

моделировать ситуации бартера и

купли-продажи. Раскрывать роль

денег в экономике. Рассматривать

Объяснять значения слов:

«деньги», «рубль», «заработная

плата», «бартер», «купля-про-

дажа». Называть виды денеж-

ных знаков: банкноты и моне-

Самостоятельное выделе-

ние и формулирование по-

знавательной цели; структу-

рирование знаний.

24

№ 12 «Зна-

комство с

различны-

ми моне-

тами».

и сравнивать монеты России по

внешнему виду, устно описывать

их.

ты. Различать денежные едини-

цы разных стран.

50

Государ-

ственный

бюджет.

Урок изу-

чения но-

вого ма-

териала.

Характеризовать государствен-

ный бюджет, его доходы и расхо-

ды. Определять, люди каких про-

фессий получают зарплату из го-

сударственного бюджета. Выяв-

лять взаимосвязь между дохода-

ми и расходами государства. Мо-

делировать доходы и расходы го-

сударства в виде математических

задач.

Объяснять значения слов:

«бюджет», «доходы», «расхо-

ды», «налоги». Объяснять, за-

чем нужен государственный

бюджет, на что расходуются

деньги из государственного

бюджета.

Умение работать с текстом,

выделять новые понятия,

определять их

существенные признаки.

Осознанное и произвольное

построение речевого выска-

зывания, аргументация сво-

его мнения и позиции в

коммуникации.

51

Семейный

бюджет.

Урок изу-

чения но-

вого ма-

териала.

Характеризовать семейный бюд-

жет, его доходы и расходы. Выяв-

лять сходство и различия государ-

ственного и семейного бюджета и

их взаимосвязь. Определять, ка-

кие доходы и из каких источников

может иметь семья. Обсуждать,

какие расходы семьи являются

первостепенными, а какие – ме-

нее важными. Моделировать се-

мейный бюджет.

Объяснять значения слов:

«стипендия», «пенсия». Пони-

мать, что такое семейный бюд-

жет, анализировать его доходы

и расходы.

Умение работать с текстом,

выделять новые понятия,

определять их

существенные признаки.

Осознанное и произвольное

построение речевого выска-

зывания, аргументация сво-

его мнения и позиции в

коммуникации.

52

Экономи-

ка и эко-

логия.

Тест № 4.

Контроль

но-обоб-

щающий

урок.

Актуализировать знания о влия-

нии человека на окружающую

среду. Характеризовать вредное

воздействие различных отраслей

экономики на окружающую

среду. Раскрывать взаимосвязь

между экономикой и экологией.

Объяснять значения слов:

«танкер», «экологическая ката-

строфа», «экологический

прогноз». Понимать взаимо-

связь экономики и экологии.

Поиск и выделение необхо-

димой информации; струк-

турирование знаний; осо-

знанное и произвольное по-

строение речевого высказы-

вания в устной и письмен-

ной форме.

53

Экономи-

Урок-

Обсуждать, почему при осуще-

Приводить примеры измене-

Постановка и формулирова-

25

ка и эко-

логия.

исследо-

вание.

ствлении любого экономического

проекта в настоящее время осу-

ществляется экологическая экс-

пертиза. Выяснять, какие меры

экологической безопасности

предпринимаются в регионе.

ния экономических проектов

под влиянием экологов.

ние проблемы, самостоя-

тельное создание алгорит-

мов деятельности при реше-

нии проблем творческого и

поискового характера.

Раздел «Путешествия по городам и странам» (15 часов)

54

Золотое

кольцо

России.

Урок-

путеше-

ствие.

Прослеживать маршрут путеше-

ствия по карте в учебнике и на-

стенной карте России.

Объяснять значение слова

«финифть». Рассказывать о

достопримечательностях горо-

дов Золотого кольца. Узнавать

достопримечательности горо-

дов Золотого кольца по фото-

графиям.

Умение получать

информацию на основе

изучения карты, ставить

познавательную задачу,

соотносить информацию из

разных источников. Умение

работать с текстом,

выделять новые понятия,

определять их

существенные признаки.

55

Золотое

кольцо

России.

Урок-

путеше-

ствие.

Моделировать маршрут Золотого

кольца, используя фотографии до-

стопримечательностей, сувениры и

т.д.

Узнавать достопримечательно-

сти городов Золотого кольца по

фотографиям.

Структурирование знаний;

умение читать схемы и ра-

ботать с ними, давать аргу-

ментированный ответ на

поставленный вопрос; уме-

ние строить рассуждения в

форме связи простых су-

ждений об объекте, его

строении, свойствах и свя-

зях.

56

Золотое

кольцо

России.

Урок-вик-

торина.

Составлять вопросы к викторине

по Золотому кольцу. С помощью

Интернета готовить сообщение о

любом городе Золотого кольца.

Называть города, которые вхо-

дят в Золотое кольцо.

Умение получать

информацию на основе

изучения карты,

моделировать объекты

окружающего мира.

26

57

Проект

«Музей

путеше-

ствий».

Урок-

проект.

Собирать экспонаты для музея,

составлять этикетки. Оформлять

экспозицию музея. Готовить со-

общения, презентовать свои сооб-

щения с демонстрацией экспона-

тов.

Определять цель проекта, ра-

ботать с известной информаци-

ей, собирать дополнительный

материал, создавать способы

решения проблем творческого

и поискового характера.

Постановка учебной задачи

на основе соотнесения того,

что уже известно и усвоено

учащимися, и того, что ещё

неизвестно. Поиск и выде-

ление необходимой инфор-

мации, структурирование

знаний; представление по-

лученной информации;

оценка результатов работы.

Сотрудничество с учителем

и учащимися.

58

Наши бли-

жайшие

соседи.

Урок-

путеше-

ствие.

Показывать на карте России её

границы и пограничные государ-

ства, их столицы, в том числе

страны, граничащие только с Ка-

лининградской областью или

имеющие с Россией только мор-

ские границы. Обсуждать, почему

с государствами-соседями нужно

иметь добрососедские отноше-

ния. Готовить сообщение о стра-

нах, граничащих с Россией.

Объяснять значения понятий:

«сухопутные границы», «мор-

ские границы». Называть госу-

дарства, граничащие с Россией,

их столицы.

Умение получать информа-

цию на основе изучения

карты, ставить познаватель-

ную задачу, соотносить ин-

формацию из разных источ-

ников. Умение с достаточ-

ной полнотой и точностью

выражать свои мысли в со-

ответствии с задачами и

условиями коммуникации.

59

На севере

Европы.

Урок-

путеше-

ствие.

Самостоятельно изучить матери-

ал учебника о странах севера

Европы, подготовить сообщения

с показом местоположения стра-

ны и её столицы на политической

карте Европы. Соотносить госу-

дарства и их флаги. Составлять

вопросы к викторине по странам

севера Европы. Работать со

взрослыми: в магазинах выяс-

нять, какие товары поступают из

Объяснять значения понятий:

«Скандинавские страны»,

«фьорд», «аквапарк», «гейзер».

Называть страны севера Евро-

пы, их столицы. Узнавать по

фотографиям достопримеча-

тельности изучаемой страны,

её известных людей.

Умение получать информа-

цию на основе изучения

карты, ставить познаватель-

ную задачу, соотносить ин-

формацию из разных источ-

ников. Умение с достаточ-

ной полнотой и точностью

выражать свои мысли в со-

ответствии с задачами и

условиями коммуникации.

27

стран севера Европы.

60

Что такое

Бенилюкс.

Урок-

путеше-

ствие.

Самостоятельно изучить матери-

ал о странах Бенилюкса, подгото-

вить сообщения с показом место-

положения страны и её столицы

на политической карте Европы.

Составлять вопросы к викторине

по странам Бенилюкса. Работать

со взрослыми: в магазинах выяс-

нять, какие товары поступают из

Бельгии, Голландии, Люксембур-

га.

Объяснять значение слова

«дамба». Называть страны Бе-

нилюкса, их столицы. Описы-

вать достопримечательности

стран Бенилюкса по фотогра-

фиям.

Умение получать информа-

цию на основе изучения

карты, ставить познаватель-

ную задачу, соотносить ин-

формацию из разных источ-

ников. Умение с достаточ-

ной полнотой и точностью

выражать свои мысли в со-

ответствии с задачами и

условиями коммуникации.

61

В центре

Европы.

Урок-

путеше-

ствие.

Самостоятельно изучить матери-

ал о странах центра Европы, под-

готовить сообщения с показом

местоположения страны и её сто-

лицы на политической карте

Европы. Моделировать достопри-

мечательности из пластилина. Ра-

ботать со взрослыми: в магазинах

выяснять, какие товары поступа-

ют из Германии, Австрии, Швей-

царии.

Объяснять значение слова

«фиакр». Называть страны

центра Европы, их столицы.

Узнавать и описывать досто-

примечательности по фотогра-

фиям. Узнавать известных лю-

дей стран Европы.

Умение получать информа-

цию на основе изучения

карты, ставить познаватель-

ную задачу, соотносить ин-

формацию из разных источ-

ников. Умение с достаточ-

ной полнотой и точностью

выражать свои мысли в со-

ответствии с задачами и

условиями коммуникации.

62

По Фран-

ции и Ве-

ликобри-

тании

(Фран-

ция).

Урок-

путеше-

ствие.

Самостоятельно изучить матери-

ал о Франции, подготовить сооб-

щения с показом местоположения

страны и её столицы на полити-

ческой карте Европы. Составлять

вопросы для викторины о Фран-

ции. Работать со взрослыми: в

магазинах выяснять, какие това-

ры поступают из Франции.

Показывать местоположение

Франции на карте, называть её

столицу. Описывать достопри-

мечательности Франции по

фотографиям. Узнавать её заме-

чательных людей.

Умение получать информа-

цию на основе изучения

карты, ставить познаватель-

ную задачу, соотносить ин-

формацию из разных источ-

ников. Умение с достаточ-

ной полнотой и точностью

выражать свои мысли в со-

ответствии с задачами и

условиями коммуникации.

63

По Фран-

Урок-

Самостоятельно изучить матери-

Показывать местоположение

Умение получать информа-

28

ции и Ве-

ликобри-

тании (Ве-

ликобри-

тания).

путеше-

ствие.

ал о Великобритании, подгото-

вить сообщения с показом место-

положения страны и её столицы

на политической карте Европы.

Составлять вопросы для виктори-

ны о Великобритании. Работать

со взрослыми: в магазинах выяс-

нять, какие товары поступают из

Великобритании.

Великобритании на карте, на-

зывать её столицу. Описывать

достопримечательности Вели-

кобритании по фотографиям.

Узнавать её замечательных лю-

дей.

цию на основе изучения

карты, ставить познаватель-

ную задачу, соотносить ин-

формацию из разных источ-

ников. Умение с достаточ-

ной полнотой и точностью

выражать свои мысли в со-

ответствии с задачами и

условиями коммуникации.

64

На юге

Европы.

Урок-

путеше-

ствие.

Самостоятельно изучить матери-

ал о Греции и Италии, подгото-

вить сообщения с показом место-

положения стран и их столиц на

политической карте Европы. Со-

ставлять вопросы для викторины

по Греции и Италии. Работать со

взрослыми: в магазинах выяс-

нять, какие товары поступают из

Греции и Италии.

Показывать местоположение

Греции и Италии на карте, на-

зывать их столицы. Описывать

достопримечательности Греции

и Италии по фотографиям.

Узнавать их замечательных лю-

дей.

Умение получать информа-

цию на основе изучения

карты, ставить познаватель-

ную задачу, соотносить ин-

формацию из разных источ-

ников. Умение с достаточ-

ной полнотой и точностью

выражать свои мысли в со-

ответствии с задачами и

условиями коммуникации.

65

По знаме-

нитым ме-

стам мира.

Тест № 5.

Комбини-

рованный

урок.

Соотносить памятники архитек-

туры и искусства с той страной, в

которой они находятся. Обсу-

ждать цели международного ту-

ризма. Находить в дополнитель-

ной литературе и в Интернете ма-

териал о достопримечательностях

разных стран, готовить сообще-

ния.

Описывать по фотографиям

изучаемые достопримечатель-

ности.

Умение получать информа-

цию на основе изучения

карты, ставить познаватель-

ную задачу, соотносить ин-

формацию из разных источ-

ников. Инициативное со-

трудничество в поиске и

сборе информации.

66

Проверим

себя и

оценим

свои до-

стижения

за второе

Контроль

но-обоб-

щающий

урок.

Выполнять задания; проверять

свои знания.

Адекватно оценивать и анали-

зировать свои знания/незнания.

Оценка — выделение и осо-

знание обучающимся того,

что уже усвоено и что ещё

нужно усвоить, осознание

качества и уровня усвоения;

оценка результатов работы.

29

полуго-

дие.

Итоговая

диагно-

стиче-

ская ра-

бота.

67

Презента-

ция проек-

тов «Кто

нас защи-

щает»,

«Эконо-

мика род-

ного

края»,

«Музей

путеше-

ствий».

Урок-кон-

ференция.

Выступать с подготовленными

сообщениями, иллюстрировать

их наглядными материалами. Об-

суждать выступления учащихся.

Оценивать свои достижения и до-

стижения других учащихся.

Представлять результаты

проектной деятельности. Фор-

мировать адекватную оценку

своих достижений.

Моделирование – преоб-

разование объекта из чув-

ственной формы в модель,

где выделены существен-

ные характеристики объек-

та (пространственно-графи-

ческая или знаково-симво-

лическая); умение с доста-

точной полнотой и точно-

стью выражать свои мысли

в соответствии с задачами и

условиями коммуникации.

68

Презента-

ция проек-

тов «Кто

нас защи-

щает»,

«Эконо-

мика род-

ного

края»,

«Музей

путеше-

ствий».

Урок-кон-

ференция.

Выступать с подготовленными

сообщениями, иллюстрировать

их наглядными материалами. Об-

суждать выступления учащихся.

Оценивать свои достижения и до-

стижения других учащихся.

Представлять результаты

проектной деятельности. Фор-

мировать адекватную оценку

своих достижений.

Моделирование – преоб-

разование объекта из чув-

ственной формы в модель,

где выделены существен-

ные характеристики объек-

та (пространственно-графи-

ческая или знаково-симво-

лическая); умение с доста-

точной полнотой и точно-

стью выражать свои мысли

в соответствии с задачами и

условиями коммуникации.

М

АТЕРИАЛЬНО

-

ТЕХНИЧЕСКОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА

30

Для организации работы с разными источниками информации желательно иметь в классе научно-популярные, художественные книги

для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественно-научного, обществоведческого, ис-

торического содержания, видеофильмы, звукозаписи.

В соответствии с содержанием программы, в классе желательно иметь:

– таблицы (строение растения, организм человека, стадии развития животных и др.);

– плакаты (природные сообщества болота, озера, леса, луга; ландшафтные картины Арктики, тундры, степи, пустыни; растения и жи -

вотные материков; репродукции картин художников, отражающих общественные явления, исторические события и др.);

– портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, царей, писателей, художников, поэтов, композиторов,

изобретателей и др.);

– географические (физическую карту полушарий, карту России, природных зон) и исторические настенные карты, атлас географических

и исторических карт; адаптированную карту звёздного неба (по возможности); иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);

– модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;

– модель торса человека с внутренними органами;

– муляжи грибов, фруктов и овощей;

– макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности);

– разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоскостные или объёмные модели молекул;

– коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых, почв;

– гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;

– предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);

– живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).

Оборудование для уголка живой природы: аквариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными.

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

– демонстрационный экземпляр микроскопа;

– демонстрационный экземпляр глобуса;

– комплект луп для работы в группах по 5-6 человек;

– комплект компасов для работы в группах по 5–6 человек;

– демонстрационный экземпляр флюгера;

– демонстрационный экземпляр барометра;

– демонстрационный экземпляр бинокля;

– демонстрационный экземпляр весов с набором разновесов;

31

– демонстрационные экземпляры термометров разных видов (спиртового, биметаллического, медицинского) для измерения температу-

ры воздуха, воды и тела.

Большинство уроков окружающего мира являются предметными. На них учащиеся действуют с различными предметами – рассматри -

вают, определяют признаки и свойства, сравнивают и группируют их. Для организации такой работы желательно иметь раздаточный матери -

ал на пару или группу учащихся. Наряду с предметами различных коллекций, гербарными листами, можно использовать природный матери -

ал, собранный на экскурсиях.

Для выполнения заданий по моделированию природных объектов надо иметь пластилин (гипс), глину, песок, цветную бумагу, клей и

ножницы с тупыми концами.

Лабораторное оборудование и материалы для проведения опытов и демонстраций: посуда (стаканы, колбы, пробирки, чашки и др.),

измерительные и осветительные приборы (свеча, фонарик), фильтры, магниты; песок, глина, почва, известняк, каменный уголь, нефть, семе -

на растений (подсолнечника, пшеницы, гороха, огурца и др.).

32



В раздел образования