Автор: Кононцева Елена Александровна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 48"
Населённый пункт: Муром
Наименование материала: Публикация
Тема: "Использование мультимедийных игр в коррекционной работе учителя-логопеда"
Раздел: дошкольное образование
Управление образования
администрации округа Муром Владимирской области
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
МБДОУ «Детский сад № 48»
«Использование мультимедийных игр
в коррекционно-логопедической работе
учителя-логопеда»
Автор:
Кононцева
Елена Александровна
учитель-логопед
Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий
в
работу
учителя-логопеда
является
создание
игр
в
мультимедийных
презентациях.
Это
отличная наглядность,
дающая
возможность
педагогу
выстроить объяснение на занятиях логично, с использованием видеофрагментов,
иллюстраций, аудиозаписей.
При такой организации материала включаются три вида памяти детей:
зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет сформировать устойчивые
визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи
центральной нервной системы. В процессе коррекционной логопедической
работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в
дальнейшем и самоконтроль за своей речью.
По
сравнению
с
традиционными
формами
обучения
дошкольников мультимедийный способ подачи информации обладает рядом
преимуществ:
предъявление информации на экране компьютера в игровой форме
вызывает у детей интерес к деятельности с ним.
компьютер
несёт
в
себе
образный
тип
информации,
понятный
дошкольникам, которые пока не умеют читать и писать. Движения, звук,
мультипликация надолго привлекают внимание ребёнка.
отличное средство поддержания задач обучения и развития. Проблемные
задачи,
поощрение
ребёнка
при
их
правильном
решении
самим
компьютером (сказочными героями) являются стимулом познавательной
активности детей.
компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые
нельзя увидеть в повседневной жизни (полёт самолёта или спутника и
другие неожиданности, и необычные эффекты).
Таким
образом,
мультимедийные
презентации
привносят
эффект
наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют
более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка.
Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети
имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном
объеме.
Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный
процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от
логопеда,
но
и
со
стороны
компьютера
в
виде
картинок-призов,
сопровождающихся звуковым оформлением.
Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций
в программе Power Point позволяет существенно повысить мотивацию детей к
занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых
нарушений.
Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ребёнка легче
заинтересовать и обучать, когда он воспринимает согласованный поток звуковых
и зрительных образов.
Мультимедийная презентация:
1.
Быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать
словами;
2.
Вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;
3.
Усиливает воздействие выступления.
В основной части логопедического занятия могут быть использованы
различные (в зависимости от темы и целей занятия) материалы ИКТ. Это могут
быть
ресурсы
интернета,
и
самостоятельно
созданные
материалы.
К
примеру: отсканированные и предлагаемые в режиме слайд-шоу картинки
«Отгадай по первому звуку», речевые игры «Сравни слова», «Назови слово
правильно». Очень удобно для учителя-логопеда создавать и затем использовать
в работе занятия-презентации по конкретным темам. Эти презентации включают
наглядный материал, схемы слов и предложений, карточки с заданиями.
Авторские
мультимедийные
презентации
можно
использовать
на
индивидуальных занятиях с учителем – логопедом и в домашних условиях с
родителями в зависимости от поставленных задач и психофизиологических
возможностей дошкольников.
Использование презентаций в коррекционно-развивающей работе логопеда
помогает решать следующие задачи:
образовательные: автоматизация в речи «непослушных» звуков,
уточнение,
обогащение
и
активизация
словаря,
развитие
грамматического строя речи; развитие связной речи;
коррекционные: развитие индивидуальных способностей детей в
творческой речевой деятельности; развитие психических процессов;
развитие тонкой, артикуляционной моторики, слоговой структуры
слова, развитие фонематического слуха и внимания;
воспитательные:
воспитание
сотрудничества,
взаимопонимания,
доброжелательности,
инициативности,
активности,
любознательности.
Поскольку у детей хорошо развито непроизвольное внимание, то материал,
предъявляемый в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде, вызывает
интерес.
В этом случае применение компьютерных технологий становится особенно
целесообразным, так предоставляет информацию в привлекательной форме, что
не
только
ускоряет
запоминание,
но
и
делает
его
осмысленным
и
долговременным.
Отмечу,
что
в
коррекционно
-
развивающей
работе
решение
образовательных,
коррекционных
и
воспитательных
задач
с
помощью
информационно – коммуникационных технологии выстраивается в систему
общей коррекционной работы в соответствии с индивидуальными возможностям.
Нестандартные
индивидуальные
логопедические
занятия,
в
течение
которых разворачиваются определенные сюжетные линии любимых сказок,
весёлых историй очень нравятся детям.