Автор: Шумская Юлия Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа №384
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Конспект опытно-экспериментальной деятельности "Волшебный лимон"
Раздел: дошкольное образование
Конспект совместной образовательной деятельности по
познавательному развитию в подготовительной группе на тему
«Волшебный лимон»
Цель:
развитие познавательных способностей детей дошкольного
возраста через экспериментирование.
Задачи:
Обучающие:
расширить знания детей о свойствах лимона, через организацию
экспериментальной деятельности.
Развивающие:
развивать
познавательную
активность
у
детей
в
процессе
экспериментально-исследовательской деятельности;
продолжать формировать умение детей рассуждать и делать выводы.
Воспитательные:
воспитывать
интерес к экспериментированию, желание расширять
свой кругозор;
продолжать
воспитывать
усидчивость,
аккуратность,
умение
сотрудничать и коммуницировать (взаимодействовать) в процессе
совместной деятельности.
Виды
деятельности:
познавательная,
экспериментально-
исследовательская.
Формы организации: подгрупповая.
Предварительная работа:
беседа о цитрусовых (лимон, апельсин,
грейпфрут), ознакомление с правилами поведения в лаборатории.
Оборудование и материалы: лимон целый, лимон в разрезе, лимон,
очищенный от кожуры, кусочки лимона; «Волшебный слон»; магнитная
доска; фартуки и нарукавники; «Исследовательский журнал»; чайник с чаем;
прозрачные стаканчики; прозрачная ёмкость с водой; лупы; кожура лимона;
тарелки; йод; ватные диски; пипетки; лимонный сок; контейнеры с водой;
иллюстрации
(лимонное
дерево;
комнатный
лимон;
цветок
лимона;
применение
лимона
в
быту,
кулинарии,
медицине,
косметологии;
иллюстрации к опыту 1, опыту 2, опыту 3).
Ход занятия
1.
Организационный этап
Воспитатель: - Здравствуйте, мои хорошие! На улице сырость и
слякоть, а в нашей группе светло и весело! А всё дело в наших светлых
улыбках, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой
становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам
улыбнуться
и
подарить улыбки друг другу и нашим гостям. И пусть хорошее настроение
не покидает нас целый день!
Воспитатель:
- Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с очень
интересным растением. А о каком именно растении идёт речь, вы узнаете,
отгадав мою загадку.
Он почти как апельсин,
С толстой кожей, сочный,
Недостаток лишь один —
Кислый очень, очень.
(Лимон)
Дети: Лимон!
Воспитатель: - Действительно ли это лимон, нам поможет узнать наш
«Волшебный слон», который спрятал нашу отгадку.
(Ребёнок достаёт
отгадку из слона).
Воспитатель:
- Молодцы, угадали!
А вы знали,
что лимон
оказывается необычный фрукт, а волшебный, и он скрывает в себе много
секретов и загадок. Хотите их разгадать? (Ответы детей).
Воспитатель: - А для того, чтобы разгадать все его секреты, нам
необходимо познакомиться с ним поближе.
2.
Практический этап
Д/и «Лимон какой?»
Воспитатель:
- Ребята, становитесь в круг! Сейчас мы с вами
поиграем! Для того чтобы лимон раскрыл все свои секреты, нам нужно
сначала ответить на вопрос: лимон какой? Вы будете передавать друг другу
лимон, и рассказывать про него. Ваш ответ должен начинаться со слова
«ЛИМОН». (Ответы детей).
Воспитатель: - Как много вы знаете об этом фрукте.
Воспитатель: - Давайте мы с вами присядем, и я расскажу вам ещё
много интересного о нём.
- Действительно, лимон очень необычный фрукт. Обычно он бывает
длиной от 6 до 9 сантиметров, жёлтого цвета, овальной формы. Сверху
покрыт кожурой, внутри есть дольки и семена. (Педагог показывает лимон в
разрезе, где хорошо видны дольки и косточки фрукта). Растут лимоны на
небольших, высотой от 3 до 7 метров вечнозеленых деревьях с колючими
ветками. Цветки лимона — ярко-белые. Возраст деревьев может достигать 45
лет. Родина лимона Индия, Китай. Кроме этого, лимонное дерево может быть
и прекрасным комнатным растением. В природе лимон цветёт весной, а
плодоносит осенью. В домашних же условиях, они цветут и плодоносят
круглый год при правильном уходе. Лимоны очень кислые на вкус. (Рассказ
сопровождается показом иллюстраций лимонного дерева, цветов лимона и
комнатного лимона).
- Ребята, как вы думаете, почему же такой кислый фрукт так у нас
любят? (Ответы детей).
Воспитатель: - Правильно, потому что лимон очень полезный. В нём
содержится очень много аскорбиновой кислоты.
- А кто знает, как по-другому называется аскорбиновая кислота?
(Ответы детей).
Воспитатель:
- А чем полезен Витамин С? (Ответы детей, при
необходимости воспитатель дополняет ответы детей).
Воспитатель: - Ребята, оказывается в лимоне, кроме аскорбиновой
кислоты – Витамина С, есть ещё и лимонная кислота? Кто знает, чем она
полезна, где человек её использует? (Ответы детей, при необходимости
воспитатель дополняет ответы детей).
Воспитатель: - Молодцы! А нам пора немного отдохнуть.
Физкультминутка «Лимончик »
Лимончик жёлтые бока
На солнышке согрел,
Он теплый и живой в руках
И очень-очень спел!
Его нарежем мы сейчас,
Добавим сахарок -
И будет лакомство для нас
На целый вечерок!
Воспитатель:
- Молодцы! А сейчас, когда мы с вами зарядились
энергией «солнечного лимончика»,
я предлагаю вам превратиться в
исследователей, и продолжить наше знакомство с лимоном в лаборатории.
(Подходят к лаборатории)
Воспитатель:
- Ребята,
напомните мне,
пожалуйста,
что такое
лаборатория? (Ответы детей).
Воспитатель: - А результаты всех своих открытий учёные записывают в
специальные журналы - «исследовательские журналы».
- Мы с вами сегодня тоже будем вести такой журнал (воспитатель
показывает журнал). Заполнив его, вы раскроете все секреты лимона.
Воспитатель: - В лаборатории есть определённые правила поведения,
расскажите мне о них.
(Дети рассказывают о правилах поведения в
лаборатории).
Воспитатель: - Всё верно. Я предлагаю вам надеть защитные фартуки и
нарукавники, и пройти в нашу первую лабораторию.
Лаборатория №1 - опыт «Лимон и чай»
Воспитатель: - Ребята, посмотрите внимательно на пол. В целях вашей
безопасности, за эту линию переступать нельзя! (Вокруг стола выделена
безопасная зона).
В чайнике заранее заварен тёплый чай. Воспитатель разливает его в
два разных стакана.
Воспитатель: - Посмотрите, пожалуйста, чай в этих двух стаканах чем-
то отличается? (Ответы детей).
Воспитатель: - Правильно, он совершенно одинаковый.
Воспитатель:
- А сейчас я добавлю в один из стаканов немного
лимонного сока. (Педагог, на безопасном расстоянии от детей, аккуратно
выдавливает сок, следя за тем, чтобы сок не брызнул в глаза).
Воспитатель: - Ребята, что произошло с чаем? (Ответы детей).
Воспитатель: - Верно. Чай, в который был добавлен лимонный сок,
стал светлее.
Воспитатель: - Какой вывод о свойствах лимона мы можем сделать,
исходя
из
опыта?
(Ответы
детей
–
лимон
может
осветлять
(обесцвечивать) чай).
Воспитатель: - Таким образом, он защищает наши зубы от появления
желтоватого налёта от чая. Я предлагаю результат нашего открытия внести в
наш исследовательский журнал. (В журнал вклеивается первая иллюстрация,
описывающая результат опыта).
Воспитатель: - А наши исследования продолжаются, приглашаю вас во
вторую лабораторию.
Лаборатория №2 - опыт «Тонет - не тонет»
Воспитатель: - У меня есть два лимона – один очищенный, другой нет
и ёмкость с водой. Как вы думаете, что произойдёт, если опустить лимон с
кожурой в воду? (Дети высказывают свои предположения, кладём лимон в
кожуре в воду – лимон плавает).
Воспитатель: - Что произойдёт, по вашему мнению, с очищенным
лимоном, опущенным в эту же воду? (Ответы - предположения детей).
Воспитатель: - Давайте проверим. (Кладём лимон без кожуры – лимон
тонет).
Воспитатель:
- А почему же он тонет? Разве лимон без кожуры
тяжелее? (Дети рассуждают, делают вывод, что – «Весь секрет в кожуре
лимона»).
Воспитатель: - А чтобы удостовериться в том, что ваши предположения
верны, я предлагаю вам теперь самим провести опыт.
- Посмотрите, у вас на столах есть стаканчик с водой, вилочка, кусочек
лимона с кожурой и кусочек лимона без кожуры. Аккуратно возьмите
кусочки лимона вилочкой и положите их в воду. Что с ними произошло?
Дети: - Кусочек лимона с кожурой плавает, а кусочек без кожуры
утонул.
Воспитатель: - А что это может означать?
Дети: - Секрет лимона, действительно, в его кожуре.
Воспитатель: - Всё верно.
- Ребята, у вас на тарелочке лежит кожура лимона, рассмотрите её с
помощью лупы.
Воспитатель: - Что вы видите?
Дети: - Ямочки (дырочки).
Воспитатель: - Да, действительно в ней много ямочек (углублений) с
пузырьками воздуха.
- А что делает воздух, оказавшись в воде? (Ответы детей).
Воспитатель: - Именно этот воздух держит лимон на плаву. Вот какая
волшебная кожура у лимона.
Воспитатель:
-
Нам
необходимо
занести
наше
открытие
в
исследовательский журнал. (В журнал вклеивается вторая иллюстрация).
Воспитатель:
- А наши опыты продолжаются! Ребята, пройдите,
пожалуйста, в следующую лабораторию.
Лаборатория №3 -опыт «Лимон – пятновыводитель»
Воспитатель: - Ребята, для следующего опыта нам нужен будет йод.
Воспитатель: - Скажите мне, когда йод попадает на кожу или какую-то
вещь, его легко отмыть? (Ответы детей).
Воспитатель:
- Действительно, от йодного пятна не так-то просто
избавиться, но оказывается, возможно! И в этом нам поможет волшебный
лимон, а точнее - лимонный сок.
Воспитатель: - Посмотрите, у каждого на столе лежит ватный диск. Я
сейчас подойду к каждому и капну на него капельку йода. (Педагог обходит
детей).
Воспитатель: - А сейчас, каждый из вас возьмёт пипетку и капнет на
пятно капельку лимонного сока.
Но нужно быть очень осторожными:
чистый лимонный сок не должен попасть на кожу, потому что можно
получить ожоги и аллергическую реакцию. Если же сок попал на кожу, его
нужно быстро смыть водой, которая находится у вас на столе в маленьком
контейнере. (Дети пипеткой набирают лимонную кислоту и капают на
йодное пятно).
Воспитатель: - Что произошло с пятном?
Дети: - Оно исчезло!
Воспитатель: - А почему? Какое же ещё свойство есть у лимона?
(Ответы детей).
Воспитатель:
- Верно. Лимон - пятновыводитель. Так, с помощью
лимона, можно вывести некоторые пятна. Заполним наш исследовательский
журнал. (В журнал вклеивается третья иллюстрация).
3.
Заключительный этап
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, все страницы журнала заполнены!
А это значит, что вы сумели раскрыть все секреты волшебного лимона. Я
предлагаю вам их вспомнить, а поможет в этом наш исследовательский
журнал.
(Дети, опираясь на иллюстрации в журнале, рассказывают о
свойствах лимона).
Воспитатель: - Какие молодцы, ничего не забыли! Вам понравилось
сегодня быть исследователями? (Ответы детей).
- Вы, ребята, не болейте,
Чаще чай с лимоном пейте.
Ведь лимон на вкус приятный,
Хоть немного, кисловатый.
В нём полезных много свойств,
С ним не будет беспокойств.
Если хочешь ты играть,
Давай здоровье защищать!
Воспитатель: - На этом наша работа в лаборатории окончена, и я
приглашаю вас и наших гостей
угоститься вкусным полезным чаем с
лимоном, но перед этим не забудьте снять свою защитную одежду. (Дети
снимают фартуки с нарукавниками и подходят к столу с угощением).