Автор: Иванникова Елена Умаровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ№24
Населённый пункт: ст.Бекешевская, Предгорный район,Ставропольский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспекты занятий,консультация для родителей, анкета для родителей, консультация для воспитателей
Раздел: дошкольное образование
Итоговое логопедическое занятие по обучению грамоте в
старшей группе
"Волшебство грамматики"
Цели:
Коррекционно-развивающие:
развивать зрительно-пространственное восприятие, усвоение пространственных
ориентировок на плоскости;
умение узнавать модель буквы русского алфавита на ощупь, развивая мелкую
моторику, тактильные ощущения;
развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;
развивать зрительный гнозис;
продолжать учить детей ориентироваться в пространственной ориентировке
собственного тела, выполняя соответствующие инструкции.
Образовательные (обучение грамоте):
упражнять в слоговом анализе и синтезе;
совершенствовать навык слогового чтения;
учить детей удерживать в памяти ряд слов и составлять из них развернутые
предложения;
закреплять умение составлять простые распространенные предложения по
заданным словам, определять количество слов в предложении, анализировать его,
составлять его схему;
закреплять правильное употребление предлогов при составлении предложений;
упражнять в звукобуквенном анализе и синтезе слов различного звукослогового
состава и предложений из 2, 3, 4-х слов с использованием символов цифр;
закреплять знания об известных элементарных правилах правописания большой
буквы в начале предложения и в написании собственных имен, понятие о границах
предложения и точке в конце предложения;
развивать графические навыки, трансформировать буквы, различать неправильно
напечатанные буквы, “допечатывать” незаконченные буквы (профилактика
дисграфии);
развивать навык чтения слогов, слов, предложений.
Воспитательные:
воспитывать мотивацию к обучению;
воспитывать самостоятельность;
воспитывать потребность поднимать руку, когда есть желание ответить на вопрос
педагога;
воспитывать доброжелательность, выдержку, умение слушать товарищей, не
перебивать их речь.
Ход занятия
1. Организационный момент (рече-моторная разминка)
Логопед:
Поздоровайтесь с гостями,
Улыбнитесь всем вокруг,
Руку дайте другу слева
и скорей вставайте в круг
А теперь соседу справа
Мячик ты передавай
Друга называй по имени
Утра доброго желай
Дети встают в круг, передают ребристый мяч с пожеланиями друг другу вежливых слов,
удачного дня и т.д.
2. Игра ”Чудесный мешочек”
(Развитие мелкой моторики, тактильных ощущений, закрепить знание букв русского
алфавита.)
Логопед: Посмотрите дети, какой у меня красивый волшебный мешочек в нем что-то
лежит, а что – можно узнать, если запустить в него обе руки и нащупать предмет, но не
подглядывать в него.
Дети: По очереди запускают руки в мешочек, нащупывают модель буквы русского
алфавита отгадывают и называют ее, а затем вынимают из мешочка букву и показывают
всем какая это буква (М, Д, Ж, З, Ф, Б).
3. Игра “Слоговые капли”
(Совершенствовать навык слогового чтения, умение из представленных слогов составить
слова, чтение слов.)
Логопед: Дети, посмотрите сколько воды. Давайте возьмем по одной капельке, высушим
это озеро. Но капли эти не простые, в каждой спрятаны слоги. Давайте соединим эти
капельки вместе (слоги) так, чтобы получились слова.
Дети: Выполняют задание и составляют из слогов слова (ВАЗА, СОВА, ЛИСА, ГУСИ).
4. Игра “Найди все слова в цепочке”
(Умение зрительно находить все слова в цепочке, чтение слов, удерживать в памяти ряд
слов и составлять из них развернутые предложения; определить количество слов в
предложении, записать его схему. Правильное употребление предлогов при составлении
предложений.)
Логопед: Дети, посмотрите внимательно на цепочку состоящую из букв. Если сложить все
эти буквы, можно прочесть слова.
Дети: Находят все слова и читают их (БАБОЧКА, БОЧКА, ШАРЫ, РЫБА, КОШКА,
КАКТУС).
Логопед: А теперь из всех этих слов составьте интересные предложения.
Дети: Составляют и называют свои предложения.
Логопед: Предлагает детям выложить схему наиболее понравившегося предложения,
назвать предлог и определить количество слов в предложении с помощью цифр.
Напоминает правописание большой буквы.
Дети: Выполняют задание.
Логопед: А сейчас предлагаю немного отдохнуть.
5. Зарядка
(На пространственную ориентировку в собственном теле.)
Логопед:
А сейчас все по порядку (встали руки на пояс)
Встанем дружно на зарядку
Руки в стороны согнули (выполняют движения, прослеживая за ними глазами)
Вверх подняли, помахали
Спрятали за спину их,
Оглянулись:
Через правое плечо,
Через левое плечо,
Дружненько присели (приседают, касаются руками пяток)
Пяточки задели
На носочки поднялись (прослеживают глазами за руками)
Опустили руки вниз.
Логопед: Отдохнули, а теперь можно заниматься дальше.
6. Игра “Волшебные комочки”
(Развитие ловкости, мелкой моторики, умение дописывать буквами нужные элементы,
профилактика дисграфии.)
Логопед: Каждому ребенку бросает в руки скомканный лист бумаги “волшебные комочки”.
Нужно, прижимая бумажку к столу большими пальцами обеих рук, разгладить
остальными пальчиками лист так, чтобы ни один его край не остался загнутым. На листе
бумаги задание: ”допиши букве нужный элемент”.
Дети: Дописывают буквам нужные элементы, а затем называют буквы.
7. “Раздели слова на слоги и подними нужную цифру”
(Чтение слов, синтез слов различного звуко-слогового состава из 2, 3, 4 слогов с
использованием цифр.)
Логопед: Дети, перед вами несколько слов, прочтите их.
Дети: Читают слова (МОРЕ, МАЛИНА, ЗАНОЗА,ЧЕРЕПАХА).
Логопед: Поднимите цифру соответствующую количеству слогов в слове “МОРЕ” (и так
дети определяют количество слогов во всех предложенных словах).
Дети: Выполняют задания индивидуально каждый.
8. Игра “Волшебники”
(Водная азбука, развитие мелкой моторики пальцев рук, зрительный гнозис,
фонематический слух и фонематическое восприятие. Профилактика дисграфии. Знание
букв русского алфавита, правильное использование предложно-падежных окончаний).
Логопед: Дети, а вы хотите почувствовать себя волшебниками?
Дети: Да….
Логопед: Тогда берите цветную губку и водичку. Обыкновенная вода на волшебных
карточках превратится в яркие краски, и получатся удивительные картинки из азбуки.
Дети: Выполняют задание.
Логопед: Желает детям чудесных превращений.
Дети: Оживили картинки из азбуки.
Логопед: Вика, какое волшебство на твоей картинке получилось?
Ребенок 1 Получился АРБУЗ
Логопед: Какой первый звук в слове АРБУЗ? Какой последний звук слышится в этом
слове”.
Логопед: А какой АРБУЗ?
Ребенок 2: Придумывает как можно больше прилагательных (красный, спелый, сочный,
полосатый, вкусный и т.д.).
Логопед: По очереди опрашивает всех детей, какое волшебство произошло на их
картинках.
9. Итог занятия
Логопед хвалит детей, отмечает особо отличившихся, благодарит за работу, а водные
картинки из азбуки – подарок детям за трудолюбие и старание.