Авторы: Колчина Татьяна Георгиевна, Татьяна Георгиевна Колчина
Должность: Преподаватель по классу скрипки, иллюстратор, концертмейстер
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ "Синтез"
Населённый пункт: г.о. Серпухов, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: О роли иллюстратора в ДШИ
Раздел: дополнительное образование
1
О роли иллюстратора в
детской школе искусств. Мысли вслух.
Колчина Т.Г. – иллюстратор (концертмейстер)
МБОУ ДО «Детская школа искусств «Синтез»»
г.о. Серпухов
...При слове «иллюстратор» так и видишь картину, как серьезная тетенька
выходит на сцену со скрипкой, ждет ученика-пианиста, который садится за
рояль , и кивком головы показывает, что пора играть. И юный пианист начинает
послушно аккомпанировать преподавателю со скрипкой, оставаясь где-то в
тени.
Пройдет некоторое время. Пианист подрастет и уже сам внимательно и
концентрированно ждет иллюстратора, мол, давайте начинать, музыкально его
поддерживает, а иногда и солирует. Это он – концертмейстер! Он - главный
помощник на сцене. А иллюстратор может его «не ловить», и полностью
эмоционально выкладываться на сцене. Он уже пианист-концертмейстер, и
думает по-другому. Маленький пианист-концертмейстер должен понять, что его
качественный и умелый аккомпанемент не просто важен, он необходим, чтобы
вместе с иллюстратором донести до слушателя музыкальный, образный замысел
произведения, мысли композитора, ведь все это приобщает ребенка к миру
прекрасного. Деятельность иллюстратора должна включать в себя активное
участие
в
учебной,
воспитательной,
музыкально-
просветительской
деятельности учащегося, маленького концертмейстера.
Так кто же это - иллюстратор в детской музыкальной школе? Прежде
всего, это профессиональный инструменталист, хорошо владеющий своим
инструментом и обладающий многими необходимыми навыками. И первым в
череде этих навыков стоит, на мой взгляд, умение читать с листа текст любой
сложности, в любом темпе, в характере данного произведения. Не секрет, что
для большинства иллюстраторов, на первом этапе разучивания учеником
произведения, важно «поймать» маленького концертмейстера и создать с ним
ансамбль, не разойтись, чтобы услышать совместное звучание инструментов,
красочный «симфонический оркестр», многоголосное звучание произведения,
пусть даже пока далекое от совершенства.
Умение из сложного текста выбрать основное, не теряя при этом
содержания музыки, стремление идти вперед, если даже ошибся, - еще один
необходимый для концертмейстера навык. При работе в классе можно
2
облегчить трудные места, однако на сцене нужно создать полноценную
звучность аккомпанемента, направленную на раскрытие художественного
образа исполняемого музыкального произведения.
Непростая задача - играть аккомпанемент и при этом ясно «видеть-
слышать» партию солиста. Особенно важно, чтобы пианист знал специфические
особенности
солирующего
инструмента
(вокалиста)
-
принципы
звукоизвлечения,
дыхания,
техники.
Задача
иллюстратора,
объяснить
учащемуся
специфические
особенности
своего
инструмента,
принципы
звукоизвлечения и техники.
Для любого иллюстратора очень важно быть чутким ансамблистом.
Думаю, в работе с детьми именно иллюстратор, а также его преподаватель по
аккомпанементу, помогает учащемуся освоить азы синхронного, ансамблевого
исполнения, темпового, метро-ритмического соответствия. Как и преподаватель
по аккомпанементу, иллюстратор помогает понять и передать содержание
произведения, развивает ритмическую дисциплину ученика и согласованность
исполнения партий.
Можно еще долго перечислять то, что должен уметь иллюстратор в
школе: транспонировать, «на ходу» подбирать мелодию , делать переложения, и
т.д.. Однако не надо забывать, что речь идет не о машине, которая должна уметь
и делать. Все- таки мы говорим о живом человеке, поэтому нельзя не упомянуть
и о некоторых специфических психологических качествах. Так, внимание
иллюстратора - это внимание совершенно особого рода, ведь его надо
распределить и на собственные исполнительские задачи, и контролировать
звуковой баланс, и при этом быстро и точно поддержать маленького
концертмейстера в его намерениях, создать единую с ним художественную
концепцию произведения, вести
к кульминациям. Вместе с тем, при
необходимости, быть всегда чутким его помощником.
Полноценная профессиональная деятельность требует помимо особого
внимания таких качеств, как быстрота и активность реакции, находчивость в
неожиданных ситуациях. Если ученик перепутал текст (что часто происходит на
концерте или экзамене), опытный иллюстратор сумеет вовремя подхватить
концертмейстера и благополучно доиграть пьесу до конца.
Воля и самообладание - качества, также необходимые иллюстратору.
Опытный иллюстратор всегда может снять нервное напряжение ученика перед
концертным выступлением. Предельная сосредоточенность и умение держать
себя в руках за сценой, выразительность и повышенный тонус исполнения своей
партии на сцене - помогут ученику-концертмейстеру обрести уверенность в
себе, придадут ему психологическую свободу и, будем надеяться, наполнят
3
выступление творческим вдохновением.
Завершая свои размышления, хочу еще раз подчеркнуть, что это далеко не
все требования к иллюстратору. В данной работе я обозначила то, что считаю
для себя наиболее важным и первоочередным, то, что почувствовала
собственной «кожей» за 8-летний стаж иллюстраторской деятельности. Очень
важно, чтобы сам иллюстратор любил играть, умел получать удовольствие на
сцене, испытывать радость от совместного творчества.
Литература:
1.
Шендерович Е.М. В концертмейстерском классе. Размышления
педагога. - М., Музыка, 1996.
2.
Кубанцева Е.И. Концертмейстерство - музыкально-творческая
деятельность. - Музыка в школе, 2001, №2.
10.01.2023г.