Автор: Колчина Татьяна Георгиевна
Должность: Преподаватель по классу скрипки, иллюстратор, концертмейстер
Учебное заведение: МБОУ ДО ДШИ "Синтез"
Населённый пункт: г.о. Серпухов, Московская область
Наименование материала: Методическая работа
Тема: "Основы постановки начинающих скрипачей"
Раздел: дополнительное образование
Татьяна Георгиевна Колчина
МБОУ ДО ДШИ «Синтез»
г.о. Серпухов.
Методическая работа :
«Основы постановки начинающих
скрипачей»
10.01.2023г.
Задача: дать методические разъяснения по вопросам общей постановки начинающих
скрипачей и проблем с этим связанных.
Постановка игрового аппарата. Не секрет, что правильная постановка игрового аппарата,
рук – залог успешного и плодотворного обучения игре на инструменте, в частности на скрипке.
При неправильной постановке аппарата, руки зажимаются – и правая и левая, что, естественно,
мешает любому продвижению вперед. Эта проблема стоит на любом этапе обучения, как в
младших, так и в старших классах (с чем, я думаю, мне предстоит столкнуться в будущем). Если в
младших классах дети еще не чувствуют естественность в положении рук на инструменте,
используют хватательные рефлексы для удержания инструмента, то в старших классах проблема
зажатости аппарата вновь всплывает по ходу освоения новых приемов игры, освоения разного
вида техник, как в левой руке, так и в правой.
Постановка игрового аппарата скрипача достаточно сложная, особенно для ребенка:
инструмент держат стоя. В наше время редко встречаются дети с правильной осанкой. Троим из
пяти моих учеников трудно стоять ровно даже в течение 5 минут. При «сгорбленной» спине
инструмент «смотрит» вниз, что исключает рулевые движения локтем левой руки, а так же
затрудняет свободное перемещение руки по грифу. Плохо так же через чур «плоское» положение
инструмента, равно как и чрезмерный его наклон – это мешает правильному ведению смычка. И
последнее о правильном положении скрипки – отводя инструмент сильно вправо или влево,
ученик сражу же зажимает всю руку – от плеча до запястья, так как приходиться держать
инструмент кистью левой руки, а не головой.
В идеале, постановка такова: Ноги ребенка стоят на ширине плеч, носки развернуты немного
врозь. Спина ровная, плечи естественно опущены. Инструмент спокойно лежит на левом плече,
прижатый естественным весом головы. Голова покоиться на подбороднике практически в прямом
положении. Скрипка находиться в горизонтальном положении, немного наклонена вправо. Отвод
инструмента вправо или влево зависит от длины рук учащегося.
Постановка левой руки. Но правильное держание инструмента еще не гарантирует
правильное положение кисти и пальцев относительно грифа. Как правило, на первых уроках дети
хватают скрипку рукой благодаря рефлексу. Здесь очень важно найти верное слово – команду,
которая поможет найти правильное мышечное ощущение, например: не подними руку, а согни
руку в локте; не держать скрипку рукой, а поддерживать.
В постановке кисти левой руки тоже много «подводных камней» - неправильная точка
опоры, что влечет за собой захват шейки скрипки, неправильный разворот ладони, «склеенные
пальцы», неправильный угол падения пальцев, слишком высоко или низко, а также согнут или
сильно откинут большой палец, слишком выгнутое или согнутое запястье. Положение кисти левой
руки при игре на скрипке в состоянии ожидания или готовности абсолютно естественное: для
этого нужно опустить руку вниз, максимально расслабить – пальцы примут округлое положение,
оно и есть самое актуальное. При игре ладонь развернута в сторону грифа и пальчики в готовности
висят над струнами.
И еще о постановке левой руки – где находится локоть и какова его роль в игровом
процессе. Локоть левой руки ни в коем случае не прижимается к телу. Он согнут и находится под
скрипкой. При игре на разных струнах, он выполняет роль «руля», двигаясь вправо или влево, что
обеспечивает максимально удобное положение кисти и пальцев относительно используемой
струны.
Постановка правой руки. При всех этих требованиях к левой руке, я считаю, что все–таки
постановка правой руки, управление смычком - составляет основную сложность. Научиться
правильно держать смычок – это еще не гарантия хорошего, качественного звука. Самое сложное
это научить ребенка чувствовать струну через смычок, привить ощущение, что смычок это
продолжение руки и порой, благодаря всего нескольким правильным понятным словам, учащийся
заиграет ровным сочным звуком.
Принцип освоения постановки руки на смычке сводится к тому, что смычок лежит на
струне, а пальчики правой руки его придерживают. Причем у каждого пальца своя функция:
средний, безымянный и большой пальцы образуют «колечко» - именно эти пальцы фиксируют
смычок. При движении смычка вверх и вниз положение из этих трех пальцев меняет только
большой, он выпрямляется при игре у носика. Роль указательного пальца и мизинца велика – они
отвечают за силу нажатия волоса на струну, именно они могут влиять на динамику, силу звука и
тембр инструмента. При игре в разных частях смычка указательный палец и мизинец меняют свое
изначальное положение, они всегда находятся в движении. Поведение плеча, локтя, предплечья,
запястья при правильном движении смычка также очень важно: предплечье, локоть и трость
смычка, находящегося на струне, образуют плоскость. Этих плоскостей 7, и при каждой локоть
должен чувствовать себя удобно. Чтобы выработать правильное ощущение плоскости, не задирать
или не опускать локоть при игре на нужной струне или струнах, необходимо параллельное
ведение смычка подставке.
Основная проблема в правой руке у начинающих скрипачей это захват смычка, то есть они
его не придерживают, а держат. Сразу же теряется ощущение струны, проблемы с динамикой,
штрихами, и просто ровным, качественным звуком.
Общие вопросы постановки. Освоив первые навыки по держанию инструмента и смычка
ребенок начинает свою игровую практику, при этом, руки работают в разных плоскостях и
выполняют абсолютно разную работу: левая рука отвечает за высоту звука и его смену в нужном
темпе, ритме, а правая за звукоизвлечение и штриховую технику.
При игре руки должны максимально «совпадать» между собой, преследуя общую цель –
извлечение правильной, грамотно прочитанной и сыгранной мелодии.
Задач постановки у начинающих скрипачей очень много, и конечно, осваиваются они
постепенно, но дети таковы, что при продвижении вперед по этапам обучения, осваивании
предусмотренной программы, разучивании художественного материала, внимание детей
рассредоточивается, и вопросы постановки в их сознании отходят на задний план.
В классе любого преподавателя, работающего в ДМШ учатся малыши, с которыми не
поговоришь об особенностях скрипичной методики, как можно было бы это сделать со студентом
училища или ВУЗа. На каком же языке разговаривать с начинающими скрипачами, как объяснить
доступно и понятно такие неинтересные для них вещи, как постановка рук, разворот и вес локтя и
т.д.
Инна Исакова, преподаватель из Израиля советует: непосредственная физическая передача
ощущений: педагог "лепит" постановку своими руками. Попросту говоря, играет руками ребенка.
Очень важно с первых шагов добиться свободы тела ученика, послушности рук,
"пластилиновости". Это достигается предварительными играми-упражнениями и психологической
подготовкой. Например, можно сказать ученику: "Скрипка - самый трудный музыкальный
инструмент, поэтому к нему нужно относиться очень серьезно и не делать неправильных
движений с самого начала. Но я тебе обязательно буду помогать, я не хочу, чтобы тебе было
трудно учиться. Я буду играть твоими руками, тогда они привыкнут к правильным движениям" и
т.д. Это главный смысл, уровень языка с малышами может быть еще более доступным и простым.
Есть такое выражение: "маленькие дети соображают спинным мозгом". Это отражает правду
о том, что двигательные ощущения - первичны, а логическое осмысление играет второстепенную
роль (3-5 лет). Двигательная память развита очень сильно, все навыки прививаются чрезвычайно
быстро и сразу уходят в подсознание, т.е. автоматизируются.
Поэтому на педагоге лежит огромная ответственность: если будут привиты неправильные
движения - времени на исправление уйдет потом гораздо больше. Этот же метод подходит и для
более старших учеников. Чем старше ученик, тем больше он может воспринять теоретических
правил и осуществлять осознанный контроль за своими движениями. Задача педагога - понять
какое количество информации не перегрузит ученика.
Но физическая передача ощущений и немедленный контроль результата все же остаются
основной базой постановки рук, включая взрослых. Также вначале я физически ставлю
начинающему каждый палец левой руки, контролируя расслабление мышц ладони и пальцев
(попутно проверяя состояние плеч). И правую руку тоже - не только смычок за винт держать, а
придерживать пальцы в нужной форме и, главное, регулировать вес локтя.
Кроме использования советов Инны, в своей работе я применяю следующие упражнения:
после того, как ребенок выполнил правильное движение смычком, нашел плоскость или нашел
правильную чистую ноту на грифе, я предлагаю ему сыграть то же самое, но при условии, что он
сменит центр внимания – то есть, например, глаза при игре будут смотреть не на пальцы левой
руки, а на точку пересечения волосом смычка струны. Задача – результат должен быть
одинаковым и в первом и во втором случае. Так же, хороший результат мы закрепляем с
закрытыми глазами. Ребенок должен постараться запомнить расположение пальцев л.р. и
мышечные ощущения в правой руке. Это готовит ученика к читке с листа, а также свободе при
игре наизусть.
В данной работе я осветила некоторые вопросы общей постановки и проблем, связанных с
ней. Какими же методами, способами решать эти непростые проблемы – задача любого педагога.
Естественно, у каждого ученика свои данные, свои способности, свой характер и уровень
развития. И естественно к каждому осуществляется индивидуальный подход, при этом
выполняется роль учителя, как наставника и как воспитателя.