Напоминание

«Профилактика негативного поведения у детей дошкольного возраста»


Автор: Швецова Анна Владиславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 4
Населённый пункт: г. Кисловодск
Наименование материала: Статья
Тема: «Профилактика негативного поведения у детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №4 города-курорта Кисловодска

Статья на тему:

«Профилактика негативного поведения у детей дошкольного возраста»

Воспитатель:

Швецова Анна

Владиславовна

г. Кисловодск, 2023 г.

С каждым годом

в детском саду появляется всё больше детей с

различными затруднениями в эмоционально – волевой сфере. У одних детей

может

проявляться

импульсивость,

которая

выражается

в

слабом

самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий, другие дети

проявляют

нетерпение,

дерзость,

агрессивность,

у

определенных

воспитанников можно заметить чрезмерную тревожность.

У ребёнка с

подобными особенностями случаются истерики по различным поводам,

ребенок долго не может успокоиться, не выполняет режимные моменты,

отказывается

участвовать в НОД. Такого ребенка нередко тяжело

уговорить вместе со всеми одеться на прогулку, пойти в музыкальный зал,

возникают проблемы участия в спортивных праздниках, развлечениях.

Педагогические

и

психологические

исследования

и

наблюдения

последних лет показывают, что у большинства современных детей все чаще

встречаются различного рода проблемы и трудности, среди которых

нарушения поведения занимают одно из ведущих мест. На сегодняшний день

увеличилось количество детей отличающихся повышенным беспокойством,

неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью.

Для более правильного выстраивания работы по профилактике

негативного поведения старших дошкольников необходимо помнить о двух

таких ключевых процессах, как факторы риска и факторы защиты. В жизни

человека бывают обстоятельства, которые могут способствовать развитию

поведенческих

расстройств.

Эти

обстоятельства

называют факторами

риска (наследственность, сложный темперамент, неадекватные родительские

установки, асоциальные группы сверстников, плохой родительский контроль,

социально- экономическое неблагополучие, недостаточное удовлетворение

потребностей и т п.).

В то же время имеется ряд других факторов, которые целиком или

частично оберегают от негативного влияния факторов риска, способствуют

развитию у человека компетенций (способности применять знания, умения,

успешно действовать на основе практического опыта при решении задач в

определенной широкой области). Данные факторы называются защитными

факторами, к ним относят: генетику, интеллект, спокойный темперамент,

хорошие отношения с опекающими людьми, позитивные отношения со

сверстниками,

позитивные

отношения

с

педагогами,

эффективные

родительские установки, эффективный родительский контроль.

Следует

отметить,

что

наибольшее

значение

в

возникновении

трудностей

поведения

принадлежит

неблагоприятным

условиям

микросоциальной среды.

Психологический комфорт ребенка в семье, его психическое здоровье

и

нездоровье

неразрывно

связанно

также

со

стилем

родительского

воспитания, зависит от характера взаимоотношений родителей и детей.

Выделяют три типа неправильного воспитания, которые приводят к

формированию различных негативных поведенческих реакций.

1. Неприятие, эмоциональное отвержение ребенка (осознаваемое или

не

осознаваемое),

присутствие

жестких

регламентирующих

и

контролирующих мер, навязывание ребенку определенного типа поведения в

соответствии с родительскими понятиями о «хороших детях». Другая

сторона

отвержения

характеризуется

полным

равнодушием

попустительством и отсутствием контроля со стороны родителей.

2.

Гиперсоциализирующее

воспитание

-

тревожно-мнительное

отношение родителей к здоровью, успехам в обучении своего ребенка, его

статусу среди сверстников, а также чрезмерная озабоченность его будущим.

3. Эгоцентрическое воспитание - чрезмерное внимание к ребенку всех

членов семьи, присвоение ему роли «кумира семьи», «смысла жизни»

Основными причинами негативного поведения старших дошкольников

следует считать: стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека); дефицит

родительского внимания, неудовлетворенная потребность в родительской

любви и принятии; усвоение эталонов негативного поведения в семье;

повсеместная демонстрация негативного поведения в СМИ; индивидуальные

особенности ребенка; взаимодействие со сверстниками.

Самыми

часто

встречающимися

проявлениями

негативного

поведения у детей старшего дошкольного возраста являются:

Агрессивное поведение – одно из самых распространенных нарушений

среди детей старшего дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и

эффективный способ достижения цели.

Импульсивное поведение детей складывается из поступков ребенка,

которые он совершает по первому побуждению, под влиянием внешних

обстоятельств, сильного впечатления, не взвешивая все «за» и «против».

Ребенок быстро и непосредственно реагирует и нередко столь же быстро

раскаивается в своих действиях.

Демонстративное

поведение проявляется

в

стремлении

ребенка

намеренно и осознанно нарушает принятые нормы, правила поведения.

Данное поведение чаще всего адресовано взрослым и связано с повышенной

потребностью в привлечении к себе внимания окружающих любыми

возможными способами. Такой ребенок делает все наоборот — если его

просят не шуметь, кричит и т.д. Обычно так ведут себя дети с эмоциональной

депривацией (т.е. не получившие от своих родителей необходимого тепла,

ласки, любви). Не надеясь обратить на себя внимание другими способами,

они прибегают к безотказному средству — нарушению поведенческих

правил.

Профилактика негативного поведения - это комплекс различного рода

мероприятий,

упреждающих

мер,

направленных

на

предотвращение

нежелательного поведения.

Опираясь на факторы защиты можно выделить основные направления

профилактических мероприятий:

- Построение отношений с воспитателями и педагогами;

- Оптимизация детско-родительских отношений;

- Организация развивающей среды.

В работе со взрослыми по профилактике негативного поведения детей

необходимо делать несколько акцентов:

-изменение негативной установки по отношению к ребенку на

позитивную;

-изменение стиля взаимодействия с детьми;

-расширение поведенческого репертуара родителей и педагогов через

развитие их коммуникативных умений.

Существует ряд проблем при работе с детьми с затруднениями в

эмоционально – волевой сфере.

1. Не все сотрудники, особенно молодые специалисты, владеют

приемами регуляции негативного поведения детей, отсутствует мотивация к

работе с проблемными детьми, появляется страх при взаимодействии с ними.

2. Часто прослеживается эффект заражения других детей, подражание

других детей данному ребёнку, особенно в более раннем возрасте.

3. Поведение ребенка во время истерики может быть травмоопасным,

как для него самого, так и для сверстников.

4. Нередки жалобы родителей на поведение ребёнка, что ведёт к

разрастанию конфликта, где вся ответственность, чаще всего, ложиться на

воспитателя.

5. Имея нервные срывы, низкую мотивацию к деятельности, ребёнку

тяжело

осваивать

ООП

ДОУ,

а

также

возникают

затруднения

в

коммуникации со сверстниками.

6. Часто прослеживается тенденция, когда родители данного малыша

не готовы видеть и принимать проблемы ребёнка, выполнять рекомендации

воспитателя и специалистов детского сада. Но у педагогов нет выбора, и

тогда работу с ребёнком приходится осуществлять в одностороннем порядке,

без привлечения родителей.

Для воспитателей детских садов, по мнению Р.В. Овчаровой, особенно

актуальной является проблема повышения педагогического мастерства,

поскольку по многим показателям развития профессиональных качеств они

не

достигают

зоны

оптимальности.

Низкая

профессиональная

компетентность ведет к низкому качеству педагогического процесса,

является неэффективной для обычных детей, а у проблемных детей,

приводит к демотивации познания и учения, недоразвитию познавательных

интересов.

Детско-родительские отношения имеют для психического здоровья

детей первостепенное значение. Считается, что лучше всего можно помочь

детям, помогая их родителям. Следует научить родителей переориентировать

свои установки в зависимости от потребностей ребёнка. Условием развития

самосознания ребёнка является положительное восприятие родителями их

родительских функций.

Эффективные способы регуляции поведения:

1. Ребенка нужно успокоить, поскольку при эмоциональном взрыве

инструкции не воспринимаются. Здесь хорошо помогают тактильные

приемы: поглаживания, прикосновения к уху, к плечам. Замечательно

подходит

игра

«Ласковый

мелок»,

когда

взрослый

легко

кисточкой

прикасается к спине ребенка, а тот угадывает, что ему нарисовали на спине.

2. Ребенка можно отвлечь, если начать хлопать в ладоши с разных

сторон. Постепенно предложить сосчитать количество хлопков и уже

продолжить играть в эту игру.

3. Перед ребёнком можно рассыпать разноцветные шарики. Ребёнок

отвлечется от негативных переживаний, начнет их собирать или задавать

вопросы о том, что это такое. Воспитатель попросит помощи у воспитанника,

сказав, что нечаянно их рассыпала. Затем возможен вариант перехода к игре,

когда ребенку предлагают собрать шарики, определить цвет, посчитать.

Обязательно ребёнка необходимо поблагодарить за помощь. Если удалось

успокоить ребёнка с помощью этого приёма, то следующим этапом будет

игра «Что изменилось?», в которую подключаются другие ребята. Перед

детьми выкладывают шарики, затем дети закрывают глаза, а воспитатель

убирает один из шариков или меняет по цвету, и дети угадывают изменения.

4. Одним из самых эффективных приёмов можно считать следующие

действия взрослого, когда он эмоционально привлекает внимание ребёнка к

его одежде: «Какого цвета у тебя футболка, посмотри, шнурки такого же

цвета, а где есть ещё этот цвет в твоей одежде?». Педагог подводит

воспитанника к зеркалу, внимание постепенно переключается. Также этот

приём хорошо действует, если привлечь ребёнка к его телу, когда

обнаруживается царапина, синяк и нужно посетить медицинского работника,

чтобы наклеить пластырь. Внимание ребенка также быстро переключается.

Но необходимо знать индивидуальные особенности данного воспитанника и

его отношение к медицинским процедурам, чтобы не усугубить ситуацию.

5. Воспитатель, во время того, как успокаивает ребенка, может

неожиданно найти машинку или куклу и обратиться к ребёнку, не его ли эта

игрушка, громко спросить у детей, кому эта вещь принадлежит и вместе с

ребёнком пойти искать хозяина вещи.

6. Одним из отвлекающих манёвров от негативного поведения

является просьба о помощи, когда педагог подтверждает значимость ребёнка:

«Как ты можешь плакать в такую минуту, когда на прогулку некому нести

лопаты, я не справлюсь без тебя».

7. С истерикой можно справиться, если привлечь внимание ребенка к

значимым для него вещам: «Ребята, кто из вас слепил очень красивого зайца,

пожалуйста, научите меня так лепить».

В целях профилактики негативного поведения у детей старшего

дошкольного возраста рекомендуются:

-занятия психогимнастикой;

-этюды и игры на развитие умения понимать состояние другого

человека;

--этюды и игры на развитие умения выражать свои эмоции;

--этюды и игры на развитие навыка регуляции поведения в коллективе;

- этюды и игры релаксационной направленности;

-игры и упражнения на развитие осознания детьми отрицательных черт

характера;

-игры и упражнения на развитие позитивной модели поведения;

-обучение способам снятия напряжения.

В работе с детьми старшего дошкольного возраста по профилактике

негативного поведения высокую эффективность показывает использование

элементов изотерапии. Детям нравится играть с водой и глиной, с водой и

песком. Песок и воду полезно использовать как наиболее эффективное

терапевтическое средство изо всех игровых материалов. Песок и вода не

имеют структуры и могут превратиться по желанию ребенка во что угодно: в

поверхность луны, пляж, бассейн - возможности здесь безграничны. С ними

необходимо

применять

различные

способы

рисования:

пальцами,

ладошками, ступнями.

С целью профилактики негативного поведения можно ставить с детьми

спектакли, в которых таким детям необходимо давать роли с позитивной

силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т.д.) для этой же цели

предлагается использовать подвижные игры с сюжетом.

Взрослым, окружающим ребенка со склонностью к негативному

поведению, важно помнить, что их страх перед негативными проявлениями

со стороны ребенка способствуют только лишь их повышению. Этому же

способствует и навешивание ярлыков («Ах, раз я такой плохой, я вам

покажу!»).

Для профилактики деструктивного поведения эффективным считаем

«Метод большой пятёрки», представленный автором М.Розенблюм.

Метод большой пятерки – это умение видеть позитивное в поведении

ребёнка, способность оценить любой поступок, прогресс в любой области и

сфере миропорядка. Он состоит из пяти основных заповедей:

1. Помни про похвалу. Здесь необходимо учитывать все позитивные

действия ребёнка и внятно хвалить его за каждое достижение.

2. Поощряй позитивное поведение. Если ребёнок сдержался в драке

или не упал на пол в очередном приступе гнева, его нужно похвалить за то,

что он сдержался. Нужно поймать момент удачи ребёнка и фиксировать его

поощрением.

3. Предотвращай плохое поведение. Нужно все запреты переводить в

побуждение, поскольку и взрослые, и дети с большей готовностью

выполняют побуждения, чем подчиняются запретам. «Не ешь листок»

заменяем на «Вытащи листок изо рта», «Не забирай карандаши у детей»

можем заменить на выражение: «Оставь карандаши детям, возьми мои», «Не

прыгай на стуле» - «Слезай со стула, ты можешь попрыгать на коврике в

спортивном уголке».

4. Предупреждай плохое поведение. Здесь автор предлагает оставлять

за ребёнком право выбора в некоторых вопросах. Для того, чтобы добиться

от ребёнка желательного поведения перед ним нужно правильно поставить

вопрос: «Ты на прогулку самостоятельно оденешься или тебе нужна помощь

Ольги Александровны или моя, чем помочь?» у ребенка чаще всего не

возникнет идеи о том, что на прогулку можно не ходить? «Ты спать будешь в

пижаме, майке или футболке?». Задавая ребёнку подобные вопросы в тех

ситуациях, когда возможен нервный срыв, мы и подтвердим значимость

воспитанника, позволив ему что – либо выбрать, и можем предотвратить

нервный срыв.

5. Порицай плохое поведение. Существуют недопустимые вещи, на

которые ребёнку нужно давать обратную связь: обижает людей, животных,

плохо

относиться

к

природе.

Это

нужно

делать

незамедлительно,

критиковать действия, а не самого ребёнка и не привлекать внимание других

детей.

Таким образом, профилактика негативного поведения – это комплекс

различного

рода

мероприятий,

упреждающих

мер,

направленных

на

предотвращение нежелательного поведения. При организации работы по

профилактике негативного поведения следует обращать на такие факторы,

способствующие развитию поведенческих расстройств, как факторы риска и

защитные факторы. С учетом факторов защиты выделяют основные

направления мероприятий по профилактике негативного поведения детей:

-построение отношений с воспитателями и педагогами;

-оптимизация детско-родительских отношений;

-организация развивающей среды.

В целях профилактики негативного поведения у детей рекомендуется

использование этюдов и игр на развитие умения понимать состояние другого

человека, выражать свои эмоции, позитивной модели поведения, развивать

навыка регуляции поведения в коллективе. Знакомить детей с методами

релаксации, способами снятия напряжения, основами психогимнастики.



В раздел образования