Напоминание

Основные методы диагностики музыкальных способностей детей


Автор: Белова Елена Дисановна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №40
Населённый пункт: город Киселевск, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Основные методы диагностики музыкальных способностей детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Основные методы диагностики музыкальных способностей детей.

Проблема диагностики музыкальных способностей – одна из самых

актуальных в музыкальной педагогике и психологии, поскольку она связана с

задачами профессионального и индивидуального отбора. Первым, кто высказал

ряд серьезных суждений об индивидуальных различиях в музыкальных

способностях и попытался разработать экспериментальные тесты

для их

определения, был К. Штумпф, один из основоположников музыкальной

психологии (1883 г.). С тех пор вся история зарубежной музыкальной

психологии фактически связанна с тестированием музыкальных способностей,

которое стало ведущим направлением их изучения. С ним связанно и второе

направление – изучение отдельных случаев яркой музыкальной одаренности.

Однако диагностика музыкальных способностей, как и любой другой вид

психодиагностики, может при определенных условиях служить и более

широким научным целям, в частности стать основой для изучения природы и

онтогенеза музыкальности.

Одним из фундаментальных в психологии стало положение о ведущей роли

обучения в психическом развитии. Способности не только развиваются в

процессе обучения, но и формируются в ней (С.А. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев,

Б.М. Теплов) Способности, таким образом, представляют собой процесс,

прижизненно складывающееся образование. В связи с этим диагностика

способностей тоже должна быть процессом, состоящим из взаимосвязанных

ступеней познания.

Именно так подходил к проблеме диагностики Л.В. Выготский. Он считал, что

психологическая

диагностика

это

диагностика

развития.

Только

по

результатам многократных и систематических наблюдений за обучением можно

судить о качественном своеобразии процесса психологического развития

ребенка. Когда речь идет о сложном явлении музыкальности и музыкальных

способностей, такой подход к диагностике является единственно правильным.

Определить наличие музыкальных способностей ребенка можно, используя

такие способы, как:

• беседа с ребенком;

• наблюдение за ребенком;

• тестирование на определение музыкального слуха и чувства ритма.

Б.М. Теплов считал, что «способность к слуховому представлению» образует

«основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения». Он

рассматривает музыкальность как систему способностей, которые развиваются

на

основе

природных

задатков,

предрасположенности

к

музыкальной

деятельности, необходимых для благополучного ее осуществления.

«Связь способностей, по мнению С.Л. Рубинштейна, с психологическими

процессами – мышлением, восприятием, чувствительностью и так далее

–«родовыми» свойствами, присущими всем людям, является той основой, на

которой

должно

строиться

изучение

способностей

как

особенностей,

дифференцирующих людей».

Компоненты развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста

и критерии их оценки:

I. Музыкальный слух.

1. Чистое интонирование мелодической линии, чувство лада.

2. Владение широким диапазоном голоса.

3. Слуховое внимание.

II. Музыкальная память.

1. Запоминание, узнавание и воспроизведение музыкального материала.

2. Наличие музыкального "багажа" памяти и умение им пользоваться.

III. Чувство ритма.

1. Точность, четкость передачи ритмического рисунка.

IV. Музыкальное движение.

1. Запас танцевальных движений, умений с их помощью передавать характер

того или иного образа.

V. Творческие навыки.

1. Умение сочинить мелодию, ритмический рисунок.

2. Умение образно мыслить и передавать свои чувства в разных видах

музыкальной деятельности (пении, движении, игре на детских музыкальных

инструментах) различными выразительными средствами музыки.

Отсюда можно сделать заключение, что развиваются музыкальные

способности в разных видах деятельности, которые требуют их проявить у

ребенка, это утверждение существовало и существует в психологии и

педагогике.

Подводя итоги тестирования, важно понимать, что наличие музыкальных

способностей, таких как музыкальный слух или чувство ритма, еще не означают

наличия у ребенка склонности к музыке. Именно интерес, желание заниматься

музыкой играют решающую роль в том, достигнет ли ребенок успехов в музыке

или нет. Отсутствие ярко выраженных способностей и явного желания

заниматься музыкой еще не дает право считать ребенка «неспособным»,

«немузыкальным». Возможно, именно в процессе обучения ребенок раскроет

свои способности, и у него появится интерес к музыке (как говорится, аппетит

приходит во время еды). Таким образом, пока вы не начали заниматься музыкой

с ребенком, нельзя быть окончательно уверенным в том, что у него нет

способностей и склонности к музыке.



В раздел образования