Автор: Белова Елена Дисановна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №40
Населённый пункт: город Киселевск, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Основные методы диагностики музыкальных способностей детей
Раздел: дошкольное образование
Основные методы диагностики музыкальных способностей детей.
Проблема диагностики музыкальных способностей – одна из самых
актуальных в музыкальной педагогике и психологии, поскольку она связана с
задачами профессионального и индивидуального отбора. Первым, кто высказал
ряд серьезных суждений об индивидуальных различиях в музыкальных
способностях и попытался разработать экспериментальные тесты
для их
определения, был К. Штумпф, один из основоположников музыкальной
психологии (1883 г.). С тех пор вся история зарубежной музыкальной
психологии фактически связанна с тестированием музыкальных способностей,
которое стало ведущим направлением их изучения. С ним связанно и второе
направление – изучение отдельных случаев яркой музыкальной одаренности.
Однако диагностика музыкальных способностей, как и любой другой вид
психодиагностики, может при определенных условиях служить и более
широким научным целям, в частности стать основой для изучения природы и
онтогенеза музыкальности.
Одним из фундаментальных в психологии стало положение о ведущей роли
обучения в психическом развитии. Способности не только развиваются в
процессе обучения, но и формируются в ней (С.А. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев,
Б.М. Теплов) Способности, таким образом, представляют собой процесс,
прижизненно складывающееся образование. В связи с этим диагностика
способностей тоже должна быть процессом, состоящим из взаимосвязанных
ступеней познания.
Именно так подходил к проблеме диагностики Л.В. Выготский. Он считал, что
психологическая
диагностика
–
это
диагностика
развития.
Только
по
результатам многократных и систематических наблюдений за обучением можно
судить о качественном своеобразии процесса психологического развития
ребенка. Когда речь идет о сложном явлении музыкальности и музыкальных
способностей, такой подход к диагностике является единственно правильным.
Определить наличие музыкальных способностей ребенка можно, используя
такие способы, как:
• беседа с ребенком;
• наблюдение за ребенком;
• тестирование на определение музыкального слуха и чувства ритма.
Б.М. Теплов считал, что «способность к слуховому представлению» образует
«основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения». Он
рассматривает музыкальность как систему способностей, которые развиваются
на
основе
природных
задатков,
предрасположенности
к
музыкальной
деятельности, необходимых для благополучного ее осуществления.
«Связь способностей, по мнению С.Л. Рубинштейна, с психологическими
процессами – мышлением, восприятием, чувствительностью и так далее
–«родовыми» свойствами, присущими всем людям, является той основой, на
которой
должно
строиться
изучение
способностей
как
особенностей,
дифференцирующих людей».
Компоненты развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста
и критерии их оценки:
I. Музыкальный слух.
1. Чистое интонирование мелодической линии, чувство лада.
2. Владение широким диапазоном голоса.
3. Слуховое внимание.
II. Музыкальная память.
1. Запоминание, узнавание и воспроизведение музыкального материала.
2. Наличие музыкального "багажа" памяти и умение им пользоваться.
III. Чувство ритма.
1. Точность, четкость передачи ритмического рисунка.
IV. Музыкальное движение.
1. Запас танцевальных движений, умений с их помощью передавать характер
того или иного образа.
V. Творческие навыки.
1. Умение сочинить мелодию, ритмический рисунок.
2. Умение образно мыслить и передавать свои чувства в разных видах
музыкальной деятельности (пении, движении, игре на детских музыкальных
инструментах) различными выразительными средствами музыки.
Отсюда можно сделать заключение, что развиваются музыкальные
способности в разных видах деятельности, которые требуют их проявить у
ребенка, это утверждение существовало и существует в психологии и
педагогике.
Подводя итоги тестирования, важно понимать, что наличие музыкальных
способностей, таких как музыкальный слух или чувство ритма, еще не означают
наличия у ребенка склонности к музыке. Именно интерес, желание заниматься
музыкой играют решающую роль в том, достигнет ли ребенок успехов в музыке
или нет. Отсутствие ярко выраженных способностей и явного желания
заниматься музыкой еще не дает право считать ребенка «неспособным»,
«немузыкальным». Возможно, именно в процессе обучения ребенок раскроет
свои способности, и у него появится интерес к музыке (как говорится, аппетит
приходит во время еды). Таким образом, пока вы не начали заниматься музыкой
с ребенком, нельзя быть окончательно уверенным в том, что у него нет
способностей и склонности к музыке.