Автор: Михеева Оксана Игоревна
Должность: воспитатель группы продлённого дня
Учебное заведение: МБОУ "Бокситогорская средняя общеобразовательная школа № 2"
Населённый пункт: г. Бокситогорск Ленинградская область
Наименование материала: внеурочная деятельность
Тема: Формирование наглядно-образного мышления у младших школьников во внеурочной деятельности по программе "Я и геометрия"
Раздел: начальное образование
«Формирование наглядно – образного мышления у младших школьников
во внеурочной деятельности по программе «Я и геометрия»».
Что значит образование для личности?
Это непрерывный процесс, в котором она участвует в течение всей жизни, изменяясь под
влиянием окружающего мира, приобретая свой «личностный» опыт. По сути дела,
становление человека – это путь его вхождения в культуру. А только образованный
человек, обладающий целостной картиной мира и понимающий своё место в нём,
способен сознательно и созидательно действовать в культуре.
В течение многих лет наша школа работает в метаметодической модели
культуротворческой школы. Мы хотим видеть своё учреждение, построенное на
определённых принципах:
- целостности, что предполагает видение всего образовательного процесса в единстве
учебных дисциплин, дающих полную картину мира;
- гуманистической направленности;
- приоритетности ценностного знания;
- открытости и саморазвития.
Реализация этих принципов помогает развить у ребёнка нестандартное мышление.
Традиционная система обучения, где каждый предмет строится в логике отдельной науки,
транслирует разрозненные знания, которые остаются не всегда востребованными в жизни.
Поэтому именно интеграционные процессы, понимаемые в широком смысле, являются
приоритетными в современной системе образования. Реализация этих процессов
обеспечивается метаметодическим подходом к процессу обучения и воспитания. Он
обеспечивает целостность видения мира, формирование ребёнка в логике становления
личности, где на каждом возрастном этапе воссоздаётся образ мира и человека в нём, т.е.
осуществляется творение культуры, в котором происходит раскрытие, развитие и
становление личности.
Я- учитель начальных классов и воспитатель группы продлённого дня , работаю с детьми
самой младшей ступени, преподаю сама почти все учебные дисциплины с 1 по 4 класс.
Работая по преемственности между начальной школой и средним звеном, я пришла к
выводу о необходимости интеграции на уроках для формирования у учащихся умений
работы над нестандартными видами задач. Увидела проблему : когда учащиеся начинают
в старших классах изучать ряд новых предметов, таких как физика, химия, черчение,
алгебра, геометрия, на ребят «обрушивается» водопад незнакомых понятий, усвоение
которых вызывает немалые трудности, а самое главное, что у них не развито
пространственное мышление, формирование которого происходит до 11-12 лет. Работа
над развитием пространственного мышления лежит в основе формирования
метапредметных результатов.
Реализация этого проходит в группе продлённого дня, так как отдельного часа в
математике в программе нет.
Научный руководитель нашей школы – доктор педагогических наук, профессор кафедры
методики преподавания математики РГПУ имени Герцена – Наталья Семёновна
Подходова предложила для решения совместный курс, его цели и задачи, основные
аспекты методики обучения в начальной школе, требования и к отбору содержания, и к
организации деятельности учащихся. И с 2003 года под руководством Н.С.Подходовой я
работаю по этой программе над развитием пространственных представлений. Это база
формирования большинства понятий в начальной школе.
Особенностями уроков в культуротворческой школе являются:
- включение нестандартных заданий на любом этапе занятия,
- создание учебной доминанты,
- выявление субъектного опыта ребёнка,
- этап актуализации знаний,
- личностно-значимые задания,
- творческий характер заданий,
- самостоятельная работа на занятии,
- этап рефлексии.
В результате работы по данному направлению учащиеся овладевают умениями
оперировать пространственными образами : мысленно изменять положение объекта,
мысленно изменять его структуру, а это базовые умения для работы в пространстве. Дети
приобретают знания, не только требуемые в традиционной программе, но и для решения
нестандартных задач.
При работе над нестандартными видами задач в начальной школе важно осуществлять
смену деятельности и использовать разные модальности.
1. - Первым этапом развития пространственного мышления является ВЫДЕЛЕНИЕ
ОБЪЕКТА НА ФОНЕ. Это база восприятия пространства. Приведу пример подобного
задания. Оно может служить доминантой на занятии.
«На рисунке нужно найти, раскрасить и сосчитать всех лесных обитателей»
При выполнении этого задания у учащихся подключаются разные каналы восприятия.
- Затем предлагаем ребятам нестандартную ситуацию выделения объекта на фоне.
Задание такого характера:
« Определите, из каких механизмов собран аппарат, который может летать, плавать,
гудеть и многое другое. Через кальку обведи по очереди все спрятанные механизмы».
При выполнении этого задания целесообразно использовать кальку, так как это
нестандартная ситуация.
В ВПР встречается задания под № 2 и ребятам уже не составляет труда рассмотреть
иллюстрацию и выделить для решения задачи все данные.
2. - На занятиях мы рассматриваем ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ
ВЫДЕЛЯЕМЫМИ ОБЪЕКТАМИ.
Примером являются задания такого вида:
«Каркуша, Филя и Степаша нарисовали картинки к одним и тем же строчкам из сказки
«Колобок». Какие предметы вы видите на рисунках? Совпадают ли рисунки друзей?»
При выполнении этого задания подключаем мотивацию: «почему важно изучать
пространственные отношения?»
Можно предложить ученикам заполнить такую таблицу, отвечая на вопрос – «На каком из
рисунков друзей предметы расположены так?»
Выполняя нестандартные задания такого вида, мы развиваем неоднозначность мышления
(вариативность), а это основа творческого мышления.
Отвечая на вопросы этого задания – «Кто справа от девочки? Кто слева от неё?», ребята
учатся ориентироваться в пространстве, когда у одушевлённого объекта есть левая и
правая ориентация и точка отсчёта находится в нём.
В ВПР предлагается задание № 10, которое направлено на овладение основами
пространственного воображения. Оно предполагает описание взаимного расположения
предметов в пространстве и на плоскости.
На некоторых этапах занятия мы учимся ОПРЕДЕЛЯТЬ ФОРМУ ОБЪЕКТА И
СОЗДАВАТЬ ОБРАЗ. Это составляющая пространственного мышления.
Одним из примеров является игра «Кот в мешке».
« Жили – были в одной квартире нужные и важные вещи. Однажды они поспорили, кого
из них хозяйка сможет узнать в темноте. Чтобы решить, кто прав, предметы спрятались в
2 мешка, и доставать их пришлось на ощупь. Это неудобно, проверьте сами.
А) выбери, не доставая, любой предмет из первого мешка. Определи на ощупь его форму.
Вылепи модель такой формы из пластилина. Как ты думаешь что это?
Б) определи на ощупь остальные предметы из этого мешка. Вылепи их.
В) отложи одну из вылепленных моделей. Достань, не глядя, из второго мешка предмет
такой же формы.
Сделай то же с другими моделями и предметами.
Выполняя это задание, учащиеся определяют на ощупь форму предметов, а затем лепят из
пластилина модели такой же формы.
Развивающая цель этого задания – создание пространственного образа, как одного из
основных умений, требующих развития пространственного мышления. Эффективность
задания в том, что мы используем « осязание в движении», так как кинестетические
ощущения являются первичными по отношению к зрительным. Это основа создания
образа.
Учебная цель – знакомство с формой.
Решение ребятами заданий такого вида закладывает фундамент успешного выполнения
упражнений ВПР под № 5, где проверяется умение исследовать, распознавать и
изображать геометрические фигуры.
На заключительном этапе мы учимся ОПЕРИРОВАТЬ ПРОСТРАНСТВЕННЫМИ
ОБРАЗАМИ.
Учимся выполнять задания такого вида:
«Разноцветный кубик с точками на некоторых гранях подбросили вверх и он упал так,
как показано на рисунке. Восстановите изображение на его видимой грани.»
Развивающая цель – оперирование образом и развитие творческих способностей
учащихся.
Задания ВПР под №9 и 11 связано с овладением основами логического и
алгоритмического мышления.
Вывод: успешное выполнение обучающимися заданий №10 и 11 в ВПР в совокупности с
высокими результатами по остальным заданиям говорит о целесообразности построения
для таких учеников индивидуальных образовательных траекторий в целях развития их
математических способностей.