Напоминание

"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями икультурой своего народа".


Автор: Болонова Юлия Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 58"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями икультурой своего народа".
Раздел: дошкольное образование





Назад




«

Нравственно-патриотическое воспитание

дошкольников через ознакомление с традициями и

культурой своего народа

« Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте, и такой

фундамент — это патриотизм.… Это уважение к своей истории и традициям,

духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и

уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории

России». В .В .Путин.

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима

какими бы то ни было материальными благами .Одной из основных

задач духовно нравственного воспитания дошкольников является

формирование у детей общего представления о культуре русского

народа, её богатстве и разнообразии, красоте и благородстве.

Проблема воспитания гражданина-патриота древняя, как мир. Она

встала перед человечеством, когда возникло первое государство.

Патриотизм в современных условиях — это, с одной стороны,

преданность своему отечеству, а с другой — сохранение культурной

самобытности своего народа. Меняются времена, эпохи, люди. В

современном мире часто звучат слова: «падение нравственности»,

«деградация общества». В наш век информационных технологий не

обошла проблема патриотического воспитания, вечным остается

стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.

Поэтому, в соответствии с требованием ФГОС ДО, работа воспитателя в

ДОО должна быть направлена на объединение обучения и воспитания в

целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных

ценностей. В период старшего дошкольного возраста развиваются

высокие социальные мотивы и благородные чувства. Знакомство детей

с историко-культурными, национальными, природными особенностями

формирует у них такие черты характера, которые помогут стать

патриотами и гражданами своей Родины. Ведь, яркие впечатления о

родной природе, об истории родного края, полученные в детстве,

нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Сегодня ,в наше сложное время, когда идет информационная война

против нашей Родины ,искажается ее история, как никогда стали

актуальны вопросы патриотического воспитания детей. В современном

мире дети мало знают о своей семье, стране, родном городе,

особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям..

Мы родились и живем во время больших перемен, когда над

человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность

утраты нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются

обычаи, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколения.

Сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе русской

национальной культуры, на собрании национальных достижений.

Одной из основных задач духовно-нравственного воспитания

дошкольников является формирование у детей общего представления о

культуре русского народа, ее богатстве и разнообразии, красоте и

благородстве. Народная культура - кладезь мудрости и опыта, предмет

нашей национальной гордости. Именно поэтому, в дошкольном детстве

необходимо научить ребенка чувствовать и любить родную землю,

родную природу, свой народ, ценить духовное богатство, ум, талант и

мудрость народную. Воспитать чувство национального патриотизма,

гордости за свою страну

Много нас живет на родной земле. И все мы такие разные. Много

разных народов на земле и в нашей стране. У каждого свои обычаи,

песни, сказки, предания, традиции. И очень важно ценить и понимать

других людей.

Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать

бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.

Работая с детьми ,я серьёзно задумалась над проблемой приобщения

детей к истокам русской народной культуры. Изучила возможность

использования исторических и культурных ценностей (это и устное, и

музыкальное народное творчество, бытовые обряды, традиции, обычаи, а

также художественные промыслы и ремёсла) в работе с детьми дошкольного

возраста и определила задачи и содержание работы.

При разработке методики учитывалось, что необходимым условием

является взаимосвязь разных задач, условия фронтального и

индивидуального воздействия, а также игровые формы для обобщения и

закрепления полученных знаний.

Целями работы с детьми по приобщению к истокам русской культуры

являются:

восстановление преемственности в восприятии и освоении традиционной

отечественной культуры;

формирование у дошкольников системы элементарных

представлений о культуре и истории Отечества;

воспитание положительного отношения и интереса к

культурно-историческим ценностям;

подведение детей к осознанию собственной принадлежности к

Родине, Отечеству и ощущению себя частью большого человеческого

сообщества; развитие социальной активности детей: желание в меру своих

возможностей участвовать в событиях окружающей социальной

действительности.

Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от

рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную

жизнь. Обязательные для всего общества, они духовно сплачивали

народ.

Эффективным средством приобщения детей к народным традициям

являются элементы этнографической культуры (народные праздники и

игры, фольклор, народно – прикладное искусство), вобравшие в себя

педагогические сведения и воспитательный опыт русского народа.

Детей старшего дошкольного возраста необходимо знакомить с

народными праздниками и календарем. Он собрал в себя природный круг

всех циклов жизнедеятельности человека на земле, вобрав в себя все

краски народной жизни, праздники, народные ремесла – помогает нам

построить свою работу с детьми по естественному циклу, например:

осень – сбор урожая, осенние праздники, народное гулянье, за ней зима:

Святки, Рождество, Новый год – зимние праздники и обряды, Масленица

– проводы зимы и лето – с хороводами и песнями вокруг зеленой

березки. Природа не умирает, а совершает обычный круг жизни.

Трудно переоценить воспитательное значение народных игр. Вот

почему педагог должен уметь использовать их в учебно-воспитательном

процессе. В детских играх сохранились отголоски древней старины,

реалии ушедшего быта. В народных играх сохранился колорит обычаев,

оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и

содержание разговорных текстов. Игра - удивительно разнообразная и

богатая сфера деятельности детей.

Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и

поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно

входить в курс образования и воспитания каждого ребенка .Сказки

всегда были самым эффективным способом общения с детьми.

Они формировались на протяжении веков, впитали в себя культуру

народа, в них отражены нравственные принципы и общечеловеческие

ценности. Мир в сказках показан многогранным и противоречивым, но в

них всегда говорится о том, что есть выход из самой трудной, казалось

бы, не разрешимой ситуации. Многие народные сказки внушают

уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм

сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение.

Слушая сказочные истории, дети связывают их со своей жизнью,

стремятся воспользоваться примером положительных героев для борьбы

со своими страхами, черпают в них надежду. Сказки дают ребенку

поддержку, которая будет нужна ему на всем жизненном пути.

Большое значение необходимо придавать русским пословицам,

поговоркам, загадкам, потешкам и прибауткам. Они «живут» веками на

страницах книг. Народ вложил в содержание пословиц все свои чувства.

Они, как и люди их создавшие, веселятся, грустят и плачут и

предостерегают, являются камертоном внутренней искренности. Ни в

одном другом жанре фольклора жизнь не отражена так широко и

многогранно, как в пословицах и поговорках. Они пронизаны чувством

глубочайшей любви и преданности Родине. В пословицах много

материала практического характера: житейские советы, пожелания в

труде, приветы, осуждения

Необходимо формировать у детей чувства гордости за историю

развития своей страны и своего народа. Знакомить дошкольников со

своей страной Россией, столицей России-Москвой и её

достопримечательностями, городами нашей необьятной родины.

Необходимо изучать народные ремесла: Хохлому, Гжель, Дымковскую и

Филимоновскую игрушки и т. д. Народное творчество — это

неисчерпаемый источник эстетического, нравственного,

патриотического воспитания дошкольников.

Кроме того, знакомство с культурой народов ближайшего

национального окружения – это самый верный путь воспитания

уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и

этики межнационального общения, что особенно актуально в условиях

Российской Федерации. Этнонациональная культура помогает

сформировать у малышей эмоционально-положительное отношение к

самому факту существования разных народов, языков, культур, понять,

что мир прекрасен в многообразии и встреча с любой из культур дарит

радость открытий.

Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи,

неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России и

только потом жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к

далекому. Педагог должен постепенно подвести ребенка к пониманию

того, что у каждого россиянина есть своя малая родина – местечко

(город, село), привязанность к которому он испытывает с детства, и

вместе с тем – большая Родина – Россия, Российская Федерация И

каждому из нас надо уметь быть ей полезным, а для этого надо многое

знать и уметь, с детства совершать такие дела, которые были бы на благо

своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем и всей страны.

Работа по нравственно - патриотическому воспитанию должна вестись

совместно с семьей. Старая истина – нельзя вырастить патриота, если

непатриотичны отец с матерью.. Работа с семьей в области патриотического

воспитания детей требует серьезного осмысления, нетрадиционных подходов

и форм, иначе усилия педагогов окажутся напрасными. Необходима система

работы, включающая занятия по развитию речи, ознакомление с

окружающим, занятия по ручному труду и изобразительной деятельности, по

ознакомлению с народной культурой и её традициями, дидактические и

сюжетно-ролевые игры, развлечения. В процессе работы по нравственно -

патриотическому воспитанию детей решаются также задачи их эстетического

воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают

яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и

стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут

радоваться или печалится, ощущать свою причастность к героическому.

Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно

наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что

хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства.

Обобщая сказанное, можно заключить, что вся наша работа направлена

на активное приобретение культурного богатства русского народа. В основе

человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение

ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его

духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя

на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических

позиций.

Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима

какими бы то ни было материальными благами. Традиции-хранители

народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные

традиции. Может встать под сомнение само существование народа.



В раздел образования