Автор: Болонова Юлия Вячеславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 58"
Населённый пункт: Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с традициями икультурой своего народа".
Раздел: дошкольное образование
«
Нравственно-патриотическое воспитание
дошкольников через ознакомление с традициями и
культурой своего народа
« Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте, и такой
фундамент — это патриотизм.… Это уважение к своей истории и традициям,
духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и
уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории
России». В .В .Путин.
Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима
какими бы то ни было материальными благами .Одной из основных
задач духовно нравственного воспитания дошкольников является
формирование у детей общего представления о культуре русского
народа, её богатстве и разнообразии, красоте и благородстве.
Проблема воспитания гражданина-патриота древняя, как мир. Она
встала перед человечеством, когда возникло первое государство.
Патриотизм в современных условиях — это, с одной стороны,
преданность своему отечеству, а с другой — сохранение культурной
самобытности своего народа. Меняются времена, эпохи, люди. В
современном мире часто звучат слова: «падение нравственности»,
«деградация общества». В наш век информационных технологий не
обошла проблема патриотического воспитания, вечным остается
стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.
Поэтому, в соответствии с требованием ФГОС ДО, работа воспитателя в
ДОО должна быть направлена на объединение обучения и воспитания в
целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных
ценностей. В период старшего дошкольного возраста развиваются
высокие социальные мотивы и благородные чувства. Знакомство детей
с историко-культурными, национальными, природными особенностями
формирует у них такие черты характера, которые помогут стать
патриотами и гражданами своей Родины. Ведь, яркие впечатления о
родной природе, об истории родного края, полученные в детстве,
нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Сегодня ,в наше сложное время, когда идет информационная война
против нашей Родины ,искажается ее история, как никогда стали
актуальны вопросы патриотического воспитания детей. В современном
мире дети мало знают о своей семье, стране, родном городе,
особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям..
Мы родились и живем во время больших перемен, когда над
человечеством нависла угроза духовного оскудения личности, опасность
утраты нравственных ориентиров: рушатся традиции, забываются
обычаи, рвутся нити, связывающие старшее и младшее поколения.
Сейчас очень актуальна проблема воспитания детей на основе русской
национальной культуры, на собрании национальных достижений.
Одной из основных задач духовно-нравственного воспитания
дошкольников является формирование у детей общего представления о
культуре русского народа, ее богатстве и разнообразии, красоте и
благородстве. Народная культура - кладезь мудрости и опыта, предмет
нашей национальной гордости. Именно поэтому, в дошкольном детстве
необходимо научить ребенка чувствовать и любить родную землю,
родную природу, свой народ, ценить духовное богатство, ум, талант и
мудрость народную. Воспитать чувство национального патриотизма,
гордости за свою страну
Много нас живет на родной земле. И все мы такие разные. Много
разных народов на земле и в нашей стране. У каждого свои обычаи,
песни, сказки, предания, традиции. И очень важно ценить и понимать
других людей.
Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать
бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Работая с детьми ,я серьёзно задумалась над проблемой приобщения
детей к истокам русской народной культуры. Изучила возможность
использования исторических и культурных ценностей (это и устное, и
музыкальное народное творчество, бытовые обряды, традиции, обычаи, а
также художественные промыслы и ремёсла) в работе с детьми дошкольного
возраста и определила задачи и содержание работы.
При разработке методики учитывалось, что необходимым условием
является взаимосвязь разных задач, условия фронтального и
индивидуального воздействия, а также игровые формы для обобщения и
закрепления полученных знаний.
Целями работы с детьми по приобщению к истокам русской культуры
являются:
восстановление преемственности в восприятии и освоении традиционной
отечественной культуры;
формирование у дошкольников системы элементарных
представлений о культуре и истории Отечества;
воспитание положительного отношения и интереса к
культурно-историческим ценностям;
подведение детей к осознанию собственной принадлежности к
Родине, Отечеству и ощущению себя частью большого человеческого
сообщества; развитие социальной активности детей: желание в меру своих
возможностей участвовать в событиях окружающей социальной
действительности.
Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от
рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную
жизнь. Обязательные для всего общества, они духовно сплачивали
народ.
Эффективным средством приобщения детей к народным традициям
являются элементы этнографической культуры (народные праздники и
игры, фольклор, народно – прикладное искусство), вобравшие в себя
педагогические сведения и воспитательный опыт русского народа.
Детей старшего дошкольного возраста необходимо знакомить с
народными праздниками и календарем. Он собрал в себя природный круг
всех циклов жизнедеятельности человека на земле, вобрав в себя все
краски народной жизни, праздники, народные ремесла – помогает нам
построить свою работу с детьми по естественному циклу, например:
осень – сбор урожая, осенние праздники, народное гулянье, за ней зима:
Святки, Рождество, Новый год – зимние праздники и обряды, Масленица
– проводы зимы и лето – с хороводами и песнями вокруг зеленой
березки. Природа не умирает, а совершает обычный круг жизни.
Трудно переоценить воспитательное значение народных игр. Вот
почему педагог должен уметь использовать их в учебно-воспитательном
процессе. В детских играх сохранились отголоски древней старины,
реалии ушедшего быта. В народных играх сохранился колорит обычаев,
оригинальность самовыражения народа, своеобразие языка, формы и
содержание разговорных текстов. Игра - удивительно разнообразная и
богатая сфера деятельности детей.
Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и
поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно
входить в курс образования и воспитания каждого ребенка .Сказки
всегда были самым эффективным способом общения с детьми.
Они формировались на протяжении веков, впитали в себя культуру
народа, в них отражены нравственные принципы и общечеловеческие
ценности. Мир в сказках показан многогранным и противоречивым, но в
них всегда говорится о том, что есть выход из самой трудной, казалось
бы, не разрешимой ситуации. Многие народные сказки внушают
уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм
сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение.
Слушая сказочные истории, дети связывают их со своей жизнью,
стремятся воспользоваться примером положительных героев для борьбы
со своими страхами, черпают в них надежду. Сказки дают ребенку
поддержку, которая будет нужна ему на всем жизненном пути.
Большое значение необходимо придавать русским пословицам,
поговоркам, загадкам, потешкам и прибауткам. Они «живут» веками на
страницах книг. Народ вложил в содержание пословиц все свои чувства.
Они, как и люди их создавшие, веселятся, грустят и плачут и
предостерегают, являются камертоном внутренней искренности. Ни в
одном другом жанре фольклора жизнь не отражена так широко и
многогранно, как в пословицах и поговорках. Они пронизаны чувством
глубочайшей любви и преданности Родине. В пословицах много
материала практического характера: житейские советы, пожелания в
труде, приветы, осуждения
Необходимо формировать у детей чувства гордости за историю
развития своей страны и своего народа. Знакомить дошкольников со
своей страной Россией, столицей России-Москвой и её
достопримечательностями, городами нашей необьятной родины.
Необходимо изучать народные ремесла: Хохлому, Гжель, Дымковскую и
Филимоновскую игрушки и т. д. Народное творчество — это
неисчерпаемый источник эстетического, нравственного,
патриотического воспитания дошкольников.
Кроме того, знакомство с культурой народов ближайшего
национального окружения – это самый верный путь воспитания
уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и
этики межнационального общения, что особенно актуально в условиях
Российской Федерации. Этнонациональная культура помогает
сформировать у малышей эмоционально-положительное отношение к
самому факту существования разных народов, языков, культур, понять,
что мир прекрасен в многообразии и встреча с любой из культур дарит
радость открытий.
Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи,
неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России и
только потом жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к
далекому. Педагог должен постепенно подвести ребенка к пониманию
того, что у каждого россиянина есть своя малая родина – местечко
(город, село), привязанность к которому он испытывает с детства, и
вместе с тем – большая Родина – Россия, Российская Федерация И
каждому из нас надо уметь быть ей полезным, а для этого надо многое
знать и уметь, с детства совершать такие дела, которые были бы на благо
своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем и всей страны.
Работа по нравственно - патриотическому воспитанию должна вестись
совместно с семьей. Старая истина – нельзя вырастить патриота, если
непатриотичны отец с матерью.. Работа с семьей в области патриотического
воспитания детей требует серьезного осмысления, нетрадиционных подходов
и форм, иначе усилия педагогов окажутся напрасными. Необходима система
работы, включающая занятия по развитию речи, ознакомление с
окружающим, занятия по ручному труду и изобразительной деятельности, по
ознакомлению с народной культурой и её традициями, дидактические и
сюжетно-ролевые игры, развлечения. В процессе работы по нравственно -
патриотическому воспитанию детей решаются также задачи их эстетического
воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают
яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и
стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут
радоваться или печалится, ощущать свою причастность к героическому.
Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно
наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что
хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства.
Обобщая сказанное, можно заключить, что вся наша работа направлена
на активное приобретение культурного богатства русского народа. В основе
человеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение
ребёнком совокупности культурных ценностей способствует развитию его
духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя
на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно – патриотических
позиций.
Ценность народных традиций огромна, а их утрата невосполнима
какими бы то ни было материальными благами. Традиции-хранители
народной культуры, заветов народа. Если полностью утеряны все народные
традиции. Может встать под сомнение само существование народа.