Автор: Суслова Елена Вадимовна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: ГБДОУ "Детский сад №3" компенсирующего вида
Населённый пункт: г. Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: Познавательно-творческий проект
Тема: «Книжкина неделя»
Раздел: дошкольное образование
Познавательно-творческий проект
«Книжкина неделя»
Проект подготовила:
Воспитатель высшей категории
Суслова Елена
Вадимовна
г. Дзержинск, 2023 год
Информационная карта проекта:
Тип проекта:
Информационный, познавательный, творческий
База, на которой реализуется
проект:
Государственное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение «Детский сад №3»
компенсирующего вида
Участники проекта:
Дети подготовительной группы №6,
родители воспитанников группы,
логопед: Кудрявцева О. В.,
воспитатели: Суслова Е. В., Рычагова Н.С.
музыкальный руководитель: Костина И.Е.
Сроки реализации проекта:
ноябрь 2020 года
Цель проекта:
Воспитание любви к детской художественной
литературе, привитие интереса к чтению.
Задачи проекта:
1.
Формировать у детей представление о роли
книги в жизни человека.
2.
Познакомить детей с различными жанрами
детской художественной литературы.
3.
Дать детям знания о роли и назначении
библиотеки.
4.
Обогащать детско-родительские отношения
совместным опытом.
5.
Воспитывать у детей любовь и бережное
отношение к книгам.
6.
Вызвать интерес к конкурсу чтецов, к
участию в выставке детских работ.
Ожидаемые результаты:
Повышение интереса к чтению детских книг.
Формирование представлений у детей о
значении книги в жизни человека.
Обогащение словаря детей такими
понятиями, как библиотека, библиотекарь,
библиотечные формуляры.
Воспитание у детей бережного отношения к
книгам.
Вовлечение детей и родителей в совместную
творческую деятельность: изготовление
книжек-малышек, ремонт повреждённых
книг.
Педагогические технологии:
метод проекта;
исследовательские методы;
информационно-коммуникативные
технологии;
метод моделирования;
игровые методы;
мнемотехника;
обучение в сотрудничестве.
«Любите книгу всей душой!
Она не только ваш лучший друг,
но и до конца верный спутник»
М. Шолохов.
Актуальность проблемы:
В последнее время во всём мире значительно снизился интерес к книге. У нас, некогда
самой читающей нации в мире, чтение перестаёт быть безусловной национальной ценностью.
Современный человек активно осваивает аудиовизуальную культуру. Книга постепенно уходит
на второй план, чтение перестаёт быть процессом воспитания собственной души, требующим
от человека большой работы ума и сердца, переживания, осмысления. Значение хорошей книги
в жизни человека сложно переоценить.
Она помогает нам разбираться в сложных
обстоятельствах жизни, учит нас уважать человека и правильно оценивать самих себя. Чтение
развивает интеллект, формирует духовно зрелую, образованную личность.Читающий человек –
мыслящий человек. Вот почему так важно прививать детям любовь к книге, начиная с
дошкольного возраста. Ведь книга способствует расширению горизонта детского знания о
мире, помогает ребёнку усвоить образцы поведения, воплощённые в тех или иных
литературных героях, формирует начальные представления о прекрасном.
Проблемы, на решение которых направлен проект:
Низкая заинтересованность детей детской художественной литературой;
Много современных книг с мультипликационными героями разных стран, не
имеющие нравственного стержня;
Повышение профессионального уровня педагогов ДОУ, раскрытие их.
Гипотеза проекта:
Проведение «Недели книги» позволит реализовать новые формы взимодейстаия всех
субъектов образовательного процесса.
Педагогические принципы:
Принцип культуроообразности;
Принцип гуманистической ориентации;
Принцип опоры на эмоционально чувственную сферу ребенка.
Технология (механизм реализации проекта):
1 этап – подготовительный
С чего все начиналось.
Нам в группу родители принесли разные книги. У детей сразу возникли вопросы. Какие
бывают книги? Как они появились?
Была сформирована проблема 3 вопросов: Что мы знаем о книгах? Что хотим узнать? Где
узнать ответы на вопросы?
Что мы знаем о книгах?
Что мы хотим узнать?
Где узнать ответы на
ваши вопросы?
Бывают книги разных
размеров: большие и
маленькие, толстые и
тонкие.
Книги пишут писатели.
В книгах есть картинки.
Есть книги для детей,
есть для взрослых.
Как и когда появилась
первая книга, в какой
стране.
Какие еще бывают
книги.
Как их печатают.
Кто иллюстрирует книги.
Как самостоятельно
изготовить книжку.
Спрошу у мамы и папы.
Расскажет воспитатель.
Нужно посмотреть в
книжке.
Есть все в компьютере.
Посмотреть в журнале.
Для реализации задач был составлен следующий план:
Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Детские
писатели».
Подбор загадок, пословиц о книге.
Подбор книг по жанрам: детские сказки, стихи, рассказы, книжки-малышки,
энциклопедии, детские журналы.
Проведение Единого Областного Дня Чтения.
Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в прошлое книги».
Занятие по конструированию «Книжки-малышки».
Занятие по изобразительной деятельности «Закладки».
Ремонт поврежденных книг в книжном уголке «Книжкина больница».
Оформление выставки детских энциклопедий «Самые умные книги».
Информирование родителей о предстоящей деятельности, а также рекомендации.
2 этап - основной
Совместная деятельность взрослого и детей осуществляется с учетом интеграции
образовательных областей.
Познание
□
Беседы на тему: «Как появилась первая книга», «Где появился первый печатный
станок», «Любимые книги разных стран», «Люди, которые трудятся над созданием
книги», «Что такое библиотека?»
□
Ситуативный разговор: «Нужно ли беречь книгу?»
□
Показ презентации-викторины «Угадай сказку».
□
Интеллектуальная игра-викторина «Путешествие в страну сказок».
Коммуникация
□
Составление с детьми творческих рассказов: «История одной книги»,
«Мой поход в библиотеку».
□
Составление словесных описательных рассказов: «Угадай, что за сказка?», «Моя
любимая книжка» (по мнемотаблицам).
□
Создание альбома с авторскими рассказами и стихами детей и родителей.
□
Сказки от вопроса: “Что было бы, если бы…” (сочинить новый сюжет к известной
сказке)
Чтение художественной литературы
□
Использование малых фольклорных форм: прибауток, потешек, пословиц,
поговорок.
□
Чтение русских народных сказок, авторских рассказов и стихов для детей.
□
Проведение Единого Дня Чтения «Добрые, добрые сказки».
□
Участие в конкурсе чтецов.
Художественное творчество
□
Рисование: «Портрет любимого героя», «Моя любимая сказка». «Обложка моей
любимой книги».
□
Знакомство с художниками-иллюстраторами: И. Я. Билибин, В. Г. Сутеев, Ю. А.
Васнецов, В. А. Чижиков, Е. И. Чарушин, Е. М. Рачёв, И. М. Семёнов.
□
Ручной труд: изготовление книжек- малышек.
□
Лепка: «Герои любимых сказок».
Социализация
□
Сюжетно-ролевые игры: «Библиотека», «Книжный магазин».
□
Дидактические игры: «От каждого по словечку», «Задай вопрос герою».
□
Развивающие игры: «А если бы…», «Хорошо-плохо», «Придумывание нового
названия сказки», «Придумывание нового конца сказки».
Безопасность
Большое внимание уделять правилам безопасного поведения в мастерской (работа с
ножницами, степлером).
Физическое развитие
□
Подвижные игры со сказочными персонажами: «Хитрая лиса», «Бездомный заяц»,
«Волк во рву», «Два Мороза» и др.
Музыка:
□
Слушание песен на сказочную тематику.
□
Слушание музыки из балета «Щелкунчик».
□
Пение песен из мультфильмов.
Работа с родителями
□
Оформление альбома: «Книжкина неделя».
□
Рекомендации для родителей: «Роль книги в воспитании дошкольников».
□
Разработали маршруты выходного дня (посещение библиотеки).
□
Рекомендовали родителям «издать» вместе с детьми семейную книгу «Рассказы о
домашних животных»
3 этап – заключительный
Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных
знаний, формулировка выводов. К опыту работы будут приобщены лучшие работы детей,
фотоматериалы и итоговое мероприятие по проведению проектной недели.
В ходе реализации проекта «Книжкина неделя» предполагаемые результаты были
достигнуты:
В результате проекта дети познакомились с творчеством детских писателей.
Дети узнали, что такое библиотека, многие записались в ближайшие по месту
жительства библиотеки.
Был проведён ЕДЧ и организованы для детей тематические выставки.
Дети научились делать книжки – малышки и ремонтировать книги.
Детьми были созданы творческие работы по прочитанным произведениям.
Родители воспитанников познакомились с информацией по воспитанию у детей любви
к чтению.
Выводы:
У детей повысился познавательный уровень и интерес к книгам.
Родители активно участвовали в организованных мероприятиях детского сада,
проявляли инициативу.
Воспитатели имели возможность повысить свой профессиональный уровень,
совершенствовать свои творчески способности.
Все участники образовательного процесса получили массу положительных эмоций.